Features of self-assessment of emotional states of medical students during the COVID-19 pandemic

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The indicators of well-being, activity, mood, neurotization, psychopathization are analyzed in medical students during the COVID-19 pandemic. It was revealed that the majority of students have good indicators of self-assessment of emotional states. Distance learning is understood as one of the ways to prevent the incidence of COVID-19.

Толық мәтін

Введение. Психическое здоровье студентов является одним иp главных факторов, влияющих на показатели успеваемости учебной деятельности. Важно, чтобы студент находился в удовлетворительном состоянии, хорошем настроении, иначе это негативно может отразиться на продуктивности его работы. Для продуктивной деятельности учащемуся необходимо правильно планировать свое время, и, в целом вести здоровый образ жизни [1]. Студентам первого курса и до сложившейся ситуации пандемии, необходимо было адаптироваться к условиям обучения. Их психическое состояние, в начале обучения, является неустойчивым и подвижным [2]. В образовательной среде изучение психоэмоционального состояния личности, важно для поддержания и сохранения психического здоровья в процессе профессионального становления специалиста [3; 4]. Во время пандемии, эмоциональное состояние студентов заиграло новыми красками. Появились новые проблемы, новые условия обучения, в том числе, переход на дистанционные формы обучения и т.д.

Цель работы: изучение самооценки эмоциональных состояний студентов-медиков в условиях пандемии COVID-19.

Материал и методы. В исследовании приняли участие студенты 1 курса Медицинского института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» специальности 31.05.03 «Стоматология», находящиеся на дистанционной форме обучения. Всего было обследовано 76 человек. Средний возраст студентов – 18 лет.

В исследовании использованы психодиагностические методики: методика «Самочувствие-Активность-Настроение», методика «Самооценка эмоциональных состояний» [5], методика «Уровень Невротизации и Психопатизации» [6]. Методика «Самочувствие-Активность-Настроение» направлена на изучение и анализ особенностей самочувствия, активности и настроения. Каждая характеристика представлена шкалой, включающей 3 уровня: благоприятный, нормальный и неблагоприятный. Методика «Уровень Невротизации и Психопатизации» направлена на изучение и анализ особенностей невротизации и психопатизации личности. Каждая характеристика представлена шкалой и разделяется на 5 уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» направлена на изучение и анализ особенностей спокойствия, энергичности, приподнятости, уверенности в себе и общего уровня эмоционального состояния личности. Каждая характеристика представлена шкалой и разделяется на 3 уровня: высокий, средний и низкий.

Практическая реализация вышеприведенных методов осуществлялась с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0 [7].

В итоге проведенного исследования получены следующие результаты. Анализируя данные методики «Самочувствие-Активность-Настроение», по шкале «Самочувствие» выявлено, что только 10 (13%) человек имеют неблагоприятные показатели, самочувствие у 35 (46%) человек находится в пределах нормы, у 31 (41%) человека отмечается благоприятное самочувствие. В целом, самочувствие студентов находится в пределах нормативных и благоприятных показателей (рис. 1).

 

Рис. 1. Показатели самочувствия студентов.

 

По шкале «Активность» получены следующие результаты: активность у 21 (28%) человека находится в пределах нормы, у 49 (64%) человек отмечен высокий уровень активности и только 6 (8%) человек от числа всех обследованных студентов имеют неблагоприятные показатели активности (рис. 2).

 

Рис. 2. Показатели активности у студентов.

 

Данные, полученные по шкале «Активность», немного отличаются от данных предыдущей шкалы «Самочувствие». Малую долю студентов, у которых активность находится на низком уровне, можно так же объяснить внешними факторами, которые в различной степени влияют на каждого человека. Имеются в виду факторы, не относящиеся к дистанционному обучению. В связи с некоторыми особенностями дистанционного обучения у студентов наблюдается экономия времени. По шкале «Настроение»: у 27 (35%) человек настроение находится в пределах нормы, у 46 (61%) человек отмечаются высокие показатели настроения, 3 (4%) человека имеют неблагоприятные показатели настроения (рис. 3).

 

Рис. 3. Показатели настроения у студентов.

 

Результаты по шкале «Настроение» и «Активность» очень схожи и обусловлены одними и теми же факторами. Однако, в данном случае дистанционное обучение не напрямую влияет на настроение студентов, а, скорее всего, служит неким барьером для негативных эмоций, которые, так или иначе, в любом случае возникают во время стандартного процесса обучения.

По данным методики «Уровень Невротизации и Психопатизации», показатель невротизации у большинства студентов – 42 (55,3%) человека – находится на уровне ниже среднего, у 30 (39,5%) человек – на среднем уровне, низкий уровень выявлен у 1 (1,3%) человека и уровень выше среднего – у 3 (3,9%) человек.

