Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 71211 от 27.09.2017

ISSN (online): 2312-1327

Учредитель: Московский государственный технический университет гражданской авиации

Главный редактор: Иванова Людмила Анатольевна, канд. пед. наук, доцент

Периодичность / доступ: 4 выпуска в год / открытый

Входит в: Перечень ВАК, РИНЦ

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» (МИАЖ «Crede Experto») / Международный информационно-аналитический журнал «Верь опытному: транспорт, общество, образование, язык».

В журнале публикуются значимые результаты фундаментальных и прикладных исследований ведущих теоретиков и практиков  России и других стран. Вместе с тем МИАЖ «Crede Experto» сотрудничает и с молодыми исследователями.

Концепция МИАЖ «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» определяется современными тенденциями научного поиска: мультидисциплинарным характером научного знания, инновативными исследовательскими подходами и аппликативным потенциалом научных разработок. Журнал освещает актуальные вопросы современных гуманитарных, естественных и технических наук.

МИАЖ «Crede Experto» многоязычное (русский, украинский, белорусский, казахский, китайский, английский, немецкий, французский, испанский, болгарский, бурятский, итальянский, японский, корейский, монгольский, тувинский, башкирский, якутский, хакасский, таджикский, киргизский, узбекский, татарский, польский, чешский) ежеквартальное научное периодическое издание ИФ МГТУ ГА. Журнал выходит с 2014 г., объем 50 Мбайт, формат Web-страница.

Сетевое издание «Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» зарегистрировано Роскомнадзором 27.09.2017, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 71211.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 71211 от 27.09.2017

Объявления Ещё объявления...

 
Не было опубликовано ни одного объявления.

Текущий выпуск

№ 2 (2025)

Весь выпуск

Проблемы, перспективы развития и применения беспилотных авиационных систем

Гидропривод квадрокоптера как объект регулирования
Целищев В.А.
Аннотация

Приведены особенности развития отечественных беспилотных летательных аппаратов. Выявлены основные проблемы технологической эволюции  грузовых квадрокоптеров. Представлена концепция развития беспилотных грузовых многоцелевых многовинтовых летательных аппаратов, отражающая систему использования гидравлической трансмиссии на примере квадрокоптера. Рассматриваются вопросы точности, устойчивости, управляемости системы автоматического управления и регулирования гидравлической трансмиссии грузового квадрокоптера. Представлено возможное описание гидропривода несущих винтов квадрокоптера как объекта регулирования. Определены силы, действующие на квадрокоптер в полете. Выявлены и описаны управляющие, возмущающие и корректирующие воздействия на систему автоматического управления и регулирования гидравлической трансмиссии квадрокоптера. Выполнен анализ возможности использования авиационных поршневых двигателей для привода трансмиссии грузового квадрокоптера, объемных аксиально-плунжерных насосов и гидромоторов. Показаны новые схемные решения гидромеханических устройств коррекции статических и динамических характеристик. Представлены схемные решения регуляторов гидравлической трансмиссии: регулятор давления, регулятор динамического давления, регулятор скорости, регулятор мощности, LS-регулятор. Описаны преимущества использования регуляторов. Предлагаемый гидромеханический регулятор с LS-регулированием позволяет улучшить устойчивость полета и энергетическую эффективность многовинтового летательного аппарата. 

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):6-25
pages 6-25 views

Авионика, авиационные электросистемы, пилотажно-навигационные комплексы и методы их эксплуатации

Разработка и применение виртуального тренажера вертолёта Ми-8Т на основе технологии VR
Попов В.М., Снимщиков С.В., Турчановский В.С., Колмаков А.Ю.
Аннотация

В работе рассматриваются разработка и применение виртуального тренажера вертолёта МИ-8Т на основе технологии виртуальной реальности (Virtual Reality) с использованием программного обеспечения Blender, 3DCoat и Unity, позволяющего воспроизвести реалистичную картину приборных панелей, электрощитков и органов управления вертолётом. Путем взаимодействия оператора с ними, проводить различные процедуры включения, проверки работоспособности и готовности бортового оборудования к полету при проведении учебных занятий студентов и курсантов вуза и повышении квалификации авиационных специалистов, что может существенно повысить эффективность и качество учебного процесса и подготовки авиационных специалистов. 

