Specificity of the functioning of genre forms of media criticism: a study of specialized online media
- 作者: Malozemova O.S.1, Pyanzina I.V.1
-
隶属关系:
- National Research Mordovia State University
- 期: 卷 12, 编号 2 (2024)
- 栏目: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 15.07.2024
- ##submission.dateAccepted##: 15.07.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/259554
- ID: 259554
如何引用文章
全文:
详细
The article analyzes the functioning of genre forms of film criticism in the media environment. The study is based on the material of specialized online media Film.ru, Kinomania.ru and Kino-teatr.ru. As a result, the priority vectors of the dynamics of forms of film criticism in the media sphere are identified.
全文:
«Современный этап развития кинокритики характеризуется многообразием форм ее бытования в медиасреде, различных сферах жизни общества» [1]. Такое разнообразие и обилие подходов к истолкованию кино и интерпретаций фильмов исследователи связывают, прежде всего, с установившейся в нашей стране политической, идеологической, экономической, нравственной и профессиональной свободой, а также техническим прорывом. Новые реалии современной общественной жизни обусловили значительную эволюцию и трансформацию жанровых форм кинокритики.
В первые десятилетия ХХI века активно развивается еще одна форма бытования кинокритики – в медийной среде [6]. «Как отмечает кинокритик Сергей Кудрявцев, кинокритика в Интернете во многом заменяет собой те советские журналы о кино, например,
«Советский экран», которые занимали промежуточное положение между специализированными изданиями и массовой прессой. В современных печатных СМИ о кино можно выделить либо бульварно-глянцевые издания, либо киноведческие. Этот пробел и восполняют разнообразные кинопорталы, киносайты и т. д. Благодаря этому медийное поле кинорецензирования существенно прирастает» [1].
«Медийная критика на современном этапе развития предстает в разных областях ее предметной специализации и включает в себя телевизионную критику, кинокритику, литературную, музыкальную, театральную критику и многие другие виды критики» [3, с. 365].
Медиакритики отлично ориентируются и в жанровом диапазоне литературной, музыкальной, театральной, телевизионной и киноведческой критики, выбирая в качестве предмета анализа и оценки телевизионную программу, кино, книгу, театральную постановку и т. п. Медиаэксперты и критики активно осваивают такие жанровые формы, как: медиарецензия, медиаотзыв, медиастатья, медиаобозрение, медиакомментарий и мн. др.
Профессиональная и массовая медиакритика в силу своих содержательных характеристик и субъектно-объектной принадлежности тяготеют к медиапросветительскому дискурсу. Стоит подчеркнуть, что ведущие в этой области исследователи (А. В. Федоров, А. П. Короченский и др.) рассматривают синтез медиаобразования и медиакритики как наиболее эффективный способ формирования медиакомпетентности личности [4; 5; 2]. В соответствии с опросом, проведенным А. В. Федоровым [4, с. 30–31], эксперты считают важными следующие задачи медиаобразования: развитие способностей аудитории к критическому мышлению/критической автономии личности (84,27 %); развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов (68,88 %); обучение аудитории пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов (61,54 %); обучение аудитории декодированию медиатекстов/сообщений (59,44 %).
Проанализируем главные особенности функционирования жанровых форм кинокритики в таких специализированных интернет-изданиях, как: «Film.ru», «Kinomania.ru» и «Kino-teatr.ru».
«Kinomania.ru» – старейший российский сайт о кино. Здесь можно узнать самую актуальную информацию о новинках мирового кинопроката, новейшие новости из мира кино, посмотреть трейлеры и обзоры, прочитать рецензии авторитетных критиков, познакомиться с подборками и статьями. Сайт довольно активно взаимодействует со своей аудиторией. Благодаря ссылке с главной страницы можно перейти на форум, где общаются любители кино [7].
Для удобства пользователей, чтобы они не тратили лишнее время на поиски фильма, в разделе «Материалы» расположена рубрика «Подборки», где каждый сможет самостоятельно подобрать фильм, исходя из личных предпочтений. Сделать это можно легко через удобный фильтр (пользователям представлена возможность выбирать год, страну, рейтинг, жанр и прочее). Также сайт дает возможность выбрать фильм из готовых тематических подборок, например, это могут быть лучшие комедии о шпионах или самые страшные фильмы о домах с привидениями. В разделе «Рецензии» можно познакомиться с экспертным мнением таких, уже ставших известными критиков, как Дмитрий Соколов, Кирилл Горячок и Максим Бугулов. Интересная и свежая информация содержится в разделе «Интервью». Здесь читатель сможет узнать эксклюзивные новости из мира шоу-бизнеса и киноиндустрии.
