History of the chair of psychology at Mordovia State University
- Авторлар: Andronov V.P., Makarova E.S., Nikishov S.N.
- Шығарылым: Том 10, № 15 (2022)
- Бөлім: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 12.04.2025
- ##submission.dateAccepted##: 12.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/287268
- ID: 287268
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The article considers the results of the diverse activities of the Chair of Psychology at Mordovia State University for its 40th anniversary in 2022. The history of the chair is considered, in which the authors of the article identify three main stages associated with the key events of an organizational nature in the activities of the chair. The foundations of research, teaching and social activities of the chair are discussed. The activities of two scientific schools functioning at the chair are briefly characterized.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Кафедра психологии была образована в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего образования РСФСР № 330 от 09.06.1982 г. в результате разделения кафедры педагогики и психологии на кафедру педагогики высшей школы и кафедру психологии. В то время на ней работали пять преподавателей: В. П. Андронов, Е. А. Курносикова, В. П. Кутеева, Р. Я. Мельман, Н. И. Мешков.
На протяжении ряда лет кафедра пережила неоднократные реформирования. Так, с момента основания и до 2008 г. заведующим кафедрой психологии был В. П. Андронов. В 2008 г. кафедра психологии была разделена на три кафедры: кафедра общей психологии (заведующий – доктор психологических наук, профессор В. П. Андронов), кафедра социальной психологии (заведующий – доктор психологических наук, профессор К. М. Романов), кафедра педагогической психологии и педагогики (заведующий – доктор педагогических наук, профессор И. А. Винтин). В 2013 г. произошло объединение кафедры общей психологии, кафедры социальной психологии, кафедры педагогической психологии и педагогики и кафедры педагогики. Вновь созданная кафедра получила название: кафедра психологии. До 2016 г. кафедрой руководил И. А. Винтин. 21 октября 2016 г. кафедру возглавил кандидат психологических наук, доцент С. Н. Никишов.
В истории развития кафедры отчетливо выделяются три основных этапа. Первый этап связан с обеспечением психологической подготовки студентов практически всех факультетов университета и определением приоритетного научного и учебно-методического направления ее работы. Второй этап связан с открытием специальности «Психология» в структуре Историко-социологического института (1998 г.) и началом подготовки специалистов-психологов с базовым университетским образованием. Третий этап в развитии кафедры связан с переходом в 2009 г. на двухуровневую систему высшего образования, включающую в себя бакалавриат и магистратуру. На сегодняшний день ведется подготовка бакалавров психологов по профилю «Психология» и магистров по профилям «Педагогическая психология» (руководитель магистерской программы – В. П. Андронов) и «Организационная психология» (руководитель магистерской программы – С. Н. Никишов).
С 1990 г. на кафедре была открыта аспирантура по двум научным специальностям. За весь период на кафедре было защищено более 30 кандидатских диссертаций. География защит достаточна широка: г. Москва, г. Казань, г. Саратов, г. Самара, г. Нижний Новгород, г. Ульяновск. С момента создания самостоятельной кафедры психологии и до настоящего времени выросли квалифицированные кадры психологов-преподавателей, появились научные школы.
На кафедре успешно функционируют две научные школы: научная школа профессора К. М. Романова и научная школа профессора В. П. Андронова.
Основным вектором научных исследований школы доктора психологических наук, профессора К. М. Романова является психология общения и межличностного понимания. Особое внимание исследователем уделяется феномену психологической культуры, который стал предметом авторской концепции в психологии. «Психологическая культура как системное личностное образование обеспечивает разумное и эффективное использование личностного потенциала человека для решения различных жизненных проблем, возникающих в процессе общения и предметной деятельности» [2, с. 5]. В рамках школы защищено 16 кандидатских диссертаций, выпущено 8 монографий, выполнено 6 грантовых исследований различных российских фондов, подготовлено 20 учебников. Многие учебные пособия были победителями внутривузовского конкурса учебных пособий, лауреатами всероссийских конкурсов на лучшее учебное пособие.
