Features of organizing of accounting and analytical information on company income and expenses
- 作者: Safronova E.Y.
- 期: 卷 10, 编号 8 (2022)
- 栏目: Articles
- ##submission.dateSubmitted##: 11.04.2025
- ##submission.dateAccepted##: 11.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/287150
- ID: 287150
如何引用文章
全文:
详细
The article discusses the issues of organizing of accounting and analytical information on income and expenses in companies. A conclusion is made that timely accounting and analytical information provides the basis for making the right and effective management decision.
全文:
В современных рыночных условиях в работе бухгалтерских служб происходит множество значительных изменений. Управление предприятием во многом стало зависеть от использования учетно-аналитической информации. Коллектив авторов утверждает, что: «в условиях жесткой борьбы за конкурентные преимущества отечественные предприятия вынуждены реформировать существующие внутренние организационные структуры, методы ведения бизнеса на основе современных концепций управления предприятием» [1]. В системе оценки результативности и деловой активности компании выступают показатели доходов и расходов. Именно эти данные напрямую влияют на финансовый результат хозяйственного процесса.
В учебнике Кондракова Н. П. обусловливается, что «доходы компании представляют собой увеличение экономической выгоды, связанных с поступлением активов или погашением обязательств, которые приводят к увеличению капитала. К доходам хозяйствующего субъекта следует относить только те поступления денежных средств и другого имущества по следующим признакам: поступают на безвозвратной основе; становятся собственностью предприятия; не связаны с увеличением имущества за счет вкладов участников или собственников предприятия, включаются в финансовую отчетность и подлежат включению в налогооблагаемую прибыль» [2, c. 186].
Кондраковым Н. П. дается пояснение «под расходами понимаем уменьшение экономической выгоды или процесс выбытия собственных средств (денежных средств и иного имущества). А также расходы могут появиться в случае возникновения обязательств, что естественно приведет к сокращению капитала. Стало быть, часть выплат в виде денежных средств или другого вида имущества нужно понимать, как расходы, потому что: они осуществляются на безвозвратной основе; перестают быть собственностью предприятия; не связаны с уменьшением имущества путем уменьшения вкладов по решению участников или собственников предприятия; включаются в финансовую отчетность предприятия и уменьшают налогооблагаемую прибыль» [2, c. 204].
Целью учетно-аналитической информации считается характеристика текущего состояния исследуемого объекта для составления отчетности и прогнозирование вероятного развития финансового состояния. Системный подход, в котором возникает, формируется и используется информация при управлении организацией осуществляется в учетно- аналитической информационной системе [6, c. 41]. Авторами статьи определяется, что «порядок формирования и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятиями малого и среднего бизнеса имеет некоторые особенности, которые необходимо учитывать с целью удовлетворения информационных интересов различных групп пользователей, а также применения аналитических процедур с целью оценки ее аналитической емкости» [7].
На основе стандартных укрупненных бухгалтерских (финансовых) отчетных форм недостаточно отследить информацию о реальной величине доходов и расходов экономического субъекта, так как в ней предоставляется емкая информация, что усложняется для принятия действенных управленческих решений. Анализ внутренней информации достигается посредством причинно-следственной связи и нахождения источника несоответствия в финансовых данных, которые представлены в бюджете о доходах и расходах, учитывающий определённый отчетный период времени с детализацией статей по видам деятельности.
Приведем условный пример: в организации с фактической выручкой продукции в 56000 тыс. рублей планирует нарастить продажи как за счет роста физического объема 700 до 900 условных единиц, так и за счет увеличения отпускной цены на 5%. По заданным параметрам сначала определяется выручка. Себестоимость пересчитывается в зависимости от объема выпуска. Увеличения административно-управленческих расходов в пределах сроков операционного бюджета не планируется. В операционных доходах закладывается доход от аренды на текущем уровне, в прочих – снижение банковских ставок. Принято, что продажи и закупки материалов ведутся в одном периоде (таблица 1).
