ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ «МАЛЫХ ГРУПП» У ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ С ЭКСТРЕМАЛЬНО НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА, К ВОЗРАСТУ ТРЕХ ЛЕТ
- Авторы: Щербакова В.П.1,2, Мозжухина Л.И.1, Ермолина Е.А.2, Иванова И.В.3
-
Учреждения:
- Ярославский государственный медицинский университет
- Областной перинатальный центр
- Ивановская государственная медицинская академия
- Выпуск: Том 22, № 3 (2023)
- Страницы: 67-74
- Раздел: Клиническая медицина: оригинальные статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-6016/article/view/354635
- DOI: https://doi.org/10.37903/vsgma.2023.3.10
- EDN: https://elibrary.ru/FDQWXY
- ID: 354635
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Введение Недоношенность, низкая масса при рождении и асфиксия являются основными факторами риска возникновения тяжелых поражений центральной нервной системы (ЦНС) у детей [9]. Чем меньше гестационный возраст (ГВ), ниже масса тела и оценка по шкале Апгар при рождении, тем выше риск нарушений психомоторного развития (ПМР) [4]. При задержке или диссоциации ПМР требуется раннее вмешательство и начало реабилитации. Диагностика нарушений развития часто бывает затруднена тем, что преждевременные роды изменяют траекторию развития детей, и недоношенный ребенок может по-разному достигать стадий развития, при этом процесс является динамическим и может изменяться во времени [1], что указывает на необходимость использования оценки на скорректированный возраст [5]. Ранняя реабилитация у недоношенных детей важна в связи с большей пластичностью мозга в первые месяцы жизни и пока не были зафиксированы патологические паттерны движения [3]. С другой стороны, необходимо помнить о том, что любое вмешательство должно быть оправданным [8]. Дети, рожденные недоношенными или перенесшие асфиксию в родах, требуют понимания их возможностей для начала реабилитации. Сама реабилитация начинается практически с момента рождения ребенка и включает поддержание температуры тела, оптимальное вскармливание, минимизация травмирующих вмешательств, при этом используется мягкая сенсорная стимуляция, коммуникация с мамой, развивающий уход и т.д. Существует группа детей, перенесших тяжелые состояния или заболевания в перинатальном периоде, которые в дальнейшем не показывают нарушений ПМР [2]. Все дети из группы риска, в частности, рожденные крайне недоношенными, должны находиться под наблюдением специалистов на предмет задержки ПМР, но реабилитацию следует использовать только при наличии показаний. В литературе описаны случаи негативных последствий от неоправданных реабилитационных мероприятий [6]. Цель исследования - оценить уровень психомоторного развития детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, проходивших реабилитацию в условиях амбулаторного отделения перинатального центра, к возрасту трех лет. Методика В ретроспективное когортное исследование было включено 120 детей. Критерии включения: масса тела ребенка при рождении менее 1000 гр.; ребенок был рожден на территории Ярославской области в период с 2012 по 2018 гг. и находился под наблюдением амбулаторного отделения для детей раннего возраста ГБУЗ ЯО «Областной перинатальной центр» (ОПЦ), а также проходил реабилитацию в рамках дневного стационара. Критерии исключения: дети, которые нерегулярно посещали специалистов амбулаторного отделения и не проходили реабилитацию в условиях перинатального центра по решению родителей: дальность проживания, наблюдение в детской поликлинике по месту жительства, не считали необходимым, пользовались услугами частных медицинских центров и пр. При поступлении недоношенных детей в амбулаторное отделение ОПЦ врачебная комиссия в составе педиатра, невролога, офтальмолога и врача лечебной физкультуры (ЛФК) составляли план реабилитации. Реабилитационные мероприятия проводились как в рамках амбулаторной помощи, так и в дневном стационаре. В динамике наблюдения последовательность, частота и формат реабилитационных мероприятий корректировались врачом ЛФК. При построении индивидуального плана реабилитации во внимание принимались следующие параметры: уровень психического развития ребенка на момент осмотра, степень задержки и/или нарушения моторных функций и его соматическое здоровье. Дети с наиболее тяжелой задержкой ПМР были направлены в дневной