Особенности сбалансированного онлайн- и оффлайн-обучения математике студентов с ограниченными возможностями здоровья
- Авторы: Янкевич О.А.1, Балабаева Н.П.2, Энбом Е.А.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
- Выпуск: Том 11, № 1 (2022)
- Страницы: 340-344
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/108367
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022111313
- ID: 108367
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современных условиях форсированного развития инклюзивного образования в высшей школе возникает необходимость непрерывного поиска целесообразных и гибких решений в выборе технологий, методов и средств обучения. Требуется детальное изучение, разработка и внедрение конкретных технологий, обеспечивающих деятельностное и эффективное включение студентов-инвалидов в образовательный процесс. В связи с этим основной проблемой является выбор преподавателем дидактических методов, средств и технологий, позволяющих организовать процесс обучения с должной степенью результативности для всех студентов, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Современное инклюзивное образование предполагает устранение информационных преград для освоения знаний, что обеспечивается активным включением в учебный процесс дистанционных технологий. При этом полный переход в дистанционный формат негативно сказывается на процессе социальной адаптации инвалидов, поэтому наиболее приемлемым является разумное объединение онлайн- и оффлайн-форм обучения. В данной статье анализируется проблема построения наиболее эффективной модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, основанной на взаимодействии традиционных и дистанционных образовательных технологий. Пример решения этой проблемы рассматривается на опыте преподавания дисциплин математического цикла в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики и Самарском государственном социально-педагогическом университете.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Александровна Янкевич
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: yankevich@sgspu.ru
старший преподаватель кафедры физики, математики и методики обучения
Россия, СамараНаталья Петровна Балабаева
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Email: balabaeva-n-p@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики
Россия, СамараЕкатерина Александровна Энбом
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Автор, ответственный за переписку.
Email: enbom@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики
Россия, СамараСписок литературы
- Матанцева Т.Н. Практики инклюзивного образования в высшей школе: учебное пособие. Киров: Изд-во Вятского гос. университета, 2017. 249 с.
- Бурцева Е.В. Организация дистанционного обучения иностранному языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Философия образования. 2014. № 3 (54). С. 152-162.
- Быстрова А.Е. Психолого-педагогические условия формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья социальных компетенций во внеурочной деятельности // Карельский научный журнал. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 5-9. doi: 10.26140/knz4-2021-1003-0001.
- Чотчаева Ф.А. Методика подготовки персонала колледжа к инклюзивному образованию средствами повышения квалификации // Евразийский союз ученых. 2018. № 4-5 (49). С. 49-52.
- Санина Е.И., Жиганова О.М. Модель инклюзивного обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=26239.
- Бузыкова Ю.С., Жданова Т.А. Организация инклюзивного образовательного процесса средствами облачных технологий Google Classroom // Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы: сборник научных трудов, Хабаровск, 22-23 ноября 2018 года / под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. С. 33-39.
- Кондакова Ю.В. Дистанционные технологии, применяемые для реализации инклюзивных проектов в сфере арт-образования // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: сб. мат-лов VII всерос. науч.-практ. интернет-конф. Кемерово, 2021. С. 269-272.
- Львова А.К. Организационно-педагогические условия эффективного управления инклюзивным образованием в среднем профессиональном образовании // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 19. С. 588-592.
- Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. С. 136-145.
- Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Емельянова А.М. Инклюзивное образование - актуальная проблема современной образовательной системы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 369-373.
- Артюхин О.И., Фролов И.В. Дистанционная поддержка в инклюзивном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 33-36.
- Бонкало Т.И., Гребенникова В.М., Никитина Е.Ю. Готовность образовательных организаций к дистанционному профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья в период пандемии COVID-19 // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 73-95.
- Тишков Д.С. Дистанционное обучение студентов с ограниченными возможностями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 261-263. doi: 10.26140/anip-2020-0903-0060.
- Богословский В.И., Аниськин В.Н., Янкевич О.А. Формирование информационной картины мира студентов вузов в условиях концепции цифровой платформы образования // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2019. № 3 (20). С. 113-117.
- Плотников М.Г., Плотникова Ю.А. Математика. Вологда-Молочное: Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина, 2016. 91 с.
- Кечина О.М. Некоторые аспекты преподавания математического анализа будущим учителям математики // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8, № 3 (28). С. 101-105.
- Малыгина В.Д., Антошина К.А. Дистанционные формы обучения в инклюзивном образовании: опыт высших учебных заведений // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении: сб. тр. V междунар. науч.-практ. конф., Ялта, 20-22 мая 2020 года / отв. ред. К.А. Маковейчук. Ялта: Ариал, 2020. С. 418-422.
- Бараковских К.Н., Третьякова Н.В. Современные исследования состояния инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. doi: 10.17513/spno.30119.
- Буслаева М.Е. Информационные технологии как способ реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзивного образования // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: мат-лы регион. университетской науч.-практ. конф., Калуга, 17-18 апреля 2019 года. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2019. С. 275-283.
- Энбом Е.А., Балабаева Н.П. Проблема эффективного развития критически-рефлексивного мышления студентов на занятиях по математике в режиме дистанционного обучения // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2020. № 8. С. 269-274.
Дополнительные файлы
