Formation of reading literacy of schoolchildren in history lessons: historiographical aspect

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes approaches to the formation of reading literacy of students at school in history lessons in both domestic and foreign historiography over the past two decades. History is one of the main disciplines for the development of reading literacy. Reading literacy is included in functional literacy, that is, a person's ability to find and apply the acquired knowledge in life, adapt to constantly changing conditions, and learn throughout life. The most important skills are to find the necessary information in a huge information flow, critically evaluate it and use it for practical purposes. The studied works present both the theoretical aspect, the components of reader's literacy, and the practical component, methodological techniques, tasks are shown, methodological recommendations aimed at the development of reader's literacy are developed. In history lessons, as part of the educational process, it is necessary to form reading literacy skills using different types of text – solid and non–solid, with different information presentation – legislative acts, memoirs of contemporaries, excerpts from newspapers, fiction, as well as actively use historical paintings, maps, objects with inscriptions (coins, medals, monetary bills, stamps, etc.). This will allow the student to receive information from various sources, compare them with each other, and critically evaluate. Using different types of tasks, including personal assessment, students learn to analyze information and apply it in life.

About the authors

Elena A. Kutseva

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: eakuceva@mail.ru

candidate of historical sciences, associate professor of World History, Law and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

Dmitrii A. Nesterov

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: dmitriynesterov1994@gmail.com

senior lecturer of World History, Law and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123–150.
  2. Хачатрян Э.В. Формирование читательской грамотности обучающихся средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25–1. С. 267–272.
  3. Симакова Е.С. Читательская зрелость школьника: проблемы и пути формирования // Вестник центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 2. С. 117–125.
  4. Корчажкина О.М. Формирование читательской грамотности школьников: чем поможет фрейм? // Народное образование. 2015. № 4 (1447). С. 148–156.
  5. Балуева А.С. Интерактивное обучение школьников работе с учебно-научным текстом // Научное мнение. 2016. № 10. С. 146–151.
  6. Крылова О.В. Формирование читательской грамотности учащихся // Школьные технологии. 2016. № 3. С. 70–77.
  7. Чикунова И.А. Буктрейлер как средство формирования информационной культуры и повышения читательской компетентности обучающихся // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 2. С. 305–308.
  8. Рудакова Т.В., Панкина Е.Н. Сетевой проект как инструмент развития читательской грамотности обучающихся // Libri Magistri. 2018. № 5. С. 116–121.
  9. Фонсека А.А. Дополнительный текст как компонент современного учебника истории: к постановке проблемы исследования развития читательской грамотности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–2. С. 359–362.
  10. Иванов О.В., Куцевалов Н.А. Развитие читательской грамотности на уроках истории // Вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности средствами учебных предметов: учеб.-метод. пособие / под ред. И.Е. Барыкиной, Е.В. Иваньшиной. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021. С. 44–70.
  11. Стрелова О.Ю. Использование PISA-текстов в обучении истории // Преподавание истории в школе. 2020. № 6. С. 76–80.
  12. Мурадян Г.Н. Проблемы формирования читательской грамотности в средней школе и возможные пути их решения на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2022. № 10. С. 10–16. doi: 10.51653/0132-0696_2022_10_10.
  13. Трайбер В.В. Развитие читательской грамотности на уроках истории на основе системы заданий // Образование XXI века: подходы, технологии, методики: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 2 / отв. ред. Г.М. Федосимов. Курган, 2022. С. 261–266.
  14. Дощинский Р.А. Умения, характеризующие читательскую грамотность [Электронный ресурс] // Академия Минпросвещения России. https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/0be6c140-073d-420e-93c7-3e90bc5d5ea5.pdf.
  15. Александрова Е.В. Формирование читательской грамотности на уроках истории // Драйверы развития общего и профессионального образования: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Павлово, 16 декабря 2021 г.). Т. 1. Павлово: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 31–35.
  16. Цыренова М.Г., Голавская Н.И., Богомоева Т.А. Развитие у школьников читательской грамотности при работе с текстами на уроках истории: методические акценты // Преподавание истории в школе. 2020. № 7. С. 3–10. doi: 10.51653/0132-0696_2020_7_3.
  17. Зимина Е.Г. Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания: метод. пособие. Нижний Тагил, 2021. 25 с.
  18. Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования РАО. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_2019_основные%20подходы.pdf.
  19. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования РАО. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ЧТ_Методические%20рекомендации%20_2021_Final.pdf.
  20. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности / отв. ред. А.А. Бучек. М., 2022. 136 с.
  21. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Сидорова Г.А. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни». Читательская грамотность. 5 класс. М., 2022. 15 с.
  22. Кузнецова М.И., Гостева Ю.Н., Сидорова Г.А., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5–9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся. Читательская грамотность. 5–9 классы / под ред. Г.С. Ковалевой. М., 2022. 40 с.
  23. Bormuth J.R. Reading literacy: its definition and assessment // Reading Research Quarterly. 1973. Vol. 9, № 1. P. 7–66. doi: 10.2307/747227.
  24. Artelt C., Schiefele U., Schneider W. Predictors of reading literacy // European Journal of Psychology of Education. 2001. Vol. XVI, № 3. P. 363–383. doi: 10.1007/bf03173188.
  25. Geske A., Ozola A. Factors influencing reading literacy at the primary school level // Problems of Education in the 21st Century. 2008. Vol. 6. P. 71–77.
  26. Linnakyla P., Malin A., Taube K. Factors behind low reading literacy achievement // Scandinavian Journal of Educational Research. 2004. Vol. 48, iss. 3. P. 231–249. doi: 10.1080/00313830410001695718.
  27. Hemmerechts K., Agirdag O., Kavadias D. The relationship between parental literacy involvement, socio-economic status and reading literacy // Educational Review. 2017. Vol. 69, iss. 1. P. 85–101. doi: 10.1080/00131911.2016.1164667.
  28. Koyuncu I., Firat T. Investigating reading literacy in PISA 2018 assessment // International Electronic Journal of Elementary Education. 2020. Vol. 13, iss. 2. P. 263–275. doi: 10.26822/iejee.2021.189.
  29. Naidoo U., Reddy K., Dorasamy N. Reading literacy in primary schools in South Africa: educator perspectives on factors affecting reading literacy and strategies for improvement // International Journal of Educational Sciences. 2014. Vol. 7, iss. 1. P. 155–167. doi: 10.1080/09751122.2014.11890179.
  30. Lee Y.-H., Wu J.-Y. The indirect effects of online social entertainment and information seeking activities on reading literacy // Computers & Education. 2013. Vol. 67. P. 168–177. doi: 10.1016/j.compedu.2013.03.001.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Kutseva E.A., Nesterov D.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».