№ 1 (2024)
Колонка главного редактора



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Бесплатные медицинские услуги в России как мериторное благо
Аннотация
Введение. Проблема повышения качества капитала здоровья создаёт мотивы к более подробному изучению теоретического обоснования возникновения мериторных благ и соотнесению их актуальной трактовки с ключевыми чертами российского здравоохранения.
Цель работы – обоснование подхода к исследованию медицинских услуг, оказываемых гражданам России в рамках бесплатной медицинской помощи, как мериторных благ. Для достижения цели решены следующие задачи: проанализировано содержание и основополагающие характеристики понятий «мериторное благо» и «мериторная потребность»; исследована их взаимосвязь с ключевыми концепциями экономической науки, описывающими индивидуальный и коллективный выбор; институциональная структура оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи соотнесена с понятиями мериторных потребностей и благ.
Методы исследования включают анализ материалов релевантных отечественных и зарубежных научных публикаций, российской законодательной базы, синтез, а также аналитическое и графическое моделирование.
Результаты. Предложенная Р. Масгрейвом концепция мериторных благ вступила в противоречие с одним из ключевых положений экономического мейнстрима – методологическим индивидуализмом. Попытки устранить его породили научную дискуссию, которая повлияла на представления о независимости предпочтений индивидов и создала необходимость частичного переосмысления природы и роли общественного сектора экономики, дополнив инструментарий сторонников государственного патернализма. Общественный выбор в случае мериторных благ представляет (агрегирует) индивидуальные политические предпочтения как предпочтения более высокого порядка, преобладающие над индивидуальными, которые выявляются рыночными механизмами. Охрана здоровья граждан России в той части, в которой она гарантируется государством, представляет собой пример таких предпочтений. Перечень бесплатных для граждан медицинских услуг (мериторных благ) фиксируется в каждом субъекте РФ программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, однако фактическое их наполнение в большей степени зависит от финансовой обеспеченности субъекта, чем от реальных мериторных потребностей.
Выводы. Объём и номенклатура мериторных благ определяются нормативными процедурами принятия коллективных решений. В российской системе здравоохранения они фиксируются в программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, которые не всегда играют роль механизма выявления и удовлетворения мериторных потребностей из-за институциональных и ресурсных ограничений.



РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Органическое сельское хозяйство в России: движущие силы и препятствия для развития
Аннотация
Введение. Растущие потребности населения планеты в продуктах питания, популяризация здорового питания, обновление климатических и экологических программ, а также поиск альтернативных направлений развития сельскохозяйственных секторов способствовали росту популярности органического сельского хозяйства. Развитие этого сектора как в мире, так и в России признаётся одной из целей построения современной модели сельского хозяйства и основой для перехода сельских территорий к устойчивому развитию и формированию «зелёной» экономики.
Цель исследования – оценка уровня развития российского сектора органического сельского хозяйства в современных экономических условиях и разработка мер, направленных на развитие данной отрасли.
Методология. Кроме традиционных методов научного познания (наблюдение, сравнительный экономический анализ и синтез, анализ статистической отчётности, обобщение), использованы специальные (экономико-статистический, абстрактно-логический, расчётно-конструктивный, монографический и экспертный) методы.
Результаты. Несмотря на наличие определённых положительных тенденций в развитии сектора органического сельского хозяйства в России, существующий потенциал не реализован и находится на начальной стадии развития. С помощью ретроспективного анализа выявлены особенности современного органического рынка и основные факторы, препятствующие развитию российского органического сельского хозяйства. Развитие данного сектора в России в наибольшей степени сдерживается недостаточным уровнем реальных располагаемых доходов населения (платежеспособного спроса) и отсутствием комплексной системы прямой государственной поддержки, а не отсутствием предложения органической продукции. Намечены меры, реализация которых будет способствовать развитию отечественного органического земледелия и животноводства.
Вывод. Внедрение механизмов развития органического сельского хозяйства, предложенных в ходе исследования, будет способствовать получению экономического, социального и экологического эффекта. Программы по развитию органического сельского хозяйства должны выступать в качестве одного из основных инструментов стимулирующей государственной политики и учитываться в общих программах развития аграрного сектора России.



