Development of UK migration policy after leaving European Union
- Autores: Idrisova A.I.
- Edição: Volume 9, Nº 7 (2021)
- Seção: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 16.02.2025
- ##submission.dateAccepted##: 16.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280209
- DOI: https://doi.org/10.15507/огарёв-online.v9i7.280209
- ID: 280209
Citar
Texto integral
Resumo
The article reveals the process of changes in the British migration policy which was catalyzed by the UK's exit from the European Union. A new migration system proposed by the government of Boris Johnson is described due to which it is planned to solve the problem of reducing the flow of immigrants to the country in 2021.
Palavras-chave
Texto integral
Исследования миграционных процессов в Европе в последние годы отличаются повышенной актуальностью, так как порождаемые ими проблемы оказывают влияние на все мировое сообщество. К Великобритании после ее выхода из Европейского Союза приковано особое внимание. В отечественной политической науке эта проблема изучается в трудах таких исследователей как Г. А. Карпов [3], З. А. Расуева [4], Р. А. Рябчиков [5], О. А. Савельева и Е. А. Середкина [6], Е. А. Уколова [7], Д. С. Шубина [8] и другие.
Британское миграционное законодательство всегда отличалось своей строгостью. И неудивительно, что в настоящий момент британское правительство хочет ужесточить миграционную политику и закрыть границы государства для мигрантов. Во-первых, это связано с традицией Великобритании принимать, в первую очередь, мигрантов из стран- членов Содружества наций [5, с. 175]. А во-вторых, прослеживается связь с относительно низкой потребностью национальной экономики в притоке зарубежных трудовых ресурсов.
Неразрывно связаны с миграционной политикой и демографические показатели в стране. Численность населения в Великобритании стабильно увеличивается. Так, к 2030 г. ожидается увеличение численности населения до 71 352 687 человек [4, с. 91]. К тому же в Великобритании не наблюдается такой проблемы, как старение населения, т. к. растет процент экономически активных граждан в возрасте от 15 до 64 лет. Уровень безработицы среди населения от 15 до 64 лет, напротив, снижается [4, с. 91]. Все эти показатели указывают на относительно низкую потребность государства в зарубежных трудовых ресурсах, за исключением профессий, требующих низкой квалификации или не требующих квалификации вообще.
Однако чистая миграция в Великобританию не уменьшается. Напротив, согласно статистике, в 2018 г. в страну въехали 261 тыс. человек из стран за пределами Европейского союза [7, с. 177]. И это самый высокий показатель за последние годы. Но чистая миграция в Великобританию из стран-членов ЕС, наоборот, снизилась до 57 тыс. человек согласно показателям 2018 г.
Процесс развития иммиграции в Великобританию всегда имел свои особенности. Во- первых, он начался раньше, чем в других странах ЕС, благодаря возможностям свободного передвижения в пределах Содружества наций [5, с. 176]. А во-вторых, и процесс закрытия границ также начался раньше [3, с. 66].
Уже в 1960-х гг. строгие миграционные законы Британии предусматривали квоты на въезд в страну для мигрантов из Содружества [6, с. 888]. Однако по инициативе лейбористского правительства квоты начали сокращать, а концу 1960-х гг. свободный доступ в страну получали лишь те, кто в ней родился или имеют там своих родственников [5, с. 176].
Иммиграционный закон 1971 г. и Закон о национальности 1981 г. продолжили ужесточать национальную миграционную политику и процесс узаконивания мигрантов в течение следующих 20 лет [5, с. 177]. В результате эти законы осуществляли некое отсеивание из числа прибывающих мигрантов, разрешая пересечение границ только коренным британцам, их родственникам, а также высококвалифицированным работникам. Что касается работников со средней или низкой квалификацией, то им практически невозможно попасть в страну, за исключением сезонных сельскохозяйственных трудящихся.
