Classification and functions of symbolic images in English literary text: a study of the novel "The da Vinci Code" by D. Brown

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The article considers the phenomenon of symbolic image. Particularly, it presents a number of classifications of symbolic images and defines their functions in a literary text. The study is based on the novel "The da Vinci Code" by the modern American writer D. Brown.

Texto integral

В настоящее время проблема изучения символических образов в художественном тексте остается весьма актуальной. В частности, понятие, классификации и функции символических образов в художественных текстах различных жанров мало изучены. В свою очередь, анализ символических образов позволит понять их функции и роль в построении и последующем восприятии художественного текста, способствует раскрытию замысла автора, заложенную им идею.

Объектом настоящего исследования являются символические образы в англоязычном художественном тексте. Материалом исследования послужил детективный триллер «Код да Винчи» современного американского писателя Д. Брауна. Целью исследования является выявление символических образов, их классификация и определение их функций в данном тексте.

Рассмотрим подробнее понятия «символ» и «символический образ». Слово «символ» происходит от греческого «symbolon» и обозначает: «...2) предмет или явление действительности, служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею...» [9, с. 454]. Также выделяют такое определение как «символ веры», т. е. «...краткое изложение основных положений вероучения, основных догматов христианства...» [9, с. 454]. Согласно «Краткому словарю литературоведческих терминов», символ «...замещает название какого-либо жизненного явления, понятия или предмета в поэтической речи иносказательным его обозначением, имеющим схожие признаки с этим жизненным явлением...» [10, с. 140].

Изучением понятия символа и символического образа занимались такие ученые, как Ч. Пирс, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Е. В. Змановская, Л. С. Ракитина, А. Г. Шейкин, А. П. Квятковский и др.

В статье А. Ф. Лосева «Символ. Новое» понятие «символ» определяется как отражение реальности, как индивидуально-общий и чувственно-смысловой закон [5, с.10]. Кроме того, в своем труде «Диалектика мифа» А. Ф. Лосев отмечает, что «...в символе нельзя узреть ни «идеи» без «образа», ни «образа» без «идеи» [6, с. 15]. Символ имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю, идеальную и реальную. То есть, символ, по мнению А. Ф. Лосева, имеет два плана бытия. Он говорит о том, что оба плана бытия практически неразличимы между собой, идея и образ в символе – практически тождественные понятия, их различия таковы, что «...видна и их точка абсолютного отождествления...» [6, с. 15].

Ю. М. Лотман в своей работе «Символ в системе культуры» писал, что «...символ определяется как знак, значением которого является ...некоторый знак другого ряда или другого языка...» [7, с. 191]. Он также отметил, что символ несет в себе не только рациональную, но и эмоциональную информацию; он служит как бы соединительным звеном, мостом «...из рационального мира в мир мистический...» [7, с. 191]. А. П. Квятковский определяет символ как многозначный предметный образ, отражающий предметы и явления окружающей действительности на основе их схожести, родства [3, с. 26]. Таким образом, основываясь га данных определениях мы можем считать символом знак знака, абстрактное понятие, заменяющее наименование определенного предмета и/или явления, обладающее схожими признаками этого предмета или явления и заключающее в себе не только рациональную, но и эмоциональную информацию о каком-либо образе, понятии, идее.

Для того, чтобы понять, что есть символический образ, сначала обратимся к определению художественного образа. По определению В. П. Бранского, художественный образ – это специальный знак «...значение которого составляет то или иное обобщенное переживание» [1, с. 3]. Он считает, что художественный образ более устойчив, чем символ, его восприятие более статично. Художественный образ выступает в качестве средства, используемого для кодировки обобщенных переживаний, выступает в роли некоего символа. Каждый художественный образ сам по себе символичен, его основным значением остается некое переживание, чувство, эмоция. Таким образом, кроме прямого значения (эмоциональное отношение) художественный образ несет в себе и косвенное (объект этого отношения). Совпадение образа и знака, по мнению В. П. Бранского, является характерной чертой художественного образа [1, с. 7]. Исходя из этого, мы можем утверждать, что художественный образ является специальным знаком, который содержит не только рациональную, но и (в большей степени) эмоциональную информацию, т. е. он тождественен понятию «символический образ». По мнению К. Г. Юнга, «...символический образ основывается на том, что вмещает в себя общую идею, манифестирует ее, становится ее воллощением, выполняя функцию образа...» [12, с. 75].

