Peculiarities of students' personality will properties
- 作者: Andronova N.V., Alyoshina A.S., Dyuzheva D.S., Koshina V.I.
- 期: 卷 11, 编号 14 (2023)
- 栏目: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 24.11.2024
- ##submission.dateAccepted##: 24.11.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/271215
- ID: 271215
如何引用文章
全文:
详细
The article describes the results of an empirical study of the volitional properties of students' personality. In particular, the data of a correlation analysis are presented, during which the relationship between willpower and volitional self-regulation with achievement motivation was studied.
全文:
Фактом, не вызывающим сомнения, является значимость волевых свойств личности при обучении вне зависимости от уровня образования, получаемого субъектом учебной деятельности. Так, например, В. Н. Шляпников в одном из своих исследований выявил взаимосвязь волевой регуляции студентов с их академической успеваемостью [9]. В числе волевых качеств, которые, по выражению В. И. Селиванова, характеризуют достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения [7], многие авторы называют спокойствие, целеустремлённость, терпеливость, дисциплинированность, инициативность, выдержку, обязательность, выносливость, энергичность, самостоятельность, ответственность, деловитость, решительность, настойчивость, организованность и уверенность в себе.
Волю, интерес к изучению которой заметно возрос в последнее время, Л. С. Выготский относил к высшим психическим функциям и подчёркивал возможность её развития в онтогенезе, трактуя данный феномен как овладение самим собой и своим поведением [3]. Обозначая особенности формирования волевой регуляции в разные периоды детства, Л. И. Божович указывала на органичную связь воспитания воли и нравственности у ребёнка [2], что позволяет причислить волевые качества к базовым элементам в структуре личности. По мнению Т. И. Шульги, развитие воли определяется спецификой возраста и видов деятельности, в которые включён субъект [10]. По результатам исследования Д. Д. Барабанова, на динамику волевой регуляции студентов оказывают влияние такие факторы, как смысложизненные ориентации, пол, индивидуальные стратегии волевой регуляции [1].
Безусловно, развитию воли важно уделять внимание в детстве, однако и в юности, и в период молодости актуальность этой проблемы не снижается. Современному обществу необходимы инициативные, ответственные, энергичные граждане, готовые к созидательной деятельности. Студенты как часть молодого поколения представляют собой тот самый потенциал, на который, как правило, рассчитывает государство, делая прогноз на будущее.
В связи со сказанным выше нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого заключалась в изучении особенностей волевых свойств личности студентов. Выборка состояла из 38 студентов МГУ им. Н.П. Огарёва в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на 1, 2 и 4 курсах следующих направлений подготовки: «Агроинженерия», «История», «Психология», «Политология», «Социология». Из них было 26 девушек и 12 юношей. Заметим, что больше всех среди респондентов было студентов 1 курса, кому на момент опроса исполнилось 18 лет.
На первом этапе исследования мы провели опрос студентов с помощью самостоятельно разработанной анкеты, целью которой было выяснить отношение молодых людей к проблеме развития волевых свойств личности.
На вопрос анкеты «Как вы считаете, студенту нужно иметь развитые волевые свойства (силу воли, решительность, целеустремлённость, настойчивость и др.)?» от всех респондентов был получен утвердительный ответ. Так же единодушно студенты подтвердили, что развивать такие качества нужно.
На вопрос о предпочитаемой форме развития волевых свойств были выбраны разные ответы из числа предложенных. Самым популярным был ответ «тренинговые занятия», его выбрали 26 человек из 38 (68,4 %). Немного меньше «голосов» набрал ответ «встречи с разными людьми, достигшими успехов за счёт своих волевых качеств» (25 человек, или 65,8 %). Близкими в количественном отношении оказались и два других ответа: «просмотр фильмов о людях, достигших успехов за счёт своих волевых качеств» как форму развития волевых свойств личности для себя определили 14 респондентов (36,8 %), а «чтение книг о людях, достигших успехов за счёт своих волевых качеств» – 12 студентов (31,6 %).
На следующем этапе исследования посредством тестовых методик мы измеряли у вошедших в выборку студентов уровень развития таких свойств, как волевая саморегуляция и сила воли.
Опишем данные, полученные по методике «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана [5]. Результаты распределения испытуемых по категориям с учётом уровня изучаемого свойства отражены в таблице 1.
Заметим, что под уровнем волевой саморегуляции авторы подразумевают меру овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Тест содержит общую шкалу и две субшкалы: настойчивость и самообладание. Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний [5].
