History of the Tutoring Origin and Its Development in Russia
- Autores: Erokhina N.S.1, Kaplina S.E.1
-
Afiliações:
- Transbaikal State University
- Edição: Nº 2 (2025)
- Páginas: 190-202
- Seção: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
- URL: https://ogarev-online.ru/2312-1327/article/view/305975
- DOI: https://doi.org/10.51955/2312-1327_2025_2_190
- ID: 305975
Citar
Texto integral
Resumo
The study of the world's pedagogical experience in the field of effective process of individualization of education, professional and personal self-development and self-improvement of students has proved that there is a need to provide them with pedagogical assistance and support. The article presents the results of formation and historical development of the concept of tutoring in the education system. The authors refer to the historical and theoretical description of the tutoring formation process, comparative analysis, summarizing and systematizing the existing facts about tutoring practice, borrowed from European education and increasingly applied in Russia. It is established that the forms and methods of teaching originate from the Middle Ages, when the first universities appeared in England, where students were given full freedom to choose their learning trajectory. For its realization there was a need for a person-tutor, ready to support and mentor students in learning and education. It is determined that due to the transition to European standards of education the Russian education system has undergone significant changes. At the head of the educational process is a student’s personality, ready for constant self-improvement and self-development. All that demonstrates a need to develop technologies of tutor support, including distance professional development in postgraduate education.
Palavras-chave
Texto integral
Введение
Возникновение тьюторства уходит своими корнями в глубокую древность. Переходя от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, человек научился обрабатывать камень, изготавливать орудия труда, вследствие чего произошли значительные изменения в его культурном развитии. Эти изменения требовали специальных практических знаний, для приобретения которых требовалась специальная подготовка, что послужило началом процесса обучения и его дальнейшей эволюции.
Первоначально тьютором считался наставник, который занимался воспитанием, образованием и развитием детей, в основном в свободное время от основного своего занятия. Такими наставниками, как правило, были священники, мастера, профессора, воспитатели, учителя, старшие ученики или воспитанники, помогающие своим подопечным в самообразовании, выполнении домашних заданий, наставлении на «путь истинный» и сопровождении по пути дальнейшего развития. Родителей, обучающих своих детей основным жизненным навыкам, традициям своего клана и семьи, также причисляли к тьюторам.
В настоящем исследовании рассмотрен процесс становления и исторического развития понятия «тьюторство» в системе зарубежного образования, описаны предпосылки его зарождения, основные этапы становления, присущие тьюторству характерные особенности, что позволяет составить представление как о самом понятии, так и причинах и перспективах возникновения, развития в российском образовании.
Материалы и методы
Материалами исследования стали труды зарубежных и отечественных ученых, занимающихся вопросами зарождения, развития и укрепления позиций тьюторства в системе образования. Исследование выполнено с применением методов историко-теоретического описания процесса становления тьюторства, сравнительно-сопоставительного анализа. Обобщая и систематизируя существующие факты о тьюторской практике, заимствованной из европейского образования, авторы устанавливают предпосылки возникновения тьюторской деятельности в России, ее задачи и содержание. Цель статьи - выявить предпосылки зарождения и развития тьюторской деятельности за рубежом, а также становления тьюторства в России и применения подобных практик в системе высшего образования РФ.
Дискуссия и результаты
Многие ученые датируют зарождение тьюторства в его теоретическом и историческом аспектах началом XIV в. Именно в этот период тьюторство представляло собой наставничество и сопровождение студентов в классических университетах Англии: Оксфорде и Кембридже. Однако элементы тьюторской деятельности четко прослеживаются с момента появления древних государств. Это связано, в первую очередь, с созданием специализированных учреждений для подготовки детей, которые начали создаваться около трех тысяч лет до н.э.– дома табличек (Вавилон) или дома писарей (Египет).
В Древнем Китае, в школе, созданной Конфуцием, задача обучения сводилась к диалогу учителя с учениками и индивидуальному подходу к каждому ученику. Основой обучения Конфуция являлся процесс самопознания, саморазвития, самосовершенствования.