Признанной в России научной школой в области педагогической психологии, основанной в 1998 году, является научная школа под руководством доктора психологических наук, профессора В. П. Андронова. Основное научное направление школы: психология профессионального мышления. В целом ряде теоретико-эмпирических исследований В. П. Андроновым и представителями научной школы было выявлено, что подлинный профессионализм специалиста (врача, юриста и др.) связан прежде всего с теоретическим, рефлексивным типом мышления [1]. Именно оно (а не алгоритмизированное) дает огромные преимущества специалисту при решении разноплановых профессиональных задач. В ходе профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе должно осуществляться целенаправленное формирование у студентов целостного профессионального мышления теоретического типа, основанного на представлениях о развитии предмета самой деятельности. В свою очередь учебный материал, призванный обеспечить становление профессионального теоретического мышления, отмечается В. П. Андроновым, должен максимально соответствовать логике генезиса соответствующей деятельности и чем точнее и глубже будет осуществляться такое соответствие, тем больший эффект будет виден в итоге профессионального образования [1]. В настоящее время членами коллектива научной школы являются 13 человек (из них 2 доктора и 11 кандидатов наук). За время работы школы защищено по данному направлению 19 диссертаций, из них 2 докторских и 17 кандидатских. В целом сотрудниками научной школы издано: 10 монографий, 5 сборников научных трудов, 3 учебных пособия, более 850 научных статей в международных, российских и региональных изданиях.
На кафедре психологии проводятся научные исследования по целому ряду современных направлений: особенности исследования автобиографической памяти как средства противостояния социокультурным угрозам (С. Н. Никишов, И. С. Осипова); формирование профессионального мышления студентов в процессе противостояния социокультурным угрозам (В. П. Андронов, И. В. Тараскина, М. С. Ионова, Л. И. Лашмайкина); мотивационное обеспечение и духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи (Е. В. Кирдяшова, Н. Е. Садовникова); исследование и формирование психологической культуры финно-угорских народов как средства противодействия идеологическому и социокультурному экстремизму (К. М. Романов); исследование проблемы психологической компетентности специалистов (Ж .Г. Гаранина, Н. В. Андронова); исследование проблем психологического здоровья и клинико- психологических аспектов поведения личности (Т. В. Тарасова); этико-психологические аспекты проблем современного общества (О. В. Мизонова); исследование проблем психокоррекции и психологического сопровождения лиц с ментальными нарушениями (Н. Н. Морозова); исследование психологии этнической идентичности и этнических установочных образований мордвы (С. И. Баляев).
Начиная с 2001 года С. Н. Никишовым ведется изучение проблемы памяти, функционирующей в структуре общения и межличностного познания, с 2011 по проблеме автобиографической памяти. Исследователем была разработана и апробирована методика свободного воспроизведения событий, позволяющая выявить динамику автобиографической памяти, "пик воспоминаний", содержание воспроизведенных событий и их субъективную значимость. С. Н. Никишов имеет опыт изучения особенностей автобиографической памяти на примере мордовского народа.
И. С. Осиповой с 2004 года изучается проблема эмоционального интеллекта, разработана методика изучения способов выражения психических состояний в речевом общении. Занимаясь изучением проблемы выражения эмоций и эмоциональных состояний, в том числе этнопсихологических особенностей выражения (на примере мордовского народа), ею была разработана техника выражения состояний в общении. В 2016-2017 годы С. Н. Никишов, И. С. Осипова работали по исследовательскому проекту РФФИ «Автобиографическая память: возрастные, гендерные и личностные особенности». По результатам проекта были выявлены особенности функционирования автобиографической памяти в онтогенезе, половые, гендерные и личностные особенности автобиографической памяти.
Ж. Г. Гаранина и Н. В. Андронова в течение ряда лет исследуют проблему психологической компетентности в структуре личностно-профессионального саморазвития специалистов. Исследования, проведенные ими, показали, что социально-психологическая компетентность является инструментом, влияющим на успешность межличностного взаимодействия в различных сферах жизни и деятельности человека. Исследователями разработаны формирующие методики, направленные на развитие социально- психологической компетентности студентов вуза, которые апробировались в процессе проведения практических тренинговых занятий.
Начиная с 1998 года С. И. Баляевым ведется изучение проблемы этнической идентичности русских, мордвы и татар. Исследователь имеет опыт языковой адаптации методик исследования этнической идентичности для представителей мордовского этноса, им была выявлена психологическая специфика этнической идентичности представителей мордвы, русских и татар, проживающих в Республике Мордовия, а также особенности этнических стереотипов студентов данных этносов. С. И. Баляев являлся одним из исполнителей государственного задания в рамках проекта фундаментальной НИР "Финно- угорские народы России: опыт системного анализа" (руководитель - Арсентьев Н.М., 2012- 2014 гг.).