Таблица 1
Распределение испытуемых по категориям в зависимости от уровня волевой саморегуляции
Количество испытуемых в категориях | Уровень волевой саморегуляции | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Общая шкала | |||
Количество испытуемых в категории | 24 | 3 | 11 |
Доля категории испытуемых, % | 63,1 | 8 | 28,9 |
Субшкала «настойчивость» | |||
Количество испытуемых в категории | 19 | 6 | 13 |
Доля категории испытуемых, % | 50 | 16 | 34 |
Субшкала «самообладание» | |||
Количество испытуемых в категории | 24 | 8 | 6 |
Доля категории испытуемых, % | 63,1 | 21,1 | 15,8 |
Анализ результатов диагностики волевой саморегуляции студентов показал, что большинство испытуемых (63,1 %, или 24 человека) имеют высокий уровень развития данного свойства. По мнению авторов методики, таких людей можно охарактеризовать как эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных, обладающих развитым чувством долга. Они спокойны, уверены в себе, их намерения устойчивы, взгляды реалистичны. Также о студентах с высокими показателями волевой саморегуляции можно сказать, что они хорошо осознают свои мотивы, при решении выдвинутых задач действуют по плану, умело распределяя силы и контролируя свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В критических ситуациях у них возможен рост внутренней напряжённости в связи с желанием строго контролировать собственное поведение. Средний уровень волевой саморегуляции обнаружен только у 3 человек (8 %). Следует обратить внимание на то, что низкий уровень развития диагностируемого свойства продемонстрировали около трети испытуемых (28,9 %, или 11 человек). Как считают А. В. Зверьков и Е. В. Эйдман, такие люди эмоционально нестабильны, чувствительны, ранимы, не уверены в себе. Они в малой степени активны, их способность к рефлексии невысока, намерения не устойчивы.
Говоря о настойчивости, заметим, что у половины выборки (19 человек, или 50 %) выявлен высокий уровень развития данного свойства личности. О студентах, отнесённых к указанной категории, можно сказать, что они положительно относятся к социальным нормам, активны, работоспособны, стремятся к реализации запланированного, возникающие трудности организуют их, не мешая двигаться к цели. Средний уровень настойчивости установлен у 6 человек (16 %). Третья часть испытуемых (34 %, или 13 человек) продемонстрировала низкий уровень настойчивости. О них следует говорить, как о неуверенных, импульсивных людях, которые не всегда ведут себя последовательно. Кроме того, их отличает пассивность и довольно низкая работоспособность.
Более половины испытуемых (63,1 %, или 24 человека) обладают высоким уровнем самообладания. Они эмоционально устойчивы, в различных обстоятельствах хорошо владеют собой, не бояться неизвестности, способны к новаторству. Однако авторы методики отмечают, что стремление к постоянному самоконтролю у таких людей может вызвать повышение внутренней напряжённости и, как следствие, быструю утомляемость. У пятой части студентов (21,1 %, или 8 человек) выявлен средний уровень самообладания и у 6 человек (15,8 %) – низкий уровень, указывающий на вероятность спонтанного поведения, обидчивость, приверженность традиционным взглядам.
Таким образом, по данным диагностики, проведённой с помощью методики А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана, у основной части студентов хорошая волевая саморегуляция, достаточно высоко развиты настойчивость и самообладание, что может способствовать достижению намеченных целей. Однако в выборке нами была обнаружена довольно большая категория респондентов с низким уровнем волевой саморегуляции и настойчивости (около трети).
По замечанию И. В. Гетте-Борисовой, для осуществления волевой регуляции поведения и деятельности важна сила воли, которая проявляет себя при борьбе мотивов, изменении смысла деятельности, контроле эмоциональных состояний и т.д. [4].
По результатам исследования посредством теста Н. Н. Обозова «Самооценка силы воли» [5] чуть более половины выборки студентов (52,6 %, или 20 человек) были отнесены к категории с высоким уровнем силы воли, о представителях которой можно сказать, что они способны достичь поставленной цели вопреки всем неудобствам и препятствиям на пути её достижения. При этом около половины испытуемых (47,4 %, или 18 человек) обладают средним уровнем развития силы воли, свидетельствующим о сочетании уступчивости с упорством, проявлении гибкости. Заметим, что такие психологические особенности личности делают людей привлекательными в глазах окружающих. Отрадно, что низкий уровень силы воли не продемонстрировал ни один человек.
Описанные выше результаты можно видеть в таблице 2.
Таблица 2
Распределение испытуемых по категориям в зависимости от уровня развития силы воли
Объём категорий испытуемых | Уровень развития силы воли | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Количество испытуемых в категории |
0 |
18 |
20 |
Доля категории испытуемых, % | 0 | 47,4 | 52,6 |
Заметим, что наше исследование проводилось во 2 семестре, в тот период обучения первокурсников (составляющих большую часть выборки испытуемых), который, по концепции С. А. Шапкина об основных стадиях адаптации в вузе, соотносится с базовым обучением. На этой стадии студенты осваивают много информации по учебным дисциплинам, испытывают довольно интенсивную нагрузку. В этот период успешность обучения и адаптация в основном зависят от уровня мотивации достижения [8].
