Разработка модели расчета надежности покрытия на основании измерения эксплуатационного состояния автомобильной дороги
- Авторы: Буртыль Ю.В.1, Капский Д.В.1, Филиппова Н.А.2,3,4, Неретин А.А.3
-
Учреждения:
- Белорусский национальный технический университет
- ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
- ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
- Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ФИЦ ЯНЦ СО РАН)
- Выпуск: Том 15, № 1 (2025)
- Страницы: 198-213
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 31.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2328-1391/article/view/298896
- DOI: https://doi.org/10.12731/2227-930X-2025-15-1-355
- EDN: https://elibrary.ru/QBSOXN
- ID: 298896
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Основная цель исследования заключалась в создании модели, позволяющей более точно оценивать эксплуатационные характеристики автомобильных дорог, используя данные, собранные в течение более 20 лет. В качестве обоснования для данного исследования служит необходимость улучшения методов оценки состояния дорожных покрытий, особенно в контексте возрастающих требований к безопасности и качеству транспортной инфраструктуры. Оценка состояния дорог является важной задачей для нормирования и планирования их ремонта и обслуживания, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения и экономию бюджетных средств.
Цель – практическое улучшения методов работы с дорожной инфраструктурой, повышения её надежности и безопасности, что крайне важно для всех пользователей дорог.
Материалы и методы. На основании теоретико-экспериментальных исследований разработана линейная модель расчета надежности дорожного покрытия. Данная предлагаемая линейная модель получила и экспериментальное подтверждение, в результате которого установлены расчетные коэффициенты корреляции для закона распределения.
Результаты. Была разработана надежная линейная модель, которая была экспериментально подтверждена. В ходе работы были установлены расчетные коэффициенты корреляции для закона распределения, что позволяет применять полученные результаты в реальных условиях эксплуатации дорожных покрытий. Модель учитывает различные факторы, такие как нагрузки и влияние погодных условий, что делает ее практически применимой для оценки состояния дорожных покровов и определения необходимых мероприятий по их ремонту.
Ключевые слова
Об авторах
Юрий Валерьевич Буртыль
Белорусский национальный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: burtyl76@mail.ru
SPIN-код: 4386-2676
кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортные системы и технологии»
Россия, пр. Независимости, 65, Минск, Минская область, БеларусьДенис Васильевич Капский
Белорусский национальный технический университет
Email: d.kapsky@gmail.com
SPIN-код: 5383-4582
доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Транспортные системы и технологии»
Россия, пр. Независимости, 65, Минск, Минская область, БеларусьНадежда Анатольевна Филиппова
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»; ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»; Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ФИЦ ЯНЦ СО РАН)
Email: umen@bk.ru
SPIN-код: 3782-8051
доктор технических наук, профессор
Россия, ул. Белинского, 58, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000, Российская Федерация; Ленинградский проспект, 64, г. Москва, 125319, Российская Федерация; ул. Петровского, 2, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677027, Российская ФедерацияАлександр Андреевич Неретин
ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Email: neretin.sasha@gmail.com
SPIN-код: 3474-3633
кандидат технических наук, доцент
Россия, Ленинградский проспект, 64, г. Москва, 125319, Российская ФедерацияСписок литературы
- International roughness index. Uses and comparison with other jurisdictions: Report of Infrastructure System Engineer: Alberta Infrastructure Transportation and Civil Engineering Division; Director Roy Jurgens; prepared by Moh Ashraf. (2000). Edmonton. 12 p.
- Hadiwardoyo, S. P., Correia, A. G., & Pereira, P. (2015). Road Deterioration Analysis for the National Roads of Indonesia. In Materials of the 14th International Conference on QIR (Quality in Research) (pp. 32–41). Lombok.
- ТКП 059-2007. Автомобильные дороги. Правила устройства. (2007). Введ. 27.03.07. Минск: Минстройархитектуры. 68 с.
- Капский, Д. В., Филиппова, Н. А., Трофименко, Ю. В., & др. (2023). Оценка воздействия изменения климата и климатических рисков в транспортных системах. Москва: Техполиграфцентр. 248 с. EDN: https://elibrary.ru/ZIONTO
- Капский, Д. В., Пегин, П. А., & Буртыль, Ю. В. (2023). Особенности проектирования многослойных плоскостных конструкций. Бюллетень строительной техники, (9), 22–25. EDN: https://elibrary.ru/PCDIVV
- СН 3.03.04-2019. Автомобильные дороги. (2020). Введ. 26.12.2019. Минск: ГП «Белгипродор». 62 с.
- Капский, Д. В., Богданович, С. В., & Буртыль, Ю. В. (2023). Чувствительность транспортной отрасли к изменению климата. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия В. Промышленность. Прикладные науки, (1), 54–59. https://doi.org/10.52928/2070-1616-2023-47-1-54-59 EDN: https://elibrary.ru/YBWQOZ
- Пугачев, И. Н., Каменчуков, А. В., Капский, Д. В., & др. (2022). Управление безопасностью дорожной инфраструктуры. Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения. 147 с. EDN: https://elibrary.ru/VMPPFE
- De Luca, M. (2020). Evaluation of Runway Bearing Capacity Using International Roughness Index. Transportation Research Procedia, (45), 119–126. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2020.02.096 EDN: https://elibrary.ru/JXZXHN
- Bazhanov, A. P. (2019). General Issues of Assesing Reliability of Roads. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 632(1), 1–12. https://doi.org/10.1088/1757-899X/632/1/012012 EDN: https://elibrary.ru/NQALRM
- Буртыль, Ю. В. (2019). Автоматизированные системы проектирования дорожных одежд и особенности их использования в современных условиях. Автомобильные дороги и мосты, (2), 7–15.
- Нгуен, К. Т., & Северцев, Н. А. (2020). Модели расходования ресурсов при оценке остаточного ресурса технических объектов. Вопросы теории безопасности и устойчивости систем, (22), 120–135. EDN: https://elibrary.ru/JRLLDU
- Гончаренко, В. В., & Ромасюк, Е. А. (2012). О критериях оценки усталостной прочности дорожных асфальтобетонов. Вісник Донбаської національної академії будівництва і архітектури, (93), 172–178. EDN: https://elibrary.ru/AAPECT
- Бахрах, Г. С. (2008). Теоретические основы ремонта дорожных одежд нежесткого типа. В Дороги и мосты: сборник статей (вып. 20/2, с. 105–120). Москва: ФГУП «РОСДОРНИИ». EDN: https://elibrary.ru/JWEZSB
- Филиппова, Н. А. (2024). Научные пути решения проблем организации и планирования перевозок грузов в районах Крайнего Севера и Арктической зоны России. Интеллект. Инновации. Инвестиции, (2), 11–22. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-2-11 EDN: https://elibrary.ru/NWBZUF
- Филиппова, Н. А., Якубенко, Д. О., & Антонова, А. Л. (2019). Обеспечение безопасности перевозок грузов средствами мониторинга в Московском регионе по дорогам федерального значения. В Материалы XXI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (с. 82–88). Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина. EDN: https://elibrary.ru/XCJIQT
Дополнительные файлы