Таблица 1
Пример бюджета доходов и расходов организации
Бюджетная статья | Факт 2021 г., тыс. руб. | Плановые показатели 2022 г., тыс. руб. |
Объем продаж (ед.) | 700 ед. | 900 ед. |
Продажи (выручка) | 56000 | 75600 |
Себестоимость (прямые расходы) | 31228 | 37654 |
Валовая прибыль | 27572 | 37946 |
Коммерческие затраты | 2800 | 3600 |
Административно-управленческие расходы | 16050 | 16050 |
Доходы от операционной деятельности | 1600 | 1600 |
Прибыль от продаж и операционной деятельности | 10322 | 19896 |
Прочие доходы | 30 | 28 |
Прочие расходы | 5 | 3 |
Прибыль до налогообложения | 10350 | 19921 |
Налог на прибыль | 2070 | 3984 |
Чистая прибыль | 8280 | 15937 |
Рентабельность | 14,8% | 21,1% |
Приведен упрощенный пример бюджета доходов и расходов, так как на практике процесс намного более сложный и включает анализ множества факторов. Составление такого финансового документа, его контроль правильно доверить специалисту, разбирающемуся в методиках бюджетно-финансового планирования.
Грамотно учесть все доходы и расходы, не допустить ошибок при составлении отчетности – сложная задача, с которой справляются не все бухгалтеры. В этих условиях основным средством учетно-аналитической информации является бюджет движения денежных средств. Основная цель – обеспечить положительный финансовый остаток на весь планируемый период. Документ дает представление о том, достаточно ли у компании денег, чтобы покрыть текущие расходы, например, выплатить сотрудникам зарплату или погасить коммунальные платежи, и сколько потребуется в дальнейшем (таблица 2).
Таблица 2
Пример бюджета движения денежных средств
Показатели | Бюджетный период | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Остаток средств на начало | 10 000 | 10 500 | 7 481 | 7 597 |
Поступление денежных средств от основной деятельности | ||||
2. Выручка от реализации | 54 300 | 57 120 | 66 080 | 64 960 |
3. Авансы полученные | - | - | - | - |
4. Итого поступлений | 54 300 | 57 120 | 66 080 | 64 960 |
Выплаты денежных средств от основной деятельности | ||||
5. Прямые материалы | 2 370 | 4 509 | 4 866 | 5 164 |
6. Прямой труд | 20 000 | 17 250 | 23 000 | 20 250 |
7. Общепроизводственные расходы | 14 000 | 12 900 | 15 200 | 14 100 |
8. Коммерческие расходы | 8 300 | 7 900 | 8 700 | 8 300 |
9. Управленческие расходы | 5 130 | 4 850 | 6 050 | 4 850 |
10. Налог на прибыль | 4 000 |
|
|
|
11. Итого выплат | 53 800 | 47 409 | 57 816 | 52 664 |
12. ЧДДС от основной деятельности | 500 | 9 711 | 8 264 | 12 296 |
Денежные потоки по инвестиционной деятельности | ||||
13. Покупка основных средств |
| 24 300 | - | - |
14. Долгосрочные фин. вложения |
| - | - | - |
15. Реализация основных средств |
| - | - | - |
16. Реализация финансовых вложений |
| - | - | - |
17.ЧДДС от инвестиционной деятельности |
| -24 300 | - | - |
Денежные потоки по финансовой деятельности | ||||
18. Получение кредитов | - | 11 570 | 4 000 | - |
19. Погашение кредитов | - | - | 11 570 | 4 000 |
20.Выплаты процентов за кредит | - | - | 579 | 200 |
21. ЧДДС по финансовой деятельности | - | 11 570 | - 8 149 | - 4 200 |
22. Остаток средств на конец | 10 500 | 7 481 | 7 597 | 15 693 |
Формы бюджетов, в том числе бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств могут быть различными, с укрупненными статьями или более подробные, разбиты на длительные периоды (например, годовой бюджет по кварталам) или на более короткие периоды (например, месячный бюджет по неделям) – в зависимости от потребности финансового менеджмента в компании.
