Formation of the constitutional foundations of public administration in Russia and Kazakhstan

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article presents a comparative analysis of the provisions of the Constitution of two states of the former USSR – Russia and Kazakhstan. The constitutional amendments and additions, their essence and meaning are studied.

全文:

Для государств бывшего СССР свойственны общие проблемные моменты в создании адекватной новым условиям системы государственного управления. В 1990-е годы в ходе процесса суверенизации Российская Федерация (РФ) и Республика Казахстан (РК) столкнулись с определенными сложностями в данной области. В обоих государствах отсутствовала выверенная модель организации и функционирования власти на разных уровнях. За более чем тридцать лет независимости в Казахстане и России были проведены административные, региональные и муниципальные реформы с целью создания эффективной, оптимальной системы государственного управления, способной защитить национальные интересы. Такие реформы оказали влияние на трансформацию политических систем государств. Анализ формирования конституционных основ позволяет лучше понять исторические, политические и социокультурные факторы, оказывающие влияние на развитие государственных институтов.

Россия и Казахстан, в прошлом обладая общим опытом государственного управления в составе СССР, имеют ряд сходств и отличий, в частности, это относится к форме территориального устройства и выстраиванию вертикальных связей. Этап становления и развития системы государственного управления как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстане охватывает 1990–1993 годы и связан с трансформацией от бывших республик СССР к самостоятельному установлению административных систем.

Основы государственного  устройства РСФСР закреплены в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 года Съездом народных депутатов. Затем 31 октября 1990 года был принят закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», в соответствии с которым объекты союзного подчинения, находившиеся на территории России и управляемые общесоюзными органами, объявлялись собственностью РСФСР. В области регулирования федеративных отношений 31 марта 1992 года подписан Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов. Договор состоит из трех взаимосвязанных документов, согласно которым все субъекты формально уравнены в правах, имеют одни и те же полномочия и обязанности. По настоянию республик в договоре они именуются как «суверенные республики», имеют свои конституции и принимают свои законы. Важнейшим документом для становления системы государственного управления Казахстана стала Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики от 2 октября 1990 года. В стране утвердилось разделение государственной власти на законодательную исполнительную и судебную. В это время происходит преобразование Совета Министров в Кабинет Министров. В 1991 году принят конституционный закон «О государственной независимости».

В период с 1991 по 1992 годы для России характерна противоречивая правовая основа, которая базировалась на нормах, унаследованных от Советского Союза, и на законах РСФСР как части СССР, сосуществовали прежняя строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и федерализм, президентская власть, принцип разделения властей.

Первые годы независимости для Казахстана характеризуются централизованностью, закладыванием основ системы государственного управления и поиском оптимальной модели государственной службы.

В период с 1993–1995 гг. происходит дальнейшее становление системы государственного управления государств бывшего СССР. В это время как в России, так и в Казахстане принимается Основной закон государства – Конституция.

Конституция Российской Федерации принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года. В Конституции заложены шесть основных принципов, которые регулируют управление государством, а именно: федеративное устройство, распределение полномочий по трем ветвям власти, гарантии прав и свобод человека, свобода заниматься экономической деятельностью, защита прав частной собственности и соблюдение международного законодательства. Суверенитет распределен между федеральным центром и территориальными образованиями [16]. Государственную власть в России, согласно Конституции, осуществляют: Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды. Президент выведен из системы исполнительной власти и занимает самостоятельное место.

В это же время положено начало структурной реформе государственно-управленческой системы Казахстана. Согласно первой Конституции Республики, принятой Верховным советом 28 января 1993 года, Казахстан фактически определялся как парламентская республика, так как именно Верховный Совет наделялся полномочиями в сфере принятия, толкования и контроля за исполнением законов, изменении территориальных границ государства, утверждении бюджета, а также назначении кандидатов на должности Президента, Премьер-министра и министров Правительства. Соответственно, Президент был подотчетен Парламенту. Конституция 1993 года сохранила некоторые положения Конституции КССР 1978 года: в частности, Верховный совет оставался однопалатным представительным и законодательным органом.

