Вестник Нижневартовского государственного университета

Периодическое научное издание с открытым доступом, выходящее с 2008 года. Журнал публикуется ежеквартально в Издательстве НВГУ.

Учредитель: ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Язык публикаций – русский, английский.

16+

В научном журнале публикуются результаты оригинальных научных исследований, обзорных статей по наиболее актуальным проблемам биологических, гуманитарных и педагогических наук.

Журнал выходит в трех тематических выпусках, отражающих следующие научные направления:

  • 1.5.15. Экология (биологические науки)
  • 5.6.1. Отечественная история (исторические науки)
  • 5.6.2. Всеобщая история (исторические науки)
  • 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)

Размещение и индексация:

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 20.07.2022 г.) по специальностям: 1.5.15. Экология (биологические науки), 5.6.1. Отечественная история (исторические науки), 5.6.2. Всеобщая история (исторические науки), 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки).

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 80105 от 31.12.2020.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 79658 от 27.11.2020.

График выхода журнала  на 2022 год

  1. Биологические науки (прием статей до 01 декабря, выход номера - март)
  2. Гуманитарные науки (прием статей до 01 марта, выход номера - июнь)
  3. Педагогические науки (прием статей до 01 июня, выход номера - сентябрь)
  4. Биологические науки (прием статей до 01 сентября, выход номера - декабрь)

График выхода журнала  на 2023 год

  1. Гуманитарные науки (прием статей до 01 декабря, выход номера - март)
  2. Педагогические науки (прием статей до 01 марта, выход номера - июнь)
  3. Биологические науки (прием статей до 01 июня, выход номера - сентябрь)
  4. Педагогические науки (прием статей до 01 сентября, выход номера - декабрь)

Текущий выпуск

№ 2 (2025)

Весь выпуск

Статьи

Подготовка педагогов к развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
Вербовская В.С.
Аннотация

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время актуализируется новыми контекстами. Цифровизация, информатизация, техническое и технологическое обеспечение всех сфер человеческой жизнедеятельности привели к снижению доли и роли непосредственного человеческого общения. В результате человек, все реже вступая в межличностные отношения, все чаще переживает потребность в социальной поддержке, социальном одобрении, эмоциональном участие, при этом испытывая состояния неопределенности, психического напряжения, снижения жизненного тонуса. Человек все больше нуждается в человеческом участии, что соответствует просоциальному поведению, так актуальному в современном напряжённом мире. Детерминантом развития просоциального поведения взрослеющего человека является эмоциональная отзывчивость, наиболее благоприятным возрастом для развития которой, является старший дошкольный возраст. Развитие данной способности происходит в непосредственном социальном взаимодействии. Успешность развития эмоциональной отзывчивости как способности обусловлена готовностью и профессиональной компетентностью взрослого – педагога. Цель исследования: обосновать необходимость подготовки педагога дошкольной образовательной организации к развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Анализ литературы позволил определиться с содержанием понятия «эмоциональная отзывчивость», обосновать роль и значение взрослого в процессе развития эмоциональной отзывчивости; выбрать и обосновать наиболее оптимальную форму подготовки педагога к реализации данного процесса в педагогической практике. Результаты исследования подтвердили актуальность проблемы развития эмоциональной отзывчивости не только как необходимой человеческой способности в современном сложном мире, но и понимаем значимости данной задачи самими педагогами. При этом педагоги дошкольной образовательной организации испытывают ряд затруднений в реализации процесса развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. Анализ затруднений педагогов позволил моделировать процесс их подготовки в модели «Обучение на рабочем месте». Выбор модели отвечает всем задачам исследования, а положительные результаты ее апробации подтверждаются удовлетворенностью педагогов и обогащением профессиональной компетентности.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):4-15
pages 4-15 views
Развитие коммуникативных навыков у будущих специалистов социально-гуманитарного профиля для эффективного взаимодействия с семьей
Данилова А.Д., Мищенко В.А., Устьянцева А.Д.
Аннотация