Вступление Великобритании в Европейский союз изменило подход британских властей к миграционной системе. Однако Великобритания оставила за собой право не вступать в Шенгенскую зону и сохранить на границе контроль за гражданами, прибывающими из стран ЕС. Более того, Четвертый протокол к Амстердамскому договору дает Великобритании право принимать или не принимать участие в международной деятельности, касающейся
миграционной политики [5, с. 178]. К тому же Великобритания не имеет опыта организации целых кампаний для привлечения зарубежных трудовых ресурсов в страну и соответствующих законодательств, которые регулировали бы те или иные действия в этой сфере.
Исходя из этого четко прослеживается позиция британского государства принимать в страну преимущественно тех иммигрантов, которые могут принести определенную пользу для экономической системы Великобритании [7, с. 177]. Эта тенденция полностью поддерживается нынешним британским правительством во главе с Борисом Джонсоном. Так, правительство предложило ввести новые иммиграционные правила к началу 2021 г., когда страна окончательно разорвала отношения с ЕС [1].
По словам самого правительства, эти новые правила облегчат процесс поиска работы для коренного населения страны. К тому же в правительстве утверждают, что после окончательного выхода из ЕС акцент будет делаться не на страну, из которой прибывает иммигрант, а именно на квалификацию и профессиональные качества работников [2]. Так, чтобы все трудящиеся находились в равных условиях. Что касается неквалифицированных работников, то в ближайшем будущем по новым миграционным правилам, если миграционная реформа будет принята, эта категория трудящихся не получит британскую рабочую визу.
Правительство Бориса Джонсона планирует ввести балльную систему для регулирования миграционных потоков, опираясь на опыт Австралии и Канады [8, с. 77]. По словам министра внутренних дел Притти Пател, правительство осуществляет волеизъявление самих британцев, преимущественно тех, кто поддерживает Консервативную партию [1]. Т.е. рабочие визы смогут получить только те иммигранты, которые наберут определенное количество баллов. Так, например, 20 баллов можно получить за профессиональную квалификацию и наличие опыта, предложение от потенциального работодателя и наличие квалификации в дефицитной для экономической системы Великобритании сфере [2]. На данный момент в список дефицитных специальностей уже входят инженеры-строители, врачи-терапевты, медицинские сестры, психологи и артисты балета. 10 баллов будет начислено иммигрантам с требуемым уровнем знания английского языка, а также за наличие диплома по специальности. За высшее образование, специальность которого входит в круг дефицитных в Великобритании, иммигрант сможет получить еще 20 баллов. Более того, баллы можно получить и за потенциальную заработную плату в год: от 10 до 20 баллов в зависимости от суммы. В результате, максимально можно получить 110 баллов [2]. А для того, чтобы была выдана рабочая виза необходимо набрать 70 баллов.
Тем не менее, такая балльная система может стать препятствием для тех, кто не имеет конкретной профессии, т.к. только предложение от потенциального работодателя и наличие требуемого уровня английского языка не помогут набрать необходимую сумму баллов. И в результате сфера услуг, зачастую требующая трудящихся с низкой квалификацией, может остаться незаполненной. Однако в правительстве уверяют, что того количества иммигрантов из ЕС, которое уже находится в Великобритании, будет достаточно для того, чтобы заполнить сферы, не требующие специалистов с высокой квалификацией. По словам Притти Пател, в Великобритании не задействованы около 8 млн человек в возрасте от 16 до 64 лет, которые считаются экономически неактивным населением [2]. Именно эту группу людей можно задействовать в незаполненные сферы, которые потенциально могли бы пострадать от нехватки неквалифицированных иммигрантов. Поэтому чиновники призывают владельцев бизнеса постепенно приспосабливаться к новым реалиям.
Однако Консервативная партия уверяет, что запланированы и некоторые исключения. Например, ожидается увеличение количества сезонных сельскохозяйственных трудящихся. Также правительство обещает сохранить существующую «Программу молодежной мобильности», с помощью которой в страну могут въезжать до 20 тыс. молодых иммигрантов в год [1].
Таким образом, правительство стремится удержать баланс, а именно привлечь больше квалифицированных специалистов и сократить количество иммигрантов с низкой квалификацией.