Проблемы экономической безопасности России в сотрудничестве со странами Юго-Восточной Азии
Аннотация
Введение. Вопросы обеспечения национальной экономической безопасности в современных условиях приобретают всё большую актуальность. Внешние угрозы современной российской экономике связаны прежде всего с экономическими санкциями со стороны некоторых развитых стран мира и вытекающей из этого дискриминацией нашей страны на мировых рынках. Отказ европейских стран от торговых отношений с Россией и вынужденная ориентация экономики страны на Восток имеют как положительные стороны, так и некоторые противоречивые тенденции.
Цель исследования – анализ влияния современных тенденций на обеспечение экономической безопасности России в процессе экономических отношений с отдельными странами Юго-Восточной Азии и прежде всего с Китаем и Индией.
Результаты. В последние годы в результате санкционной политики, проводимой западными странами и их партнёрами, Россия, Китай и другие развивающиеся страны столкнулись с целой системой угроз и вызовов: обостряется стратегическое соперничество между Китаем и Соединенными Штатами; проявляются последствия политики сдерживания России странами «золотого миллиарда». В этих условиях и Россия, и Китай принимают необходимые меры для обеспечения региональной и глобальной безопасности: реализуется 80 совместных инвестиционных проектов на общую сумму почти 20 трлн рублей, в рамках крупных интеграционных объединений (ШОС, БРИКС) страны стремятся укрепить свою экономическую безопасность, преодолеть частичную международную изоляцию и расширять партнёрские отношения. Предлагается разработать модель «особого и привилегированного стратегического партнёрства» с Индией, чтобы решить проблему торгового дисбаланса между Россией и Индией за счёт увеличения экспорта продукции как традиционных (сельское хозяйство, фармацевтика, производство автозапчастей), так и новых отраслей.
Выводы. В отношениях России с ведущими странами Юго-Восточной Азии существует множество проблемных моментов, которые создают серьёзные риски и угрозы, а также большой потенциал для дальнейшего развития внешнеэкономических связей. Россия, Китай и Индия являются членами БРИКС и ШОС. Странам необходимо приложить все усилия для того, чтобы эти организации стали эффективными институтами для поиска компромиссных решений по укреплению экономической и политической безопасности. Для реализации своих интересов Россия должна относиться к Китаю и Индии как к долгосрочным стратегическим партнёрам, а не воспринимать их как два параллельных направления внешнеэкономической политики, между которыми необходимо сделать выбор, и активно развивать их взаимодействие друг с другом.



ФИНАНСЫ
Теоретические аспекты влияния социальных норм и культурной идентичности на экономическое поведение и потребительскую полезность
Аннотация
Введение. Феномен культуры является относительно новым в современной экономической науке и исследуется исключительно в контексте поведенческой экономики. Настоящая статья носит характер обзорного исследования, построенного на анализе наиболее известных экспериментов в области психологии во взаимосвязи с экономическим поведением, культурой и социальными нормами. Теоретическая модель культурной трансмиссии существует с 1980-х годов, однако настоящую популярность она получила лишь в 2014–2016 годах, когда поведенческие проявления, особенно заметные в экономике и социальной сфере, подверглись анализу в связи с миграционным кризисом в европейских странах.
Цель исследования – выявить признаки влияния социальных норм и обусловленной ими культурной идентичности на экономическое поведение людей.
Результаты исследования. Современные публикации в русле данной тематики свидетельствуют о наличии главного объективного критерия отнесения человека к определённой культуре – таковым является язык, потому что именно через язык формируется ментальность как воспринимаемая картина мира, в том числе культурная идентичность и самоидентичность человека. Экономическое поведение людей во всех странах и внутри стран различается в зависимости от очень большого количества факторов. В России исследования поведения исходя из принадлежности к разным этнонациональным группам не проводятся – таковы социальные нормы российского общества: все люди равны. В Соединенных Штатах Америки есть основания для таких исследований. По статистическим данным, по сравнению с американцами европейского происхождения, американцы азиатского происхождения, как правило, накапливают больше человеческого капитала, чаще участвуют в программах со льготами по уплате налогов и формируют сбережения. Культурная идентичность привносит в экономическое поведение людей важные изменения, определяющие потребительскую полезность.
Заключение. Культурная идентификация людей осуществляется на основе этнонациональных, религиозных, лингвистических и других особенностей. Следование социальным нормам сопряжено с культурной идентификацией и определяет экономическое поведение в части ответственности и склонности к риску. Экономическое поведение определяет потребительские предпочтения и оказывает влияние на социальные нормы.