В той или иной форме тьюторство присутствовало в древнегреческой системе, где дети из богатых семей обучались наставниками индивидуально или в маленьких группах. Древнегреческий философ Сократ – основатель научной методологии, суть которой заключалась в том, что он общался со своими учениками посредством вопросов, которые заставляли последних думать и искать истину через беседу или спор. Цель сократического метода привести ученика к пониманию собственной невежественности и найти истину через раскрытие противоречий, итогом которой было постоянное самосовершенствование и стремление к идеалу. Только впоследствии метод Сократа был положен в основу при организации учебного процесса и модели тьюторской деятельности в Оксфорде, а затем в Кембридже [Андреева, 2012].
Во времена Средневековья значительную роль в системе образования играла церковь, школы создавались при монастырях, поскольку единственным образованным классом было духовенство. Обучение было построено на формальном диалоге – «вопрос – ответ», а также на заучивании учениками религиозных трактатов. Этот метод получил название – катехизисный, потому что ответы заучивались на память из религиозных книг.
В XI-XII вв. рост экономической и культурной жизни обнаруживает острую нехватку в образованных людях, поэтому приобретение знаний становится неотъемлемым фактором развития общества, в результате чего возникают первые университеты – Болонский университет (Италия), Оксфорд и Кембридж (Англия), Париж (Франция). Университеты были основаны монахами и возникли при старинных монастырских школах, в которых было собрано большое количество книг, а также в городах, законы которых были приемлемы для чужеземцев, занимающихся наукой [Проскуровская, 2009].
Со временем монастырская культура, ревностно оберегавшая накопленные знания от внешнего мира, стала терять свои главенствующие позиции, и, как следствие, первенство в системе образования перешло от монастырей к городам, благодаря этому знание вышло за стены монастырей и стало доступно каждому.
В этот период времени «...господствовала идея, что наука принадлежит целому миру, что штудирующие собираются в данное место со всех концов мира и образуют здесь собою общину чужеземцев в противоположность местной городской общине»1.
А. Окольский отмечает, что церковь еще долгое время продолжала оказывать свое влияние на университеты – вплоть до XIX века преподавателям в университетах необходимо было принимать духовный сан, но с течением времени количество светских преподавателей увеличивалось [Цит. по: Проскуровская, 2009, с. 77].
Первые профессора и студенты прибывали из Англии, Франции и Германии и объединялись в корпорации по интересам или знакомству. К студентам предъявлялись требования исключительно на экзаменах, поэтому университет предоставлял им широкие образовательные возможности – студенты могли выбирать, какие курсы посещать и лекции каких профессоров слушать, так как им предстояло принять решение, кем выйти из университета, магистром медицины, математики или богословия. В этом им помогал тьютор, первоочередная задача которого сопровождать процесс самообразования подопечного – совместно со студентами определять, какие лекции посещать, составлять план обучения, готовить их к экзаменам, а также следить за академической успеваемостью школяров.
Другая немаловажная задача тьютора – организация дисциплины студентов. Поскольку университеты выросли из монастырской культуры, то при обучении большое внимание уделялось духовному развитию, поэтому тьютор не только просвещал, но и воспитывал, помимо этого он приобщал студентов к традиционным обычаям университета.
Третья задача тьютора – организация свободного времени школяров, основываясь на их интересах (политических, спортивных, музыкальных, религиозных и т. д.).
Алан Райн, как технологию тьюторства, предлагает «метод вопросов»: «Что может удивить идеального студента, так это то, что тьютор разговаривает лишь вопросами: это обучение вопросами, и неважно при этом, насколько глубокими и точными будут ответы студента. Цель этой встречи – сделать так, чтобы студент научил себя сам, понимая, как выбраться из паутины вопросов: «Если ты думаешь что, тогда что ты можешь сказать о…?» Идеальный тьютор может устоять перед соблазном продиктовать студенту то, что ему нужно записать и выучить. Он уверен в том, что молодой, энергичный и умный студент будет учить себя сам тому, что ему нужно знать, – пока ему задают правильные вопросы» [Ruan, 2001].
Вышеизложенная система поддержки саморазвития в образовании оказалась наиболее эффективной и востребованной, ее использование дало положительный результат в развитии образования и самообразования. На сегодняшний день в Оксфордском и Кембриджском университетах занятия, проводимые тьютором с одним или двумя студентами, составляют основную часть времени [Абрамовских и др., 2013]. Введение тьюторского сопровождения и специальной позиции «тьютора» позволило студентам быстрее адаптироваться к образовательному пространству как социально, так и психологически, определять свои образовательные задачи и находить пути их решения [Адольф и др., 2011, с. 144].