Но несмотря на это, не все в Великобритании поддерживают такую перспективу. Лейбористская партия выражает резкую критику в отношении предлагаемой миграционной реформы, т.к. такие изменения в миграционной системе могут привести к определенным сложностям в привлечении зарубежных трудовых ресурсов. По мнению теневого министра внутренних дел Дайаны Эббот, попытки правительства сохранить баланс в отношении миграционной реформы приведут к тому, что будет сделано большое количество исключений, в результате которых реформа потеряет первоначальный смысл [2]. К тому же не исключены массовые протесты населения, которые повлекут за собой новые миграционные правила.
С появлением в стране новостей о планах правительства ужесточить миграционную систему граждане государства, некоторые организации и объединения заняли различные позиции. Так, например, Конфедерация британской промышленности – самое крупное объединение работодателей в Великобритании – частично поддерживает миграционную реформу, выражая при этом опасения владельцев бизнесов относительно дальнейшего процесса трудоустройства граждан. А директор лаборатории миграции Оксфордского университета Мадлен Сампшен прямо заявила, что такие изменения могут негативно сказаться на тех сферах бизнеса, где необходимы неквалифицированные работники [2]. К тому же, по словам представителей Королевского колледжа медсестер, данная реформа упускает из вида особенности сферы здравоохранения, где также необходимы неквалифицированные специалисты, которые выполняют функции ухода за больными и пожилыми людьми [2]. Представители Национального союза фермеров выражают свои опасения относительно влияния новых миграционных правил на сферу сельского хозяйства и пищевой промышленности, т.к. в этих сферах также необходимы неквалифицированные трудящиеся.
Также не осталась в стороне и Шотландская национальная партия, которая убеждена, что принятие новой миграционной реформы не учитывает дальнейшие последствия для экономической системы страны в целом и региона в частности, а также демографические проблемы в государстве [1]. В основном, позиция Шотландской национальной партии сводится к тому, что Шотландия изъявляет желание самостоятельно решать все вопросы в своем регионе: в том числе, и связанные с миграционной политикой.
Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что правительство не старается полностью закрыть границы для иностранной рабочей силы. Напротив, оно предлагает трудоустраивать самых способных граждан с высокой квалификацией, делая акцент именно на навыки иммигрантов, а не на страну, из которой те прибывают. Тем не менее, новые миграционные правила пока имеют большое количество противников, поэтому правительству во главе с Борисом Джонсоном придется выдержать весь напор критики, и не исключено, что необходимо будет предусмотреть все риски, которые могу повлечь за собой новые миграционные правила в ближайшем будущем.
Sobre autores
A. Idrisova
Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru
Rússia
Bibliografia
- Британия для британских // Газета Коммерсантъ. – 20 февраля 2020 г. – № 31 (6752) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4260811 (дата обращения: 11.03.2021 г.).
- Британия меняет миграционные правила: больше специалистов, меньше гастарбайтеров // BBC news. Русская служба. – 19 февраля 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-51557920 (дата обращения: 11.03.2021 г.)
- Карпов Г. А. Миграционный кризис в ЕС и перспективы британской миграционной политики // Международные отношения. – 2016. – № 1. – С. 66-73.
- Расуева З. А. Социокультурные особенности миграционной политики Великобритании // Научно-исследовательский журнал Обозреватель – Observer. – 2017. – № 6 (329). – С. 91-99.
- Рябчиков Р. А. Великобритания: иммиграционная политика // Сборник «Образование, наука, кооперация». Материалы международной студенческой научной конференции. В 2-х частях. – 2009. – С. 175-178.
- Савельева О. А., Середкина Е. А. Смена парадигм в миграционной политике Великобритании // Сборник научных статей «Молодежь третьего тысячелетия». – 2017. – С. 888-891.
- Уколова Е. А. Современная миграционная политика Великобритании // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. – 2019. – № 1 (5). – С. 177-180.
- Шубина Д. С. Основные направления миграционной политики Великобритании // Человек и современный мир. – 2019. – № 5 (30). – С. 77-84.
Arquivos suplementares