Сайт «Kinomania.ru» является специализированным интернет-изданием для поклонников кино. Благодаря многообразию рубрик и критических форм экспертного мнения пользователь может быстро сориентироваться при поиске фильма и делать правильный для себя выбор.
«Kino-teatr.ru» – это онлайн-платформа о советских, российских и зарубежных кинофильмах, кино- и театральных деятелях. Сайт наполнен различными рубриками, которые включают в себя разные категории разделов: «Новости», «Актеры», «Фильмы», «За кадром», «Театр», «Интервью», «Рецензии», «История», «Форум», «Общение». Главная страница достаточно оснащена, листая вниз можно ознакомиться со всеми основными новостями в мире кино и театра, актуальными на сегодняшний день [8].
В разделе «Новости» собраны статьи о фильмах, спектаклях и киносъемках. Кроме того, для удобства пользователя доступен поиск по ключевым фразам, месяцам и годам.
На сайте легко можно найти актера/актрису театра и кино из любой страны, узнать факты из биографии, даже если его/ее портфолио представлено всего несколькими работами. Безусловно, немаловажную роль в подготовке фильма играет съемочная группа, чьи фамилии зритель видит чаще всего лишь в титрах или за кадром. Биографии режиссеров, операторов, продюсеров, каскадеров и многих других участников съемочного процесса можно найти в разделе «За кадром».
Также по поиску можно найти фильмы, сериалы, документальное кино, мультипликационные фильмы любой страны и года выпуска. Для того, чтобы быть в курсе всех новинок, во вкладке «Фильмы» размещено расписание ближайших премьер.
На онлайн-платформе регулярно публикуются рецензии кинокритиков. Среди самых активных критиков, которые делятся своим мнением, можно отметить Екатерину Визгалову, Ивана Пуляева, Алексея Филиппова, Максима Гревцева, Евгения Червона, Алексея Ампилова и Марию Токмашову. Помимо прочтений рецензий у пользователей есть возможность их обсудить и пообщаться между собой на свободные темы, обсудить и сами любимые фильмы и даже найти единомышленников в разделе «Форум».
Таким образом, благодаря широкому диапазону рубрик и множеству разделов, онлайн- площадка «Kino-teatr.ru» пользуется популярностью у пользователей и отлично подходит для любителей искусства кино.
Российский портал «Film.ru» является специализированным интернет-изданием о кино. Его материалы посвящены мировому и отечественному кинематографу, в частности, читателям доступны новости, рецензии и обзоры на кинопремьеры, интервью со звездами, эксклюзивные репортажи со съемочных площадок и кинофестивалей. Также на сайте размещается справочная информация о фильмах (трейлеры, кадры из фильма, съемочная группа, актерский состав и мн. др.), график премьер, а также итоги прокатных сборов [9].
Жанр медиарецензии на портале представлен в разделе «Статьи» под рубрикой
«Рецензии». Публикации выходят почти ежедневно, одновременно работают несколько кинообозревателей: Ефим Гугнин, Алихан Исрапилов, Владислав Шуравин, Мария Ремига и Екатерина Карслиди.
На сайте размещены медиарецензии на премьерные фильмы и сериалы, вышедшие в российском прокате, и работы, участвующие в международном киноконкурсе в Каннах.
Специализированное издание «Film.ru» публикует только кинорецензии. Его отличает высокий экспертный анализ, затрагивающий как сюжетную и визуальную составляющие, так другие, не менее важные слагаемые фильма (например, работу оператора, режиссера, актеров и мн. др.). Рецензиям анализируемого российского портала свойственна сдержанная критика без ярко выраженных эмоций, личных впечатлений и субъективных мнений. Оценка фильму чаще всего ставится положительная, заметно уважительное, бережное отношение к автору рецензируемой работы. Критик ставит своей целью - раскрыть основную тему и проблему произведения, не акцентируя внимание на его недостатках. Такие медиарецензии имеют весомое значение для всего творчества авторов, а также помогают глубинно разобраться читателям в искусстве кино.
Кроме традиционных рецензий, на сайте «Film.ru» делаются медиаобзоры одновременно на несколько кинолент, собранные в одном материале. В их числе, например, – мини-рецензии, посвященные Каннскому фестивалю, «Канны-2019: Финальные дни: Взрослый Долан, скандальный «Мектуб», «Канны-2019: Дни 8-9», «Канны-2019: День 6-7»,
«Канны-2019: День 5» и т. д. Такие медиаобзоры отличает сжатость в оценках, которые имеют острый, конкретный характер, направленный на выявление главных достоинств и недостатков содержательной и художественной частей киноработ, что позволяет пользователю быстрее определиться в выборе фильма для просмотра.