В 1995 году продолжилось реформирование системы государственных институтов, создан стержень государственно-политического устройства страны. По результатам референдума 30 августа 1995 года принята вторая и действующая Конституция Казахстана, которая закрепила президентскую форму правления. В отличие от положений Конституции 1993 года, в новой редакции функции и полномочия, принадлежавшие ранее Парламенту, переходили к Президенту Республики. Также происходят упразднение Верховного совета и учреждение двухпалатного парламента в составе Сената, состоящего из пятидесяти сенаторов, и Мажилиса, представленного девяносто восемью депутатами. Законодательная ветвь власти распределилась между главой государства, парламентом и правительством. Судебная система в новой Конституции тоже претерпела изменения, заключающиеся в упразднении Арбитражного и Конституционного судов: последний преобразован в Конституционный совет, который, по сравнению со своим предшественником, не рассматривает обращения населения, а работает только с обращениями Президента, судей и депутатов.

Для Российской Федерации 1995 год важен принятием двух законов, определивших условия формирования местного самоуправления – «Об основах государственной службы в РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Одним из направлений реформирования государственного управления является внесение изменений в Конституцию. Следует более подробнее остановиться на изменениях, которые вносились в основной документ государства и сравнить опыт России и Казахстана.

Первые изменения в Конституцию Казахстана были внесены в 1998 году: они касались вопроса продления сроков полномочий Президента Республики до 7 лет и отмены положения об ограничении баллотироваться на пост максимум два срока и предельного возраста главы государства (ранее составлял 63 года) и всех государственных служащих. Увеличены сроки полномочий сенаторов и депутатов Мажилиса: до 6 и 5 лет соответственно. Следует также отметить, что в 2000 году Конституционный совет разрешил баллотироваться на пост главы государства более двух сроков подряд. Политические партии вследствие изменений, внесенных в Конституцию, получили возможность баллотироваться в нижнюю палату Парламента: не более десяти человек в партийном списке [6].

Однако во время следующих изменений, внесенных в Конституцию РК реформой 18 мая 2007 года, в стране начала действовать пропорциональная избирательная система, то есть Мажилис стал формироваться исключительно по партийным спискам, что влияет на возможности граждан самостоятельно выбирать своих представителей. Изменилась и процедура утверждения Премьер-министра, а именно парламентским большинством и консультацией Президента с партийными фракциями. Вновь изменились сроки полномочий главы государства: в этот раз в сторону сокращения до 5 лет, как это было ранее, а также введено определение «Первый президент», к которому стало неприменимо положение о невозможности занимать пост главы государства более двух сроков подряд. Также статусом конституционного органа была наделена Ассамблея народа Казахстана, получившая право делегировать своих представителей в нижнюю палату парламента [7].

Изменения, касающиеся установления основ назначения и проведения внеочередных выборов главы государства, внесены в Конституцию в начале 2011 года. Полномочиями по назначению внеочередных выборов наделяется Президент, за действовавшим на тот момент президентом Нурсултаном Назарбаевым были закреплены статус «Елбасы» и пожизненные властные полномочия [8]. Если первая Конституция Казахстана и законы были ориентированы на парламентскую республику, то изменения, внесенные в 1998, 2007 и 2011 гг. увеличивали полномочия Президента. С. Ш. Исраилова отмечает, что изменения в Конституции РК привели к формированию новой конструкции государственного устройства с четким отражением принципа конституционализма [4].

Изменения, внесенные в 2017 году, связаны с наделением парламента большими полномочиями. Так, Сенат по представлению Президента утверждает кандидатуру на должность уполномоченного по правам человека сроком на 5 лет. Правительство вновь стало нести ответственность перед Парламентом. Главным конституционным органом государства становится Совет безопасности [9].

В 2019 году с первой переменой власти в Казахстане, произошло еще одно изменение, закрепленное в Конституции, а именно – переименование столицы государства в Нур-Султан, что было связано с признанием роли и заслуг первого Президента независимого Казахстана, носившего титул Елбасы. Но спустя несколько лет, 17 сентября 2022 года, столице государства вернется ее прежнее название, а титул Елбасы утратит свое значение и будет отменен.

