Diagnosis of the Initial Level of Multiculturalism Among Students-Future Teachers in the Regional Aspect: the City of Sevastopol

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article presents the diagnosis of the initial level of multicultural education among students-future teachers. The purpose of the study is to present the results of diagnostics of the initial level of multiculturalism among students-future teachers in the regional aspect (Sevastopol city). Research objectives: analysis of the theoretical basis of the study, presentation of the relevance of the study, development of diagnostics of the initial level of formation of multiculturalism of students of the educational institution-future teachers. The study used empirical methods to study the level of formation of multiculturalism among students-future teachers in the regional aspect, in addition, interviews, surveys and questionnaires of students were used. The study was regional in nature: it was conducted in the city of Sevastopol. The study revealed a low level of knowledge about nationalities and representatives of various religions in the region. The attitude of respondents towards non-Believers and representatives of other nationalities is not always tolerant. It has been revealed that students have a biased attitude towards certain nationalities. The subject of the research is the multiculturalism of students – future teachers. The theoretical significance of the research lies in the fact that the problem of improving the professionalism of a higher school teacher is considered in the context of the increasing demands and needs of social practice for competitive workers. The practical significance of the research results lies in the fact that its results can be useful to educators dealing with issues of multiculturalism, citizenship, working in a multicultural society, as well as for developing a research program on the formation of multicultural qualities of future teachers in the city of Sevastopol. The prospects for further research are the development of tools for the multicultural education of future teachers in the city of Sevastopol.

Толық мәтін

Одним из средств продвижения идей поликульутрности является образование. При этом поликультурность рассматривается как личностное качество обучающегося и является профессиональной составляющей современного педагога [4, с. 4]. При этом на фоне осознания необходимости развития поликультурной компетентности начиная с подросткового возраста в целом по стране и регионально выявляется недостаточная реализация такой практики.

Вопросами поликультурности занимались многие отечественные учёные, например, Д.Г. Анохин, А.В. Васильева [5], А.Н. Джуринский [7], С.М. Дзидзоева [8], Л.А. Кучиева [10], Г. Гей [6]. Также вопросами поликультурности и поликультурного образования занимаются и зарубежные исследователи, например, Дж. Бэнкс [4], J. Lee [15]. Для нашего исследования представляют интерес исследования учёного С.А. Хазовой [14], который раскрывает сущность феномена «поликультурность» в контексте педагогики. Учёный Г.Ж. Фахрутдинов занимается систематизацией знаний в области поликультурного образования, разрабатывая учебные пособия [13]. Вопросами моделирования в области поликульутрного образования занимаются М.И. Лукьянова, Л.П. Шустова [11], А.М. Бекбулатова [2]. Вопросами сформированности поликультурной компетентности будущих педагогов занимались учёные О.Г. Смолянинова, В.В. Коршунова, Я.М. Дайнеко [7], Л.И. Аббасова [1], Д.М. Бибанаева [3], О.А. Зиновенко [9].

Актуальность формирования поликультурности в становлении личности и профессиональнализма педагога несомненна. В то же время в обязательных результатах освоения основных образовательных программ педагогических специальностей компоненты поликультурного образования не про писаны в должной мере четко и полно. Научная значимость работы заключается в выявлении низкий уровень поликультурнсти обучающихся-будущих педагогов. Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных данных для развития поликульутрной воспитанности обучающихся ООВО г. Севастополь [12, с. 86].

В данной статье описана диагностика исходного уровня сформированности поликультурности обучающихся ООВО-будущих педагогов. Апробация проходила на базе Гуманитарно-педагогического института (ГПИ) ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет» (СевГУ) (г. Севастополь). В эксперименте принимали участие обучающиеся 1-го курса по специальности 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Иностранный язык и второй иностранный язык.

Для проведения экспериментальной работы группы были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ), близкие по разнообразию национальностей:

  • контрольная группа (КГ) – ПОия/б-23-1-о – 26 обучающихся;
  • экспериментальная группа (ЭГ) – ПОия/б-23-2-о – 28 обучающихся.

В таблице 1 и на диаграмме 1 (см. табл. 1, диаграмма 1) представлена характеристика обучающихся, принявших участие в исследовании. Данные получены с помощью интервьюирования обучающихся.