Мы предположили, что с мотивацией достижения могут быть связаны волевые свойства личности студентов. Для проверки выдвинутой гипотезы нами применялась методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН) А. А. Реана [6], предназначенная для диагностики двух мотивационных тенденций: позитивной (надежда на успех) и негативной (боязнь неудачи).
Данные, полученные в ходе использования указанного теста, показали, что около половины испытуемых мотивированы на успех (44,7 %, или 17 человек). Такие люди обычно активны, уверены в себе, проявляют инициативу и ответственность, настойчивость и целеустремлённость. Мотивационный полюс ярко не выражен у более половины испытуемых (55,3 %, или 21 человек). При этом определённая тенденция мотивации на успех выявлена более чем у трети выборки (39,5 %, или 15 человек), тогда как определённая тенденция мотивации на неудачу обнаружена только у 3 человек (7,9 %).
В таблице 3 представлены результаты диагностики мотивации достижения.
Таблица 3
Распределение испытуемых по категориям в зависимости от уровня мотивации достижения
Объём категорий испытуемых | Уровни мотивации достижения | ||
Мотивация на неудачу (от 1 до 7 баллов) | Мотивационный полюс ярко не выражен (от 8 до 13 баллов) | Мотивация на успех (от 14 до 20 баллов) | |
Количество испытуемых в категории | 0 | 21 | 17 |
Доля категории испытуемых, % | 0 | 55,3 | 44,7 |
На следующем этапе исследования мы определяли характер связи между изученными волевыми свойствами и мотивацией достижения. Для этого использовали критерий ранговой корреляции rs Спирмена. В результате были выявлены прямые, умеренные по силе статистически значимые корреляционные связи между волевой саморегуляцией и мотивацией достижения (rs = 0,651 (р ≤ 0,01)), между настойчивостью и мотивацией достижения (rs = 0,575 (р ≤ 0,01)), между самообладанием и мотивацией достижения (rs = 0,442 (р ≤ 0,01)), между настойчивостью и силой воли (rs = 0,328 (р ≤ 0,05)).
В таблице 4 представлены данные корреляционного анализа взаимосвязей волевых свойств личности испытуемых и мотивации достижения.
Таблица 4
Результаты изучения связи волевых свойств и мотивации достижения у испытуемых
Психологические свойства | Самообладание | Настойчивость | Волевая саморегуляция |
Мотивация достижения | 0,442** | 0,575** | 0,651** |
Сила воли | 0,061 | 0,328* | 0,291 |
Примечание: *0,32 (p ≤ 0,05); **0,41 (р ≤ 0,01)
Исходя из полученных данных, логично заключить, что повышение уровня развития перечисленных волевых качеств может способствовать росту мотивации достижения.
С учётом полученных эмпирических данных нами был подготовлен комплекс тренинговых занятий, направленных на развитие волевых свойств личности студентов. Тренинговые занятия длительностью 1,5 часа предлагаем проводить 1 раз в неделю по традиционному для тренинговой формы плану. При первой встрече будет организовано знакомство, затем на занятиях участникам будут предлагаться упражнения на разминку, несколько основных упражнений, и завершаться занятия будут рефлексией. Для анализа динамики развития волевых свойств личности могут проводиться диагностические срезы (например, в начале тренинга и по его завершению). Поскольку наряду с формой тренинга при опросе студенты обозначали как предпочитаемую форму встречи с разными людьми, достигшими успехов благодаря своим волевым качествам (спортсмены, бизнесмены, представители силовых структур, молодые учёные и др.), мы планируем организовывать такие встречи с периодичностью 1 раз в месяц. Полагаем, особенно целесообразно приглашать выпускников университета разных лет. По нашим ожиданиям, эмоциональный заряд от беседы с человеком, который «ходил по тем же коридорам», будет мощнее, а его пример, соответственно, – более убедительным.
作者简介
N. Andronova
编辑信件的主要联系方式.
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦
A. Alyoshina
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦
D. Dyuzheva
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦
V. Koshina
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦
参考
- Барабанов Д. Д. Развитие волевой регуляции студентов: дис. ... кандидата психологических наук. – М., 2015. – 188 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 352 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т., Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
- Гетте-Борисова И. В. Психологические условия развития волевых качеств личности у студентов вуза: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. – Сочи, 2005. – 19 с.
- Козлов В. В., Мазилов В. А., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2018. – 720 с.
- Реан А. А. Психология личности: социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 407 с.
- Селиванов В. И. Психология волевой активности. – Рязань: Изд-во РГПИ, 1974. – 150 с.
- Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. – М.: Смысл, 1997. – 144 с.
- Шляпников В. Н. Взаимосвязь волевой регуляции и академической успеваемости студентов вузов // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 1. – С. 66– 75.
- Шульга Т. И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 105–111.
补充文件