Предлагаемый обзор посвящен многогранной области коммуникативных навыков в социогуманитарной сфере, исследуя эволюционную траекторию от традиционных транзакционных моделей к современным диалоговым и интерактивным структурам. Центральное место в обсуждении занимает выяснение ключевой роли, которую эффективная коммуникация играет в опосредовании сложных социальных взаимодействий, особенно в рамках различных семейных структур. Опираясь на разнообразные источники, в статье тщательно анализируются теоретические основы и практические приложения, подчеркиваются нюансы проблем – культурных, социально-экономических, лингвистических и психологических, – с которыми сталкиваются профессионалы в этой области. Важно отметить, что в обзоре говорится о преобразующем влиянии цифровых технологий на педагогические подходы к обучению коммуникативным навыкам. Эти технологии не только улучшают традиционные образовательные методики, но и открывают новые парадигмы вовлеченности и интерактивности. Также рассматриваются глобальные образовательные инициативы с точки зрения их роли в формировании транснациональной, культурно инклюзивной образовательной среды, способствующей развитию коммуникативных компетенций в условиях трансграничного общения. Перспективы будущего развития обсуждаются с оптимизмом в отношении интеграции передовых технологических инструментов и глобальных образовательных стратегий. Цель данного исследования – создать прочную основу для непрерывного развития коммуникативных навыков в социогуманитарных контекстах, выступая за целостный подход, который охватывает технологические инновации и глобальное сотрудничество, чтобы лучше подготовить профессионалов к сложностям глобальной межличностной динамики. Полученные результаты подчеркивают необходимость постоянной адаптации и инноваций в обучении коммуникативным навыкам для удовлетворения меняющихся потребностей глобально взаимосвязанного общества.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):16-25
pages 16-25 views
Медиаобразование: роль в профессиональной подготовке будущих специалистов
Ежукова А.В.
Аннотация

В условиях стремительного развития информационных технологий и преобладания медиаконтента в жизни современного человека медиаобразование становится важной составляющей в подготовке будущих специалистов. Интеграция данного подхода в образовательный процесс высших учебных заведений способствует повышению уровня критического мышления студентов и совершенствованию их навыков в обработке и анализе различных видов информации. В статье анализируется роль медиапедагога в формировании студенческих медиацентров, изучение медиаобразования как инструмента наставничества, а также актуальная проблема интеграции медиаобразования в образовательный процесс подготовки специалистов в различных профессиональных областях. Целью исследования является анализ влияния медиаобразовательных технологий на профессиональную подготовку студентов в современных реалиях и непрерывной цифровизации. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: определить основные компоненты медиаобразования, оценить его влияние на формирование критического мышления и медиаграмотности, а также выявить лучшие практики внедрения медиаобразования в образовательный и воспитательный процессы высшей школы. В статье рассматриваются следующие элементы: определение понятия медиаобразования и его значение в современном обществе, исследование концепции студенческих медиацентров и их роли в образовательном процессе вуза, анализ функций медиапедагога и его влияния на развитие профессиональных навыков студентов, аспекты медиаобразования как системы наставничества, методы интеграции данной системы в образовательный процесс. Результаты исследования подтверждают необходимость разработки и внедрения систематических медиаобразовательных технологий как инструментов в работе со студентами профильных и непрофильных направлений подготовки на аудиторных занятиях и во внеурочной деятельности. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение долгосрочного влияния медиаобразования на карьерный успех выпускников и разработку новых методов оценки его эффективности.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):26-36
pages 26-36 views
Сущностная характеристика процесса внутреннего обучения на производственных предприятиях
Ибрагимова Л.А., Моисеева Л.В., Стрельцов И.С.
Аннотация

