Единство физического и нравственного воспитания: ценностные основания
- Авторы: Клычков С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
- Выпуск: Том 9, № 1 (2020)
- Страницы: 245-250
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/34570
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202091305
- ID: 34570
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается актуальность проблемы воспитания человека, тело и дух которого находятся в гармоничном единстве - человека здорового и физически, и нравственно. В качестве одного из путей решения данной проблемы предлагается формирование нравственной личности в рамках физического воспитания. Приводятся доказательства взаимосвязи физического и нравственного развития человека в процессе воспитания. Обосновывается положение о том, что воспитание есть приобщение к ценностям, и доказывается, что воспитание человека в гармонии тела и духа возможно в процессе его приобщения к ценностям физической культуры и к нравственным ценностям. Раскрывается специфика ценности как осознанного смысла, определяющего отношение человека к миру, к людям и к себе самому, и показывается место отношений в нравственной культуре и в физической культуре человека. Доказывается, что ценности могут быть как компонентами физической культуры, воплощая идеалы и представления об эталоне физически совершенного человека, так и компонентами нравственной культуры (эталон человека нравственного). Определяется соотношение нравственных ценностей и ценностей физической культуры и выявляются конкретные ценности, являющиеся ценностными основаниями единства физического и нравственного воспитания: «свобода», «справедливость», «достоинство», «культура», «нравственное совершенство», «милосердие», «интеллигентность». Раскрывается суть нравственной составляющей физического воспитания, заключающейся в том, что в процессе такого воспитания формируется не только отношение личности к здоровью, к здоровому образу жизни, к себе и к другим людям, но и нравственность человека.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Александрович Клычков
Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru
преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки
Россия, СамараСписок литературы
- Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности: учебно-методическое пособие. Оренбург: ОГПУ, 2005. 72 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
- Шустерман Р. Мыслить через тело: гуманитарное образование // Вопросы философии. 2006. № 6. С. 52-67.
- Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
- Бездухов А.В., Лопухова Ю.В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное // Известия РАО. 2011. № 1 (17). С. 66-75.
- Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. М.: МПСИ, 2007. 120 с.
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. Ч. 3. Антропология. СПб.: Петрополис, 1999. 288 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Наука, 2007. 624 с.
- Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
- Титов В.А. Мораль познающая. М.: Знание, 1988. 64 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. Ростов-на-Дону: Феникс; Мн.: ТетроаСистемс, 2004. 304 с.
- Жмуров С.А. Физическая культура как часть культуры // Образование в современном мире: проблемы и перспективы: сборник научных статей. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. С. 130-146.
- Васянович Г.П. Педагогічна етика: навч. посібник. Киев: Академвидав, 2011. 254 с.
- Шадрина И.М. О структуре нравственной культуры учителя // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17, № 1 (2). С. 356-361.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
- Коровин С.С., Усманов В.Ф. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методике физической культуры. Оренбург: ОГПУ, 2007. 132 с.
- Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура. 1996. № 2. С. 11-17.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.
- Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456 с.
- Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2001. 160 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
- Виленский М.Я. Ценности физической культуры и их интериоризация учащимися [Электронный ресурс] // Спорт в школе. 2007. Вып. № 17 (420). - http://sportfiction.ru/articles/tsennosti-fizicheskoy-kultury-i-ikh-interiorizatsiya-uchashchimisya.
- Жмуров С.А. Ориентированность студентов на ценности физической культуры: методические рекомендации для преподавателей и студентов вузов. Самара: СГПУ, 2009. 56 с.
- Борисов А.Я. Формирование готовности студента - будущего учителя к приобщению учащихся к ценностям физической культуры: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2010. 235 с.
- Москаленко И.В. К проблеме изучения нравственных ценностей: нравственные национальные ценности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ. 2011. № 16. С. 63-69.
- Акимов И.Б. Содержание и методы приобщения учащихся к нравственным ценностям в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2015. 26 с.
Дополнительные файлы