За последние годы активизировалась грантовая деятельность сотрудников кафедры. В целом за 2016-2022 гг. подано свыше 19 заявок (коллективных и индивидуальных) для участия в различных научных конкурсах.
Преподаватели кафедры психологии активно публикуют результаты собственной научной деятельности в различных рецензируемых изданиях. Так, за последние годы (в 2016-2021 гг.) в изданиях, индексируемых наукометрическими базами данных, преподаватели и сотрудники кафедры психологии опубликовали более 100 научных работ, в том числе более 40 из них в журналах, реферируемых в Web of Science и Scopus. Кроме того, преподаватели и студенты участвуют в работе научных мероприятий, как в рамках вуза, так и за его пределами. В частности, преподаватели кафедры ежегодно принимают участие в межвузовских научных конференциях «Огаревские чтения», «Февральские педагогические чтения» и научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, организатором которых является МГУ им. Н. П. Огарёва. Кафедра психологии отвечает за выпуск раздела «Психологические науки» журнала «Огарев-онлайн» (ответственный – доцент И. С. Осипова), который ежегодно выходит в университете.
Члены кафедры (В. П. Андронов, К. М. Романов, Т. В. Тарасова) являются членами ряда диссертационных советов. Преподаватели кафедры психологии являются членами всероссийских и международных научных сообществ.
Для качественной реализации образовательных программ для студентов-психологов приглашаются преподаватели-практики, которые имеют большой опыт как в преподавательской, так и в практической деятельности. Они участвуют не только в процедуре ГИА, но и в проведении практик, чтении различных курсов, дисциплин (модулей). Важнейшим приоритетом кафедры является развитие взаимодействия с предприятиями и работодателями. На сегодняшний день основными субъектами взаимодействия кафедры с работодателями являются Главное Управление МЧС РФ по Республике Мордовия, ГБУЗ Республики Мордовия «Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница» и ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда». Заключены договора на производственную практику студентов с профильными организациями и учреждениями республики.
Уже более 10 лет при кафедре психологии работает научное психологическое объединение студентов, магистрантов и аспирантов «Универсия» (НПО). Руководители объединения – доценты М. С. Ионова, Н. В. Андронова. Задачами НПО «Универсия» являются: формирование у студентов, магистрантов и аспирантов мотивации к научно- исследовательской работе и научному творчеству; привлечение молодых учёных к проведению научных исследований различных видов.
На базе кафедры ежегодно проводятся внутривузовские олимпиады как для студентов непрофильных специальностей и направлений подготовки, так и для бакалавров- психологов.
Важнейшей составляющей развития кафедры является установление и поддерживание связей с ведущими ВУЗами на основании соглашений и договоров о сотрудничестве. Преподаватели кафедры психологии осуществляют научное сотрудничество с преподавателями других факультетов, институтов вуза, а также с коллегами из вузов других регионов и стран. Кафедра психологии активно сотрудничает с Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы (Республика Беларусь), ФГБОУ ВО «МГПУ им. М. Е. Евсевьева», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально- педагогический университет», ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова».
При участии кафедры психологии в 1998 г. была создана психологическая служба университета, основателем и руководителем которой является кандидат психологических наук В. В. Слугин. Основными направлениями деятельности психологической службы являются: индивидуальные консультации; очное и дистанционное оказание психологической помощи; психологические тренинги. В качестве психологов здесь работают выпускники и сотрудники кафедры.
В настоящее время кафедра имеет высокопрофессиональный профессорско- преподавательский состав: 3 доктора наук и 12 кандидатов наук (по основному месту работы). Научная остепененность на кафедре составляет 100 %.
С тех пор как в Мордовском государственном университете была создана самостоятельная кафедра психологии, прошло около сорока лет. За это время выросли квалифицированные кадры психологов-преподавателей, появились научные школы, кафедра стала выпускающей. Сегодня выпускники кафедры, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы, востребованы в различных сферах и отраслях экономики: образование, здравоохранение, промышленность, банковская сфера, правоохранительные органы, исследовательские центры, учреждения социальной защиты.
Авторлар туралы
V. Andronov
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей
E. Makarova
Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей
S. Nikishov
Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей
Әдебиет тізімі
- Андронов В. П. Духовность личности и профессиональное мышление специалиста. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2009. – 160 с.
- Романов К. М. Психологическая культура личности. – М.: Когито-Центр, 2015. – 420 с.
Қосымша файлдар
