level of life purpose understanding to the level of personal maturity among students of educational psychology
- 作者: Goloyus E.A., Polyakova O.Y.
- 期: 卷 11, 编号 14 (2023)
- 栏目: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 24.11.2024
- ##submission.dateAccepted##: 24.11.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/271214
- ID: 271214
如何引用文章
全文:
详细
The article describes the results of an empirical study that examined the indicators of life-purpose understanding, the level of life purpose understanding and personal maturity among students of educational psychology. In particular, the data of a correlation analysis are presented which shows the connection between life-purpose understanding of the students and indicators of their personal maturity.
全文:
Изучение показателей личностной зрелости среди студенческой молодежи является одной из актуальных задач, стоящих перед исследователями, так как в последние десятилетия среди молодого поколения усилилась тенденция к психологической инфантилизации, проявляющаяся в явлениях «чайлдфри», «ЛГБТ», полигамных отношениях и нежелании вступать в брак. Кроме того, студенческий возраст является сензитивным периодом для формирования зрелых или инфантильных характеристик личности. В связи с этим необходимо понять по каким показателям личностной зрелости молодое поколение «задерживается» в своем созревании.
Личностная зрелость проявляется в умении более эффективно решать жизненные задачи, а смысложизненные ориентации, как один из основных компонентов личностной зрелости, определяют направление развития и поиск новых ценностей, соотнесению новых целей и возможностей для их дальнейшей реализации. В связи с этим нам показалось важным изучить феномены личностной зрелости и смысложизненных ориентаций у студентов психолого-педагогического направления, так как в будущем эти специалисты будут работать в образовательных учреждениях с детьми и помогать решать им те или иные трудности.
Изучением феномена «личностная зрелость» занимались многие зарубежные и отечественные психологи [1; 2; 4]. В работах Е. П. Ильина, Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенковой личностная зрелость рассматривается как необходимый признак, способствующий эффективному достижению целей деятельности. В работах Г. Оллпорта, Э. Фромма, Л. А. Головей, А. Л. Журавлева данное личностное образование рассматривается как черта личности, способствующая построению эффективных взаимоотношений с окружающими. В целом большая часть авторов сходятся во мнении, что под «личностной зрелостью необходимо понимать высокий уровень психологического, а не возрастного развития, который проявляется в системе свойств, наличие которых способствует гармоничной и результативной реализации собственных качеств личности во внешней деятельности при оптимальном расходовании личностных ресурсов. С точки зрения системно-субъектного подхода, индивид, обладая зрелостью, реализует ту активность, которая, с одной стороны соответствует его возможностям как субъекта, с другой – его личностной направленности и жизненным смыслам» [4].
На протяжении позднего юношеского возраста происходит перестройка внутренней и внешней жизни молодого человека, в результате чего данный период может сопровождаться увеличением стрессовых ситуаций и повышенной эмоциональностью, которые могут быть связаны с наличием психологических трудностей, вызванных противоречиями между уровнем притязаний и образа «Я» личности. Кроме того, по мнению ряда авторов в этом возрасте особую актуальность приобретают экзистенциальные вопросы о собственном предназначении и смысле жизни, определении «собственного места» в мире. И одновременно с этим смысложизненные потребности могут быть подавлены и блокированы в юношеском возрасте, что может привести к состоянию экзистенциальной фрустрации, связанной с потерей смысла жизни и внутренними конфликтами личности [5].
Эмпирической площадкой нашего исследования выступил ФГБОУ ВО «ПГУ», общая выборка исследования составила 21 респондент в возрасте от 18 до 22 лет, обучающиеся на разных курсах очной формы обучения бакалавриата, из них 13 девушек и 8 юношей.
