Classics of student part-time jobs: scale and prevalence of private tutoring

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article analyzes the results of sociological studies of private tutoring as a part-time employment of students. As the empirical base, the materials of a focus-group study of self-employed youth of the Republic of Mordovia are used. The scale and prevalence of private tutoring among the students is assessed.

Толық мәтін

Репетиторство – сравнительно традиционная трудовая практика в сфере образовательных услуг [5; 6], ее распространенность в разные исторические периоды нашей страны претерпевала значительные изменения. В современном российском обществе, ввиду достаточно значимой общественной потребности и наличия артикулированных социальных функций, соответствующие практики приобретают институционализированный характер. Так, по данным исследовательского центра Superjob, в 2017 г. репетиторскими услугами воспользовалось 27% российских семей, где есть дети-школьники. «Чем старше ребенок, тем больше потребность в дополнительных занятиях: среди родителей младших школьников репетиторов нанимают 16%, для учеников 5–6 классов – 22%, для учеников 7–9 классов – 28%, для старшеклассников – 43%» [10].

Репетиторы как особая социально-профессиональная группа, относящаяся к категории самозанятых, является довольно дифференцированной общностью. Согласно наблюдениям М. Брея, в отличие от достаточно гомогенного по социально-демографическим и квалификационным характеристикам сообщества учителей, сообщество репетиторов имеет значимые различия: «Во многих местах учащиеся зарабатывают на карманные расходы репетиторством с учащимися начальной школы, и аналогичным образом студенты университета занимаются с учащимися средней школы. На другом конце возрастной шкалы находятся репетиторы из числа пенсионеров, которые хотят приносить пользу обществу и заработать дополнительные деньги» [2, с. 69–70].

Несомненно, что ядро репетиторского цеха образуют преподаватели и учителя. Их неформальная вторичная занятость достаточно изучена с точки зрения мотивов, факторов, социальных эффектов и последствий [7]. Однако другие представители социально-профессиональной группы репетиторов, в частности студенты, только попадают в поле внимания социологов. Среди авторов, прямо или косвенно упоминающих репетиторство в качестве способа совмещения работы и учебы, можно отметить лишь Е. Д. Вознесенскую, Д. Л. Константиновского и Г. А. Чередниченко [3; 8], Л. Х. Гитиса [4], Е. Н. Юдину и В. Н. Тренева [12], А. М. Нагимову и Ф. Р. Сафиуллину [9].

В связи с этим целью настоящего исследования является определение масштабов, факторов распространения репетиторства в структуре вторичной занятости студенчества, а также социальных эффектов от реализации соответствующей практики.

Масштабы распространенности. Данные исследований российских социологов свидетельствуют о том, что репетиторством занимается каждый десятый студент вуза очной формы обучения. В частности, подобные цифры озвучивают Е. Д. Вознесенская, Д. Л. Константиновский и Г. А. Чередниченко [3]. А. М. Нагимова и Ф. Р. Сафиуллина указывают, что традиционно сферой, где востребован студенческий труд, является сфера образования и культуры, где подрабатывают около 10% студентов вузов Казани.

В проведенном в 2019 г. опросе студентов старших курсов вузов г. Саранска1 были получены данные, согласно которым репетиторством занимаются 11% (213 чел.) студентов. В основном эта практика распространена среди студентов направлений подготовки, связанных с образованием и педагогикой (39% от всех занимающихся репетиторством), с общественными и гуманитарными науками (21%). Как правило, это женский вид занятости, девушек в нем большинство – 79%.

Рыночная востребованность услуг студентов-репетиторов. По мнению исследователей, введение ЕГЭ стало своего рода катализатором количественного роста потребности в репетиторских услугах и изменения требований к социально-профессиональным и квалификационным характеристикам претендентов на их оказание. Это, на первый взгляд, снизило востребованность студенческих услуг: «этот вид заработка, столь распространенный среди студенчества дореволюционной России и сохранявший свою популярность в советские времена, сегодня явно “перехватывают” соперники более старшие и квалифицированные – преподаватели школ и вузов» [8, c. 38].

Однако студенты постепенно захватывают значительный сегмент репетиторских услуг для семей с детьми младшего школьного возраста (а в некоторых случаях – дошкольников), где они предлагают «обеспечить получение базовых знаний, достаточных для получения удовлетворительной оценки по предмету» [1, с. 121].

Материалы фокус-группового исследования, проведенного с представителями самозанятой молодежи Республики Мордовия2, подтверждают указанную тенденцию. Мнение студентки, подрабатывающей репетиторством: «Первая девочка у меня была третьеклассница. У меня даже не спрашивали, какое у меня образование. Сейчас, когда у меня много детей, я поняла, что обычно для 3, 4, 5 классов нанимают, потому что нет времени самим делать домашнюю работу с ребенком. Родители сами говорят, сделайте домашнюю работу и объясните, что он не понял на уроке» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором – 2 года].

Мотивация студентов. Отечественные исследователи студенческой трудовой занятости сходятся в одном: для большинства студентов вузов она является жизненной необходимостью. Как верно подметила А. В. Родионова, «cовмещение студентами учебы в вузе на дневном отделении с работой – широко распространенное явление, вызванное динамикой развития российского общества, его экономическими и политическими преобразованиями. Объем бюджета на финансирование высшего образования ни сейчас, ни в дальнейшем не предполагает содержание студентов за счет государственных дотаций, кроме специально означенных в законе групп населения» [11, c. 83].

