Особенности сбалансированного онлайн- и оффлайн-обучения математике студентов с ограниченными возможностями здоровья

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях форсированного развития инклюзивного образования в высшей школе возникает необходимость непрерывного поиска целесообразных и гибких решений в выборе технологий, методов и средств обучения. Требуется детальное изучение, разработка и внедрение конкретных технологий, обеспечивающих деятельностное и эффективное включение студентов-инвалидов в образовательный процесс. В связи с этим основной проблемой является выбор преподавателем дидактических методов, средств и технологий, позволяющих организовать процесс обучения с должной степенью результативности для всех студентов, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Современное инклюзивное образование предполагает устранение информационных преград для освоения знаний, что обеспечивается активным включением в учебный процесс дистанционных технологий. При этом полный переход в дистанционный формат негативно сказывается на процессе социальной адаптации инвалидов, поэтому наиболее приемлемым является разумное объединение онлайн- и оффлайн-форм обучения. В данной статье анализируется проблема построения наиболее эффективной модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, основанной на взаимодействии традиционных и дистанционных образовательных технологий. Пример решения этой проблемы рассматривается на опыте преподавания дисциплин математического цикла в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики и Самарском государственном социально-педагогическом университете.

Об авторах

Ольга Александровна Янкевич

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: yankevich@sgspu.ru

старший преподаватель кафедры физики, математики и методики обучения

Россия, Самара

Наталья Петровна Балабаева

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Email: balabaeva-n-p@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, Самара

Екатерина Александровна Энбом

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Автор, ответственный за переписку.
Email: enbom@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, Самара

Список литературы

  1. Матанцева Т.Н. Практики инклюзивного образования в высшей школе: учебное пособие. Киров: Изд-во Вятского гос. университета, 2017. 249 с.
  2. Бурцева Е.В. Организация дистанционного обучения иностранному языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Философия образования. 2014. № 3 (54). С. 152-162.
  3. Быстрова А.Е. Психолого-педагогические условия формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья социальных компетенций во внеурочной деятельности // Карельский научный журнал. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 5-9. doi: 10.26140/knz4-2021-1003-0001.
  4. Чотчаева Ф.А. Методика подготовки персонала колледжа к инклюзивному образованию средствами повышения квалификации // Евразийский союз ученых. 2018. № 4-5 (49). С. 49-52.
  5. Санина Е.И., Жиганова О.М. Модель инклюзивного обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=26239.
  6. Бузыкова Ю.С., Жданова Т.А. Организация инклюзивного образовательного процесса средствами облачных технологий Google Classroom // Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы: сборник научных трудов, Хабаровск, 22-23 ноября 2018 года / под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. С. 33-39.
  7. Кондакова Ю.В. Дистанционные технологии, применяемые для реализации инклюзивных проектов в сфере арт-образования // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: сб. мат-лов VII всерос. науч.-практ. интернет-конф. Кемерово, 2021. С. 269-272.
  8. Львова А.К. Организационно-педагогические условия эффективного управления инклюзивным образованием в среднем профессиональном образовании // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 19. С. 588-592.
  9. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. С. 136-145.
  10. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Емельянова А.М. Инклюзивное образование - актуальная проблема современной образовательной системы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 369-373.
  11. Артюхин О.И., Фролов И.В. Дистанционная поддержка в инклюзивном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 33-36.
  12. Бонкало Т.И., Гребенникова В.М., Никитина Е.Ю. Готовность образовательных организаций к дистанционному профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья в период пандемии COVID-19 // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 73-95.
  13. Тишков Д.С. Дистанционное обучение студентов с ограниченными возможностями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 261-263. doi: 10.26140/anip-2020-0903-0060.
  14. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Янкевич О.А. Формирование информационной картины мира студентов вузов в условиях концепции цифровой платформы образования // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2019. № 3 (20). С. 113-117.
  15. Плотников М.Г., Плотникова Ю.А. Математика. Вологда-Молочное: Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина, 2016. 91 с.
  16. Кечина О.М. Некоторые аспекты преподавания математического анализа будущим учителям математики // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8, № 3 (28). С. 101-105.
  17. Малыгина В.Д., Антошина К.А. Дистанционные формы обучения в инклюзивном образовании: опыт высших учебных заведений // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении: сб. тр. V междунар. науч.-практ. конф., Ялта, 20-22 мая 2020 года / отв. ред. К.А. Маковейчук. Ялта: Ариал, 2020. С. 418-422.
  18. Бараковских К.Н., Третьякова Н.В. Современные исследования состояния инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. doi: 10.17513/spno.30119.
  19. Буслаева М.Е. Информационные технологии как способ реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзивного образования // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: мат-лы регион. университетской науч.-практ. конф., Калуга, 17-18 апреля 2019 года. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2019. С. 275-283.
  20. Энбом Е.А., Балабаева Н.П. Проблема эффективного развития критически-рефлексивного мышления студентов на занятиях по математике в режиме дистанционного обучения // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2020. № 8. С. 269-274.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Янкевич О.А., Балабаева Н.П., Энбом Е.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».