Модель нравственного воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве вуза
- Авторы: Вдовин С.А.1, Позднякова О.К.2,3
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
- Страницы: 132-137
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/263426
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024131303
- ID: 263426
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается важность нравственного воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических реалиях. Обосновывается важность разработки модели нравственного воспитания студентов вузов. Аргументируется понимание нравственного воспитания как приобщения к нравственным ценностям. Доказывается, что разрабатываемая модель представляет собой нормативную модель, содержащую проект того, каким образом должно быть организовано нравственное воспитание в высшей школе. Выявлены наиболее общие тенденции моделирования процесса нравственного воспитания в педагогической науке. Обосновывается блочная структура модели и раскрывается содержание целевого (цель, задачи нравственного воспитания студентов), ценностно-мотивационного (традиционные российские духовно-нравственные ценности, принимающие форму мотивов поведения обучающихся), методологического (научные подходы и принципы их реализации), содержательно-проектировочного (ценностные основания учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной деятельности, педагогические условия проектирования содержания нравственного воспитания студентов), методического (формы, методы, средства нравственного воспитания студентов) и результативного (критерии и уровни нравственной воспитанности) блоков. Раскрывается назначение проблемно-диалогического, ценностно-смыслового и ситуационного подходов к организации нравственного воспитания студентов вузов. Предлагается ведущая идея создаваемой модели: воспитание студента как субъекта нравственного развития, стремящегося к такому должному, которое заключено в нравственных ценностях как ценностных основаниях его деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Александрович Вдовин
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.a.vdovin-sui@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности
Россия, г. СамараОксана Константиновна Позднякова
Самарский государственный социально-педагогический университет; Самарский государственный технический университет
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет; профессор кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного, Самарский государственный технический университет
Россия, г. Самара; г. СамараСписок литературы
- О воспитательной работе в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации: приказ Минобрнауки РФ от 07.04.2021 № 266 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400587357.
- Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
- Птицына Е.В., Останина С.А., Анцева В.П. Профессиональная подготовка будущего учителя в культурно-образовательном пространстве вуза // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 5–1. С. 156–160.
- Котлярова И.О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 6–20. doi: 10.14529/ped190101.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8 (33). С. 14–23.
- Алиханова Р.А. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6 (108). С. 46–48.
- Булатова З.А. Модель нравственного воспитания подрастающего поколения // Нижегородское образование. 2012. № 2. С. 72–76.
- Дугин И.М. Модель процесса нравственного воспитания в общеобразовательных организациях Министерства обороны // Развитие военной педагогики в XXI веке: мат-лы V межвуз. науч.-практ. конф. СПб.: ВАС, 2018. С. 520–528.
- Дугин И.М. Обновление педагогической модели процесса нравственного воспитания в общеобразовательных организациях Министерства обороны: выбор базовой образовательной парадигмы // Развитие военной педагогики в XXI веке: мат-лы VI межвуз. науч.-практ. конф. СПб.: ВАС, 2019. С. 569–576.
- Миронова Л.Н. Модель нравственного воспитания учащихся среднего профессионального образования // Успехи современной науки и образования. 2018. № 4. С. 31–35.
- Павлова Е.И. Организация нравственно-этического воспитания студенческой молодежи в образовательном процессе организаций СПО: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Грозный, 2020. 23 с.
- Павлова Е.И., Сорокопуд Ю.В. Модель нравственно-этического воспитания студенческой молодежи учреждений СПО // Вестник ГГУ. 2019. № 6. С. 6–13.
- Грачева Т.К. Структура и содержание модели нравственного воспитания студентов вуза, обучающихся по специальности «Дизайн» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7–1. С. 157–159.
- Камышова М.С. Духовно-нравственное воспитание студентов: инновационные модели // Современные исследования в России и мире: отечественный и зарубежный опыт: мат-лы XX всерос. науч.-практ. конф. (28 июня 2019 г.). Ростов-на-Дону: Изд-во Южного университета ИУБиП, 2019. С. 145–148.
- Корнилова В.В. Педагогическое моделирование нравственного воспитания студентов // Человек и образование. 2012. № 2. С. 114–119.
- Симонова О.Б., Гребенщикова Н.Б. Проблема построения модели нравственного воспитания в вузе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2013. № 1. С. 134–138.
- Чалдышкина Н.Н., Лоскутова Р.Р. Модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях воспитательной системы вуза // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». 2014. № 1. С. 470–477.
- Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61–64.
Дополнительные файлы