Страхование: ключевой фактор благополучия государства и его граждан
Аннотация
Введение. Страхование является частью финансового рынка, неотъемлемым инструментом снижения рисков и обеспечения финансовой безопасности для частных лиц и компаний. Различные виды страхования позволяют защитить имущество, здоровье, ответственность, жизнь и другие ценности от непредвиденных событий. Страхование играет важную роль в обеспечении экономической и социальной стабильности государства. Благодаря страхованию повышается уровень доверия к экономике страны.
Цель статьи – исследовать вклад страхования в выполнение социально-экономической функции государства.
Методы исследования – обобщение российской практики, анализ открытых данных страхового рынка.
Интерпретация результатов исследования и их анализ. Страховой рынок России постепенно трансформируется. Меняются лидеры рынка, драйверы, совершенствуются бизнес-процессы. В основном страховой рынок обслуживает потребителей банковского сектора. Наблюдается банкассюранс.
Многие годы драйвером страхового рынка являлось страхование жизни. По сравнению с 2013 годом рынок страхования жизни вырос в 6 раз. Это отражает потребность граждан в малорискованном инвестировании, страховой защите при достижении определённого возраста и при диагностировании тяжелых заболеваний. Второй тенденцией страхового рынка является снижение нагрузки на государство через обязательные виды страхования. Доля обязательного страхования за 2023 год составила 15 % от общей доли рынка. Наибольший удельный вес в обязательном страховании занимает ОСАГО – 94,13 %. Обязательным видом является государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и другие. Страховые компании, собирая большие суммы страховых премий, измеряющиеся в триллионах рублей, финансируют экономику страны путём покупки промышленных и государственных ценных бумаг.
Выводы. Спектр функций страхования гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Оно охватывает возмещение страхового ущерба, инвестирование свободных денежных средств посредством страхования жизни, финансирования экономики предприятий и государства.



МЕНЕДЖМЕНТ
Методологические положения подготовительного этапа маркетингового исследования территорий Северо-Западного федерального округа
Аннотация
Введение. Маркетинговые исследования территорий необходимы для комплексного анализа ситуации и стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития территорий местного, регионального и федерального масштабов. Следует учитывать и факт неравномерного развития территорий, их конкуренцию по историческим и современным факторам привлекательности территориального продукта для заинтересованных лиц.
Цель статьи – представление методологических положений (обоснование проблемы, понятийного аппарата, принципов и методов) подготовительного этапа маркетингового исследования территорий, позволяющего комплексно оценить социально-экономическое развитие территорий – субъектов Северо-Западного федерального округа.
Методология исследования. Работа основывается на критическом анализе источников вторичной информации с высокими индексами цитирования в РИНЦ, качественном исследовании методом гайд-интервью, использовании методов сравнения, логической аргументации и обобщения.
Интерпретация результатов исследования. Оценены факторы инвестиционной привлекательности субъектов СЗФО, конкурентоспособности территориального продукта. Подтверждена обоснованность применения метода гайд-интервью при получении и обработке ценной маркетинговой информации. Основные преимущества метода – последовательная структурированность информации, эффективность коммуникации между интервьюером и респондентом, упрощение процесса анализа, сравнения, универсальность.
Выводы. Обоснована и апробирована практическая ценность и применимость метода гайд-интервью в маркетинговом исследовании территорий на этапе выявления ценностных ориентиров, а также процесса принятия решений стейкхолдеров в отношении территориального продукта. Получаемая информация наиболее ценна в планировании социально-экономического развития уникальных территорий.



Трансформация систем управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса в процессе диверсификации
Аннотация
Введение. Происходящие трансформационные процессы в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) российской экономики при проведении диверсификации для обеспечения внутреннего рынка высокотехнологичной продукцией двойного и гражданского назначения, направленные на импортозамещение и преодоление негативного воздействия санкционного режима, выявили необходимость преобразований в системе управления на предприятиях ОПК, без которых не решить поставленных стратегических задач. Это делает с позиции практического использования актуальной задачу исследования трансформации систем управления предприятиями ОПК в процессе диверсификации.
Методология исследования. В статье на базе подхода сценарного планирования осуществлена попытка осмысления причинно-следственных связей в процессе диверсификации предприятий ОПК, позволяющих совершенствовать систему управления предприятием с учётом состояния внутренней и внешней среды.
Интерпретация результатов исследования. Предложена концептуальная модель трансформации систем управления диверсифицируемых предприятий ОПК. Представлена авторская трактовка понятия «система управления предприятиями ОПК в условиях диверсификации». Введён термин «трансформация систем управления предприятиями ОПК в условиях диверсификации».
Выводы. Предлагаемая концептуальная модель трансформации систем управления может быть основой для дальнейшего выбора инструментов, методик и подходов, позволяющих актуализировать систему управления предприятием с учётом состояния внутренней и внешней среды предприятия.


