Features of balanced online and offline teaching of mathematics to students with disabilities

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In modern conditions of the accelerated development of inclusive education in higher education, there is a need for a continuous search for appropriate and flexible solutions in the choice of technologies, methods and teaching aids. A detailed study, development and implementation of specific technologies are required to ensure the active and effective inclusion of students with disabilities in the educational process. In this regard, the main problem is the teacher’s choice of didactic methods, tools and technologies that allow organizing the learning process with the proper degree of effectiveness for all students, including students with disabilities. Modern inclusive education involves information barriers elimination for knowledge development, which is ensured by the active inclusion of distance learning technologies in the educational process. At the same time, a complete transition to a distance learning format negatively affects the process of social adaptation of people with disabilities, so a reasonable combination of online and offline forms of education is the most acceptable. This paper analyzes the problem of building the most effective model for teaching people with disabilities, based on the interaction of traditional and distance learning technologies. An example of solving this problem is considered based on the experience of teaching mathematical courses at Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics and Samara State University of Social Sciences and Education.

About the authors

Olga Aleksandrovna Yankevich

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: yankevich@sgspu.ru

senior lecturer of Physics, Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

Natalia Petrovna Balabaeva

Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics

Email: balabaeva-n-p@mail.ru

candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of Higher Mathematics Department

Russian Federation, Samara

Ekaterina Aleksandrovna Enbom

Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics

Author for correspondence.
Email: enbom@mail.ru

candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of Higher Mathematics Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Матанцева Т.Н. Практики инклюзивного образования в высшей школе: учебное пособие. Киров: Изд-во Вятского гос. университета, 2017. 249 с.
  2. Бурцева Е.В. Организация дистанционного обучения иностранному языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Философия образования. 2014. № 3 (54). С. 152-162.
  3. Быстрова А.Е. Психолого-педагогические условия формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья социальных компетенций во внеурочной деятельности // Карельский научный журнал. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 5-9. doi: 10.26140/knz4-2021-1003-0001.
  4. Чотчаева Ф.А. Методика подготовки персонала колледжа к инклюзивному образованию средствами повышения квалификации // Евразийский союз ученых. 2018. № 4-5 (49). С. 49-52.
  5. Санина Е.И., Жиганова О.М. Модель инклюзивного обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=26239.
  6. Бузыкова Ю.С., Жданова Т.А. Организация инклюзивного образовательного процесса средствами облачных технологий Google Classroom // Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы: сборник научных трудов, Хабаровск, 22-23 ноября 2018 года / под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. С. 33-39.
  7. Кондакова Ю.В. Дистанционные технологии, применяемые для реализации инклюзивных проектов в сфере арт-образования // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: сб. мат-лов VII всерос. науч.-практ. интернет-конф. Кемерово, 2021. С. 269-272.
  8. Львова А.К. Организационно-педагогические условия эффективного управления инклюзивным образованием в среднем профессиональном образовании // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 19. С. 588-592.
  9. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. С. 136-145.
  10. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Емельянова А.М. Инклюзивное образование - актуальная проблема современной образовательной системы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 369-373.
  11. Артюхин О.И., Фролов И.В. Дистанционная поддержка в инклюзивном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 33-36.
  12. Бонкало Т.И., Гребенникова В.М., Никитина Е.Ю. Готовность образовательных организаций к дистанционному профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья в период пандемии COVID-19 // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 73-95.
  13. Тишков Д.С. Дистанционное обучение студентов с ограниченными возможностями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 261-263. doi: 10.26140/anip-2020-0903-0060.
  14. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Янкевич О.А. Формирование информационной картины мира студентов вузов в условиях концепции цифровой платформы образования // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2019. № 3 (20). С. 113-117.
  15. Плотников М.Г., Плотникова Ю.А. Математика. Вологда-Молочное: Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина, 2016. 91 с.
  16. Кечина О.М. Некоторые аспекты преподавания математического анализа будущим учителям математики // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8, № 3 (28). С. 101-105.
  17. Малыгина В.Д., Антошина К.А. Дистанционные формы обучения в инклюзивном образовании: опыт высших учебных заведений // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении: сб. тр. V междунар. науч.-практ. конф., Ялта, 20-22 мая 2020 года / отв. ред. К.А. Маковейчук. Ялта: Ариал, 2020. С. 418-422.
  18. Бараковских К.Н., Третьякова Н.В. Современные исследования состояния инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. doi: 10.17513/spno.30119.
  19. Буслаева М.Е. Информационные технологии как способ реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзивного образования // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: мат-лы регион. университетской науч.-практ. конф., Калуга, 17-18 апреля 2019 года. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2019. С. 275-283.
  20. Энбом Е.А., Балабаева Н.П. Проблема эффективного развития критически-рефлексивного мышления студентов на занятиях по математике в режиме дистанционного обучения // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2020. № 8. С. 269-274.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Yankevich O.A., Balabaeva N.P., Enbom E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».