Признаки психопатизации у большинства студентов 66 (87%) человек по данным методики «Уровень Невротизации и Психопатизации» отсутствуют (рис. 4). Низкий уровень психопатизации выявлен у 1 (1,3%) человека и уровень выше среднего – у 9 (12%) человек.

 

Рис. 4. Показатели невротизации и психопатизации у студентов.

 

У большинства студентов, принявших участие в исследовании, отсутствуют такие симптомы, как быстрая утомляемость, нарушение сна, нарушение аппетита, снижение настроения, что подтверждается результатами, полученными по данным методики «Самочувствие-Активность-Настроение». Психопатизация в отличии от невротизации – более устойчивое свойство человеческой психики, и влияние дистанционного обучения можно рассматривать лишь как катализатор для проявления характера того или иного человека. В данном случае, несмотря на несвойственную обстановку для студентов, как по тому, что они лишь недавно начали обучаться в высшем учебном учреждении, так и по тому, что они столкнулись с непривычной моделью обучения, все они показали низкие уровни

невротизации и психопатизации, отсутствие признаков дезадаптации, что объясняется также и настроем на дистанционное обучение, которое рассматривается как вариант предупреждения распространения заболеваемости COVID-19.

По данным методики «Самооценка эмоциональных состояний» получены результаты, которые представлены на рисунке 5.

 

Рис. 5. Показатели самооценки эмоциональных состояний.

 

  • Показатели самооценки спокойствия показывают, что спокойствие у 32 (42%) человек находятся на высоком уровне, у 33 (44%) человек выявлены средние показатели спокойствия, низкий уровень отмечен у 11 (14%) человек.
  • Показатели самооценки энергичности показывают, что энергичность у 16 (21%) человек находится на высоком уровне, у 50 (66%) человек – средние показатели энергичности, низкий уровень отмечен у 10 (13%) человек.
  • Показатели самооценки приподнятости показывают, что у 35 (46%) человек выявлен высокий уровень, у 38 (50%) человек – средние показатели, низкий уровень – у 3 (4%) человек.
  • Показатели самооценки уверенности в себе у 50 (65%) человек находятся на высоком уровне, у 24 (32%) человек – средние показатели, низкий уровень отмечен у 2 (3%) человек.

Выводы.

  1. Проведенный анализ самооценки эмоциональных состояний студентов 1 курса специальности «Стоматология» выявил следующие закономерности: психоэмоциональное состояние студентов в целом находится на хорошем, благоприятном уровне, отсутствуют признаки психической дезадаптации.
  2. Рассматривая проблему дистанционного обучения только с позиции самооценки эмоциональных состояний студентов, можно сказать, что оно имеет положительные тенденции. Дистанционное обучение понимается студентами как один из способов предупреждения заболеваемости COVID-19. Однако, возможно, при проведении других исследований, выявятся и серьезные проблемы дистанционного обучения, такие как потеря эффективности образования или снижение уровня социальной адаптации участников учебного процесса.
  3. В рамках данного исследования нам удалось выявить благоприятные факторы дистанционного обучения для психического здоровья студентов, что, в свою очередь, также отражается на качестве получаемых знаний.
×

Авторлар туралы

N. Tokareva

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей

R. Kaluga

Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей

Әдебиет тізімі

  1. Фролова Ю. Г. Психология здоровья. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 255 с.
  2. Полкова К. А., Прокопенко Л. А. Оценка социальной адаптированности и вегетативной устойчивости студентов технического института // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 5 (159). – С. 383-387.
  3. Токарева Н. Г. Личность и болезнь // Я и виртуалистика: от инакомыслия до парадигматических революций: материалы круглого стола. – Саранск, 2009. – С. 133-134.
  4. Токарева Н. Г. Аномалии личности в аспекте психической нормы и патологии // Психология и практика: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Саранск, 1999. – С. 49-54.
  5. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  6. Голенков А. В., Сергеев М. П., Буряченко А. Б., Булыгина И. Е. Медицинская психология: практикум. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. – 100 с.
  7. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML
2. Fig. 1. Indicators of students’ well-being.

Жүктеу (29KB)
3. Fig. 2. Activity indicators of students.

Жүктеу (32KB)
4. Fig. 3. Mood indicators among students.

Жүктеу (31KB)
5. Fig. 4. Indicators of neuroticism and psychopathy in students.

Жүктеу (93KB)
6. Fig. 5. Indicators of self-assessment of emotional states.

Жүктеу (116KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».