С XVII века тьюторская модель обучения является частью английской системы образования, со временем она занимает центральное место в обучении, вытеснив лекционную [Ковалева, 2011а]. С этого момента преподаватель приобретает новую роль – организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта. Тьютор должен помочь студентам: самостоятельно «добывать» необходимые знания; критически осмысливать получаемую информацию; уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами; решать возникающие при этом проблемы [Полупан, 2017, с. 116-117].
В России тьюторство долгое время было практически неизвестно, для этого существовал ряд причин. В первую очередь, в российской системе высшего образования не хватало преподавателей, что ограничивало количество доступных дисциплин, соответственно ни о каких условиях для возникновения открытого образовательного пространства и свободы выбора у студентов не могло быть и речи [Любжин, 1997].
Второй причиной являлось то, что, Россия – православное государство, а католицизм и все, что с ним связано, в том числе и система образования, было неприемлемо. Поэтому была принята готовая классическая немецкая модель обучения, основанная на системе кафедр, со сформированными учебными программами. Но в отличие от России, в германских университетах студенты имели свободу выбора траектории обучения, поскольку всегда был выбор среди множества преподавателей и курсов, а также возможность посещать лекции в нескольких университетах [Андреева, 2012].
Однако было бы ошибочно утверждать, что тьюторства в России не существовало, несмотря на то, что российское образование унаследовало немецкую модель. Исследования А.И. Любжина, Т.М. Ковалевой это доказывают [Любжин, 1997; Профессия…, 2012]:
- традиции монастырских наставников, которые имели место быть в России, так же, как и в Европе;
- гувернеры, домашние учителя, бонны, дядьки в аристократических семьях: ярчайшим историческим примером является обучение и воспитание будущего императора всероссийского Александра II поэтом Жуковским В.А., который передавал наследнику свои знания и опыт;
- тьюторское сопровождение ученика Царскосельского лицея Федора Матюшкина, в осуществлении его мечты стать мореплавателем, капитан-командором И.Ф. Крузенштерном, который являлся близким другом талантливого педагога и директора лицея Е.А. Энгельгардта.
Еще одним проявлением тьюторской технологии в России является классное наставничество (руководство). В 1813 году издан циркуляр Министерства просвещения «Об установлении должности комнатных надзирателей». Надзирателю надлежало постоянно находиться рядом со своими подопечными: присутствовать на занятиях, помогать с выполнением домашнего задания, следить за порядком в комнатах, а также организовывать досуг школяров. В 1835 г. «комнатный надзиратель» переименовывается в должность «классный надзиратель» с теми же обязанностями, отличием являлось то, что обучению уделялось большее внимание. В 1868 г., по настоянию М.Н. Каткова, в учрежденном лицее имени цесаревича Николая устанавливается должность тьютора, с этого момента слово «тьютор» вводится в отечественную педагогику.
В 1871 году в российских учебных заведениях утверждается институт классного наставничества. В функции наставников входило: следить за порядком, контролировать успеваемость и посещаемость учеников, воспитывать, вести школьную документацию. В 1931 году вводится должность – групповод, с 1934 года – классный руководитель.
Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что профессия – классный наставник (руководитель) является моделью тьюторского сопровождения в российском образовании. Поскольку в обязанности наставника (руководителя) входило не только обучение и воспитание учеников, но и ведение большого количества документации, происходит подмена индивидуализации массовостью в обучении.
В научной литературе тьюторство стали определять и как психолого-педагогическую деятельность, и как культурную позицию, и как социальную работу. При этом выделяют три типа тьюторских практик, представленных, соответственно, тремя контекстами: информационным, социальным и антропологическим. Тьюторское сопровождение удовлетворяет потребности перехода к индивидуализации процесса обучения и вариативности образовательных программ, способствует профессионально-личностному развитию студентов и выступает средством активизации их самостоятельной работы и самоорганизации. Таким образом, тьюторское сопровождение становится самостоятельным педагогическим движением и призвано решать целый комплекс проблем [Береговая и др., 2020, с. 158].
Так, с его внедрением в российское образование в 1989 году, П.Г. Щедровицкий создает Школу культурной политики («макет университета пятого поколения»), в которой объединяются разного вида деятельности: исследовательская, учебная и консультационная.