Последние изменения в Конституцию РК на данный момент были внесены в результате референдума 5 июля 2022 года: они во многом обусловлены январскими протестами. Поправками сокращается участие Президента в формировании верхней палаты парламента, а также ограничивается его влияние на местные представительные и исполнительные органы власти. Устанавливается норма однократного президентства сроком на семь лет. Вводится норма о запрете родственникам главы государства занимать должности государственных служащих. Изменения касаются возвращения к смешанной избирательной системе, упразднения квоты от Ассамблеи народа Казахстана и сокращения в Сенате квоты депутатов, выдвигаемых Президентом. Мажилис наделяется основной ответственностью за принятие законов, а Сенат – за их одобрение. В случае неодобрения Сенатом законопроекта выработан механизм права его преодоления Мажилисом. Правительство наделяется правом принятия постановлений, равных по силе законам. Нельзя не отметить преобразование Конституционного совета в Конституционный суд и введение безоговорочного запрета на смертную казнь. Все упоминания об особом статусе и привилегиях первого президента страны исключены из текста Конституции [10].

Первые изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации в 1996 году, касались корректировки названий двух кавказских республик. Республике Северная Осетия добавлено название Алания, Ингушская Республика стала Республикой Ингушетией. Изменения 2001 и 2003 годов внесены статью 65 и также касались названий субъектов страны [11]. С 2004 года в Российской Федерации начался процесс слияния сложноустроенных «матрешечных» субъектов: преобразования аналогично отражены в статье 65 Конституции. Таким образом, в отличие от Конституции Казахстана, изначально в Конституцию России вносились изменения, касающиеся лишь переименований или укрупнений субъектов. Трансформации, затрагивающие укрепление властной вертикали и главенствующей роли Президента, стали включаться в Основной закон РФ с конца 2008 года: произошло увеличение срока как президентских полномочий с 4 до 6 лет, так и полномочий парламента – с 4 до 5 лет [12]. В том же году вносятся изменения, расширяющие полномочия Государственной Думы, она была наделена правом требовать у Правительства отчет о проделанной работе и ответы на поставленные вопросы.

Следующие изменения от 2013 года касались укрепления единства судебной системы государства: Высший Арбитражный Суд упразднен вследствие объединения с Верховным Судом. Расширены полномочия Президента по назначению прокуроров. Скорректировано наименование главы 7 Конституции РФ – «Судебная власть и прокуратура».

Президенту (по инициативе парламентской партии ЛДПР) предоставляется право назначать не более 10 % представителей от общего числа сенаторов в Совет Федерации, которые не могли быть отстранены от должности другим главой государства [13]. 2014 год связан с еще одним важным изменением, вносимым в Основной закон – включением в состав субъектов Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополь [14]. В статью 65 также вносились изменения в 2019 году: Кемеровская область для связи территории с крупнейшим угольным месторождением добавила к своему названию слово «Кузбасc» [15].

Самое масштабное количество поправок, а именно 206, было внесено в Конституцию РФ по результатам всенародного голосования в 2020 году по инициативе Президента. Изменения касались федеративного устройства, организации и функционирования федеральных органов власти и вопросов местного самоуправления. Поправки направлены на сохранение исторических ценностей и культуры. Внесены положения, конкретизирующие статус глав субъектов, дополнены требования для кандидатов, занимающих данные должности. Установлен приоритет норм Конституции над международными актами.

В статью 81, устанавливающую требования к кандидатам на пост главы государства, внесены следующие изменения: увеличен ценз оседлости с 10 до 25 лет, гражданство может быть получено лишь путем филиации. Из части 3, касающейся срока полномочий, исключено слово «подряд». В целом можно наблюдать расширение полномочий главы государства за счет их сокращения у Правительства [1].

Конституции Казахстана и Российской Федерации являются «жесткими», то есть подразумевают сложную процедуру пересмотра и внесения поправок. Так, жесткость Конституции Казахстана проявляется в процессуальном аспекте: согласно статье 91, изменения и дополнения в основной документ страны могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента по его инициативе или по предложению Парламента и Правительства страны. Проект изменений не выносится на референдум, если Президент передает его на рассмотрение Парламента. Если Президент отклоняет предложение о проведении референдума, Парламент большинством голосов не менее 4/5 вправе принять закон о внесении этих изменений, затем его подписывает Президент и выносит на референдум. Согласно главе 9 Основного закона Российской Федерации, для пересмотра первой, второй и девятой глав требуется созыв Конституционного собрания, закон о котором так и не был принят. Следовательно, изменениям подлежат главы с третей по восьмую, которые содержат положения, касающиеся организации и деятельности высших органов власти и особенностей федеративного устройства и местного самоуправления.

