№ 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Колонка главного редактора

Ларионова Н.И.
Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(1):5-5
pages 5-5 views

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Бесплатные медицинские услуги в России как мериторное благо

Ларионова Н.И., Манукянц С.В.

Аннотация

Введение. Проблема повышения качества капитала здоровья создаёт мотивы к более подробному изучению теоретического обоснования возникновения мериторных благ и соотнесению их актуальной трактовки с ключевыми чертами российского здравоохранения.

Цель работы – обоснование подхода к исследованию медицинских услуг, оказываемых гражданам России в рамках бесплатной медицинской помощи, как мериторных благ. Для достижения цели решены следующие задачи: проанализировано содержание и основополагающие характеристики понятий «мериторное благо» и «мериторная потребность»; исследована их взаимосвязь с ключевыми концепциями экономической науки, описывающими индивидуальный и коллективный выбор; институциональная структура оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи соотнесена с понятиями мериторных потребностей и благ.

Методы исследования включают анализ материалов релевантных отечественных и зарубежных научных публикаций, российской законодательной базы, синтез, а также аналитическое и графическое моделирование.

Результаты. Предложенная Р. Масгрейвом концепция мериторных благ вступила в противоречие с одним из ключевых положений экономического мейнстрима – методологическим индивидуализмом. Попытки устранить его породили научную дискуссию, которая повлияла на представления о независимости предпочтений индивидов и создала необходимость частичного переосмысления природы и роли общественного сектора экономики, дополнив инструментарий сторонников государственного патернализма. Общественный выбор в случае мериторных благ представляет (агрегирует) индивидуальные политические предпочтения как предпочтения более высокого порядка, преобладающие над индивидуальными, которые выявляются рыночными механизмами. Охрана здоровья граждан России в той части, в которой она гарантируется государством, представляет собой пример таких предпочтений. Перечень бесплатных для граждан медицинских услуг (мериторных благ) фиксируется в каждом субъекте РФ программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, однако фактическое их наполнение в большей степени зависит от финансовой обеспеченности субъекта, чем от реальных мериторных потребностей.

Выводы. Объём и номенклатура мериторных благ определяются нормативными процедурами принятия коллективных решений. В российской системе здравоохранения они фиксируются в программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, которые не всегда играют роль механизма выявления и удовлетворения мериторных потребностей из-за институциональных и ресурсных ограничений.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(1):6-17
pages 6-17 views

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Органическое сельское хозяйство в России: движущие силы и препятствия для развития

Аварский Н.Д., Богачев А.И.

Аннотация

Введение. Растущие потребности населения планеты в продуктах питания, популяризация здорового питания, обновление климатических и экологических программ, а также поиск альтернативных направлений развития сельскохозяйственных секторов способствовали росту популярности органического сельского хозяйства. Развитие этого сектора как в мире, так и в России признаётся одной из целей построения современной модели сельского хозяйства и основой для перехода сельских территорий к устойчивому развитию и формированию «зелёной» экономики.

Цель исследования – оценка уровня развития российского сектора органического сельского хозяйства в современных экономических условиях и разработка мер, направленных на развитие данной отрасли.

Методология. Кроме традиционных методов научного познания (наблюдение, сравнительный экономический анализ и синтез, анализ статистической отчётности, обобщение), использованы специальные (экономико-статистический, абстрактно-логический, расчётно-конструктивный, монографический и экспертный) методы.

Результаты. Несмотря на наличие определённых положительных тенденций в развитии сектора органического сельского хозяйства в России, существующий потенциал не реализован и находится на начальной стадии развития. С помощью ретроспективного анализа выявлены особенности современного органического рынка и основные факторы, препятствующие развитию российского органического сельского хозяйства. Развитие данного сектора в России в наибольшей степени сдерживается недостаточным уровнем реальных располагаемых доходов населения (платежеспособного спроса) и отсутствием комплексной системы прямой государственной поддержки, а не отсутствием предложения органической продукции. Намечены меры, реализация которых будет способствовать развитию отечественного органического земледелия и животноводства.

Вывод. Внедрение механизмов развития органического сельского хозяйства, предложенных в ходе исследования, будет способствовать получению экономического, социального и экологического эффекта. Программы по развитию органического сельского хозяйства должны выступать в качестве одного из основных инструментов стимулирующей государственной политики и учитываться в общих программах развития аграрного сектора России.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(1):18-29
pages 18-29 views

Проблемы экономической безопасности России в сотрудничестве со странами Юго-Восточной Азии

Губайдуллина Т.Н., Абсалямова С.Г.

Аннотация

Введение. Вопросы обеспечения национальной экономической безопасности в современных условиях приобретают всё большую актуальность. Внешние угрозы современной российской экономике связаны прежде всего с экономическими санкциями со стороны некоторых развитых стран мира и вытекающей из этого дискриминацией нашей страны на мировых рынках. Отказ европейских стран от торговых отношений с Россией и вынужденная ориентация экономики страны на Восток имеют как положительные стороны, так и некоторые противоречивые тенденции.