На первом этапе исследования с помощью опросника «Тест личностной зрелости» Ю. З. Гильбуха мы определили уровень личностной зрелости испытуемых и его проявления в пяти аспектах (см. таблицу 1). В результате проведенного анализа мы видим, что большая часть студентов (57,15 %) характеризуется неудовлетворительным уровнем личностной зрелости, 38 % имеют удовлетворительный уровень и лишь 4,75 % имеют высокий уровень. Безусловно, подобные результаты были для нас удивительными и одновременно интересными для размышления. Остановимся на более подробном анализе шкал методики, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики личностной зрелости студентов по методике Ю. З. Гильбуха (процентное распределение по уровням и среднее значение выборки)
Шкалы | Уровни личностной зрелости | Среднее значение по выборке и его интерпретация | |||
Весьма высокий | Высокий | Удовлетворительный | Неудовлетворительный | ||
Мотивация достижений | 9,5 % | 14,3 % | 33,3 % | 42,9 % | 9,57 удовлетворительный |
«Я» концепция | - | 4,7 5% | 23,8 % | 71,4 5% | 14,14 неудовлетворительный |
Чувство гражданского долга | 4,75 % | 28,55 % | 23,8 % | 42,9 % | 4,09 удовлетворительный |
Жизненная установка | - | 19,05 % | 33,3 % | 47,65 % | 10,61 неудовлетворительный |
Способность к психологической близости |
- |
19,05 % |
23,8 % |
57,15 % | 5,28 неудовлетворительный |
Общий показатель личностной зрелости | - | 4,75 % | 38,1 % | 57,15 % | 21,04 неудовлетворительный |
Исходя из данных таблицы 1, мы видим, что среди всех результатов методики наиболее высокие показатели были получены по шкалам «Мотивация достижений» и «Чувство гражданского долга». При этом стоит отметить, что среднее значение по выборке по каждой из этих шкал находится в диапазоне удовлетворительного уровня, что говорит об умеренной выраженности стремления к лидерству, умеренной инициативе в достижении значимых целей и самореализации. Также умеренно выражено чувство коллективизма и профессиональной ответственности, патриотические качества.
По всем остальным шкалам («Я-концепция», «Жизненная установка», «Способность к психологической близости») средние значения показателей находятся в диапазоне неудовлетворительного уровня, что и составило характеризующее основание для личностной незрелости. При этом наибольшее количество респондентов выявлено с низкими значениями по шкале «Я концепция», что свидетельствует о том, что более 70 % респондентов имеют крайне низкий уровень самопринятия. Также большое количество респондентов (57,1 5%) имеют низкие значения по шкале «Способность к психологической близости», что говорит о низкой выраженности способности к сопереживанию и потребности в духовной близости с другими людьми. По шкале «Жизненная установка» почти у половины респондентов (47,65 %) также были выявлены эмоциональная неуравновешенность и импульсивность в поведении.
С одной стороны, удивительно, что эти результаты выявлены у студентов педагогов- психологов, а с другой стороны, как мы отмечали выше, юношеский возраст может сопровождаться повышенной эмоциональностью из-за ситуаций профессионального самоопределения, психологических затруднений в межличностном общении, связанных с противоречивостью уровня притязаний и образа «Я» личности. Таким образом, полученные нами результаты могут быть объяснены возрастными особенностями юношеского возраста.
Далее с помощью методики Д. А. Леонтьева «СЖО» мы изучили смысложизненные ориентации и уровень осмысленности жизни у студентов педагогов-психологов, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики смысложизненных ориентаций студентов психолого-педагогического образования
Шкалы |
| Уровни СЖО |
| Среднее значение по выборке и его интерпретация |
| низкий | средний | высокий |
|
Цели в жизни | 14,3 % | 66,65 % | 19,05 % | 30,9 – средний уровень |
Процесс жизни | 19,05 % | 47,65 % | 33,3 % | 30,33 – средний уровень |
Результативность жизни | 9,55 % | 57,15 % | 33,3 % | 25,9 – средний уровень |
Локус контроля - Я | 9,55 % | 57,15 % | 33,3 % | 20,8 – средний уровень |
Локус контроля - жизнь | 28,6 % | 31,8 % | 33,3 % | 28,5 – средний уровень |
Общий показатель СЖО | 19,05 % | 47,65 % | 33,3 % | 100,09 – средний уровень |
Из данных таблицы 2 видно, что почти половину выборки респондентов (47,65 %) составили студенты со средним уровнем осмысленности жизни. При объяснении тех или иных жизненных обстоятельств они чаще всего ориентируются на собственные смысловые установки, но иногда могут поступать в противовес присущим им жизненным смыслам, нарушая логику предварительно совершенных действий. Высокие показатели осмысленности жизни выявлены у 33,3 % респондентов, что проявляется в том, что их поступки и действия соответствуют общей логике их жизни и смысловым установкам. Низкий уровень выявлен у 19,05 % опрошенных студентов. Для них характерно отсутствие ведущих смысловых установок, которые регулируют их поступки, недифференцированное отношение к жизни, диффузность смысловой сферы и изменчивость социального поведения.