Подводя итоги, необходимо отметить, что для Российской Федерации первой половины 1990-х годов важнейшей задачей являлось сохранение политической целостности государства. Реформы характеризуются противоречием между провозглашенными демократическими ценностями и необходимостью укрепления жесткой вертикали власти. Для Казахстана этот период времени также был сложен в плане укрепления самостоятельности и становления в качестве суверенного независимого государства. В Конституции Казахстана 1993 года не удалось решить ряд вопросов, связанных с преодолением советского прошлого, в связи с чем многие эксперты назвали ее компромиссной.

Таким образом, наблюдается схожесть тенденций и параметров государственно-правового развития Казахстана и России. В обоих случаях глава государства – Президент – является координирующим звеном, обеспечивающим взаимодействие ветвей власти, однако Конституцией Казахстана закреплена президентская форма правления, а в России – республиканская. Россия и Казахстан отказались от института вице-президента в 1993 и 1996 годах соответственно. В конституционных реформах двух государств наблюдаются общие тренды вносимых изменений, но, несмотря на похожие намеченные цели, существуют отличия по способу решения проблем. В Конституции Российской Федерации устанавливается неотчуждаемость территории, в Конституции Казахстана территориальная целостность, унитарность, форма правления включены в перечень конституционных ценностей, которые не могут быть изменены. В ранних конституционных изменениях большое значение уделяется президентским срокам и полномочиям, однако основные различия вытекают из особенностей территориального устройства стран. Так в России до 2008 года поправки вносились именно в статью 65, связанную с субъектами Федерации. Новейшие изменения, внесенные в Конституции государств, направлены на расширение полномочий парламента в формировании правительства. Основная задача вносимых поправок – обеспечение стабильности. На основе проведенного анализа наблюдается похожая траектория становления и развития конституционных основ государственного управления двух постсоветских государств.

×

作者简介

Valeria Savinova

National Research Mordovia State University

编辑信件的主要联系方式.
Email: lera.savinova2015@yandex.ru

Магистрант направления подготовки «Политология» Историко-социологического института

俄罗斯联邦, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

参考

  1. Алексеев Р. А. Конституция Российской Федерации: история поправок // Вестник МГОУ. – 2021. – № 1. – С. 8–31.
  2. Еркинкожа кызы Индира. Этапы конституционного реформирования в Республике Казахстан // Вестник КРСУ. – 2008. – Том 8. – № 2. – С. 154–158.
  3. Зиманов С. Конституция и Парламент Республики Казахстан: учебник. – Алматы: Жеті жарғы, 1996. – 345 с.
  4. Исраилова С. Ш. Конституционные реформы в Республике Казахстан (2011–1993 гг.) // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – № 4-4 (25). – C. 89–92.
  5. Кемел М. Становление системы государственного управления Казахстана // Экономика и экологический менеджмент. – 2015. – № 2. – С. 267–277.
  6. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-I [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1010769 (дата обращения: 13.03.2024).
  7. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30103613 (дата обращения: 13.03.2024).
  8. О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 2 февраля 2011 года № 403-IV [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000403 (дата обращения 13.03.2024).
  9. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 10 марта 2017 года № 51-VI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32937557 (дата обращения: 13.03.2024).
  10. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 17 сентября 2022 года № 142-VII [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35848390 (дата обращения: 13.03.2024).
  11. О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 09.01.1996 N 20 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8789 (дата обращения: 13.03.2024).
  12. Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83180 (дата обращения: 13.03.2024).
  13. О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_165801 (дата обращения: 13.03.2024).
  14. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_160618 (дата обращения: 13.03.2024).
  15. О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 27.03.2019 г. № 130 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321096 (дата обращения: 13.03.2024).
  16. Скрыпников В. А. Конституционные основы государственного управления и местного самоуправления Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. – 2018. – № 1. – С. 20–33.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».