Цель исследования – анализ влияния современных тенденций на обеспечение экономической безопасности России в процессе экономических отношений с отдельными странами Юго-Восточной Азии и прежде всего с Китаем и Индией.

Результаты. В последние годы в результате санкционной политики, проводимой западными странами и их партнёрами, Россия, Китай и другие развивающиеся страны столкнулись с целой системой угроз и вызовов: обостряется стратегическое соперничество между Китаем и Соединенными Штатами; проявляются последствия политики сдерживания России странами «золотого миллиарда». В этих условиях и Россия, и Китай принимают необходимые меры для обеспечения региональной и глобальной безопасности: реализуется 80 совместных инвестиционных проектов на общую сумму почти 20 трлн рублей, в рамках крупных интеграционных объединений (ШОС, БРИКС) страны стремятся укрепить свою экономическую безопасность, преодолеть частичную международную изоляцию и расширять партнёрские отношения. Предлагается разработать модель «особого и привилегированного стратегического партнёрства» с Индией, чтобы решить проблему торгового дисбаланса между Россией и Индией за счёт увеличения экспорта продукции как традиционных (сельское хозяйство, фармацевтика, производство автозапчастей), так и новых отраслей.

Выводы. В отношениях России с ведущими странами Юго-Восточной Азии существует множество проблемных моментов, которые создают серьёзные риски и угрозы, а также большой потенциал для дальнейшего развития внешнеэкономических связей. Россия, Китай и Индия являются членами БРИКС и ШОС. Странам необходимо приложить все усилия для того, чтобы эти организации стали эффективными институтами для поиска компромиссных решений по укреплению экономической и политической безопасности. Для реализации своих интересов Россия должна относиться к Китаю и Индии как к долгосрочным стратегическим партнёрам, а не воспринимать их как два параллельных направления внешнеэкономической политики, между которыми необходимо сделать выбор, и активно развивать их взаимодействие друг с другом.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(1):30-41
pages 30-41 views

ФИНАНСЫ

Теоретические аспекты влияния социальных норм и культурной идентичности на экономическое поведение и потребительскую полезность

Разумовская Е.А., Разумовский Д.Ю., Полякова Е.Ю.

Аннотация

Введение. Феномен культуры является относительно новым в современной экономической науке и исследуется исключительно в контексте поведенческой экономики. Настоящая статья носит характер обзорного исследования, построенного на анализе наиболее известных экспериментов в области психологии во взаимосвязи с экономическим поведением, культурой и социальными нормами. Теоретическая модель культурной трансмиссии существует с 1980-х годов, однако настоящую популярность она получила лишь в 2014–2016 годах, когда поведенческие проявления, особенно заметные в экономике и социальной сфере, подверглись анализу в связи с миграционным кризисом в европейских странах.

Цель исследования – выявить признаки влияния социальных норм и обусловленной ими культурной идентичности на экономическое поведение людей.

Результаты исследования. Современные публикации в русле данной тематики свидетельствуют о наличии главного объективного критерия отнесения человека к определённой культуре – таковым является язык, потому что именно через язык формируется ментальность как воспринимаемая картина мира, в том числе культурная идентичность и самоидентичность человека. Экономическое поведение людей во всех странах и внутри стран различается в зависимости от очень большого количества факторов. В России исследования поведения исходя из принадлежности к разным этнонациональным группам не проводятся – таковы социальные нормы российского общества: все люди равны. В Соединенных Штатах Америки есть основания для таких исследований. По статистическим данным, по сравнению с американцами европейского происхождения, американцы азиатского происхождения, как правило, накапливают больше человеческого капитала, чаще участвуют в программах со льготами по уплате налогов и формируют сбережения. Культурная идентичность привносит в экономическое поведение людей важные изменения, определяющие потребительскую полезность.

Заключение. Культурная идентификация людей осуществляется на основе этнонациональных, религиозных, лингвистических и других особенностей. Следование социальным нормам сопряжено с культурной идентификацией и определяет экономическое поведение в части ответственности и склонности к риску. Экономическое поведение определяет потребительские предпочтения и оказывает влияние на социальные нормы.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(1):42-54
pages 42-54 views

Страхование: ключевой фактор благополучия государства и его граждан

Закирова О.В.

Аннотация

Введение. Страхование является частью финансового рынка, неотъемлемым инструментом снижения рисков и обеспечения финансовой безопасности для частных лиц и компаний. Различные виды страхования позволяют защитить имущество, здоровье, ответственность, жизнь и другие ценности от непредвиденных событий. Страхование играет важную роль в обеспечении экономической и социальной стабильности государства. Благодаря страхованию повышается уровень доверия к экономике страны.

