Формирование читательской грамотности школьников на уроках истории: историографический аспект
- Авторы: Куцева Е.А.1, Нестеров Д.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 12, № 3 (2023)
- Страницы: 268-272
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/253198
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023123308
- ID: 253198
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проанализированы подходы к формированию читательской грамотности обучающихся в школе на уроках истории – как в отечественной, так и в зарубежной историографии на протяжении последних двух десятилетий. История является одной из главных дисциплин по развитию читательской грамотности. Читательская грамотность включается в функциональную грамотность, то есть способность человека находить и применять полученные знания в жизни, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, учиться на протяжении всей жизни. Важнейшими умениями является находить нужную информацию в огромном информационном потоке, критически ее оценивать и использовать для практических целей. В изученных работах представлены как теоретический аспект, составные части читательской грамотности, так и практическая составляющая, показаны методические приемы, задания, разработаны методические рекомендации, направленные на развитие читательской грамотности. На уроках истории в рамках учебного процесса необходимо формировать умения по читательской грамотности, используя разные виды текста – сплошные и не сплошные, с разной подачей информации: законодательные акты, воспоминания современников, выдержки из газет, художественной литературы, а также активно применять исторические картины, карты, предметы с надписями (монеты, медали, денежные купюры, марки и т.д.). Это позволит школьнику получать информацию из различных источников, сравнивать их между собой, критически оценивать. Используя разные виды заданий, в том числе и на личностное оценивание, ученики учатся анализировать информацию и применять ее в жизни.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Александровна Куцева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: eakuceva@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, права и методики обучения
Россия, СамараДмитрий Александрович Нестеров
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dmitriynesterov1994@gmail.com
старший преподаватель кафедры всеобщей истории, права и методики обучения
Россия, СамараСписок литературы
- Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123–150.
- Хачатрян Э.В. Формирование читательской грамотности обучающихся средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25–1. С. 267–272.
- Симакова Е.С. Читательская зрелость школьника: проблемы и пути формирования // Вестник центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 2. С. 117–125.
- Корчажкина О.М. Формирование читательской грамотности школьников: чем поможет фрейм? // Народное образование. 2015. № 4 (1447). С. 148–156.
- Балуева А.С. Интерактивное обучение школьников работе с учебно-научным текстом // Научное мнение. 2016. № 10. С. 146–151.
- Крылова О.В. Формирование читательской грамотности учащихся // Школьные технологии. 2016. № 3. С. 70–77.
- Чикунова И.А. Буктрейлер как средство формирования информационной культуры и повышения читательской компетентности обучающихся // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 2. С. 305–308.
- Рудакова Т.В., Панкина Е.Н. Сетевой проект как инструмент развития читательской грамотности обучающихся // Libri Magistri. 2018. № 5. С. 116–121.
- Фонсека А.А. Дополнительный текст как компонент современного учебника истории: к постановке проблемы исследования развития читательской грамотности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–2. С. 359–362.
- Иванов О.В., Куцевалов Н.А. Развитие читательской грамотности на уроках истории // Вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности средствами учебных предметов: учеб.-метод. пособие / под ред. И.Е. Барыкиной, Е.В. Иваньшиной. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021. С. 44–70.
- Стрелова О.Ю. Использование PISA-текстов в обучении истории // Преподавание истории в школе. 2020. № 6. С. 76–80.
- Мурадян Г.Н. Проблемы формирования читательской грамотности в средней школе и возможные пути их решения на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2022. № 10. С. 10–16. doi: 10.51653/0132-0696_2022_10_10.
- Трайбер В.В. Развитие читательской грамотности на уроках истории на основе системы заданий // Образование XXI века: подходы, технологии, методики: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 2 / отв. ред. Г.М. Федосимов. Курган, 2022. С. 261–266.
- Дощинский Р.А. Умения, характеризующие читательскую грамотность [Электронный ресурс] // Академия Минпросвещения России. https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/0be6c140-073d-420e-93c7-3e90bc5d5ea5.pdf.
- Александрова Е.В. Формирование читательской грамотности на уроках истории // Драйверы развития общего и профессионального образования: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Павлово, 16 декабря 2021 г.). Т. 1. Павлово: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 31–35.
- Цыренова М.Г., Голавская Н.И., Богомоева Т.А. Развитие у школьников читательской грамотности при работе с текстами на уроках истории: методические акценты // Преподавание истории в школе. 2020. № 7. С. 3–10. doi: 10.51653/0132-0696_2020_7_3.
- Зимина Е.Г. Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания: метод. пособие. Нижний Тагил, 2021. 25 с.
- Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования РАО. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_2019_основные%20подходы.pdf.
- Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования РАО. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ЧТ_Методические%20рекомендации%20_2021_Final.pdf.
- Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности / отв. ред. А.А. Бучек. М., 2022. 136 с.
- Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Сидорова Г.А. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни». Читательская грамотность. 5 класс. М., 2022. 15 с.
- Кузнецова М.И., Гостева Ю.Н., Сидорова Г.А., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5–9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся. Читательская грамотность. 5–9 классы / под ред. Г.С. Ковалевой. М., 2022. 40 с.
- Bormuth J.R. Reading literacy: its definition and assessment // Reading Research Quarterly. 1973. Vol. 9, № 1. P. 7–66. doi: 10.2307/747227.
- Artelt C., Schiefele U., Schneider W. Predictors of reading literacy // European Journal of Psychology of Education. 2001. Vol. XVI, № 3. P. 363–383. doi: 10.1007/bf03173188.
- Geske A., Ozola A. Factors influencing reading literacy at the primary school level // Problems of Education in the 21st Century. 2008. Vol. 6. P. 71–77.
- Linnakyla P., Malin A., Taube K. Factors behind low reading literacy achievement // Scandinavian Journal of Educational Research. 2004. Vol. 48, iss. 3. P. 231–249. doi: 10.1080/00313830410001695718.
- Hemmerechts K., Agirdag O., Kavadias D. The relationship between parental literacy involvement, socio-economic status and reading literacy // Educational Review. 2017. Vol. 69, iss. 1. P. 85–101. doi: 10.1080/00131911.2016.1164667.
- Koyuncu I., Firat T. Investigating reading literacy in PISA 2018 assessment // International Electronic Journal of Elementary Education. 2020. Vol. 13, iss. 2. P. 263–275. doi: 10.26822/iejee.2021.189.
- Naidoo U., Reddy K., Dorasamy N. Reading literacy in primary schools in South Africa: educator perspectives on factors affecting reading literacy and strategies for improvement // International Journal of Educational Sciences. 2014. Vol. 7, iss. 1. P. 155–167. doi: 10.1080/09751122.2014.11890179.
- Lee Y.-H., Wu J.-Y. The indirect effects of online social entertainment and information seeking activities on reading literacy // Computers & Education. 2013. Vol. 67. P. 168–177. doi: 10.1016/j.compedu.2013.03.001.
Дополнительные файлы