 

Таблица 1. Характеристика обучающихся, принимавших участие в эксперименте, по половому и национальному признакам

Курс

Кол-во обучающихся

Пол

Национальность

женский

мужской

русские

другие

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1-й

Всего 54

52

96,3

2

3,7

49

90,7

5

9,3

КГ 26

25

96,1

1

3,8

24

92.3

7

7,7

ЭГ28

27

96,4

1

3,6

25

89,3

3

10,7

 

Диаграмма 1. Сравнительная характеристика обучающихся, принимавших участие в эксперименте, по половому и национальному признакам, %

 

В ходе изучения отношения обучающихся-будущих педагогов ООВО к многонациональной среде в целом с помощью опроса (см.рис.1) было выявлено, что в КГ процент (%) обучающихся, которые довольны национальным разнообразием выше чем в ЭК (см. рис. 2, 3) в соответствии с чем и были определены группы (контрольная и экспериментальная) с помощью анкетирования (см. рис. 4) [6].

 

Рис. 1. Интегративный опросник межкультурной компетентности

 

Рис. 2. Отношение к многонациональной среде обучающихся ЭГ

 

Рис. 3. Отношение к многонациональной среде обучающихся КГ

 

Рис. 4. Пример анкеты по выявлению отношения обучающихся к проживанию в поликультурной среде

 

В нашей работе также исследовалось отношение обучающихся к поликультурности города и его религиозному разнообразию. На диаграмме 2 представлены результаты исследования отношения обучающихся к поликультурности города и его религиозному разнообразию.

 

Диаграмма 2. Отношение обучающихся к проживанию в полирелигиозной среде, %

 

32,3% опрошенных сказали, что существуют национальности, к которым они относятся предвзято. 48,9% обучающихся указали, что в целом относятся одинаково ко всем национальностям. 10,1% обучающихся хорошо относятся ко всем национальностям (см. диаграмму 3).

 

Диаграмма 3. Наличие национальностей, к которым обучающиеся относятся предвзято, %

 

Также нами проверялись знания обучающихся о национальной составляющей г. Севастополь. Выявлен низкий уровень осведомленности (18,9%). 42,1 % не смогли ответить на вопрос «Какие национальности помимо русских проживают на территории г. Севастополь», а 44,3% дали неверные ответы (см. диаграмму 4).

 

Диаграмма 4. Результаты ответов на вопрос о национальном составе г. Севастополь, %

 

В г. Севастополь действует 33 национальных и культурных общества [5]. Однако только 15,3% обучающихся знают о таких организациях, 13,4% же вообще не знают, 71,3 % опрошенных что-то слышали о таких организациях, но не уверены (см. диаграмму 5).

 

Диаграмма 5. Осведомленность обучающихся о существовании в г. Севастополь национально-культурных обществ, %

 

Также проверялись знания обучающихся о религиозном составе г. Севастополь. 75,3 % респондентов сказали, что в городе живут христиане, 84,3 % опрошенных отметили, что также на территории города проживают мусульмане и в центре города есть мечеть. При этом лишь 7,1 % вспомнили, что на территории города проживают католики, 8,3 % указали на иудеев, вспомнив, что в городе есть синагога (см. диаграмму 6).

 

Диаграмма 6. Осведомленность обучающихся о религиозном составе населения г. Севастополь, %

 

Также обучающимся был задан вопрос «Можете ли Вы вспомнить случаи серьёзного межнационального или межрелигиозного конфликта?». Практически все обучающиеся сказали, что не помнят такого.

В конце обучающимся дали утверждения с целью выяснения само позиционирования: в качестве гражданина Российской Федерации, жителя города, представителя национальности. Согласно ответам обучающихся 74,7 % опрошенных ощущают себя в первую очередь представителем страны, 25,1 % представителями национальности.

Данные, полученные в ходе исследования, указывают на недостаточную готовность будущих педагогов к интеграции в полиэтническом пространстве, а, следовательно, на слабое развитие поликультурнсти.