Цель статьи – исследовать вклад страхования в выполнение социально-экономической функции государства.

Методы исследования – обобщение российской практики, анализ открытых данных страхового рынка.

Интерпретация результатов исследования и их анализ. Страховой рынок России постепенно трансформируется. Меняются лидеры рынка, драйверы, совершенствуются бизнес-процессы. В основном страховой рынок обслуживает потребителей банковского сектора. Наблюдается банкассюранс.

Многие годы драйвером страхового рынка являлось страхование жизни. По сравнению с 2013 годом рынок страхования жизни вырос в 6 раз. Это отражает потребность граждан в малорискованном инвестировании, страховой защите при достижении определённого возраста и при диагностировании тяжелых заболеваний. Второй тенденцией страхового рынка является снижение нагрузки на государство через обязательные виды страхования. Доля обязательного страхования за 2023 год составила 15 % от общей доли рынка. Наибольший удельный вес в обязательном страховании занимает ОСАГО – 94,13 %. Обязательным видом является государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и другие. Страховые компании, собирая большие суммы страховых премий, измеряющиеся в триллионах рублей, финансируют экономику страны путём покупки промышленных и государственных ценных бумаг.

Выводы. Спектр функций страхования гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Оно охватывает возмещение страхового ущерба, инвестирование свободных денежных средств посредством страхования жизни, финансирования экономики предприятий и государства.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(1):55-65
pages 55-65 views

МЕНЕДЖМЕНТ

Методологические положения подготовительного этапа маркетингового исследования территорий Северо-Западного федерального округа

Маслова Т.Д., Павлова О.А., Ковалик Л.Н.

Аннотация

Введение. Маркетинговые исследования территорий необходимы для комплексного анализа ситуации и стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития территорий местного, регионального и федерального масштабов. Следует учитывать и факт неравномерного развития территорий, их конкуренцию по историческим и современным факторам привлекательности территориального продукта для заинтересованных лиц.

Цель статьи – представление методологических положений (обоснование проблемы, понятийного аппарата, принципов и методов) подготовительного этапа маркетингового исследования территорий, позволяющего комплексно оценить социально-экономическое развитие территорий – субъектов Северо-Западного федерального округа.

Методология исследования. Работа основывается на критическом анализе источников вторичной информации с высокими индексами цитирования в РИНЦ, качественном исследовании методом гайд-интервью, использовании методов сравнения, логической аргументации и обобщения.

Интерпретация результатов исследования. Оценены факторы инвестиционной привлекательности субъектов СЗФО, конкурентоспособности территориального продукта. Подтверждена обоснованность применения метода гайд-интервью при получении и обработке ценной маркетинговой информации. Основные преимущества метода – последовательная структурированность информации, эффективность коммуникации между интервьюером и респондентом, упрощение процесса анализа, сравнения, универсальность.

Выводы. Обоснована и апробирована практическая ценность и применимость метода гайд-интервью в маркетинговом исследовании территорий на этапе выявления ценностных ориентиров, а также процесса принятия решений стейкхолдеров в отношении территориального продукта. Получаемая информация наиболее ценна в планировании социально-экономического развития уникальных территорий.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(1):66-81
pages 66-81 views

Трансформация систем управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса в процессе диверсификации

Иванова Т.Н., Якимович Б.А., Благодатский Г.А.

Аннотация

Введение. Происходящие трансформационные процессы в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) российской экономики при проведении диверсификации для обеспечения внутреннего рынка высокотехнологичной продукцией двойного и гражданского назначения, направленные на импортозамещение и преодоление негативного воздействия санкционного режима, выявили необходимость преобразований в системе управления на предприятиях ОПК, без которых не решить поставленных стратегических задач. Это делает с позиции практического использования актуальной задачу исследования трансформации систем управления предприятиями ОПК в процессе диверсификации.

Методология исследования. В статье на базе подхода сценарного планирования осуществлена попытка осмысления причинно-следственных связей в процессе диверсификации предприятий ОПК, позволяющих совершенствовать систему управления предприятием с учётом состояния внутренней и внешней среды.

Интерпретация результатов исследования. Предложена концептуальная модель трансформации систем управления диверсифицируемых предприятий ОПК. Представлена авторская трактовка понятия «система управления предприятиями ОПК в условиях диверсификации». Введён термин «трансформация систем управления предприятиями ОПК в условиях диверсификации».

Выводы. Предлагаемая концептуальная модель трансформации систем управления может быть основой для дальнейшего выбора инструментов, методик и подходов, позволяющих актуализировать систему управления предприятием с учётом состояния внутренней и внешней среды предприятия.

Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия "Экономика и управление". 2024;(1):82-96
pages 82-96 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».