Социально-психологические индикаторы безопасности личности в образовательной среде
- Авторы: Калимуллина О.А.1,2, Ничипоренко Н.П.2
-
Учреждения:
- Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова
- Казанский филиал Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований
- Выпуск: Том 12, № 3 (2023)
- Страницы: 251-257
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/253193
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023123305
- ID: 253193
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме психологической безопасности личности в образовательной среде. В подростково-юношеской когорте исследованы характеристики защищенности, безопасности и доверия в отношениях с педагогами и сверстниками. Целью статьи является анализ текущего состояния некоторых социально-психологических индикаторов безопасности личности в образовательной среде в связи с агрессивностью и уровнем депрессии обучающихся. Посредством электронного опроса был проведен сплошной мониторинг безопасности образовательной среды. Методики: шкала оценки депрессии В. Зунга, опросник агрессивности А. Басса и М. Перри (BPAQ-24), анкетирование. Выборка: 244143 обучающихся школ 6–11 классов, колледжей и вузов Республики Татарстан; 52,7% юношей и 47,3% девушек; возраст от 12 до 23 лет. В группу риска вошли 860 человек, имеющих высокий суммарный показатель агрессивности и депрессии (0,35% от общей выборки, их них 64% мужского пола). В ходе исследования установлено, что обучающиеся группы риска достоверно чаще своих сверстников подвергаются буллингу в образовательной среде, описывают как небезопасные отношения со сверстниками и учителями, отмечают дефицит помощи и поддержки. Агрессивность и уровень депрессии имеют статистически значимые корреляционные связи (p < 0,001) со всеми проявлениями насилия и незащищенности и могут служить надежными и валидными субъективными маркерами психологической безопасности личности в образовательном пространстве. Таким образом, в качестве социально-психологических индикаторов безопасности личности в образовательной среде выступают характеристики отношений между субъектами учебного взаимодействия, личный опыт буллинга, незащищенности, отсутствия поддержки, агрессивность и уровень депрессии обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы в целях профилактики отклоняющегося поведения среди подростков, наиболее уязвимых в отношении негативных социальных влияний.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Анатольевна Калимуллина
Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова; Казанский филиал Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований
Автор, ответственный за переписку.
Email: olca.1970@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Россия, Казань; КазаньНадежда Павловна Ничипоренко
Казанский филиал Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований
Email: nichiporenko.n@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник
Россия, КазаньСписок литературы
- Федунина Н.Ю., Сугизаки Э. Насилие в школе. Осмысление проблемы в зарубежных источниках // Современная зарубежная психология. 2012. № 3. С. 71–85.
- Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.
- Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 19–28.
- Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 62–76.
- Сыроквашина К.В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 37–44.
- Kozlov X.J. School shootings as a multi-faceted phenomenon: Social-ecological model-based review // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 4. С. 349–357.
- Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. № 1. С. 93–108.
- Ferguson C.J., Coulson M., Barnett J. Psychological profiles of school shooters: positive directions and one big wrong turn // Journal of Police Crisis Negotiations. 2011. № 11 (2). P. 141–158.
- Ничипоренко Н.П. Специфика восприятия некоторых аспектов образовательной среды обучающимися группы риска // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (148). С. 267–273.
- Ничипоренко Н.П. Динамика агрессивных и депрессивных тенденций обучающихся в контексте изменений социальной ситуации развития современного подростка // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сб. ст. по мат-лам III междунар. науч.-практ. конф. (13–15 октября 2021 г.) / под науч. ред. Ю.В. Богинской. Симферополь: ИТ, 2021. С. 207–212.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Л.С. Выготский. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С. 244–268.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005. 158 с.
- Зинченко Ю.П. Методологические основы психологии безопасности // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 11–14.
- Ничипоренко Н.П., Пацакула И.И. Безопасность как сквозная задача развития: постановка проблемы // Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения: мат-лы III всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 6 октября 2022 г.) / под ред. С.В. Хусаиновой. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. С. 79–84.
- Ничипоренко Н.П. Саногенные и патогенные паттерны адаптации в ракурсе системно-эволюционного подхода // Казанский педагогический журнал. 2022. № 4 (153). С. 263–273.
- Баева И.А., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2019. № 194. С. 7–18.
- Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды как условие сохранения физического и психологического здоровья участников образовательного процесса // Смальта. 2019. № 1. С. 5–14.
- Williams K.D. Ostracism: a temporal need-threat model // Advances in Experimental Social Psychology. 2009. Vol. 41. P. 279–314.
- Волкова И.В. Характеристики субъектности и психологического благополучия у подростков-защитников в ситуации буллинга в школе // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 2. С. 111–116.
- Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия в России с помощью ретроспективного опроса молодежи // Социальная психология и общество. 2012. Т. 12, № 2. С. 166–182.
- Бойкина Е.Э. Агрессия сквозь призму социального остракизма // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 60–67.
- Бочавер А.А. Школьный опыт буллинга и актуальное благополучие у студентов // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 26, № 2. С. 17–27.
- Петросянц В.Р. Структурная организованность жизнестойкости старшеклассников участников буллинга в образовательной среде // Психология обучения. 2011. № 10. С. 100–109.
- Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 4. С. 5–10.
- Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994–2014) // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 65–90.
- Стратийчук Е.В., Чиркина Р.В. Позиция учителя в школьном буллинге // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 45–52.
- Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 494 с.
- Вертоградова О.П., Степанов И.Л., Максимова Н.М., Ваксман А.В., Диков С.Ю., Кошкин К.А., Моисейчева О.В., Целищев О.В. Клинико-патогенетические аспекты типологии депрессий // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22, № 3. С. 5–10.
- Nichiporenko N., Zhemchugova А. Psychological safety as a characteristic feature of common education environment of higher educational institutions in times of globalization [Internet] // Delivering Impact in Higher Education Learning and Teaching: Enhancing Cross-Boarder Collaborations: international scientific conference. 2021. Vol. 99. doi: 10.1051/shsconf/20219901036.
- Ничипоренко Н.П. Агрессивность как маркер психологической безопасности личности в образовательной среде // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодёжи: сб. мат-лов науч.-практ. конф. (14–15 октября 2022 г.) / под науч. ред. В.В. Коврова. Севастополь: ИК «ИПТС», 2022. С. 182–187.
- Ничипоренко Н.П. Взаимосвязь уровня депрессии с характеристиками образовательной среды в подростково-юношеском возрасте // Казанский педагогический журнал. 2023. № 2 (157). С. 192–199.
- Здоровье детей и подростков [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. Европейский портал информации здравоохранения. https://gateway.euro.who.int/ru/datasets/cah.
Дополнительные файлы
