Развитие у китайских студентов вербального вероятностного прогнозирования в обучении РКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассказывается о возможности развития у китайских студентов в обучении русскому языку как иностранному вербального вероятностного прогнозирования с помощью разнообразных упражнений: частично поисковых и творческих. Принцип коммуникативности в современном преподавании РКИ имеет приоритетное значение. Коммуникативность представляет собой такой ведущий дидактический принцип, на основе которого возможно наиболее эффективно научить студентов иноязычной коммуникации, то есть полноценному общению на иностранном (в нашем случае - русском) языке. Принцип коммуникативности является значимым при отборе содержания обучения русскому языку как иностранному. Для осуществления речевой деятельности в устной форме требуется высокая степень автоматизированности произносительных, лексических, грамматических навыков. Процесс овладения речевой деятельностью четко проявляется в способности студентов участвовать в реальной коммуникации и пользоваться необходимыми коммуникативными стратегиями. В методике РКИ вероятностное прогнозирование подразделяется на два вида: вербальное (построение вербальных гипотез) и смысловое (предвосхищение материала на уровне содержания). Вероятностное прогнозирование является компонентом деятельности студента при аудировании и чтении. Для формирования и развития вероятностного прогнозирования на занятиях по РКИ выполнять специальные упражнения. Развитость механизмов вербального вероятностного прогнозирования позволяет добиться успешного формирования устной русской речи и письма у китайских студентов, дает возможность строить высказывания не только по аналогии, на репродуктивном уровне, но и оригинально, на продуктивном уровне, с элементами творчества. Об этом свидетельствуют полученные авторами результаты обучения. Результативность во многом зависит от качества предварительной (рассредоточенной или целенаправленной) подготовки.

Об авторах

Владислав Дмитриевич Янченко

Московский педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.d.yanchenko@gmail.com

доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры теории и практики преподавания русского языка и РКИ Института филологии и иностранных языков МПГУ

119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1

- Лю Цянь

Московский педагогический государственный университет

Email: asapasap@126.com

аспирант кафедры теории и практики преподавания русского языка и РКИ Института филологии и иностранных языков МПГУ

119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1

Список литературы

  1. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. С. 3.
  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М: МГУ, 1986. 287 с.
  4. Лысакова И.П. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов /[Г.М. Васильева и др.]. М.: ВЛАДОС, 2004. 270 с.
  5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991. 223 с.
  6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. М.,2007. С. 8-15.
  7. Зимняя И.А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранному языку / Сб. научных трудов МГИИЯ, 1984, № 242. С. 3-10.
  8. Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся: Учеб. пособие. М.: Изд - во РУДН, 2006. С. 63-64.
  9. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. С. 50.
  10. Балыхина Т.М. От методики к этнометодике: Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления. М.: РУДН, 2010. 334 с.
  11. Городилова Г.Г. Современный русский литературный язык. Учебник для вузов. М., 2010. 560 с.
  12. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. 287 с.
  13. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Индрик, 2005. 1308 с.
  14. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Филоматис, 2006. 478 с.
  15. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., Высшая школа, 2003. 334 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Янченко В.Д., Лю Цянь -., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».