Далее проанализируем какие смысложизненные ориентации доминируют в данной выборке. В целом анализируя результаты трех шкал, мы можем отметить, что все три смысложизненные ориентации (на будущее, на настоящее, на прошлое) имеют среднюю степень выраженности и придают осмысленность жизни нашим респондентам. То есть в данной выборке студенты придают значимость прожитой части жизни, воспринимают ее как ценный процесс и видят значимость своих целей в дальнейшем.
Кроме того, полученные результаты по шкалам «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – жизнь» позволяют сделать вывод о том, что более половины выборки респондентов (57 % со средним уровнем и 33,3 % студентов с высоким уровнем) считают себя сильными и способными построить свою жизнь в соответствии с собственными представлениями о целях и смысле жизни. Студенты, характеризующиеся средним и высоким показателем по параметру контролируемость жизни (31,8 % и 33,3 %), считают, что человек может контролировать свою жизнь и соответственно достигать поставленных целей. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии умеренного уровня осмысленности жизни в изучаемой выборке и умеренной степени локуса контроля.
Таким образом, можно видеть, что у большинства студентов (47,65 %) преобладает средний уровень жизненной осмысленности.
Далее для проверки гипотезы о наличии связи между уровнем осмысленности жизни и личностной зрелости, мы провели корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице 3.
Таблица 3
Связь переменных шкал личностной зрелости и шкал смысложизненых ориентаций (n=21)
Шкалы СЖО | Шкалы личностной зрелости | |||||
Мотивация дост. | «Я» конц. | Чув. гражд. долга | Жизнен. уст. | Спос. к псих. близости | Общий пок-ль ЛЗ | |
Цель в жизни | rs = 0.63** | rs = 0.63** | rs = 0.07 | rs = 0.43 | rs = 0.03 | rs = 0.57** |
Процесс жизни | rs = 0.67** | rs = 0.42 | rs = -0.11 | rs = 0.54* | rs = 0.22 | rs = 0.50* |
Результативность жизни | rs = 0.65** | rs = 0.50* | rs = -0.02 | rs = 0.44* | rs = 0.2 | rs = 0.6** |
Локус - Я | rs = 0.4 | rs = 0.21 | rs = -0.02 | rs = 0.13 | rs = 0.24 | rs = 0.33 |
Локус - жизнь | rs = 0.34 | rs = 0.48* | rs = -0.02 | rs = 0.39 | rs = 0.33 | rs = 0.53* |
Общий показатель СЖО | rs = 0.70** | rs = 0.50* | rs = -0.08 | rs = 0.45* | rs = 0.29 | rs = 0.59** |
* корреляция значима на уровне 0,05
** корреляция значима на уровне 0,01
Проанализировав данные таблицы 3, мы сделали следующие выводы:
- чем выше показатели нацеленности на будущее, тем выше стремление достигать цели, выше уровень самопринятия и в целом уровень личностной зрелости (при p≤0,01);
- чем больше респондент воспринимает свою жизнь как интересный и насыщенный процесс, тем более высокий уровень целеустремленности и рациональности будет присутствовать в его мышлении, а, следовательно, и уровень личностной зрелости также будет выше;
- чем выше показатели удовлетворенности прожитой частью жизни, тем выше стремление достигать цели, выше уровень самопринятия, в большей степени присутствует способность рационально объяснять происходящие события и в целом уровень личностной зрелости;
- чем выше способность осуществлять осознанный контроль над своей жизнью, тем выше уровень самопринятия, меньше самокритики и выше уровень личностной зрелости;
- вместе с уровнем осмысленности жизни, возрастает стремление достигать новые цели, возрастает рациональное и ясное понимание мира, общий уровень личностной зрелости.
Между остальными показателями шкал значимых корреляций выявлено не было. Таким образом, мы видим, что наше предположение о том, что существует положительная корреляция между смысложизненными ориентациями и уровнем личностной зрелости подтвердилась.
作者简介
E. Goloyus
编辑信件的主要联系方式.
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦
O. Polyakova
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦
参考
- Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
- Волченков В. С. Переживание смысла жизни как критерий личностной зрелости в ранней взрослости // Гуманитарно-экономический вестник. – 2013. – № 1(55). – С. 41– 47.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Изд-во Смысл, 1999. – 487 с.
- Феномен и категория зрелости в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 221 c.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
补充文件
