Формирование читательской грамотности школьников на уроках истории: историографический аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проанализированы подходы к формированию читательской грамотности обучающихся в школе на уроках истории – как в отечественной, так и в зарубежной историографии на протяжении последних двух десятилетий. История является одной из главных дисциплин по развитию читательской грамотности. Читательская грамотность включается в функциональную грамотность, то есть способность человека находить и применять полученные знания в жизни, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, учиться на протяжении всей жизни. Важнейшими умениями является находить нужную информацию в огромном информационном потоке, критически ее оценивать и использовать для практических целей. В изученных работах представлены как теоретический аспект, составные части читательской грамотности, так и практическая составляющая, показаны методические приемы, задания, разработаны методические рекомендации, направленные на развитие читательской грамотности. На уроках истории в рамках учебного процесса необходимо формировать умения по читательской грамотности, используя разные виды текста – сплошные и не сплошные, с разной подачей информации: законодательные акты, воспоминания современников, выдержки из газет, художественной литературы, а также активно применять исторические картины, карты, предметы с надписями (монеты, медали, денежные купюры, марки и т.д.). Это позволит школьнику получать информацию из различных источников, сравнивать их между собой, критически оценивать. Используя разные виды заданий, в том числе и на личностное оценивание, ученики учатся анализировать информацию и применять ее в жизни.

Об авторах

Елена Александровна Куцева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: eakuceva@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, права и методики обучения

Россия, Самара

Дмитрий Александрович Нестеров

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dmitriynesterov1994@gmail.com

старший преподаватель кафедры всеобщей истории, права и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123–150.
  2. Хачатрян Э.В. Формирование читательской грамотности обучающихся средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25–1. С. 267–272.
  3. Симакова Е.С. Читательская зрелость школьника: проблемы и пути формирования // Вестник центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 2. С. 117–125.
  4. Корчажкина О.М. Формирование читательской грамотности школьников: чем поможет фрейм? // Народное образование. 2015. № 4 (1447). С. 148–156.
  5. Балуева А.С. Интерактивное обучение школьников работе с учебно-научным текстом // Научное мнение. 2016. № 10. С. 146–151.
  6. Крылова О.В. Формирование читательской грамотности учащихся // Школьные технологии. 2016. № 3. С. 70–77.
  7. Чикунова И.А. Буктрейлер как средство формирования информационной культуры и повышения читательской компетентности обучающихся // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 2. С. 305–308.
  8. Рудакова Т.В., Панкина Е.Н. Сетевой проект как инструмент развития читательской грамотности обучающихся // Libri Magistri. 2018. № 5. С. 116–121.
  9. Фонсека А.А. Дополнительный текст как компонент современного учебника истории: к постановке проблемы исследования развития читательской грамотности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–2. С. 359–362.
  10. Иванов О.В., Куцевалов Н.А. Развитие читательской грамотности на уроках истории // Вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности средствами учебных предметов: учеб.-метод. пособие / под ред. И.Е. Барыкиной, Е.В. Иваньшиной. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021. С. 44–70.
  11. Стрелова О.Ю. Использование PISA-текстов в обучении истории // Преподавание истории в школе. 2020. № 6. С. 76–80.
  12. Мурадян Г.Н. Проблемы формирования читательской грамотности в средней школе и возможные пути их решения на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2022. № 10. С. 10–16. doi: 10.51653/0132-0696_2022_10_10.
  13. Трайбер В.В. Развитие читательской грамотности на уроках истории на основе системы заданий // Образование XXI века: подходы, технологии, методики: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 2 / отв. ред. Г.М. Федосимов. Курган, 2022. С. 261–266.
  14. Дощинский Р.А. Умения, характеризующие читательскую грамотность [Электронный ресурс] // Академия Минпросвещения России. https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/0be6c140-073d-420e-93c7-3e90bc5d5ea5.pdf.
  15. Александрова Е.В. Формирование читательской грамотности на уроках истории // Драйверы развития общего и профессионального образования: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Павлово, 16 декабря 2021 г.). Т. 1. Павлово: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 31–35.
  16. Цыренова М.Г., Голавская Н.И., Богомоева Т.А. Развитие у школьников читательской грамотности при работе с текстами на уроках истории: методические акценты // Преподавание истории в школе. 2020. № 7. С. 3–10. doi: 10.51653/0132-0696_2020_7_3.
  17. Зимина Е.Г. Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания: метод. пособие. Нижний Тагил, 2021. 25 с.
  18. Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования РАО. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_2019_основные%20подходы.pdf.
  19. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования РАО. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ЧТ_Методические%20рекомендации%20_2021_Final.pdf.
  20. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности / отв. ред. А.А. Бучек. М., 2022. 136 с.
  21. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Сидорова Г.А. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни». Читательская грамотность. 5 класс. М., 2022. 15 с.
  22. Кузнецова М.И., Гостева Ю.Н., Сидорова Г.А., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5–9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся. Читательская грамотность. 5–9 классы / под ред. Г.С. Ковалевой. М., 2022. 40 с.
  23. Bormuth J.R. Reading literacy: its definition and assessment // Reading Research Quarterly. 1973. Vol. 9, № 1. P. 7–66. doi: 10.2307/747227.
  24. Artelt C., Schiefele U., Schneider W. Predictors of reading literacy // European Journal of Psychology of Education. 2001. Vol. XVI, № 3. P. 363–383. doi: 10.1007/bf03173188.
  25. Geske A., Ozola A. Factors influencing reading literacy at the primary school level // Problems of Education in the 21st Century. 2008. Vol. 6. P. 71–77.
  26. Linnakyla P., Malin A., Taube K. Factors behind low reading literacy achievement // Scandinavian Journal of Educational Research. 2004. Vol. 48, iss. 3. P. 231–249. doi: 10.1080/00313830410001695718.
  27. Hemmerechts K., Agirdag O., Kavadias D. The relationship between parental literacy involvement, socio-economic status and reading literacy // Educational Review. 2017. Vol. 69, iss. 1. P. 85–101. doi: 10.1080/00131911.2016.1164667.
  28. Koyuncu I., Firat T. Investigating reading literacy in PISA 2018 assessment // International Electronic Journal of Elementary Education. 2020. Vol. 13, iss. 2. P. 263–275. doi: 10.26822/iejee.2021.189.
  29. Naidoo U., Reddy K., Dorasamy N. Reading literacy in primary schools in South Africa: educator perspectives on factors affecting reading literacy and strategies for improvement // International Journal of Educational Sciences. 2014. Vol. 7, iss. 1. P. 155–167. doi: 10.1080/09751122.2014.11890179.
  30. Lee Y.-H., Wu J.-Y. The indirect effects of online social entertainment and information seeking activities on reading literacy // Computers & Education. 2013. Vol. 67. P. 168–177. doi: 10.1016/j.compedu.2013.03.001.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Куцева Е.А., Нестеров Д.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».