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):26-42
pages 26-42 views

Системы наблюдения и организации воздушного движения

Концепция виртуальной антенной решетки РЛС вертикального зондирования для решения задач сверхразрешения
Ратушняк В.Н., Гарин Е.Н., Мекаев А.М., Лыхо А.В.
Аннотация

В связи со значительным возрастанием плотности транспортных потоков, особенно воздушных, в наземные радиотехнические системы управления транспортом все активнее внедряются технологии высокоточного пространственного определения воздушных объектов. В статье приводится синтез требуемой диаграммы направленности антенной решетки малой апертуры радиолокационной станции вертикального зондирования (РЛС ВЗ). Задача повышения точности измерения угловых координат воздушных объектов и реализации сверхразрешения в РЛС ВЗ с малоэлементной антенной решеткой требует решения серьезных проблем, связанных, прежде всего, с формированием амплитудно-фазового распределения зондирующего сигнала на физических элементах малоэлементной антенной решетки в сопряжении с виртуальными антенными элементами при условии достаточного энергетического потенциала и отношения сигнал/шум на выходе приемника в условиях малой апертуры антенны и импульсной мощности зондирующего сигнала. Применение данных РЛС ВЗ в составе обзорных РЛС обеспечит перекрытие слепой зоны мертвой воронки обзорной РЛС и таким образом сформирует сплошное радиолокационное поле в верхней полусфере пространства. 

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):43-55
pages 43-55 views

Аэромеханика и прочность

Исследование влияния параметров адаптивной механизации на её аэродинамические характеристики
Скоробогатов С.В., Бутуров Д.А.
Аннотация

В работе представлено исследование влияния параметров адаптивной механизации на её аэродинамические характеристики. Проведено сопоставление традиционных простых закрылков и предкрылков (отклоняемых носков) с адаптивными элементами механизации крыла. Численное моделирование проводилось на базе программного комплекса XFLR5, реализующего алгоритмы XFOIL. Анализ выполнен для широкого спектра конфигураций и условий, включая изменение положения оси вращения механизации вдоль хорды крыла, широкий диапазон углов выпуска и углов атаки. Выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность адаптивной механизации.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):56-69
pages 56-69 views

Безопасность на воздушном транспорте

Концепция методики установления принадлежности реплик лиц, записанных в кабине движущегося воздушного судна
Арбузов В.И., Сипаров И.С.
Аннотация

В работе проанализированы широко применяемые на практике при расследовании лётных происшествий методы идентификации личности диктора по голосу и речи, записанным в кабине движущегося воздушного судна в ходе развития нештатной ситуации на его борту. Выявлены достоинства и недостатки каждого из них, указаны факторы, снижающие надёжность идентификационного решения, сформулированы методические основы использования реплик лиц, записанных на фонограмме, чья принадлежность уже была установлена в качестве дополнительного источника данных. Приведены предпосылки для построения пошаговой методики атрибуции реплик лиц, записанных в кабине движущегося воздушного судна с использованием последних достижений в области судебной криминалистической экспертизы звукозаписей (фоноскопической) экспертизы.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):70-85
pages 70-85 views

ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Отношение волгоградских студентов к беспилотному автомобильному транспорту (по материалам пилотного исследования)
Петрунева Р.М., Милоенко А.Е., Панарина М.М., Медведев Б.А., Харин И.А.
Аннотация

В статье приводятся результаты исследования, проведенного студентами факультета автомобильного транспорта ВолгГТУ. Показано, что студенты в различной степени информированы об этом виде транспорта, многие имеют представление о перспективах его внедрения в городскую инфраструктуру, понимают также и опасности его использования. Выявлено, что отношение к внедрению беспилотного автомобильного транспорта зависит не только от гендерных предпочтений, но также и от наличия водительского опыта респондентов.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):86-97
pages 86-97 views

СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИКОДОВЫХ ТЕКСТОВ

Поликодовый семиозис коммуникации на цифровых социальных площадках
Фомин А.Г., Габитов Ш.Р.
Аннотация

Исследование посвящено анализу поликодового семиозиса в коммуникации на популярной платформе Telegram, где взаимодействие вербального и авербального кодов формирует основу для эффективной передачи информации. Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения поликодовых текстов в условиях цифровизации, когда серьезно повышается роль виртуального общения, что трансформирует традиционные семиотические системы. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности поликодовости как средства репрезентации авторской интенции путем установления корреляции между вербальным и авербальным кодом. Настоящая работа фокусируется на изучении поликодовых текстов, выполняющих когнитивную, экспрессивную, фатическую и метадискурсивную функции в новостных Telegram-каналах, и их роли в передаче интенции автора. В ходе исследования был проведен анализ взаимодействия вербальных и авербальных компонентов сообщений. Результаты подтверждают, что поликодовость усиливает коммуникативный потенциал контента. Авербальный код может как дополнять значение сообщения, выраженное вербальным кодом, раскрывая позицию отправителя, так и изменять его, порою даже контрастируя с ним, выражать дополнительную оценку, которая эксплицитно не репрезентирована вербальными средствами.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):98-114
pages 98-114 views

