Upbringing of a revolutionary: the concept of «free education» in elite schools in late XIX - early XX centuries Russia
- Authors: Veremenko V.A.1
-
Affiliations:
- Pushkin Leningrad State University
- Issue: Vol 7, No 1 (2018)
- Pages: 165-171
- Section: 07.00.00 – Historical Sciences and Archaeology
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/25365
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871207
- ID: 25365
Cite item
Full Text
Abstract
The paper explores the influence of pedagogical concept of «free education» on the formation of the world view of adolescents from the noble-intelligent families of Russia at the end of the XIX - beginning of the XX century. Attention is drawn to the fact that this pedagogical setup could be fully realized only in elite educational institutions. It is concluded that the «new ideological parents» and «advanced schools» carried out a single educational approach, focused on formation of a special intelligentsia opposition, accepting, or even supporting, all means in the struggle of «citizens» for «freedom». Despite the fact that the group of «new ideological parents» could not have been a mass phenomenon by the beginning of the XX century, it, at the same time, spread its influence both to the rest of educated population of the country and to the Ministry of Public Education, which, in favor of advanced pedagogy, agreed on the widespread introduction of individual ideas of free education in secondary schools. As a result of purposeful efforts of family and school, young people from the early youth were drawn into political activity, which became one of the essential factors of the revolutionization of the Russian society.
Full Text
##article.viewOnOriginalSite##About the authors
Valentina Aleksandrovna Veremenko
Pushkin Leningrad State University
Author for correspondence.
Email: v.a.veremenko@yandex.ru
doctor of historical sciences, professor, head of Russian History Department
Russian Federation, Pushkin, Saint Petersburg regionReferences
- Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.
- Веременко В.А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX - начало ХХ в.). СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. 204 с.
- Senex. К дефектам средней школы // Русская школа. 1905. № 5/6.
- Горбунов-Посадов И. Несколько вступительных слов // Свободное воспитание. 1907/8. № 1. С. 2-9.
- Хорошие и плохие учителя по отзывам учащихся // Свободное воспитание. 1907/8. № 3. С. 89-93.
- Эльсландер Ж. Новая школа // Свободное воспитание. 1907/8. № 1.
- Дурылин С. Из книги и жизни // Свободное воспитание. 1907/8. № 1.
- Ганина С.А. Концепция свободного воспитания: опыт социально-философской рефлексии феномена детства // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 1. С. 183-186.
- Попов Е. Письма о воспитании // Свободное воспитание. 1907/8. № 8.
- Бобков Д.А. Исторические аспекты развития нравственного воспитания в России в ХIХ - начале ХХ веков // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5.
- Надеина К.Е., Гвоздева Н.А. Развитие идей гражданственности и гражданского воспитания в отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX в. // Интеграция образования. 2010. № 3. С. 47-51.
- Беленцов С.И. Воспитать гражданина: осмысление исторического опыта русской педагогики и школы (конец ХIХ - начало ХХ вв.) // Проблемы современного образования. 2014. № 1. С. 51-62.
- Веременко В.А. Факторы, определявшие условия жизни школьника в дворянско-интеллигентских семьях России в конце XIX - начале ХХ в. // Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур: материалы Девятой междунар. науч. конф. РАИЖИ и ИЭА РАН, 13-16 октября 2016 г., Смоленск: в 2 т. / отв. ред. Н.Л. Пушкарева, Н.А. Мицюк. Смоленск-М.: Изд-во СмолГУ, ИЭА РАН, 2016. Т. 2. С. 405-408.
- Рутцен В. Свобода школы, или свобода от школы // Русская школа. 1906. № 5-6.
- Веременко В.А. Женщины в русских университетах (вторая половина XIX - начало XX вв.). СПб.: Изд-во ВАШ, 2004. 150 с.
- Школа Е.С. Левицкой в Царском Селе. Программа для поступающих. СПб., 1903.
- Веременко В.А. Проблемы среднего совместного образования в России (школа Е.С. Левицкой в Царском Селе) // 300 лет Царскому селу: сб. научных статей / отв. ред. В.А. Веременко. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. С. 63-67.
- Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 163 - Второвы. Д. 314.
- ОР РНБ. Ф. 163 - Второвы. Д. 316.
- Институт русской литературы Российской Академии наук (ИРЛИ РАН) (Пушкинский дом). Ф. 445 - Е.С. Зарудная-Кавос. Д. 43.
- Институт русской литературы Российской Академии наук (ИРЛИ РАН) (Пушкинский дом). Ф. 445 - Е.С. Зарудная-Кавос. Д. 44.
- Веременко В.А. Пансионы в России во второй половине XIX - начале ХХ в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. № 3. С. 33-39.
- А-ская. Из записок матери // Свободное воспитание. 1907/8. № 10.
- Дурылин С. Общественное педагогическое творчество // Свободное воспитание. 1907/8. № 9. С. 100-103.
- ОР РНБ. Ф. 744 - В.Я. Стоюнин. Д. 302.
- ОР РНБ. Ф. 163 - Второвы. Д. 370.
- Веременко В.А. Детские сады и вопрос о социализации детей дошкольного возраста в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX - начала ХХ в. // История повседневности. 2017. № 3 (5). С. 99-111.
- М.К. Опыт семейной школы в Москве // Свободное воспитание. 1907/8. № 1. С. 51-59.
- Горбунов-Посадов И. Заметка о московском «Кружке совместного воспитания и образования детей» и «Детском саде М.А. Гуцевич» // Свободное воспитание. № 6. С. 109-111.
- А.Т. Еще одна попытка свободного воспитания и образования // Свободное воспитание. 1908/1909. № 1. С. 5-32.
- Соломин Е. Физическое воспитание и развитие самодеятельности учащихся в Тенишевском училище (в СПб.) // Свободное воспитание. 1909/10. № 4. С. 23-34.
- Гаген-Торн Н.И. Memoria / сост., предисл., послесл. и примеч. Г.Ю. Гаген-Торн. М.: Возвращение, 1994. 415 с.
- Беленцов С.И. Юношеское самоуправление: укрепление дисциплины или формирование сознательности (исторический аспект) // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. № 4 (31).
- ОР РНБ. Ф. 744. Д. 347.
- Центральный государственный исторический архив г. Санкт-Петербург (ЦГИА СПб.). Ф. 144. Оп. 1. Д. 77.
- ЦГИА СПб. Ф. 144. Оп. 1. Д. 41.
- ОР РНБ. Ф. 254 - Добиаш-Рождественская О.А. Д. 480.
- Шик С.В. Развитие «внутреннего человека» у подростков начала XX века как педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 237-242.
- Беленцов С.И. Духовно-нравственные основы гражданского воспитания юношества в России конца ХIХ - начала ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. № 28 (1).
Supplementary files