Статья посвящена исследованию методов и подходов к организации процесса профессиональной подготовки кадров на промышленных предприятиях с использованием внутренних ресурсов компании. В статье рассматриваются возможности применения менторства, наставничества и других методов сопровождения процесса обучения как для новых сотрудников, так и для повышения квалификации опытных специалистов. В работе освещаются современные примеры подходов к организации обучения и развития персонала, а также рассматривается степень их влияния на производственную эффективность. В условиях ускорения технического прогресса и динамики рыночных процессов современные предприятия сталкиваются с необходимостью постоянного развития кадрового потенциала. В статье актуализируется роль внутреннего обучения как стратегического инструмента повышения квалификации сотрудников, укрепления корпоративной культуры и обеспечения конкурентоспособности предприятий. Авторы обращают внимание на примеры успешных практик внутреннего обучения на известных международных производственных корпорациях. Статья раскрывает, как внутренние тренеры, преподаватели и наставники могут повышать производственный потенциал и способствовать накоплению уникальных знаний и умений внутри компании.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):37-45
pages 37-45 views
Предупреждение профессиональных деформаций педагога: потребностно-мотивационный подход
Кандаурова А.В., Милованова Н.Г.
Аннотация

Проблема предупреждения профессиональных деформаций у педагогов вновь стала весьма актуальной в современной социокультурной ситуации развития общества. Влияние постоянных изменений в мире, в обществе отражается на всех уровнях образования; социокультурные трансформации меняют привычные форматы социального взаимодействия субъектов образовательных отношений; процессы информатизации и цифровизации предъявляют все новые требования к профессиональным компетенциям педагогов. Цель исследования – выявить и обосновать возможности потребностно-мотивационного подхода к предупреждению профессиональных деформаций у педагогов в современной образовательной среде. В качестве методов исследования были использованы контент-анализ, позволяющий выявить смыслы рассматриваемых категорий, сформировать понятийный аппарат исследования; теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; интервью. Изучение и обоснование возможностей потребностно-мотивационного подхода предполагает необходимость решения нескольких задач, а именно: рассмотрение сущности понятий «профессиональная деформация» и «профессиональная деструкция» и их соотношения применительно к профессиональному развитию педагога; сущности понятий «потребности», «мотивация», «субъектность», определение места и роли развития субъектности в предупреждении профессиональных деформаций педагога. Результаты исследования подтвердили необходимость актуализации проблемы формирования у педагога умений распознавать (диагностировать) профессиональные затруднения, понимать и различать профессиональные деформации, выявлять и фиксировать свои потребности в условиях меняющейся социокультурной ситуации, такие как: непрерывность профессионального развития, рост социальной ответственности, возрастающая сложность профессиональных задач. Обосновано, что потребностно-мотивационный подход в предупреждении профессиональных деформаций способствует становлению и развитию субъектности педагога, ориентирует его на непрерывное развитие; способствует осмыслению собственной деятельности и осознанию своих потребностей в профессиональном развитии; формирует мотивацию на определение личностных ресурсов и проектирование стратегии профессионально-личностного развития. Подтверждено положение Л.М. Митиной о том, что модель адаптивного поведения способствует самоприспособлению педагога к условиям профессиональной среды и профессиональной деятельности (освоение и присвоение чужого опыты, решение профессиональных задач на основе освоенных алгоритмов, «канонизация» своего опыта, следование стереотипам) и не способствует развитию профессиональной активности, выявлению потребностей в профессиональном развитии, что сопряжено в риском развития профессиональных деформаций, поскольку «нахождение» педагога в модели адаптивного поведения снижает его профессиональные и жизненные ресурсы.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):46-58
pages 46-58 views
Педагогические условия формирования информационно-аналитической культуры курсантов военных вузов
Корноухов А.Ю.
Аннотация

