Specificity of the functioning of genre forms of media criticism: a study of specialized online media

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article analyzes the functioning of genre forms of film criticism in the media environment. The study is based on the material of specialized online media Film.ru, Kinomania.ru and Kino-teatr.ru. As a result, the priority vectors of the dynamics of forms of film criticism in the media sphere are identified.

全文:

«Современный этап развития кинокритики характеризуется многообразием форм ее бытования в медиасреде, различных сферах жизни общества» [1]. Такое разнообразие и обилие подходов к истолкованию кино и интерпретаций фильмов исследователи связывают, прежде всего, с установившейся в нашей стране политической, идеологической, экономической, нравственной и профессиональной свободой, а также техническим прорывом. Новые реалии современной общественной жизни обусловили значительную эволюцию и трансформацию жанровых форм кинокритики.

В первые десятилетия ХХI века активно развивается еще одна форма бытования кинокритики – в медийной среде [6]. «Как отмечает кинокритик Сергей Кудрявцев, кинокритика в Интернете во многом заменяет собой те советские журналы о кино, например,

«Советский экран», которые занимали промежуточное положение между специализированными изданиями и массовой прессой. В современных печатных СМИ о кино можно выделить либо бульварно-глянцевые издания, либо киноведческие. Этот пробел и восполняют разнообразные кинопорталы, киносайты и т. д. Благодаря этому медийное поле кинорецензирования существенно прирастает» [1].

«Медийная критика на современном этапе развития предстает в разных областях ее предметной специализации и включает в себя телевизионную критику, кинокритику, литературную, музыкальную, театральную   критику и   многие   другие   виды   критики» [3, с. 365].

Медиакритики отлично ориентируются и в жанровом диапазоне литературной, музыкальной, театральной, телевизионной и киноведческой критики, выбирая в качестве предмета анализа и оценки телевизионную программу, кино, книгу, театральную постановку и т. п. Медиаэксперты и критики активно осваивают такие жанровые формы, как: медиарецензия, медиаотзыв, медиастатья, медиаобозрение, медиакомментарий и мн. др.

Профессиональная и массовая медиакритика в силу своих содержательных характеристик и субъектно-объектной принадлежности тяготеют к медиапросветительскому дискурсу. Стоит подчеркнуть, что ведущие в этой области исследователи (А. В. Федоров, А. П. Короченский и др.) рассматривают синтез медиаобразования и медиакритики как наиболее эффективный способ формирования медиакомпетентности личности [4; 5; 2]. В соответствии с опросом, проведенным А. В. Федоровым [4, с. 30–31], эксперты считают важными следующие задачи медиаобразования: развитие способностей аудитории к критическому мышлению/критической автономии личности (84,27 %); развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов (68,88 %); обучение аудитории пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов (61,54 %); обучение аудитории декодированию медиатекстов/сообщений (59,44 %).

Проанализируем главные особенности функционирования жанровых форм кинокритики в таких специализированных интернет-изданиях, как: «Film.ru», «Kinomania.ru» и «Kino-teatr.ru».

«Kinomania.ru» – старейший российский сайт о кино. Здесь можно узнать самую актуальную информацию о новинках мирового кинопроката, новейшие новости из мира кино, посмотреть трейлеры и обзоры, прочитать рецензии авторитетных критиков, познакомиться с подборками и статьями. Сайт довольно активно взаимодействует со своей аудиторией. Благодаря ссылке с главной страницы можно перейти на форум, где общаются любители кино [7].

Для удобства пользователей, чтобы они не тратили лишнее время на поиски фильма, в разделе «Материалы» расположена рубрика «Подборки», где каждый сможет самостоятельно подобрать фильм, исходя из личных предпочтений. Сделать это можно легко через удобный фильтр (пользователям представлена возможность выбирать год, страну, рейтинг, жанр и прочее). Также сайт дает возможность выбрать фильм из готовых тематических подборок, например, это могут быть лучшие комедии о шпионах или самые страшные фильмы о домах с привидениями. В разделе «Рецензии» можно познакомиться с экспертным мнением таких, уже ставших известными критиков, как Дмитрий Соколов, Кирилл Горячок и Максим Бугулов. Интересная и свежая информация содержится в разделе «Интервью». Здесь читатель сможет узнать эксклюзивные новости из мира шоу-бизнеса и киноиндустрии.

