Использование образовательной среды экологического парка в школьных занятиях по биологии (на примере Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А. Аврорина КНЦ РАН)
- Авторы: Митина Е.Г.1,2, Ищенко А.В.3
-
Учреждения:
- Мурманский арктический государственный университет
- Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина Кольского научного центра РАН
- Кольский научный центр РАН
- Выпуск: Том 8, № 2 (2019)
- Страницы: 349-355
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/34342
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201982304
- ID: 34342
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена поиску нестандартных путей обновления содержания школьного биологического образования. Формирование образовательной среды на базе экопарков рассматривается как инновационный подход в данном направлении, отвечающий запросам современного общества и находящийся в русле основных тенденций его развития. Основываясь на данных, полученных по результатам опроса практикующих педагогов-биологов, в статье дается анализ целесообразности привлечения образовательных возможностей экологических парков для школьных занятий. В соответствии с его результатами, а также с установленными для средних общеобразовательных школ структурой и содержанием курса биологии, была разработана авторская программа «Природа Кольского края». Содержание программы согласовано с разделами школьной биологии: «Биология - наука о живой природе», «Клеточное строение организмов», «Царство растения», «Многообразие животного мира» и «Экосистемы» - и является дополнением к программной линии В.В. Пасечника «Биология 6-9 класс». На базе экопарка Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А. Аврорина КНЦ РАН (г. Кировск Мурманской обл.) проведена оценка эффективности авторской образовательной программы «Природа Кольского края» и показано, что при ее использовании в качестве дополнения к основному школьному курсу биологии уровень освоения его обучающимися существенно возрастает.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Гарисоновна Митина
Мурманский арктический государственный университет; Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина Кольского научного центра РАН
Email: elena_mitina08@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры естественных наук; научный консультант
Россия, Мурманск; АпатитыАнастасия Владимировна Ищенко
Кольский научный центр РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: anestezia_zhirova@mail.ru
младший научный сотрудник лаборатории медицинских и биологических технологий
Россия, АпатитыСписок литературы
- Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. 264 с.
- Жумагулова К.А. Обновление содержания биологического образования // Педагогика и психология образования. 2012. № 3. С. 17-20.
- Доклад Конференции Организации объединенных наций по окружающей среде и развитию // Резолюции, принятые на конференции (3-14 июня 1992 г.). Т. 1. Нью-Йорк: Изд-во Организации объединенных наций, 1993. 528 с.
- Исмаилова З.К., Байбаева М.Х., Сапаров А.Б. Основные категории педагогики - развитие, воспитание, обучение, образование // Молодой ученый. 2015. № 8. С. 937-940.
- Митина Е.Г. Эколого-образовательная среда региона как фактор развития системы методической подготовки студентов-биологов: монография. Мурманск: МГГУ, 2013. 156 с.
- Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 14 (4). С. 21-27.
- Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. М.: Академия Ай-ти, 2017. 243 с.
- Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учеб. пособие для вузов. М.: Издательский Дом «Городец», 2008. 448 с.
- Марус Е.А., Митина Е.Г. Образовательный потенциал ботанических садов в условиях Арктики: к постановке проблемы // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 4 (3). С. 291-292.
- Жиров В.К., Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Советова М.П., Мазуренко И.Н. Новое в просветительской деятельности Полярно-альпийского ботанического сада-института // Вестник КНЦ РАН. 2010. № 3. С. 95-100.
- Жирова А.В., Митина Е.Г. Возможности развития биологических знаний школьников в условиях экопарка // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (14-17 ноября 2017 г.). Вып. 15 (2), г. Санкт-Петербург / отв. ред. Н.Д. Андреева. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 64-67.
- Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Новые концептуальные обучения биологии в общеобразовательной школе в условиях ФГОС: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2014. 219 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 7-е изд. М.: Просвещение, 2018. 60 с.
- Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2016. 382 с.
- Пасечник В.В. Биология. 5 класс. Бактерии, грибы, растения: учебник. М.: Дрофа, 2013. 141 с.
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000. 302 с.
- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. М.: Дрофа, 2014. 207 с.
- Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. Биология. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. М.: Изд-во «Интеллект-центр», 2016. 128 с.
- Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. 146 с.
- Титкова Л.С. Математические методы, применяемые в психологии. Владивосток: Изд. дом Дальневосточного федерального ун-та, 2013. 136 с.
Дополнительные файлы