Обобщив проведенное исследование медиарецензий в анализируемых специализированных интернет-изданиях, можно представить его в виде таблицы.
Таблица. Сравнительная характеристика медиарецензий в специализированных интернет-изданиях
Название издания | Тематика рецензий | Формы кинокритики | Авторы | Особенности |
Kinomania.ru | Кинорецензии | Мини- рецензии, обзоры и др. | Д. Соколов, К. Горячок, М. Бугулов | Рассчитаны на узкую аудиторию; присутствует экспертное мнение; аргументированная критика и выводы, глубокий анализ |
Film.ru | Кинорецензии | Мини- рецензии, отзывы, обзоры и др. | Е. Гугнин, А. Исрапилов, В. Шуравин, М. Ремига, Е. Карслиди | Рассчитаны на узкую аудиторию, интерактивность, сдержанная критика, имеют «вес» в творческой среде |
Kino-teatr.ru | Кинорецензии | Мини- рецензии, обзоры, и др. | Е. Визгалова, И. Пуляев, А.Филиппов, М. Гревцев, Е. Червон, А. Ампиров, М. Токмашова | Рассчитаны на узкую аудиторию; присутствует глубокий анализ и исследование произведения, экспертное мнение, аргументированная критика |
Стоит отметить, насколько разнятся медиарецензии на «Film.ru», «Kinomania.ru», «Kino-teatr.ru» и в других интернет-изданиях. Так, например, критические разборы Ефима Гугнина построены более содержательно, раскрывают аудитории суть фильмов и превращают недостатки в достоинства. В целом, критик следует основному правилу: положительная рецензия имеет в своей основе контакт с искусством, а отрицательная – сообщает нам о его отсутствии. Здесь критик стремится к контакту. Стиль и язык рецензий, в отличие от многих других изданий, сдержан, нет заигрывания с читателем, что дает аудитории больше поводов для собственных размышлений, поиска решений и ответов на поставленные в фильмах вопросы.
Таким образом, на материале анализируемых специализированных интернет-изданий можно сделать вывод о том, что кинокритика в медиасреде сегодня выступает во множестве критических форм и видов. Благодаря многообразию рубрик и широте экспертного мнения пользователи таких специализированных интернет-изданий, как «Film.ru», «Kinomania.ru» и
«Kino-teatr.ru» могут быстрее ориентироваться в поиске фильма для просмотра и делать правильный для себя выбор. Широкий диапазон рубрик и множество разделов пользуются популярностью у пользователей и, безусловно, подходят для любителей искусства кино.
Именно поэтому, по мнению авторов исследования, медийное поле кинорецензирования будет все продолжать существенно прирастать, а разнообразие жанровых форм кинокритики в медиапространстве только увеличиваться.
作者简介
Olga Malozemova
National Research Mordovia State University
Email: olga.malozyomova@gmail.com
Студентка третьего года очной формы обучения направления подготовки 42.03.02 Журналистика филологического факультета
俄罗斯联邦, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005Inna Pyanzina
National Research Mordovia State University
编辑信件的主要联系方式.
Email: inn-pyanzina@yandex.ru
Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики филологического факультета
俄罗斯联邦, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005参考
- Актуальные проблемы современной кинокритики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/727959/zhurnalistika/aktualnye_problemy_sovremennoy
- _kinokritiki/ (дата обращения: 02.02.2024).
- Короченский А. П. Медиакритика в теории и практике журналистики: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.01.10. – Санкт-Петербург, 2003. – 40 с.
- Пьянзина И. В. Мультимедийная критика в медиапространстве: основные тенденции развития в современных условиях // Буслаевские чтения: сб. науч. ст. по материалам IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Пенза: Изд- во ПГУ, 2022. – С. 364–368.
- Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 340 с.
- Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 c.
- Шапинская E. Массмедиа / Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. В. Бычкова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. – 607 с.
- Kinomania.ru: все о кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kinomania.ru/ (дата обращения: 02.02.2024).
- Kino-teatr.ru: онлайн-издание о кино, театре и сериалах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kino-teatr.ru/ (дата обращения: 02.02.2024).
- Film.ru: кинопортал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.film.ru/ (дата обращения: 02.02.2024).
补充文件