Качество управленческой деятельности офицера во многом определяется их информационно-расчетной и аналитической подготовкой, ценностным отношением к рациональному использованию информации, а также готовностью применять новейшие информационные технологии в служебной деятельности. Все вышеперечисленные качества выступают содержательным аспектом информационно-аналитической культуры, что определяет актуальность и необходимость ее формирования в условиях военного вуза. Цель статьи – теоретическое обоснование и разработка педагогических условий формирования информационно-аналитической культуры курсантов военных вузов. В качестве методологической основы исследования выступили системный, культурологический ипартисипативный подходы. Процесс формирования исследуемой культуры обеспечивается реализацией разработанных педагогических условий. Первое педагогическое условие – насыщение содержания учебных дисциплин материалом проблемного характера, его реализация порождает у курсантов потребность в разрешении информационных противоречий, способствует активизации их познавательного интереса и развитию устойчивой мотивации к формированию у них информационно-аналитической культуры. Второе педагогическое условие – ситуационное моделирование применения курсантами цифровых информационно-аналитических технологий, данное педагогическое условие дает возможность курсантам увидеть возможные сценарии применения цифровых технологий в служебной и повседневной деятельности, позволяет развивать в процессе моделирования личностные качества курсантов, которые обеспечивают эффективность их применять в служебной деятельности. Третье педагогическое условие – создание единого информационно-коммуникативного пространства военного вуза, данное пространство позволяет эффективно использовать свободное время курсантов для самоподготовки в области усвоения теоретических знаний и практических умений, связанных с информационно-аналитической культурой, широкий спектр реализации форм разрабатываемого пространства позволяет вовлечь в процесс формирования информационно-аналитической культуры как можно большее количество курсантов.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):59-70
pages 59-70 views
Креативность как фактор формирования культуры актерского чтения в образовательном процессе вуза
Кушнина Л.В., Васёв Д.В.
Аннотация

Авторы статьи исследуют проблему формирования культуры актерского чтения у студентов творческих специальностей вузов. В основу исследования положены общенаучные принципы антропоцентризма и системности. В качестве методологической базы используется синергетический подход, обладающий эвристической ценностью при выявлении механизмов педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, являющегося объектом исследования. Предметом исследования выступает креативность как когнитивная способность личности студента и как фактор, способствующий формированию культуры актерского чтения. Цель статьи состоит в выявлении этапов формирования культуры актерского чтения и уточнении роли креативности в процессе профессиональной подготовки студентов. Авторы рассматривают три этапа профессиональной подготовки: начальный, продвинутый, высокий, в ходе которых имеет место приобщение к культуре актерского чтения, овладение культурой актерского чтения, реализация и сценическое воплощение культуры актерского чтения. Теоретические положения исследования апробированы в ходе экспериментального обучения студентов актерского курса Пермского государственного института культуры (ПГИК) с первого по четвертый годы обучения. Был проведен лонгитюдный эксперимент, в котором участвовала одна академическая группа в составе 15 человек. В статье представлены содержание и задачи экспериментальной работы данной группы в первом семестре первого курса. Результаты исследования показали значимость развития креативности в процессе профессиональной подготовки студентов. В качестве перспективы исследования предполагается изучение других психологических свойств и когнитивных способностей личности студентов, влияющих на успешное формирование культуры актерского чтения.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):71-82
pages 71-82 views
Ценности семьи как фактор формирования профессионального потенциала курсантов военных вузов
Самедова Ю.А., Лен А.А.
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы профессионального становления будущего офицера в процессе обучения в военном вузе как носителя определенных социальных свойств и системы нравственных нормативов. Целью статьи является анализ влияния особенностей внутренних структур, характера отношений и ценностных установок семьи как социального института на формирование профессионального потенциала будущего военного специалиста. В процессе рассмотрения исследуемой проблемы используется системный подход, отражающий взаимосвязь интересов таких общественных институтов, как семья, государство, армия. В работе уточняются понятия «семейные ценности», «профессиональный потенциал курсантов военного вуза», раскрывается их структура, анализируется процесс выработки и формирования семьей профессионально важных качеств личности будущих офицеров, ценностных ориентаций, влияющих на учебную мотивацию курсантов. Представлены результаты эмпирического исследования влияния ценностных установок семьи и характера внутрисемейных отношений на уровень развития учебной мотивации будущих военных специалистов. В представленных материалах показана взаимосвязь сформированности внутрисемейных социально значимых ценностей и уровня мотивационной направленности на освоение военной специальности, построение жизненных перспектив. Значимость исследования заключается в осуществлении анализа механизма формирования семьей ценностных установок на освоение курсантами их будущей профессии. Полученные результаты могут найти применение в интересах совершенствования системы педагогического сопровождения, направленного на формирование семейных ценностей у курсантов в условиях военного вуза.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):83-92
pages 83-92 views
Диагностика исходного уровня сформированности поликультурности у обучающихся-будущих педагогов в региональном аспекте (г. Севастополь)
Мезенцева А.И.
Аннотация