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА

СТРАТЕГИИ ЛОКАЛИЗАЦИИ НОВОСТНОГО САЙТА «JOURNAL DU CAMEROUN» ДЛЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ
Дахалаева Е.Ч., Каменская О.Е.
Аннотация

Данная статья посвящена выявлению и анализу стратегий, используемых при локализации новостных статей сайта Journal du Cameroun (республика Камерун) с французского языка на английский язык. При локализации текста статьи учитываются культурные особенности принимающей текст аудитории и взаимосвязь вербальных и невербальных знаков. Ведущие стратегии локализации – доместикация и форенизация; стратегия ограничения информации выступает как дополнительная стратегия. В процессе локализации наблюдается взаимодополнение данных стратегий. При анализе вербального компонента выявлено доминирование стратегии доместикации. Стратегия ограничения информации, связанная со значительным сокращением оригинального текста и его реферированием, встречается намного реже, при актуализации данной стратегии   устраняются излишние детали или уточнения оригинальной статьи, иноязычный реципиент получает наиболее важную, актуальную и релевантную информацию.

При локализации статей выявлена трансформация на уровне мультимодальных элементов, происходит замена фотографий, изменение количества фотографий, осуществляется полное удаление визуального элемента. Изобразительный материал оригинальных франкоязычных статей подвергается транскреации: изображения заменяются полностью, либо упрощаются, фото низкого качества заменяется на более качественное.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):115-130
pages 115-130 views

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Чуркина Н.И.
Аннотация

В статье приводятся признаки и обоснована специфика антропологического поворота в современной науке. Доказана необходимость его применения в ретроспективных педагогических исследованиях, так как он может изменить «типовую модель» и типичные ошибки таких исследований. Обоснована возможность определения цели антропологического историко-педагогического исследования как «конструирование феноменов» истории образования и педагогической мысли. В работе определены основные характеристики антропологических историко-педагогических исследований (круг тем, концептуальные основы, методы, источники и др.). Делается заключение о необходимости расширения проблемного поля и методологического аппарата исследований по истории педагогики и образования за счет использования антропологического подхода, что потребует согласования критериев их экспертной оценки.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):131-138
pages 131-138 views

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

Обучение аудированию и говорению с помощью метода «Mind Maps»
Синельникова А.П., Богданова С.Ю.
Аннотация

В статье рассматривается метод применения ментальных карт («Mind maps») для комбинированного обучения аудированию и говорению студентов языковых профилей подготовки. Аудирование используется как основа для построения монологического высказывания. Во время прослушивания текста студент заполняет подготовленную преподавателем ментальную карту, вписывая в нее важные детали в том объеме и в той последовательности, которую предложил составитель карты для достижения целей данного упражнения. Заполненная ментальная карта служит опорой для создания студентом собственного устного монологического высказывания по теме, затронутой в тексте для аудирования. Обосновано применение метода «Mind maps» на занятиях по английскому языку в вузе, описан ход проведения занятия, в рамках которого может использоваться данный метод. В результате апробации данного метода у студентов 3 курса языкового профиля подготовки была подтверждена его эффективность для развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях отсутствия языковой среды. В статье приводятся данные анкетирования студентов, участвующих в апробации, и делается вывод о целесообразности применения метода «Mind maps» с учетом развития у обучающихся креативного мышления и умения устанавливать иерархические и логические связи.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):139-148
pages 139-148 views
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НЕЗРЯЧИХ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ
Печинкина О.В., Баландина Ю.В., Кузнецова И.В., Никуленко А.А.
Аннотация

Несмотря на развитие ассистивных технологий, незрячие студенты продолжают сталкиваться с трудностями при изучении английского языка. Большинство научных работ исследует роль технологий и адаптации материалов в процессе обучения иностранному языку. Однако существует недостаток работ, фокусирующихся на методах и подходах к обучению незрячих студентов онлайн. Цель данной статьи заключается в восполнении этого пробела путем описания подходов, методов и адаптации учебных материалов для осуществления онлайн-обучения английскому языку как иностранному незрячих студентов магистратуры Университета ИТМО, обучающихся в инклюзивной группе. Мы нашли убедительные доказательства эффективности совместного выполнения заданий зрячими и незрячими студентами в инклюзивном классе и адаптировали эту идею для нашего курса, в котором нам удалось решить ряд проблем, описанных в литературе, в частности, проблему формирования автономии у незрячих студентов. В статье описываются использованные подходы и примеры заданий для организации автономной работы зрячих студентов с незрячими в сессионных залах платформы Zoom. Также в работе анализируются наиболее частые ошибки и даются рекомендации по онлайн-обучению незрячих студентов грамматике, лексике и четырем видам речевой деятельности.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):149-164
pages 149-164 views