В последующие годы тьюторские практики в российском образовании обретают широкое распространение. Приведем примеры некоторых из них, внедренных на базе школ:
– школа «Эврика – развитие» в г. Томске (директорами являлись: с 1991 г. Т.М. Ковалева, с 1996 г. Л.М. Долгова) – пионер в области тьюторского сопровождения. Экспериментальная деятельность школы направлена на развитие передовых моделей зарубежного и российского образования [Ковалева, 2011б];
– АМОУ «Гуманитарный лицей» в Ижевске (директор М.П. Черемных) – на базе лицея созданы центры: дистанционного обучения и ресурсный по работе с одаренными детьми;
– школа самоопределения А.Н. Тубельского в Москве – основная идея – предоставление учащимся права участвовать в школьном управлении, а также самостоятельно определять образовательную программу.
Тьюторская практика в России широко применяется в начальном и среднем школьном образовании, однако в вузах применение таких практик достаточно мало. Развитие тьюторства в высшей школе впервые стало применяться при дистанционном обучении, первым внедрил дистанционное образование Международный институт менеджмента ЛИНК. В задачи тьютора входит: оказание помощи в достижении наиболее высокого результата обучения; осуществление обратной связи; проведение групповых и индивидуальных консультаций.
В Красноярском государственном педагогическом университете (КГПУ) разработана и внедрена программа тьюторского сопровождения адаптации первокурсников [Пилипчевская, 2010].
В 2010 г. открыта магистерская программа подготовки тьюторов в Московском государственном педагогическом университете (МГПУ), руководитель – доктор педагогических наук, профессор Ковалева Т.М.
В настоящее время государство заинтересовано в распространении тьюторской практики, об этом свидетельствует то, что в 2008 г. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования» должность «тьютора» официально зарегистрирована в номенклатуре должностей работников образования [Приказ …, 2008].
В 2007 году в г. Томске, на XI тьюторской конференции учреждена Межрегиональная Тьюторская Ассоциация, объединившая тьюторские группы из 18 регионов. «Теперь, когда в российском образовании официально утверждена должность тьютора, первоочередной задачей Ассоциации становится также подготовка тьюторов» [Ковалева, 2011б].
Как было отмечено выше, развитие тьюторской деятельности в высшем образовании впервые стало применяться в дистанционном обучении. В настоящее время широко внедряется в постдипломное образование практика дистанционного повышения квалификации, что дает возможность организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере повышения квалификации, расширять перечень образовательных программ, разработка которых требует внедрения новых образовательных технологий. Дистанционное повышение квалификации – комплекс образовательных услуг, реализуемый опосредованно при помощи информационных образовательных технологий, целевая аудитория которого взрослые люди.
Н.И. Городецкая [Городецкая, 2010] дает сопоставительный анализ моделей дистанционного повышения квалификации, приведенный в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация моделей дистанционного повышения квалификации педагогов
Тип модели | Средства представления учебных материалов | Способы доставки учебных материалов | Тип коммуника-ций | Формы обучения |
Корреспондентская | Кейс-пакет: печатные издания; электронные учебные материалы (CD); видеокассеты | Обычная почта; электронная почта (e-mail); телефон; факс | Виртуально посредством обмена почтовыми сообщениями, использование телефона и факса | Самостоятельная работа, консультации |
Сетевая | Содержательный компонент информационно-образовательной среды дистанционного обучения | Сервисы сети Интернет (www-сервис, ftp-сервис, электронная почта, чаты, форумы); телефон; факс | Виртуально на основе информационного обмена с использованием коммуникационных средств сети Интернет, телефона, факса | Самостоятельная работа; онлайн-занятия (чаты); семинары; телеконференции; консультации (e-mail); онлайн-тестирование; лабораторные работы |
Смешанная | Все возможные средства представления учебных материалов | Обычная почта; сервисы сети Интернет | Очно в базовом образовательном учреждении или в территориально приближенном образовательном учреждении; виртуально с использованием всех средств коммуникации | Все возможные формы проведения занятий в очном и дистанционном режиме |
Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что дистанционное повышение квалификации дает возможность большому количеству педагогов повысить квалификацию без отрыва от работы, выбирать формы, средства, методы обучения, а также выстраивать собственные образовательные траектории при помощи системы дистанционного обучения.
Выстраивание индивидуальной траектории обучения в дистанционном повышении квалификации предполагает технологию тьюторского сопровождения. Форматы тьюторского сопровождения могут варьироваться в зависимости от возраста и разницы в знаниях между участниками, а также от характера их ролей [Roscoe et al., 2007, с. 536]. При этом целью является помощь слушателю в реализации своей образовательной деятельности. Это обеспечивает переход к индивидуализации и открытости образования.