В статье представлена диагностика исходного уровня сформированности поликультурности у обучающихся-будущих педагогов. Цель исследования состоит в представлении результатов диагностики исходного уровня сформированности поликультурности у обучающихся-будущих педагогов в региональном аспекте (город Севастополь). Задачи исследования: анализ теоретической базы исследования, представление актуальности исследования, разработка диагностики исходного уровня сформированности поликультурности обучающихся ООВО-будущих педагогов. В исследовании использовались эмпирические методы изучения уровня сформированности поликультурности у обучающихся-будущих педагогов в региональном аспекте, кроме того, применялись интервьюирование, опрос и анкетирование обучающихся. Исследование имело региональный характер: проводилось в городе Севастополь. В результате исследования выявлен низкий уровень знаний о национальностях и представителях различных религий в регионе. Отношение респондентов к иноверцам и представителям других национальностей не всегда толерантно. Выявлено, что у обучающихся есть предвзятое отношение к некоторым национальностям. Предметом исследования является поликультурность обучающихся – будущих педагогов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проблема повышения профессионализма педагога высшей школы рассмотрена в контексте возрастающих требований и потребности социальной практики в конкурентоспособных работниках. Практическая значимость результатов проведённых исследований состоит в том, что его результаты могут быть полезны работникам образования, занимающимися вопросами поликультурности, гражданственности, работающими в поликультурном обществе, а также для разработки программы исследования по формированию поликульутрных качеств будущих педагогов в городе Севастополь. Перспективами дельнейших исследований являются вопросы разработки инструментария для поликультурного воспитания будущих педагогов в городе Севастополь.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):93-101
pages 93-101 views
Актуальность традиционных технологий в профессиональной подготовке архитектора в техническом вузе
Никитина Н.П.
Аннотация

Обучение профессии архитектора или инженера-архитектора включает в программу профессионального образования на пропедевтическом уровне дисциплины, которые наследуют опыт институций Баухауз и ВХУТЕМАС 1920-х годов. В аналитической методике изучения закономерностей композиции в этих школах была заложена перспектива адаптации к меняющимся условиям социокультурного и исторического развития. В рамках исследования зарубежного и отечественного опыта в области подготовки архитекторов в техническом вузе, рассмотрены особенности подготовки студентов в области архитектуры известных российских и зарубежных институтов. Цели и задачи. Исследовать специфику архитектурно-художественной подготовки архитектора в техническом и архитектурном вузе в контексте использования частных методов архитектурного проектирования. Задачи, которые надо решить для достижения цели: сравнить архитектурно-художественную подготовку в российских и зарубежных архитектурных и технических вузах, описать технологию подготовки архитекторов в УрФУ, основанную на частных методах проектирования, обосновать актуальность и важность частных методов в учебном процессе подготовки архитектора в техническом вузе. Объект исследования: процесс подготовки архитектора в техническом вузе. Предмет исследования: обоснование актуальности применения технологии архитектурной графики и макетирования как основных методических средств в подготовке архитектора в техническом вузе. Методы. Процесс учебного архитектурного проектирования – следование определенным приемам и методам, это обеспечивает в архитектурно-проектной учебной деятельности, как репродуктивной, так и продуктивной, овладение студентом следующими частными методами архитектурного проектирования: графическим, макетирования. Материалы исследования представляют анализ архитектурно-художественной составляющей в зарубежных вузах и технических вузах нашей страны. Архитектурная графика и изготовление макета в этих вузах является одним из важнейших педагогических приемов для развития у студентов умений конструировать, позволяет постигать закономерности связи архитектурной формы с инженерной конструкцией, формирует понимание тектонической сущности работы строительных материалов. Результаты. Проведенный обзор показал, что при выполнении графических и макетных упражнений по архитектурной композиции на 1–3 курсах (фронтальной, объемной, глубинно-пространственной) происходит ознакомление с приемами и средствами формирования композиции, созданием пластики, освоением приемов формирования объемной композиции и ее размещения в пространстве; освоение приемов и средств организации открытых и закрытых пространств с использованием объемных и фронтальных элементов рельефа. Это позволяет выполнять на следующем этапе более сложные проекты: решение объемно-пространственной композиции ансамбля, вписанного в окружение, формирование планировочной структуры сооружения. Практическая значимость. Результаты исследования подтверждают, технология макетирования и архитектурной графики, являясь компонентом и художественно-творческой, и архитектурно-строительной традиционных профессиональных составляющих, – остается самым интенсивными и самым аналитическими, наглядными и предметными в обучении студентов пропедевтических (1–3) курсов направления подготовки «Архитектура» и в художественном, и, что особенно важно, в техническом вузе.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):102-112
pages 102-112 views
Разработка цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа
Савченков А.В., Леушканова О.Ю., Уварина Н.В.
Аннотация