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

Лекция-беседа в системе форм организации процесса подготовки будущих специалистов: актуальность, специфика, условия
Заславская О.В., Фатюшина Е.Ю.
Аннотация

Статья посвящена выявлению дидактического потенциала лекции-беседы и условий его реализации в практической деятельности преподавателя вуза. На основе анализа научной литературы определены главные преимущества лекции-беседы, позволяющие скорректировать недостатки традиционной монологической лекции, не теряя при этом ее «родовидовых» характеристик. Приведены результаты опроса преподавателей и студентов Тульского государственного университета, подтвердивших значимость лекции-беседы в системе интерактивных форм организации образовательного процесса для развития критического мышления и познавательной самостоятельности будущих специалистов.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):165-174
pages 165-174 views

Проблемы и практика инженерного образования

Формирование функциональной грамотности школьников для инженерно-ориентированного обучения (на примерах построения математических моделей движения)
Богомаз И.В., Чабан Е.А.
Аннотация

В статье рассматривается возможность повышения качества математической подготовки обучающихся в российских школах с применением новых подходов, связанных с прикладными аспектами изучаемого математического аппарата, которые основаны на принципах непрерывности в обучении, а также целевой, содержательной и технологической преемственностью с другими естественнонаучными учебными дисциплинами. В результате проведенного педагогического исследования было выявлено, что особую сложность у старшеклассников вызывает изучение функций и основ математического анализа, являющихся основой математического аппарата для изучения и освоения законов механики. В связи с этим в статье раздел механики «Кинематика» представлен как междисциплинарная основа между математическим аппаратом и механикой, сформулированной Л. Эйлером. Поскольку знания механики являются основой для освоения множества других специальных инженерных дисциплин, изучаемых в инженерно-технических вузах, то для решения проблемы преемственности стандартов школьного и вузовского образования сделаны предложения, связанные с содержательной частью Федеральных рабочих программ основного и среднего общего образования по математике и физике.

В работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: анализ и синтез, историко-логический анализ, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта работы в школе и в инженерно-техническом вузе.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):175-189
pages 175-189 views

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

История возникновения тьюторства и его развитие в России
Ерохина Н.С., Каплина С.Е.
Аннотация

Изучение мирового педагогического опыта в области эффективного обеспечения процесса индивидуализации образования, профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования студентов показывает необходимость оказания им педагогического сопровождения и поддержки. В работе представлены результаты становления и исторического развития тьюторства в системе образования. Авторы обращаются к историко-теоретическому описанию процесса становления тьюторства, сравнительно-сопоставительному анализу, обобщая и систематизируя существующие факты о тьюторской практике, заимствованной из европейского образования и находящей все большее применение в России. Установлено, что формы и методы обучения берут свое начало со времен Средневековья, когда в Англии возникают первые университеты, в которых студентам предоставлялась полная свобода выбора траектории обучения. Для ее реализации был необходим человек-тьютор, готовый оказывать студентам поддержку и наставничество в обучении и воспитании. Определено, что в связи с переходом на европейские стандарты обучения российская система образования претерпела значительные перемены. Во главе образовательного процесса стоит личность учащегося, готового к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Все это позволяет сделать вывод о том, что существует необходимость разработки технологий тьюторского сопровождения, в том числе дистанционного повышения квалификации в постдипломном образовании.

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):190-202
pages 190-202 views

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Взаимосвязь эмоционального благополучия и социального интеллекта подростков
Казарина В.В.
Аннотация

Повышение требований государства и общества к молодому поколению увеличивает нагрузку на обучающихся, что нередко негативно влияет на их эмоциональное благополучие. Педагог осознанно или интуитивно определяет собственные критерии и пути достижения эмоционального благополучия. 
В педагогической практике недостаточно инструментов, направленных на стабилизацию уровня эмоционального благополучия подростков. Педагоги не обладают умениями по использованию имеющихся инструментов. Проблемой исследования было определение инструментария, который с одной стороны уже используется педагогами в решении различных образовательных задач, а с другой стороны может влиять на стабилизацию эмоционального благополучия подростков. На эмоциональное благополучие влияют различные факторы. Данное исследование показало, что существует взаимосвязь эмоционального благополучия и социального интеллекта. 
Разработаны адресные рекомендации педагогическим работникам по стабилизации эмоционального благополучия подростков через развитие их социального интеллекта. 

Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2025;(2):203-215
pages 203-215 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».