×

Авторлар туралы

Anna Mezentseva

Sevastopol State University

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: anna87-05.86@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9868-9800

Candidate of Pedagogical Sciences

Ресей, Sevastopol

Әдебиет тізімі

  1. Abbasova, L.I. (2022). Diagnostika aktual`nogo urovnya sformirovannosti polikul`turnoj kompetentnosti budushhego pedagoga. Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 76-1, 4-6. (in Russ.).
  2. Bekbulatova, A.M. (2017). Model` polikul`turnoj kompetentnosti pedagoga v obrazovatel`noj srede. Koncept. Vol. 39, 2026-2030. (in Russ.).
  3. Bibanaeva, D.M. Formirovanie polikul`turnoj kompetentnosti mladshix shkol`nikov v uchebno-vospitatel`nom processe sovremennoj nachal`noj shkoly`. Materialy` VIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchny`j forum» vuzov. https://clck.ru/3MKQ9j (in Russ.).
  4. Be`nks, Dzh. (1996). Mul`tikul`turnoe obrazovanie: celi i izmereniya. Novy`e cennosti obrazovaniya: kul`turnaya i mul`tikul`turnaya sreda shkol. Vy`p. 4, 15-19. (in Russ.).
  5. Vasil`eva, A.A. (2012). Polikul`turnoe obrazovanie v vuze kak sredstvo formirovaniya lichnosti studenta. Problemy` i perspekti vy` razvitiya obrazovaniya v Rossii. 13, 30-35. (in Russ.).
  6. Gej, G. (2010). Obuchenie, uchity`vayushhee kul`turny`e osobennosti: teoriya, issledovaniya i praktika. 2-e izd. N`yu-Jork: Izdatel`stvo Pedagogicheskogo kolledzha, 120 s. (in Russ.).
  7. Dzhurinskij, A.N. Polikul`turnoe obrazovanie v mnogonacional`nom sociume: uchebnik i praktikum dlya vuzov. (in Russ.). https://urait.ru/bcode/511312
  8. Dzidzoeva, S.M. (2010). Razvitie issledova tel`skix kompetencij studentov-bakalavrov v processe pedagogicheskoj praktiki. Vladikavkaz: Izdatel`stvo Severo-Osetinskogo pedagogicheskogo instituta. 160 s. (in Russ.).
  9. Zinovenko, O.A. (2015). K voprosu o formirovanii mul`tikul`turnoj kompetentnosti budushhix pedagogov. Molodoj ucheny`j. 12(92), 743-745. (in Russ.).
  10. Kuchieva, L.A. (2023). Specifika dialoga kul`tur kak bazovogo principa polikul`turnosti v obrazovanii. Kavkaz-Forum. 13(20), 98-111. (in Russ.).
  11. Luk`yanova, M.I., Shustova L.P. (2015). Modelirovanie processa formirovaniya polikul`turnoj kompetentnosti obuchayushhixsya v obrazovatel`noj organizacii. Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. 4. (in Russ.). https://clck.ru/3MKQBD
  12. Smolyaninova, O.G. (2017). Diagnostika polikul`turnoj kompetentnosti budushhix pedagogov. Obrazovanie i nauka. Vol. 19, 4, 84-117. (in Russ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-84-117
  13. Faxrutdinova, G.Zh. (2017). Polikul`turny`e aspekty` obrazovaniya: uchebnoe posobie. Kazan`: Otechestvo. 172 s. (in Russ.).
  14. Xazova, S.A. (2015). Polikul`turnaya kompetentnost` pedagoga: monografiya: nauchnoe e`lektronnoe izdanie. monografiya. E`lektron. dan. (2 Mb). Majkop: E`lIT. (in Russ.). https://clck.ru/3MKQEv
  15. Lee, J., & Warner, R.L. (2004). Multiculturalism and Multicultural Education in USA: Theory and Pedagogy. Public Policy and Politics in Sakhalin, Russia and Oregon. Oregon State University.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML
2. Diagram 1. Comparative characteristics of students who participated in the experiment by gender and nationality, %

Жүктеу (18KB)
3. Fig. 1. Integrative questionnaire of intercultural competence

Жүктеу (69KB)
4. Fig. 2. Attitudes towards multinational environment of EG students

Жүктеу (23KB)
5. Fig. 3. Attitudes towards multinational environment of CG students

Жүктеу (20KB)
6. Fig. 4. Example of a questionnaire to identify students' attitudes towards living in a multicultural environment

Жүктеу (65KB)
7. Diagram 2. Attitude of students to living in a polyreligious environment, %

Жүктеу (20KB)
8. Diagram 3. Presence of nationalities to which students are prejudiced, %

Жүктеу (27KB)
9. Diagram 4. Results of answers to the question about the national composition of Sevastopol, %

Жүктеу (24KB)
10. Diagram 5. Awareness of students about the existence of national-cultural societies in Sevastopol, %

Жүктеу (15KB)
11. Diagram 6. Awareness of students about the religious composition of the population of Sevastopol, %

Жүктеу (15KB)


Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».