Ethnographical potential of Finno-Ugric skansen in the Republic of Mordovia

Capa


Citar

Texto integral

Resumo

The article considers the ethnographical potential of the Republic of Mordovia in the creation of a Finno-Ugric skansen on the territory of the Volga Federal District. The study provides a comparative analysis of other areas inhabited by the Volga-Finnish and the Permian ethnic groups. The advantages for the creation of a skansen in the Republic of Mordovia are listed.

Texto integral

В XXI в. многие этносы, проживающие на постсоветском пространстве, оказались в проблемной ситуации. Пытаясь избежать культурной стандартизации и унификации, они в очередной раз переосмысливают свой генезис, место в истории, культурную самобытность. Решающую роль в этом процессе играет идеология – система ценностей новообразованного национального государства или многонациональной федерации. Печальна судьба исчезнувших малых народов, не сумевших отстоять уникальность, сохранить традиции и язык с помощью государства или же в борьбе с ним. В любом случае для самосохранения требуются серьезные усилия народа, в том числе в сфере культуры. Этническая культура вводится в сферу массового потребления как важный компонент, демонстрируя яркий и уникальный мир – в искусстве, музейной практике, сфере туризма и т.д.

Этнографические скансены давно зарекомендовали себя в качестве привлекательных экспозиционных площадок под открытым небом. С момента появления первого музейного комплекса данного типа (Скансен, г. Стокгольм, 1891 г.) прошло больше века, но интерес к нестандартным подходам экспонирования в природном ландшафте из года в год повышается. В мировой практике этнографические парки и музеи возникли из необходимости сохранения, консервации и изучения памятников народной архитектуры и быта с целью погружения в образ жизни предшествующих поколений [3, с. 80]. Идея совмещения научной основы и живописного культурного ландшафта позволяет сформировать большее количество функций на одной площадке и тем самым привлекать постоянный поток туристов.

Во многих европейских странах сеть скансенов активно развивается, некоторые из них приобрели мировую известность. Музеи под открытым небом выполняют разную роль в презентации своей территории. Скансен может представлять собой собирательный образ страны: Арнем (Нидерланды), Сентендре (Венгрия), Румшишкес (Литва), Бривдабас (Латвия), Селище Пирогово (Украина), Рок эль Марэ (Эстония); выражать национальный образ края, региона: Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (Русский Север в границах Архангельской области), Кижи (Карелия), архитектурно-этнографический музей «Тальцы» (Прибайкалье), Детмолд (Вестфалия), Беамиш (Великобритания); концентрировать образ сельского поселения или исторического города: Старый Линчопинг (Швеция), Заудерзей (Нидерланды), Тампере (Финляндия) и др. [1, с. 145].

Возвращаясь к вопросу этнического самоопределения, отметим, что возродившийся в конце прошлого столетия интерес к культуре финно-угорской языковой семьи заставил задуматься многочисленные народы о том, как их воспринимают другие, как интереснее подать презентацию этнической культуры в музеях разного типа.

В странах, где финно-угорские народы являются титульными, таких как Эстония, Венгрия, Финляндия, презентация этнической культуры активно осуществляется на базе скансенов, открытых в ХХ веке. Эстонский музей под открытым небом (Эстония), Сентендре (Венгрия), музей под открытым небом Сеурасаари (Финляндия) давно получили мировую известность. Созданные здесь экспозиции формируют емкое представление о национальных эстетических, нравственных и духовных ценностях этноса, о крестьянской материальной культуре и фольклоре.

Рассматривая Россию как многонациональную федерацию, можно констатировать реальное равноправие больших и малых этносов. Главный принцип национальной политики в условиях федерализма − политическое единство множества национальных и региональных культур, в советский период географически привязанных к национальным автономиям РСФСР. Распад СССР спровоцировал национальный подъем финно-угорских народов, активизировал интеграционные процессы внутри страны и контакты с европейскими финно-угорскими странами. Финно-угорские народы России за последние десятилетия стали более активно проводить политику продвижении национального имиджа, и одну из главных ролей здесь играют новые сформированные экспозиционные площадки.

В Российской Федерации и ряде других стран ближнего зарубежья музеи под открытым небом этнографического профиля было принято называть архитектурно- этнографическими, или музеями деревянного зодчества [2, с. 233]. Среди музеев этнической культуры скансены обладают наибольшей наглядностью и притягательностью. Однако далеко не все регионы России имеют подобные учреждения, а существующие отстают от мирового уровня по развитости, предметному наполнению и техническому оснащению.

Обращаясь к карте России, можно разделить громадный ареал расселения финно-угров на три региона:

  • западная и восточная части Северо-Западного федерального округа;
  • центральная и северная части Уральского федерального округа;
  • Приволжский федеральный округ.