Материальная мотивация является доминантой деятельности студентов-репетиторов. На это указывают данные фокус-группового исследования: «Я не думала сначала этим заниматься, я просто хотела какой-то независимости от родителей, не сидеть на шее у них, иметь свои средства» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором – 2 года], «Я считаю, что это приличная подработка, когда студент, это очень помогает в плане финансов» [И., студентка 4 курса, опыт работы репетитором 4 года].

Вторым, не менее важным фактором выбора подработки является гибкость рабочего графика. Согласно Е. Н. Юдиной, В. Н. Треневу, репетиторство является одной из выигрышных стратегий, позволяющей студентам удачно совмещать работу и учебу [12]. «График приема учеников или выезда к ним домой составляет сам студент-репетитор. Можно договориться, где принимать учеников. А сколько человек в день или неделю – может решить сам репетитор. Если он сильно загружен на своей учебе, можно сократить количество учеников, если, наоборот, больше свободного времени, то можно увеличить занятость» [12, с. 55]. Из материалов фокус-группы: «Искала работу, смотрела объявления, но там график не удобный для меня. У нас учеба то в первую, то во вторую смену. И поэтому я начала думать, чем таким можно заниматься, чтобы работать на себя, вне зависимости от графика» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором – 2 года].

Существенным фактором выбора репетиторства в качестве вторичной занятости и способа заработка является хорошая база знаний и навыков студентов «в тех областях, которые нужны его ученикам» [12, с. 56]. Репетиторство чаще всего выбирают те, кто еще до поступления в вуз успел накопить определенный опыт. «Начала заниматься этим еще в лицее для одаренных детей, у меня был математический профиль, поэтому я решила себя в этом попробовать» [И., студентка 4 курса, опыт работы репетитором – 4 года]. «У меня хоть профиль и не математический, но у меня золотая медаль. Школьная программа же…» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором – 2 года].

Социальный эффект студенческого репетиторства. По мнению Д. М. Янбарисовой, стратегия совмещения учебы с работой «может быть дополнительным источником знаний и навыков и мотивации к обучению» [13, с. 232]. Что касается репетиторства, то оно в первую очередь предполагает возможности формирования и развития у студентов практических педагогических компетенций: «Дети разные. Мне с младшими классами гораздо сложнее, потому что у них интересы – планшет, игрушки, и родители с этим ничего не могут сделать. Сначала я не знала, как в таких ситуациях быть… Потом уже приспособилась, придумала занятие, играем в крестики-нолики, он проигрывает – решает пример. Обычно это уже под конец занятия, когда повторение материала. Я раза три выигрываю, потом приходится проиграть, чтоб ему интересно было» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором – 2 года].

Кроме того, репетиторство оказывает существенное материальное подспорье и расширяет возможности студентов для успешной адаптации на рынке труда после завершения обучения в вузе.

Как следует из материалов исследования, репетиторские услуги востребованы в современном обществе, этот вид студенческой подработки сохраняет свой традиционный характер. Репетиторство как вторичная занятость студентов – довольно распространенная практика, выполняющая ряд позитивных функций: экономическую, образовательную, коммуникативную, адаптационную. Однако, роль этой занятости в профессиональной социализации студентов-репетиторов важна и в формировании их профессионально-трудовых траекторий после завершения обучения.

 

1 Сплошной опрос студентов вузов Республики Мордовия старших курсов дневной формы обучения проведен ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» в марте–мае 2019 г. Количество опрошенных составило 1905 чел.

2 Фокус-группы проведены в феврале-марте 2019 г., количество участников каждого исследования – 6 человек. Критерии отбора – наличие опыта самозанятости, возраст от 18 до 35 лет.

×

Авторлар туралы

N. Kasatkina

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей

N. Shumkova

Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей

I. Sosina

Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей

Әдебиет тізімі

  1. Балакина Т. П. Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели // Экономика образования. – 2012. – № 2. – С. 115–123.
  2. Брэй М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопросы образования. – 2007. – № 1. – С. 65–83.
  3. Вознесенская Е. Д., Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А. «Кончить курс и место достать»: Исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 101–120.
  4. Гитис Л. Х. Репетиторство как элемент качественного образования // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2004. –№ 12. – C. 24–26.
  5. Жеравина А. Н. Повседневная жизнь студентов Томского университета на рубеже XIX–XX вв. [Электронный ресурс // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2004. – № 281. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnaya-zhizn-studentov-tomskogo-universiteta-na-rubezhe-xix-xx-vv (дата обращения: 01.06.2019).
  6. Иванов А. Е. Мир российского студенчества: конец XIX – начало XX века. – М.: Новый хронограф, 2010. – 360 с.
  7. Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 36–67.
  8. Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А., Вознесенская Е. Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. – М., 2009. – 72 с.
  9. Нагимова А. М., Сафиуллина Ф. Р. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости студентов Казани // Социологические исследования. – 2014. – № 4. –С.121–124.
  10. Почти половина российских семей, где есть старшеклассник, оплачивает репетиторов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.superjob.ru/research/articles/112087/pochti-polovina-rossijskih-semej (дата обращения: 01.06.2019).
  11. Родионова А. В. Трудовая занятость студентов в контексте обучения (на примере Санкт-Петербурга) // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 7. – С. 80–85.
  12. Юдина Е. Н., Тренев В. Н. Студенты вузов на рынке труда // Наука и школа. – 2017. – № 6. – С. 53–58.
  13. Янбарисова Д. М. Работа во время учебы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость? // Вопросы образования. – 2014. – № 1. – С. 217–235.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».