Содержание мотивационно-оценочного компонента ценностного отношения курсантов к человеку как предмет педагогической рефлексии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обозначается актуальность проблемы формирования ценностного отношения курсантов юридического вуза ФСИН России к человеку. Ценностное отношение рассматривается как личностное образование, обладающее структурой, включающей когнитивный, мотивационно-оценочный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Обосновывается содержание мотивационно-оценочного компонента ценностного отношения курсанта юридического вуза ФСИН России к человеку как совокупность ценностей, принимающих форму мотивов реализации ценностного отношения курсанта к человеку и служащих критериями оценки такого отношения. Аргументируется, что в качестве оснований для выбора ценностей, образующих содержание мотивационно-оценочного компонента ценностного отношения курсанта к человеку, выступают, во-первых, направленность ценности на другого человека; во-вторых, требования к сотруднику уголовно-исполнительной системы (УИС), отраженные в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС. Выявляются ценности, образующие содержание мотивационно-оценочного компонента ценностного отношения курсантов к человеку: «добро», «доверие», «долг», «достоинство», «милосердие», «ответственность», «совесть», «справедливость», «польза», «толерантность», «уважение к другому человеку», «честь». Осуществляется характеристика данных ценностей в контексте служебной деятельности сотрудника УИС, к осуществлению которой идет подготовка курсантов в юридическом вузе ФСИН России.

Об авторах

Сергей Александрович Клычков

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru

преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки

Россия, Самара

Список литературы

  1. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  2. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 18–33.
  3. Бездухов В.П., Позднякова О.К. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации // Педагогика. 2010. № 6. С. 15–26.
  4. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
  5. Буланов В.В. О феномене традиционных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2019. № 1 (47). С. 98–101.
  6. Волобуев Я.В. Индивидуальные ценности: виды ценностей как критериев выбора // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 145–152.
  7. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А., Белоновская И.Д. Аксиология образования: Прикладные исследования в педагогике. 3-е изд., стереотип. М.: Флинта, 2021. 294 с.
  8. Луковицкая Е.Г. Ценности в сравнительном аспекте (на основе анализа мирового исследования ценностей) // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2022. Т. 12, № 1 (14). С. 29–39.
  9. Молчан Э.М. Феномен духовно-нравственных ценностей в социальных системах // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2019. № 1 (47). С. 119–125.
  10. Москаленко И.В. К проблеме изучения нравственных ценностей: нравственные национальные ценности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 16. С. 63–69.
  11. Урсул А. Эволюция ценностей в контексте глобализации // Researcher. European Journal of Humanities & Social Sciences. 2019. Т. 2, № 2. С. 29–46.
  12. Эшанкулов Л.Н. Ценность человека – в качестве высшей ценности // Научные исследования XXI века. 2019. № 2 (2). С. 316–319.
  13. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН от 11.01.2012 № 5 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70150194.
  14. Балашов Л.Е. Этика. М.: ИТК «Дашков и К°», 2019. 382 с.
  15. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: ИЦ «МарТ», 2003. 416 с.
  16. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  17. Прокофьев А.В. Категории морали и этики // Этика: учебник / под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Юрайт, 2013. С. 97–263.
  18. Юнусов С.А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве: вопросы теории: автореф. дис. … канд. юр. наук: 12.00.08, 12.00.01. Рязань, 2014. 25 с.
  19. Разин А.В. Этика: учебник. 3-изд. перераб. М.: Академический проект, 2006. 624 с.
  20. Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
  21. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 557 с.
  22. Лопухова Ю.В. Аксиолого-педагогический подход к воспитанию толерантности студентов в вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Самара, 2013. 51 с.
  23. Валитова Р.Р. Толерантность // Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 493–494.
  24. Апресян Р.Г. Польза // Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 361–362.
  25. Пупков С.В. Благо-ориентированный и пользо-ориентированный аспекты нравственно-ценностной позиции социолога // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3–1. С. 39–42.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Клычков С.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».