На территории Северо-Западного федерального округа финно-угорскую языковую семью представляют следующие музеи под открытым небом: Кижский погост (Республика Карелия), историко-этнографический музей «Ялкала» (Ленинградская обл.), государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы» (Архангелькая обл.) и др.

Культурный потенциал финно-угров в Уральском федеральном округе экспонируется в следующих скансенах: природно-этнографический комплекс «Горнокнязевск» (Ямало-Ненецкий автономный округ), этнографический музей-заповедник «Торум Маа» (Ханты-Мансийский автономный округ), финно-угорский этнокультурный парк в селе Ыб (Республика Коми) и др.

Приволжский федеральный округ представлен архитектурно-этнографическим музеем-заповедником под открытым небом «Лудорвай» (Республика Удмуртия), архитектурно-этнографическим музеем «Хохловка» (Пермский край), марийским этнографическим музеем им. В. И. Романова (Республика Марий Эл).

Каждый из упомянутых скансенов посвящен родственной языковой группе народов. Так, например, Кижский погост демонстрирует прибалтийско-финскую подгруппу, в которую входят карелы-ливвики, карелы и вепсы; этнографический музей-заповедник «Торум Маа» посвящен обской подгруппе (ханты и коми); финно-угорский этнокультурный парк в селе Ыб рассказывает о пермской подгруппе, куда входят коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-пермяки и коми-язьвинцы.

Поскольку Приволжский федеральный округ является ареалом расселения волжско-финской и части пермской подгрупп, то здесь вполне бы мог разместиться этнографический скансен финно-угорских народов, аналогичный по содержанию и уровню развития европейских собратьев. Такой объект позволил бы разбросанным этносам финно-угорского мира России экспонировать свой культурный потенциал на одной площадке, которая может стать местом диалога и взаимообогащения родственных, но непохожих друг на друга культур одной языковой семьи.

Республика Мордовия на сегодняшний день может служить прекрасным местом для создания этнографического скансена финно-угорских народов. Полноценных объектов типа скансен в республике сегодня нет, хотя в последние годы были предприняты попытки их создания (Мокшанский центр национальной культуры в с. Старая Теризморга, Центр мордовской культуры в с. Подлесная Тавла, историко-этнографический комплекс «Мордовское подворье» в Саранске). Заложенные по республиканской программе развития туризма, они пока не сформировались как экспозиционные пространства и туристические кластеры. Между тем, республика обладает рядом преимуществ, позволяющим ей претендовать на формирование музея финно-угорских народов под открытым небом:

  • географическое месторасположение: Мордовия находится в центре европейской части России; она отличается умеренно-континентальным климатом; ее живописные ландшафты (поймы небольших рек, поросшие лесом холмы) позволяют развернуть в них интересные пространственные композиции комплексов;
  • транспортная доступность: республика обладает развитой сетью автомобильных дорог, объектами железнодорожного и авиасообщения;
  • развитая столичная и развивающаяся периферийная инфраструктура: в Мордовии с успехом проводились крупные международные мероприятия (международный фестиваль «Шумбрат, Финно-Угрия!», 3 тыс. гостей, 2007; Тысячелетие единения мордовского народа с народами Российского государства, 100 тыс. гостей, 2012; Чемпионат мира по футболу, 400 тыс. гостей, 2018); среди общероссийских мероприятий можно отметить X Конгресс Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН), IV съезд финно-угорских народов Российской Федерации);
  • научная база: в Саранске функционирует Межрегиональный научный центр финно- угроведения Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва, выпускаются научный журнал «Финно-угорский мир» и периодическое издание «Финно-угорская газета», распространяющиеся в России и за рубежом;
  • организационная база: в Саранске размещаются общественные организации, представляющие финно-угорский мир: Ассоциация финно-угорских народов России (АФУН), Поволжский центр финно-угорских народов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Республика Мордовия готова стать полноценным центром финно-угорских народов в Приволжском федеральном округе, способным активно функционировать и развиваться, сохраняя и изучая языки, культуры этносов, защищая их права и интересы. Данная работа может осуществляться на новой, тематически обоснованной площадке синтеза общественных, научных и культурных интересов.

×

Sobre autores

V. Umorina

Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru

E. Tsirkina

Email: ogarevonline@yandex.ru

Bibliografia

  1. Пермиловская А. Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских скансенов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 5. – С. 144–146.
  2. Пронина С. А. Подходы к классификации этнографических музеев под открытым небом Сибири // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2018. – № 45, т. 1. – С. 230–237.
  3. Проценко П. А., Логоватовская Е. С. Принципы формирования современных этнографических музейных комплексов // Аспирант. – 2018. – № 2. – С. 80–83.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».