В современных реалиях профессиональное самоопределение становится все более актуальной проблемой, так как обществу необходим молодой активный специалист готовый работать в условиях высокотехнологического производства. При этом эффективная система профессионального самоопределения позволит молодежи получать удовольствие от профессиональной деятельности и иметь широкие возможности для самореализации. Цель исследования – теоретическое обоснование и описание опыта реализации цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа. Цифровая среда позволяет реализовать новый подход к реализации образовательного процесса, позволит обучающимся колледжа самостоятельно определять собственную образовательную и профессиональную траекторию, замотивировать их на личное и профессиональное саморазвитие и самоопределение. В рамках реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей» была разработана и проходит апробацию модель «Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся разработана для всех субъектов образовательного процесса колледжа. Разработанная цифровая среда обеспечивает реализацию открытого коммуникативного пространства для обучающихся, родителей, преподавателей, социальных партнеров и работодателей, что способствует организации и реализации целенаправленной работы по профессиональному самоопределению обучающихся на базе Магнитогорского педагогического колледжа. Разработанная цифровая среда позволяет детерминировать активность обучающихся в работе по их профессиональному самоопределению за счет применения таких цифровых инструментов как видео и аудио материалы, цифровые тренажеры, интерактивные задания, веб-квесты и т. д.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):113-121
pages 113-121 views
Компетенции в области искусственного интеллекта: формирование при профессиональной подготовке студентов
Самарина О.В., Шевченко А.С.
Аннотация

Искусственный интеллект (ИИ) за последние годы стал одной из самых динамично развивающихся научных и технологических сфер. На сегодняшний день технологии искусственного интеллекта активно применяются практически во всех сферах деятельности – от медицины до финансов, от производства до маркетинга. Работодатели всё чаще ищут сотрудников, способных эффективно использовать технологии ИИ в своей профессиональной деятельности. Как следствие, одной из тенденций современного профессионального образования стало всё нарастающее внимание к подготовке специалистов, обладающих знаниями и навыками в области искусственного интеллекта, стало. В работе представлен подход Югорского государственного университета к формированию у студентов всех направлений подготовки теоретических знаний и практических навыков в области искусственного интеллекта. Рассматриваются методы и подходы, направленные на формирование у студентов прочных компетенций в данной области. При подготовке работы были использованы материалы, накопленные в период 2022–2024 годов, а также результаты опросов студентов второго курса Югорского государственного университета. Представленный авторами комплексный подход к формированию компетенций в области ИИ, сочетающий количественные и качественные методы анализа, позволил улучшить качество образовательного процесса до общего уровня удовлетворенности студентов курсом в 92%. Проведенное авторами работы исследование показало, что раннее знакомство обучающихся с технологиями искусственного интеллекта позволяет им быстрее осваивать современные цифровые инструменты и применять их в различных сферах деятельности. Это в целом способствует более эффективной подготовке будущих специалистов, готовых решать реальные производственные задачи с помощью технологий искусственного интеллекта.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2025;(2):122-131
pages 122-131 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».