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы дистанционного повышения квалификации направлено на выявление образовательного интереса слушателя, согласование программы и сроков обучения, поддержку процесса самообразования.
В настоящее время тьюторское сопровождение повышения квалификации педагогов осуществляется во многих университетах.
Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации в постдипломном образовании практикуется также на технических направлениях. На базе ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» («ЗабГУ») на кафедре «Строительство» разработаны курсы дистанционного повышения квалификации посредством информационно-образовательной среды. Специалисты в области строительной индустрии должны постоянно усовершенствовать знания, полученные во время обучения в вузе, в связи с изменяющимися технологиями и усовершенствованием строительных материалов. Для эффективного дистанционного повышения квалификации на кафедре создано тьюторское сопровождение. Тьютор разрабатывает учебно-методический комплекс, осуществляет поддержку в реализации индивидуальной образовательной траектории, а также контроль в виде тестирования и экзаменов. В функцию тьютора также входит изменение программы курса и подбор тематики в соответствии с профилем того предприятия, которое направляет слушателей на дистанционные курсы повышения квалификации.
Обсуждение и заключение
Подводя итог, можно сделать вывод, что первые тьюторы появились еще в древней Месопотамии, Египте, Китае или некоторых странах Европы - Греции, Риме, Англии, Ирландии, Франции, Польше, Италии и др. На протяжении веков роль наставников (тьюторов) была очень значимой, поскольку, оставаясь в домах своих учеников, они не только обучали, но и воспитывали, пытаясь создать отношения со своими подопечными, основанные на дружбе и взаимном доверии. «Классический идеал» таких отношений требовал от ученика брать пример со своего наставника, его речи, образа жизни, социальных и моральных взглядов. Атмосфера сотрудничества в значительной степени способствовала формированию личности учеников, и отношения между ними были тесными и часто сохранялись до конца жизни.
В XVIII веке система тьюторства возникает в английских университетах и уже приобретает форму индивидуальных занятий с преподавателем на еженедельной основе, во время которых студенту читался ряд лекций, представляющих для него особый интерес. После студенты готовили к защите диссертации - эссе с последующим обсуждением и вопросами по темам. Во время таких занятий студент не только получал знания, но и приобретал социальные навыки, развивал свои внутренние качества, а наставник выступал критиком, показывающим новые возможности для решения проблем. Задачей наставника было распознавание природных талантов и способностей учеников на ранней стадии. Изучив его возможности, он предлагал наиболее подходящий путь развития. Система тьюторской деятельности, несомненно, имела успех и стала распространяться по Европе.
Тьюторская практика, заимствованная из европейского образования, нашла применение в России. Российская система высшего образования изначально унаследовала немецкую модель обучения, которая в отличие от английской характеризовалась закрытостью, в центре образовательной системы были кафедры с заранее сформированными программами. С появлением тьюторской деятельности отечественное образование претерпевает значительные перемены, на первый план выходит индивидуализация и открытость образования. Тьютор обучает специальности в учебное и внеаудиторное время. Студенты индивидуально, реже самостоятельно, в небольших группах работают над решением задач, задают вопросы и отвечают на них, анализируют сложные ситуации под руководством тьютора, получая таким образом необходимые советы и рекомендации. Задача тьютора - научить студента самоопределению и выстраиванию индивидуальной образовательной траектории. Следовательно, можно говорить о том, что тьюторская поддержка саморазвития в образовании оказалась наиболее эффективной и востребованной, ее использование дало положительный результат в развитии образования и самообразования.
По мнению большинства ученых, именно тьюторская деятельность внесла значительный вклад в эволюцию педагогического образования. Российская система образования претерпела значительные перемены, связанные с переходом на европейские стандарты обучения. Во главе образовательного процесса стоит личность учащегося, готового к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Российские вузы становятся студентоцентрированными образовательными учреждениями, поэтому для оказания поддержки в личностном становлении в России так же, как и в Европе вводится должность «тьютор».
