КИБЕРСЕМИОТИКА АНАЛИЗА ДАННЫХ В ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены результаты исследования анализа данных педагогами и их руководителями в условиях цифровой образовательной среды (ЦОС). Планирование исследования базировалось на авторской трактовке пилотного эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды в регионах России, архитектуры данных цифровых образовательных платформ, эволюции поколений киберсемиотических систем аналитики данных и проблемы аналитики данных на цифровых образовательных платформах. Сама трактовка была определена концепцией кибернетики второго порядка. В статье проведено разграничение концептуальных пределов применимости киберсемиотики и постнеклассической семиотики для методологии моделирования массового и элитного образования. Это разграничение позволило акцентировать прагматическую функцию семиотики для анализа визуализированных данных ЦОС. Проведенное исследование зафиксировало дефициты в семиотических компетенциях педагогов для анализа данных при проектировании персонализированного образования и разработки педагогического дизайна конвергентно организованного образовательного контента.

Об авторах

Ольга Александровна Агатова

Российская академия образования

Email: olga_agatova@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией развития цифровой образовательной среды ул. Погодинская 8, Москва, 119121, Россия

Михаил Александрович Червонный

Томский государственный педагогический университет

Email: mach@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, профессор, директор центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования Ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061

Ксения Андреевна Ермолина

Карлов университет

Email: ermolina@gmail.com
аспирант факультета менеджмента, исследователь центра развития городов Ovocný trh 5, Прага, Чехия, 116 36

Список литературы

  1. Ардашкин, Суровцев 2019 – Ардашкин И. Б., Суровцев В. А. К вопросу об эпистемологии смарт-технологий и их визуализации: ведет ли смарт-образование к смарт-эпистемологии? // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 9–35.
  2. Брызгалина 2020 – Брызгалина Е. В. Социальный запрос на креативность в процессах и (или) в результатах образования: что именно можно измерять? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. C. 272–277.
  3. Вихман, Ромм 2021 – Вихман В. В., Ромм М. В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 22–32.
  4. Люрья 2020а– Люрья Н. А. Семиотическая диагностика: методология измерения эффективности трансформаций в образовании // Высшее образование в России. 2020. № 11.С. 122–127.
  5. Люрья 2020б – Люрья Н. А. Семиотическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. C. 283–287.
  6. Лобова, Понькина 2021 – Лобова С. В., Понькина Е. В. Онлайн-курсы: принять нельзя игнорировать // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 23–35.
  7. Лядов 2019 – Лядов Н. П. Киберсемиотика как феномен трансдисциплинарной научной парадигмы // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1 (3). С. 133–139.
  8. Макаренко и др. 2020 – Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Замятина О. М., Минаев Н. Н. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 113–121.
  9. Макаренко и др. 2021 – Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Волчкова И. В., Поздеева С. И., Семенова Н. А. Организация образовательной среды педагогического университета: концепты и сценарий изменений // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 131–138.
  10. Маркелова 2019 – Маркелова Т. В. Знак-прагмема как семиотическая доминанта аксиологического поля // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т. 10, №. 3. С. 581–592.
  11. Мелик-Гайказян И. , Мелик-Гайказян М. 2019 – Мелик-Гайказян И. В., Мелик-Гайказян М. В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172–193.
  12. Мелик-Гайказян 2021 – Мелик-Гайказян И. В. Мысленный эксперимент на оси синтактики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. С. 270–273.
  13. Сошенко 2020 – Сошенко И. И. Университеты в условиях изменений: запрос на социальные инновации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 161–167.
  14. Фиофанова 2022 – Фиофанова О. А. Стандарты цифровой образовательной среды и архитектура данных в образовании // Вестник МГПУ. Сер. Информатика и информатизация образования. 2022. № 1 (59). С. 37–46.
  15. Чошанов 2021 – Чошанов М. А. Дистанционное обучение с позиции наук об учении. Часть 1 // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 33–49.
  16. Brier 2012 – Brier S. Cybersemiotics: A New Foundation for a Transdisciplinary Theory of Consciousness, Cognition, Meaning and Communication // Biosemiotics. Dordrecht: Springer Netherlands, 2012. Vol. 1. С. 97–126.
  17. Fiofanova et al. 2020 – Fiofanova O. A., Panarin A. A., Klimin S. V. The Management Structure of Digital Educational Data Systems and Organizational Approaches to Modeling and Analysis of Educational Data in the Coun­tries of the World // Revista Tempos e Espacos Educacao. 2020. Vol. 13 (32). P. 1–28. doi: 10.20952/revtee.v13i32.14286
  18. Fiofanova, Toporkova 2020 – Fiofanova O. A., Toporkova E. S. International Analysis of National Databases of Educational Statistics and Analysis of the Technologies Educational Data in Countries of the World // Journal of Advanced Pharmacy Education & Research. 2020. Vol. 10 (3). P. 90–101.
  19. Foerster 2003 – Foerster Н. Understanding Understanding: Essays on Cybernetics and Cognition. Springer, 2003.
  20. Polonnikov et al. 2021 – Polonnikov A. A., Korchalova N. D., Korol D. Y. Visualization of Culture: Educational Implications // Education & Pedagogy Journal. 2021. Vol. 2. P. 18–35. doi: 10.23951/2782-2575-2021-2-18-35

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».