Для характеристики сущности данной системы важное значение имеют целевой, идентификационный, компонентный и факторный аспекты ее функционирования в организации. На сегодняшний день к учетно-аналитической информации предъявляют новые требования (рис. 1) [2, c. 12].
Главным вопросом организации бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах считается построение учетного процесса. Учетный процесс важен для привлечения своевременной и достоверной информации о фактах хозяйственной деятельности субъекта.
Рис. 1. Требования к учетно-аналитической информации.
Принцип соответствия доходов и расходов является важнейшим условиям признания данных статей в бухгалтерском учете (рис. 2).
Рис. 2. Источники формирования учетно-аналитической информации.
Из рисунка 2 можно заметить, что основные источники формирования учетно- аналитической информации позволяют бухгалтер произвести исследования по всем финансовым документам [4, c. 142]. При правильном составлении финансовой отчетности компании, бухгалтер и другие сотрудники компании могут получать своевременную и точную информацию о поступлении доходов и расходов [3, c. 104].
В любом бизнесе необходимость отслеживания, составления отчета и классификация затрат и расходов нужно для принятия своевременного управленческого решения по обеспечению безубыточности компании. В ходе выполняемой работы работники могут вносить в отчет корректировки по новым возникшим затратам, а также вносить какие-либо изменения в табель учета времени и предлагать рекомендации по улучшению. Данная система позволяет отследить затраты, возникшие в ходе хозяйственной деятельности. Отчеты оперативно оцифровываются и к ним получают доступ работники подразделений и бухгалтерии. Тем самым информация дает возможность обеспечить системное отслеживание и повышение прибыльности компании.
Используя полученную учетно-аналитическую информацию, бухгалтер получает доступ о поступлениях и выбытиях денежных средств. Все данные будут вноситься в финансовую отчетность за определенный период времени. Затем аналитики проводят исследования в сфере поступления активов (дохода) или сокращения своих активов (расходов). При формировании учетно-аналитической системы о доходах и расходах субъекта возникают некоторые проблемы. Выбрать правильное направление развития, систему информационных потоков, методики применения считается существенной работой в любой деятельности предприятия [5, c. 41].
Проблема формирования учетно-аналитической информации влияет на полную систему работы субъектов хозяйствования. При формировании таких сведений порой часто допускаются ошибки, и эти ошибки нужно вовремя исправить. Первая проблема: имеется временный разрыв между фактически осуществленными хозяйственными операциями и их документальным оформлением. Сначала оформляются счета-фактуры, акты и накладные. Только после этих мероприятий они будут отправлены контрагенту. Второй проблемой считается переоформление документов. Это происходит по причине допущения ошибок. Третья проблема уже возникает при обработке собранной учетно-аналитической информации о доходах и расходах компании. Все эти вопросы находят свое отражение в бухгалтерском учете, который в свою очередь, является информационной основой принятия важных управленческих решений.
Таким образом, формирование учетно-аналитической информации о доходах и расходах является важнейшей задачей, отражающей текущее финансовое положение и перспективы дальнейшего развития любого экономического субъекта.
参考
- Колесник Н. Ф., Шибилева О. В. Учет и контроль расходов бизнес-процессов в системе бюджетирования // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3 (48). – С. 58–63.
- Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 584 с.
- Рахимова Н. И. Влияние на доходы и расходы организации в период пандемии // Бенефициар. – 2022. – № 109. – С. 12–14.
- Садиева А. С., Шахарова А. Е., Сагиндыкова Г. М. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие. – Алматы.: Издательство «Lem», 2016. – 364 с.
- Стефанова Н. А. Планирование доходов и расходов в практике современной организации // Журнал прикладных исследований. – 2022. – Т. 2. – № 1. – С. 142–148.
- Фадеева Е. А. Влияние пандемии COVID-19 на структуру доходов и расходов предприятия // Вопросы экономических наук. – 2022. – № 1 (113). – С. 41–43.
- Горбунова Н. А., Шибилева О. В. Организация упрощенного учета и отчетности на предприятиях малого и среднего бизнеса // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 12 (59). – С. 1438–1442.
补充文件