Сайт «Kinomania.ru» является специализированным интернет-изданием для поклонников кино. Благодаря многообразию рубрик и критических форм экспертного мнения пользователь может быстро сориентироваться при поиске фильма и делать правильный для себя выбор.

«Kino-teatr.ru» – это онлайн-платформа о советских, российских и зарубежных кинофильмах, кино- и театральных деятелях. Сайт наполнен различными рубриками, которые включают в себя разные категории разделов: «Новости», «Актеры», «Фильмы», «За кадром», «Театр», «Интервью», «Рецензии», «История», «Форум», «Общение». Главная страница достаточно оснащена, листая вниз можно ознакомиться со всеми основными новостями в мире кино и театра, актуальными на сегодняшний день [8].

В разделе «Новости» собраны статьи о фильмах, спектаклях и киносъемках. Кроме того, для удобства пользователя доступен поиск по ключевым фразам, месяцам и годам.

На сайте легко можно найти актера/актрису театра и кино из любой страны, узнать факты из биографии, даже если его/ее портфолио представлено всего несколькими работами. Безусловно, немаловажную роль в подготовке фильма играет съемочная группа, чьи фамилии зритель видит чаще всего лишь в титрах или за кадром. Биографии режиссеров, операторов, продюсеров, каскадеров и многих других участников съемочного процесса можно найти в разделе «За кадром».

Также по поиску можно найти фильмы, сериалы, документальное кино, мультипликационные фильмы любой страны и года выпуска. Для того, чтобы быть в курсе всех новинок, во вкладке «Фильмы» размещено расписание ближайших премьер.

На онлайн-платформе регулярно публикуются рецензии кинокритиков. Среди самых активных критиков, которые делятся своим мнением, можно отметить Екатерину Визгалову, Ивана Пуляева, Алексея Филиппова, Максима Гревцева, Евгения Червона, Алексея Ампилова и Марию Токмашову. Помимо прочтений рецензий у пользователей есть возможность их обсудить и пообщаться между собой на свободные темы, обсудить и сами любимые фильмы и даже найти единомышленников в разделе «Форум».

Таким образом, благодаря широкому диапазону рубрик и множеству разделов, онлайн- площадка «Kino-teatr.ru» пользуется популярностью у пользователей и отлично подходит для любителей искусства кино.

Российский портал «Film.ru» является специализированным интернет-изданием о кино. Его материалы посвящены мировому и отечественному кинематографу, в частности, читателям доступны новости, рецензии и обзоры на кинопремьеры, интервью со звездами, эксклюзивные репортажи со съемочных площадок и кинофестивалей. Также на сайте размещается справочная информация о фильмах (трейлеры, кадры из фильма, съемочная группа, актерский состав и мн. др.), график премьер, а также итоги прокатных сборов [9].

Жанр медиарецензии на портале представлен в разделе «Статьи» под рубрикой

«Рецензии». Публикации выходят почти ежедневно, одновременно работают несколько кинообозревателей: Ефим Гугнин, Алихан Исрапилов, Владислав Шуравин, Мария Ремига и Екатерина Карслиди.

На сайте размещены медиарецензии на премьерные фильмы и сериалы, вышедшие в российском прокате, и работы, участвующие в международном киноконкурсе в Каннах.

Специализированное издание «Film.ru» публикует только кинорецензии. Его отличает высокий экспертный анализ, затрагивающий как сюжетную и визуальную составляющие, так другие, не менее важные слагаемые фильма (например, работу оператора, режиссера, актеров и мн. др.). Рецензиям анализируемого российского портала свойственна сдержанная критика без ярко выраженных эмоций, личных впечатлений и субъективных мнений. Оценка фильму чаще всего ставится положительная, заметно уважительное, бережное отношение к автору рецензируемой работы. Критик ставит своей целью - раскрыть основную тему и проблему произведения, не акцентируя внимание на его недостатках. Такие медиарецензии имеют весомое значение для всего творчества авторов, а также помогают глубинно разобраться читателям в искусстве кино.

Кроме традиционных рецензий, на сайте «Film.ru» делаются медиаобзоры одновременно на несколько кинолент, собранные в одном материале. В их числе, например, – мини-рецензии, посвященные Каннскому фестивалю, «Канны-2019: Финальные дни: Взрослый Долан, скандальный «Мектуб», «Канны-2019: Дни 8-9», «Канны-2019: День 6-7»,

«Канны-2019: День 5» и т. д. Такие медиаобзоры отличает сжатость в оценках, которые имеют острый, конкретный характер, направленный на выявление главных достоинств и недостатков содержательной и художественной частей киноработ, что позволяет пользователю быстрее определиться в выборе фильма для просмотра.

