КУЛЬТУРА КАК ТЕКСТ И ПРОЕКТ В ПОСТСОВЕТСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен анализ семиотических аспектов значимых текстов и визуальных образцов в дискурсивной арт-практике постсоветского Казахстана. Литературоцентричность как универсальное свойство всей постсоветской визуальной культуры раскрывается на не изученном ранее материале, имеющем интермедиальную и интертекстуальную специфику. Анализ арт-дискурса осуществляется как на тематическом, так и на риторическом уровне с использованием верифицируемых для данных уровней научных методов (контент-анализ, метод критического дискурс-анализа, метод деконструкции). В результате арт-объекты постсоветского Казахстана с включенными в них текстами или их заменяющие проанализированы в локальном историко-политическом контексте. Выявлены три проекта: евразийский, пантюркский и либеральный, которые в качестве заданных интертекстов определили социальные и культурные границы и оценки казахстанских художников. Проекты имели свои исторические основы, они по-прежнему определяют реальную политику, а сами арт-идеи, возникшие в рамках этих проектов, находят медиальное отражение. В работе впервые в научной литературе доказывается, что медиальные эксперименты в практике казахстанского актуального искусства (тексты и перфомансы Сергея Маслова, Зияхана Шайгельдинова (Шай-Зии), Ербола Мельдибекова) задокументировали процесс происходящего, отразили травматичность самой реальности. Они в первый и единственный раз в общественном пространстве страны средствами арт-практики критиковали квазиреальный мир казахстанского общественного и культурного пространства. В самом казахстанском актуальном искусстве всегда было много текста и подтекста, который нередко непосредственно включался в арт-объекты и / или же их создавал. В статье прослеживается, что это были такие текстовые образчики, которые рождали свой смысл вместе с визуальной идеей в заданной точке времени, что можно назвать созданием дискурса. В работе также выявлено, что представители актуального казахстанского искусства использовали эстетику абсурда как механизм преобразования постсоветской обыденности в иную и новую реальность аналогично тому, как это происходило в литературе абсурда ХХ столетия. При этом визуальные образчики в казахстанской практике конца ХХ и начала ХХI века стали реальными культурными агрегаторами, они заменили письменный текст и повлияли на его функционирование в культуре при переходе от слова к взгляду. В работе выявлено практически не изученное до сих пор использование эстетики телевизионной интермедиальности в казахстанском contemporary art. Арт-проекты и манифесты казахстанских художников 90-х годов ХХ века и 2000-х годов представлены как уникальные общественно-политические дискурсивные тексты, спрогнозировавшие конкретные социально-политические реалии постсоветской страны.

Об авторах

Газинур Габдуллавич Гиздатов

Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана

Email: gizdat@mail.ru
доктор филологических наук, профессор, профессор Ул. Муратбаева 200, Алматы, 050026, Казахстан

Ольга Дмитриевна Буренина-Петрова

Цюрихский университет

Email: olga.burenina@access.uzh.ch
доктор филологических наук Plattenstrasse 43, Zürich, CH-8006, Switzerland

Баян Абдужапаровна Сопиева

Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана

Email: bayan.sopieva@mail.ru
Ул. Муратбаева 200, Алматы, 050026, Казахстан

Список литературы

  1. Анти-Бутя 1994 – Анти-Бутя / experimental electronic music by Vadim Ganzha Ehrlich POP ART. URL: >https://www.youtube.com/watch?v=830GlbNmPJc&t=1s (дата обращения: 10.04.2022).
  2. Аронсон 2007 – Аронсон О. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  3. Ассман 2014 – Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  4. Ауэзов 2016 – Ауэзов М. М. Времен связующая нить. Алматы: Жибек Жолы, 2016.
  5. Буренина 2015 – Буренина О. Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе икультуре. СПб.: Алетейя, 2015.
  6. Вахтель 2019 – Вахтель Э. Современный Казахстан: от слов к изображению // Neon Paradise / Artbook / Культура потребления и повседневности в работах современных казахстанских художников с 1981 по 2019 г. Алматы: Magnum. С. 171–175.
  7. Водак 2018 – Водак Р. Политика страха. Что значит дискурс правых популистов? Харьков: Гуманитарный центр, 2018.
  8. Воробьева, Воробьев 2015 – Воробьева Е., Воробьев В. Художник спит: каталог. Алматы: Aspan Gallery, 2015.
  9. Выставка 2009 – Выставка «…сегодня завтра…» в рамках форума СХ РК «Искусство против кризиса. Инвентаризация»: каталог. Алматы: Елнур, 2009.
  10. Гудков, Дубин 2020 – Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт: сборник работ. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  11. Добренко 2007 – Добренко Е. А. Политэкономия соцреализма. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  12. Дурные шутки 2020 – Дурные шутки: каталог выставок галереи Artmeken, посвященных правам человека в Казахстане. 2017, 2018–2019, 2020. Алматы: Галерея Artmeken, 2020.
  13. Дэвид-Фокс 2020 – Дэвид-Фокс М. Пересекая границы: модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  14. Ибраева 2014 – Ибраева В. Искусство Казахстана: постсоветский период. Алматы: Тонкая грань, 2014.
  15. Маклюэн 2017 – Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2017.
  16. Марков 2018 – Марков А. В. Постмодерн культуры и культура постмодерна: лекции по теории культуры. М.: РИПОЛ классик, 2018.
  17. Маслов 2022 – Маслов С. Ловец снов. Каталог выставки. Алматы: Aspan Gallery, 2022.
  18. Руднев 2017 – Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2017.
  19. Юрчак 2020 – Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  20. Art Discourse 1998 – Art Discourse – 97. Almaty: Asia Art, 1998.
  21. Burocrat 1998 – Burocrat / experimental electronic music by Vadim Ganzha Burocrat. URL: https://www.youtube.com/watch?v=g0JRLDCVm9I (accessed: 10.04.2022).
  22. Experimental electronic music by Vadim Ganzha 1990 – Experimental electronic music by Vadim Ganzha Ehrlich POP ART. URL: https://www.youtube.com/watch?v=830GlbNmPJc&t=1s. (accessed: 10.04.2022).
  23. Gizdatov, Sopieva 2018 – Gizdatov G., Sopieva B. Discourse and Identity in the Medial Space of Kazakhstan // Media Education (Mediaobrazovanie). 2018. № 4. P. 29–38.
  24. Meldibekov 2016 – Meldibekov Y. E. Eternal Return: catalogue. Almaty: Aspan Gallery, 2016. 212 p.
  25. Neon Paradise / Artbook 2019 – Neon Paradise / Artbook / Культура потребления и повседневности в работах современных казахстанских художников с 1981 по 2019 г. Алматы: Magnum, 2019. 196 c.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».