Задачами тьюторства являются: качественное проведение, контроль, поддержка индивидуального обучения студентов. Другими словами, тьютор - это персональный куратор: он корректирует и контролирует процесс получения знаний, помогает спланировать удобное расписание и решить другие организационные вопросы, эффективно направляет и инструктирует студентов, мотивирует их и вовлекает в учебный процесс, следит за продвижением, дает подробные обзоры и оценивает результат. Кроме того, тьютор является экспертом в области приобретаемой студентами профессии, занимается, прежде всего, закреплением и применением студентами полученных знаний, выработанных навыков на практике, проводит индивидуальные консультации, корректирует непродуктивную работу, организует и управляет групповым взаимодействием, дает обратную связь, проводит оценку текущих знаний.
Введение тьюторства в высшее образование стало необходимым элементом в подготовке высококвалифицированных кадров, готовых к исследовательской и проектной деятельности при непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании. На современном этапе необходимо отметить важность тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации в постдипломном образовании, в котором обучающийся специалист самостоятельно моделирует индивидуальную образовательную программу, а тьютор создает мотивацию в реализации этих программ, оказывает поддержку в поиске новых подходов в непрерывном профессиональном самообразовании и самореализации.
1 Барбарига А. А. Британские университеты: учеб. пособие для пед. ин-тов / А. А. Барбарига, Н. В. Федорова. М.: Высшая школа, 1979. 127 с.
Sobre autores
N. Erokhina
Transbaikal State University
Autor responsável pela correspondência
Email: erokhina.7272@mail.ru
applicant for scientific degree 30, Alexandro-Zavodskaya street, Chita, 672039, Russia
S. Kaplina
Transbaikal State University
Email: kse2000@list.ru
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor 30, Alexandro-Zavodskaya street, Chita, 672039, Russia
Bibliografia
- Abramovskikh N. V. (2013). Tutoring: history and modernity. Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical Institute. 3(19): 156-162 (in Russian).
- Adolf V. A. Tutor support of students: practical experience / V. A. Adolf, N. V. Pilipchevskaya. Higher education in Russia. 4: 143-147. (in Russian).
- Andreeva E. A. (2012). Comparative analysis of tutoring models (on the example of England, Germany, United Arab Emirates and Russia): diss. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01/ E. A. Andreeva. Мoscow: 2012. 222 p. (in Russian).
- Beregovaya O. A. (2020). Tutor support as a tool of sociocultural adaptation of foreign students in Russian higher education institution. Higher Education in Russia. 29 (1): 156-165. (in Russian).
- Gorodetskaya N. I. (2010). Tutor support of teachers’ distance professional development in the system of postgraduate education: diss. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / N. I. Gorodetskaya. Nizhny Novgorod, 2010. 237 p. (in Russian).
- Kovaleva T. M. (2011). Registration of a new profession of tutor in Russian education. Education Issues. (2): 163-181. (in Russian).
- Kovaleva T. M. (2011). Tutor as a new profession in Russian education. APKiPPRO: 7-20. (in Russian).
- Kovaleva, T. M., Kobysha E. I., Popova-Smolik S. Y. [et al.]. (2012). Profession of a «Tutor». Tver: LLC “SFC-office”: 2012. 246. EDN YRAWSU. (in Russian).
- Lyubzhin A. I. (1997). Upbringing of a crown prince as an experience of tutoring. Individual-oriented pedagogy. Moscow Tomsk: 78-80. (in Russian).
- Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation from May 5, 2008 N 216-n “On approval of professional qualification groups of positions of employees in higher and additional professional education”. Available at: http: www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_125537/ (accessed: 27 July 2024). (in Russian).
- Pilipchevskaya N. V. (2010). Tutor support of students' adaptation to the educational process of pedagogical university): diss. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / N. V. Pilipchevskaya. Krasnoyarsk, 2010. 213 p. (in Russian).
- Polupan K. L. (2017). Technology of Partnership: Its Advantages and Challenges in the Implementation at University Higher Education in Russia. (11): 116-121. (in Russian).
- Proskurovskaya I. D. (2009). Experience of reconstruction of historical bases of tutoring (on the material of the history of English universities). Bulletin of the Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2(6): 71-81. (in Russian).
- Roscoe R. D. (2007). Understanding Tutor Learning: Knowledge-Building and Knowledge-Telling in Peer Tutors' Explanations and Questions. Review of Educational Research. 77 (4): 534-574. doi: 10.3102/0034654307309920. EDN JTSXCD.
- Ruan A. A (2001). Liberal Education: and that includes the Sciences. Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think», OxCHEPS: 17-20.
Arquivos suplementares