Обобщив проведенное исследование медиарецензий в анализируемых специализированных интернет-изданиях, можно представить его в виде таблицы.

 

Таблица. Сравнительная характеристика медиарецензий в специализированных интернет-изданиях

Название издания

Тематика рецензий

Формы кинокритики

Авторы

Особенности

Kinomania.ru

Кинорецензии

Мини- рецензии, обзоры и др.

Д. Соколов, К. Горячок, М. Бугулов

Рассчитаны на узкую аудиторию; присутствует экспертное мнение; аргументированная критика и выводы, глубокий анализ

Film.ru

Кинорецензии

Мини- рецензии, отзывы, обзоры и др.

Е. Гугнин, А. Исрапилов, В. Шуравин, М. Ремига, Е. Карслиди

Рассчитаны на узкую аудиторию, интерактивность, сдержанная критика, имеют «вес» в творческой среде

Kino-teatr.ru

Кинорецензии

Мини- рецензии, обзоры, и др.

Е. Визгалова, И. Пуляев, А.Филиппов, М. Гревцев, Е. Червон, А. Ампиров, М. Токмашова

Рассчитаны на узкую аудиторию; присутствует глубокий анализ и исследование произведения, экспертное мнение, аргументированная критика

 

Стоит отметить, насколько разнятся медиарецензии на «Film.ru», «Kinomania.ru», «Kino-teatr.ru» и в других интернет-изданиях. Так, например, критические разборы Ефима Гугнина построены более содержательно, раскрывают аудитории суть фильмов и превращают недостатки в достоинства. В целом, критик следует основному правилу: положительная рецензия имеет в своей основе контакт с искусством, а отрицательная – сообщает нам о его отсутствии. Здесь критик стремится к контакту. Стиль и язык рецензий, в отличие от многих других изданий, сдержан, нет заигрывания с читателем, что дает аудитории больше поводов для собственных размышлений, поиска решений и ответов на поставленные в фильмах вопросы.

Таким образом, на материале анализируемых специализированных интернет-изданий можно сделать вывод о том, что кинокритика в медиасреде сегодня выступает во множестве критических форм и видов. Благодаря многообразию рубрик и широте экспертного мнения пользователи таких специализированных интернет-изданий, как «Film.ru», «Kinomania.ru» и

«Kino-teatr.ru» могут быстрее ориентироваться в поиске фильма для просмотра и делать правильный для себя выбор. Широкий диапазон рубрик и множество разделов пользуются популярностью у пользователей и, безусловно, подходят для любителей искусства кино.

Именно поэтому, по мнению авторов исследования, медийное поле кинорецензирования будет все продолжать существенно прирастать, а разнообразие жанровых форм кинокритики в медиапространстве только увеличиваться.

×

作者简介

Olga Malozemova

National Research Mordovia State University

Email: olga.malozyomova@gmail.com

Студентка третьего года очной формы обучения направления подготовки 42.03.02 Журналистика филологического факультета

俄罗斯联邦, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

Inna Pyanzina

National Research Mordovia State University

编辑信件的主要联系方式.
Email: inn-pyanzina@yandex.ru

Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики филологического факультета

俄罗斯联邦, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

参考

  1. Актуальные проблемы современной кинокритики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/727959/zhurnalistika/aktualnye_problemy_sovremennoy
  2. _kinokritiki/ (дата обращения: 02.02.2024).
  3. Короченский А. П. Медиакритика в теории и практике журналистики: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.01.10. – Санкт-Петербург, 2003. – 40 с.
  4. Пьянзина И. В. Мультимедийная критика в медиапространстве: основные тенденции развития в современных условиях // Буслаевские чтения: сб. науч. ст. по материалам IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Пенза: Изд- во ПГУ, 2022. – С. 364–368.
  5. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 340 с.
  6. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 c.
  7. Шапинская E. Массмедиа / Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. В. Бычкова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. – 607 с.
  8. Kinomania.ru: все о кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kinomania.ru/ (дата обращения: 02.02.2024).
  9. Kino-teatr.ru: онлайн-издание о кино, театре и сериалах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kino-teatr.ru/ (дата обращения: 02.02.2024).
  10. Film.ru: кинопортал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.film.ru/ (дата обращения: 02.02.2024).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».