Социально-психологические индикаторы безопасности личности в образовательной среде

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме психологической безопасности личности в образовательной среде. В подростково-юношеской когорте исследованы характеристики защищенности, безопасности и доверия в отношениях с педагогами и сверстниками. Целью статьи является анализ текущего состояния некоторых социально-психологических индикаторов безопасности личности в образовательной среде в связи с агрессивностью и уровнем депрессии обучающихся. Посредством электронного опроса был проведен сплошной мониторинг безопасности образовательной среды. Методики: шкала оценки депрессии В. Зунга, опросник агрессивности А. Басса и М. Перри (BPAQ-24), анкетирование. Выборка: 244143 обучающихся школ 6–11 классов, колледжей и вузов Республики Татарстан; 52,7% юношей и 47,3% девушек; возраст от 12 до 23 лет. В группу риска вошли 860 человек, имеющих высокий суммарный показатель агрессивности и депрессии (0,35% от общей выборки, их них 64% мужского пола). В ходе исследования установлено, что обучающиеся группы риска достоверно чаще своих сверстников подвергаются буллингу в образовательной среде, описывают как небезопасные отношения со сверстниками и учителями, отмечают дефицит помощи и поддержки. Агрессивность и уровень депрессии имеют статистически значимые корреляционные связи (p < 0,001) со всеми проявлениями насилия и незащищенности и могут служить надежными и валидными субъективными маркерами психологической безопасности личности в образовательном пространстве. Таким образом, в качестве социально-психологических индикаторов безопасности личности в образовательной среде выступают характеристики отношений между субъектами учебного взаимодействия, личный опыт буллинга, незащищенности, отсутствия поддержки, агрессивность и уровень депрессии обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы в целях профилактики отклоняющегося поведения среди подростков, наиболее уязвимых в отношении негативных социальных влияний.

Об авторах

Ольга Анатольевна Калимуллина

Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова; Казанский филиал Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований

Автор, ответственный за переписку.
Email: olca.1970@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Россия, Казань; Казань

Надежда Павловна Ничипоренко

Казанский филиал Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований

Email: nichiporenko.n@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник

Россия, Казань

Список литературы

  1. Федунина Н.Ю., Сугизаки Э. Насилие в школе. Осмысление проблемы в зарубежных источниках // Современная зарубежная психология. 2012. № 3. С. 71–85.
  2. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.
  3. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 19–28.
  4. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 62–76.
  5. Сыроквашина К.В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 37–44.
  6. Kozlov X.J. School shootings as a multi-faceted phenomenon: Social-ecological model-based review // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 4. С. 349–357.
  7. Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. № 1. С. 93–108.
  8. Ferguson C.J., Coulson M., Barnett J. Psychological profiles of school shooters: positive directions and one big wrong turn // Journal of Police Crisis Negotiations. 2011. № 11 (2). P. 141–158.
  9. Ничипоренко Н.П. Специфика восприятия некоторых аспектов образовательной среды обучающимися группы риска // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (148). С. 267–273.
  10. Ничипоренко Н.П. Динамика агрессивных и депрессивных тенденций обучающихся в контексте изменений социальной ситуации развития современного подростка // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сб. ст. по мат-лам III междунар. науч.-практ. конф. (13–15 октября 2021 г.) / под науч. ред. Ю.В. Богинской. Симферополь: ИТ, 2021. С. 207–212.
  11. Выготский Л.С. Проблема возраста // Л.С. Выготский. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С. 244–268.
  12. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005. 158 с.
  13. Зинченко Ю.П. Методологические основы психологии безопасности // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 11–14.
  14. Ничипоренко Н.П., Пацакула И.И. Безопасность как сквозная задача развития: постановка проблемы // Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения: мат-лы III всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 6 октября 2022 г.) / под ред. С.В. Хусаиновой. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. С. 79–84.
  15. Ничипоренко Н.П. Саногенные и патогенные паттерны адаптации в ракурсе системно-эволюционного подхода // Казанский педагогический журнал. 2022. № 4 (153). С. 263–273.
  16. Баева И.А., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2019. № 194. С. 7–18.
  17. Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды как условие сохранения физического и психологического здоровья участников образовательного процесса // Смальта. 2019. № 1. С. 5–14.
  18. Williams K.D. Ostracism: a temporal need-threat model // Advances in Experimental Social Psychology. 2009. Vol. 41. P. 279–314.
  19. Волкова И.В. Характеристики субъектности и психологического благополучия у подростков-защитников в ситуации буллинга в школе // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 2. С. 111–116.
  20. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия в России с помощью ретроспективного опроса молодежи // Социальная психология и общество. 2012. Т. 12, № 2. С. 166–182.
  21. Бойкина Е.Э. Агрессия сквозь призму социального остракизма // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 60–67.
  22. Бочавер А.А. Школьный опыт буллинга и актуальное благополучие у студентов // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 26, № 2. С. 17–27.
  23. Петросянц В.Р. Структурная организованность жизнестойкости старшеклассников участников буллинга в образовательной среде // Психология обучения. 2011. № 10. С. 100–109.
  24. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 4. С. 5–10.
  25. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994–2014) // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 65–90.
  26. Стратийчук Е.В., Чиркина Р.В. Позиция учителя в школьном буллинге // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 45–52.
  27. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 494 с.
  28. Вертоградова О.П., Степанов И.Л., Максимова Н.М., Ваксман А.В., Диков С.Ю., Кошкин К.А., Моисейчева О.В., Целищев О.В. Клинико-патогенетические аспекты типологии депрессий // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22, № 3. С. 5–10.
  29. Nichiporenko N., Zhemchugova А. Psychological safety as a characteristic feature of common education environment of higher educational institutions in times of globalization [Internet] // Delivering Impact in Higher Education Learning and Teaching: Enhancing Cross-Boarder Collaborations: international scientific conference. 2021. Vol. 99. doi: 10.1051/shsconf/20219901036.
  30. Ничипоренко Н.П. Агрессивность как маркер психологической безопасности личности в образовательной среде // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодёжи: сб. мат-лов науч.-практ. конф. (14–15 октября 2022 г.) / под науч. ред. В.В. Коврова. Севастополь: ИК «ИПТС», 2022. С. 182–187.
  31. Ничипоренко Н.П. Взаимосвязь уровня депрессии с характеристиками образовательной среды в подростково-юношеском возрасте // Казанский педагогический журнал. 2023. № 2 (157). С. 192–199.
  32. Здоровье детей и подростков [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. Европейский портал информации здравоохранения. https://gateway.euro.who.int/ru/datasets/cah.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Калимуллина О.А., Ничипоренко Н.П., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».