Далее обратимся к классификациям символических образов. Прежде всего следует отметить, что символические образы подразделяются А. Г. Шейкиным на простые и сложные. Простые символические образы характеризуются элементарностью форм. Такие символические образы можно объединить в ряды, основанные на схожих признаках и функциях. Что касается сложных символических образов, то они являются многогранным объединением простых символов, создают единую картину восприятия, обладают более фиксированным, устойчивым значением. [11, с. 32]

А. В. Костина предлагает следующую классификацию символических образов по функциональной заданности. Она объединяет символические образы в большие группы, базирующиеся на основных функциях, выполняемых символическими образами в рекламных текстах. А. В. Костина выделяет следующие группы: научные, философские, художественные, мифологические, религиозные, человечески выразительные, идеологические и побудительные, внешнетеханические, классические [4, с. 21]; т. е. она выделяет такие группы символических образов, исходя из темы и жанра текста. В исследуемом нами англоязычном художественном тексте «Код да Винчи» наличествует система религиозных символических художественных образов, которые относят читателя к той или иной идее, понятию, связанному, прежде всего, с католической организацией «Опус Дзи».

Е. В. Змановская в своей работе «Основы прикладного психоанализа» предлагает другую классификацию символических образов. В данной классификации символы (символические образы) объединены в следующие группы на основе их отнесения к различным семиотическим системам: изобразительные символы (изображение природы или животных), графические символы (крест, звезда), математические символы (числа, действия), именные символы (имена и названия), цветовые символы (цвет, отношение человека к нему), поведенческие символы (например, жесты), символы-ценности, обозначаемые словами (например, свобода, справедливость, родина, успех), персонифицированные символы (образы героев, кумиров и др.) [2, с. 34].

И. Г. Пендикова и Л. С. Ракитина в книге «Архетип и символ в рекламе» предлагают еще одну классификацию символических образов, в которую входят три большие группы символов, объединенных на основе потребительских предпочтений в рекламе:
– антропологические символы. Прежде всего символические образы данной группы тесно связаны с использованием в различных сферах искусства (живописи, архитектуре, литературе) образа человеческого тела;
– социальные символы. Среди оказывающих наиболее сильное воздействие на разум и эмоции человека символов, относящихся к социальной группе (например, образ семьи);
– культурные символы. Данная группа символических образов характеризуется устойчивостью понимания; по сути, культурные символы являются отражением идей и концепций, являющихся фундаментом той или иной культуры [8, с. 11–12].

Анализ корпуса данных показывает, что для нашего исследования подходят классификации символов Е. В. Змановской и Л. С. Ракитиной. В рассматриваемом нами англоязычном художественном тексте «Код да Винчи» можно выделить преобладающее поле символических образов, относящихся к религиозной тематике. Поле религиозных символов можно разделить на несколько подтипов символических образов, а именно: именные, антропологические, культурные. Остановимся на подтипах символических образов и их функциях в текстопостроении более подробно.

1. Именные символические образы.

  1. The da Vinci Code [13]
    Само название анализируемого художественного текста является символическим образом чего-то непознанного, необъятной широты гениальной мысли. В данном случае он выполняет функцию ссылки на личность известного живописца и ученого Леонардо да Винчи, жизнь и свершения которого послужили фундаментом сюжетной линии произведения;

2. Антропологические символические образы.

  1. "The Vitruvian Man", Langdon gasped. Saunière had created a life – sized replica of Leonardo da Vinci's most famous sketch [13, с. 67].
    В данном случае символический образ витрувианского человека указывает на единение мужского и женского начал, является символом гармонии двух противоположностей. В тексте он выполняет функцию завязки действия, конструирует начало цепочки событий, задает тон их дальнейшего развития.

3. Культурные символические образы.

