COVID-19-дискурс как особый вид дискурса в структуре университетского интернет-портала (на материале русского и немецкого языков)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению COVID-19-дискурса в структуре интернет-портала университета как особого, самостоятельного типа дискурса. Предпринимается попытка выявить дискурсообразующие признаки заявленного дискурса, а также проанализировать исследовательский эмпирический материал в фокусе жанровых и языковых особенностей дискурса. Предлагаемый анализ проводится с помощью общенаучных методов, с использованием интерпретативного метода и контекстуального анализа. Анализируются способы построения, навигации интернет-сайта и/или интернет-страницы COVID-19, интегрированной в университетский интернет-портал, дается обоснование их гипертекстовых характеристик, описывается тематическая специфика рубрик. Предлагается описание конститутивных признаков дискурса COVID-19: участники, хронотоп, цель, стратегии, ценности. В исследовании изучаемый дискурс COVID-19 рассматривается как институциональный гибридный, интердискурсивный феномен, формирующий тематически ограниченное коммуникативное пространство в структуре интернет-портала университета в период пандемии коронавируса. Проводится подробный анализ жанровой специфики заявленного дискурса на материале двух неблизкородственных языков (русский, немецкий), рассматриваются его дискурсообусловленные лексические, синтаксические особенности. Предпринятое исследование позволило определить жанровое своеобразие университетского COVID-19-дискурса, обусловленное формированием и существованием дискурса COVID-19 в отличных друг от друга лингвокультурах. Показаны взаимозависимость жанровой структуры и внутрижанровых языковых средств. На данном этапе определены сходства и различия языковых маркеров дискурса – синтаксических и лексических, что позволяет предположить наличие лингвокультурной детерминации COVID-19-дискурса в структуре интернет-портала университета двух неблизкородственных языков. Исследование открывает перспективы для дальнейшего фокусного рассмотрения лингвокультурной обусловленности COVID-19-дискурса и детального анализа его языковых и транслатологических особенностей. 

Об авторах

Элина Юрьевна Новикова

Волгоградский государственный университет

ORCID iD: 0000-0003-4442-9071
Scopus Author ID: 57189072260
400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, д. 100

Список литературы

  1. Ахатова Б. А., Норузова Г. Б. Создание университетского сайта: Коммуникативный потенциал // Человек и его дискурс – 6: дигитализация коммуникативных практик: коллективная монография / отв. ред. М. Р. Желтухина. М. ; Волгоград : ООО «ПринТерраДизайн», 2020. 384 с.
  2. Ахренова Н. А. Интернет-дискурс как гипертекст // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2016. № 3. С. 1–12.
  3. Ахренова Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2009. 35 с.
  4. Галичкина Е. Н. Интернет-дискурс: основные направления изучения и тенденции развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7 (160). С. 94–101.
  5. Галичкина Е. Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство: дис. … д-ра филол. наук. Астрахань, 2012. 373 с.
  6. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 105–123.
  7. Дедова О. В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста: на материале русскоязычного Интернета: дис. … д-ра филол. наук. М., 2006 253 с.
  8. Демина А. В. Сайт как инструмент имиджа вуза // Наука. Технологии. Инновации: сб. науч. тр. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2015. С. 204–206.
  9. Зайцева И. П. «Коронапсихоз», «коронаскептики», «covidism», «covidophobia» и другие социолингвистические маркеры 2020 г. // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 4. С. 801–813. https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).801-813
  10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М. : Языки славянской культуры, 2004. 477 с.
  11. Карачина О. Е.Язык пандемии: лингвокультурологические аспекты // Russian Linguistic Bulletin. 2020. № 2 (22). C. 45–48. https://doi.org/10.18454/RULB.2020.22.2.17
  12. Кудрявцева М. И. Университет как субъект коммуникативного пространства массмедиа: дискурсивные практики // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020 № 4 (11). URL: https://sfk-mn.ru/PDF/51FLSK420.pdf
  13. Митягина В. А., Сидорова И. Г. Жанры персонального интернет-дискурса: коммуникативные экспликации личности // Жанры речи. 2016. № 2 (14). С. 105–115. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2016-2-14-105-115
  14. Митягина В. А. Аттрактивный образ вуза как коммуникативно-прагматическая цель // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Языкознание. 2013. № 1 (17). С. 64–70.
  15. Нефедова Л. А. О дискурсивной маркированности лексики пандемии коронавируса// Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2021. Вып. 3 (845). C. 185–196.
  16. Новикова О. Н., Калугина Ю. В. COVID-19 в контексте современного состояния исследования дискурса о пандемии // Вестник Башкирского университета. 2020. Т. 25, № 2. С. 376–381.
  17. Русский язык коронавирусной эпохи: коллективная монография. СПб. : Институт лингвистических исследований РАН, 2021. 610 с.
  18. Скрипкина А. В. Internet-ресурс в формировании имиджа вузов на современном этапе // Общество и право. 2012. № 5 (42). С. 316–319.
  19. Чугунова Н. Ю., Острякова К. С. Официальный веб-сайт как инструмент формирования и продвижения имиджа вуза (На примере ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», Г. Биробиджан) // Путь науки. 2015. Т. 6 (16). С. 56–61.
  20. Щипицина Л. Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 2011. 459 с.
  21. Щипицина Л. Ю. Модификация понятия текста в компьютерно-опосредованной коммуникации // Медиатекст: стратегии – функции – стиль: коллективная монография. Орел : Горизонт, 2010. С. 186–195.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жанры речи, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».