  1. «Teacher, all four confirmed the existence of...the legendary keystone» [13, c. 24].
    В данном случае краеугольный камень не является камнем в прямом значении: при помощи данного выражения создается образ карты, тайного пути к местонахождению Святого Грааля. В данном примере символический образ выполняет функцию начала поиска, отображает настроение одного из главных героев;
  2. The Priory [of Sion] has a well-documented history of reverence for the sacred feminine [13, c. 155].
    Организация «Приорат Сиона» является символическим образом тайны, знания ответов на загадки истории и выступает в оппозиции к католической организации «Опус Деи». Данный символический образ выполняет в тексте номинативную функцию: называет две ключевые фигуры, ставшие членами данной организации – Исаака Ньютона и Леонардо да Винчи;
  3. Bishop Aringarosa barely noticed. His thoughts were with the future of Opus Dei [13, c. 85].
    В данном случае упоминание католической организации «Опус Деи» является символическим образом истинного знания о божественной сути вещей, а также непримиримости отношения к иным идеям по этому вопросу. Этот символический образ выполняет функцию основы действия: сюжет произведения создается вокруг существования и деятельности данной католической организации, которая находится в оппозиции к деятельности организации «Приорат Сиона»;
  4. The Holy Grail. He almost laughed out loud at the absurdity of it [13, c. 227].
    Чаша Святого Грааля в этом контексте не является чашей в прямом значении. Создается символический образ женского начала, т. е. «чашей», священным сосудом, способным порождать жизнь, является женщина. В тексте данный символический образ выполняет функцию финальной точки поиска краеугольного камня;

1. The symbol was known as a crux gemmata...a Christian ideogram for Christ and his twelve apostles [13, c. 40].
В данном контексте серебряное распятие является символическим образом христианства, Иисуса Христа и 12 апостолов. В тексте оно выполняет изобразительно-выразительную функцию, т. е. указывает на принадлежность капитана полиции к христианской вере;

2. «Saunière had drawn a simple symbol on his flesh – five straight lines that intersected to form a five-pointed star. The pentacle.» [13, c. 55].
В данном контексте пентакль (пентаграмма) дается не в прямом значении религиозного языческого символа, а создает образ человеческого тела, образ священного женского начала и римской богини Венеры. Данный символический образ выполняет функцию тождественную функции символического образа витрувианского человека – завязки действия.

Таким образом, в исследуемом нами художественном тексте преобладают религиозные символические образы. Данное поле подразделяется на несколько подтипов: именные, антропологические, культурные. Были выявлены следующие функции символических образов: начало поиска, ссылка на личность известного живописца, изобразительно-выразительная, финальной точки поиска. Как текст имеет определенную структуру, так и символические образы в тексте представляют собой определенную последовательность, алгоритм; нарушение данной последовательности может привести к их неточной расшифровке и, как следствие, неправильному пониманию заложенной в произведении идеи.

×

Sobre autores

E. Komissarova

National Research Mordovia State University

Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru

Bibliografia

  1. Бранский В. П. Искусство и философия. – М.: Янтарный сказ, 2007. – 449 с.
  2. Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа. – М.: Речь, 2005. – 335 с.
  3. Квятковский А. П. Поэтический словарь. – М.: Совет. энциклопедия, 1966. – 377 с.
  4. Костина А. В. Эстетика рекламы: учебное пособие. – М.: Вершина, 2003. – 304 с.
  5. Лосев А. Ф. Символ. Новое. – М.: Искусство, 2004. – 320 с.
  6. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. – М.: Искусство, 2005. – 480 с.
  7. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры. Избранные статьи. – Таллинн, 2005. – 199 с.
  8. Пендикова И. Г., Ракитина Л. С. Архетип и символ в рекламе. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 303 с.
  9. Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 2008. – 1308 с.
  10. Тимофеев Л. И., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Учпедгиз, 2004. – 192 с.
  11. Шейкин А. Г. Символ. Культурология. ХХ век. – СПб.: Университетская книга, 2007. – 450 с.
  12. Юнг К. Г. Красная книга. – М.: Патмос, 2009. – 406 с.
  13. Brown D. The Da Vinci Code. – Anchor, 2009. – 597 p.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».