стационар, где реабилитация осуществлялась специалистами междисциплинарной реабилитационной команды (МРК). Весь период наблюдения реабилитационные мероприятия проводились по индивидуальным программам. На втором и третьем году жизни часть детей стали участниками занятий по методике «малых групп» в условиях дневного стационара. Антропометрические показатели оценивались по шкалам INTERGROWTH-21 на ГВ при рождении. Психомоторное развитие детей анализировалось с использованием шкалы КАТ-КЛАМС. Шкала позволяет оценить формирование навыков по трем основным линиям: КЛАМС (язык/речь), КАТ (решение задач) и Моторика. Результаты оценивались по каждой линии отдельно. Исходы ПМР были определены как норма, диссоциация развития (различия показателей КАТ-КЛАМС и моторики) и задержка. Дизайн исследования представлен на рис. 1. Дети были разделены на две группы. В первую группу были включены дети (n=87), которые проходили реабилитацию в рамках амбулаторной помощи и дневного стационара только по индивидуальным программам. Во вторую группу вошли дети (n=33), которые на первом году жизни получали реабилитационную помощь по индивидуальным программам, а на втором и третьем году жизни к ним добавлялись занятия по методике «малых групп». Рис. 1. Дизайн исследования Малые группы (по 4-5 человек) формировались по моторным навыкам и речевому развитию детей на текущий момент. Группы по навыкам формировались на возраст 8-12 месяцев, 12-18 месяцев, 18-24 месяца, 24+ месяца. Занятия проводились в течение 2 недель, по 5 занятий в неделю. Частота занятий по индивидуальной программе и в «малых группах» определялась для каждого ребенка индивидуально врачом-неврологом и врачом ЛФК. При поступлении в дневной стационар проводилась оценка состояния здоровья детей специалистами МРК, после этого формировался план занятий (табл. 1). Занятия с логопедом и учителем-дефектологом проходили 2 раза в неделю, длительностью 30 минут. Таблица 1. Реабилитационный комплекс по методике «малых групп» по дням недели Понедельник Четверг Занятие с логопедом Занятие с инструктором ЛФК Игротерапия Занятие в сенсорной комнате Физиотерапевтическое лечение (по показаниям) Лекарственная терапия (по показаниям) Вторник Пятница Занятие с учителем-дефектологом Занятие с инструктором ЛФК Игротерапия Занятие в сенсорной комнате Физиотерапевтическое лечение (по показаниям) Лекарственная терапия (по показаниям) Среда Занятие с инструктором ЛФК Занятие с психологом Игротерапия Занятие в сенсорной комнате Физиотерапевтическое лечение (по показаниям) Лекарственная терапия (по показаниям) Они были построены на переключении внимания и деятельности в течение занятия, нацелены на установление коммуникации между ребенком и мамой, между детьми в группе. В ходе занятия отрабатывались действия с предметами, содружественное действия двумя руками под музыку, вырабатывались реакции на речевые просьбы, использовались приемы логоритмики, игра на музыкальных инструментах. Главной целью занятий было вызывание или активация лепета, развитие речи и мелкой моторики. Занятия с психологом проводились 1 раз в неделю и были нацелены на улучшение коммуникации между матерью и ребенком, выявление патологических паттернов поведения и их проработка в группе. За весь реабилитационный курс дети проходили 10 занятий с инструктором ЛФК, длительностью 45-60 минут, в зависимости от возраста детей в группе. На занятиях отрабатывались навыки на скорректированный возраст детей. В игровой форме дети взаимодействовали с предметами, мамой, другими детьми. Сбор данных и их систематизация производились в таблицах Microsoft Office Excel (2016). Статистическая обработка данных выполнялась в программах STATISTICA 10, IBM SPSS и Medcalc. При использовании критерия Шапиро-Уилка, было установлено, что количественные показатели не соответствуют нормальному распределению, поэтому в дальнейшем применялись непараметрические статистические методы. Для описания распределения использовались медианы, моды, интерквартильные размахи и доверительные интервалы. Для сравнения выборок применялся однофакторный дисперсионный анализ, U-критерий Манна-Уитни и Хи-квадрат Фридмана. Статистически значимыми считали различия при p<0,05. Результаты исследования В исследуемых группах ГВ, масса и длина тела при рождении не имели статистически значимого различия (табл. 2). Таблица 2. Исходные характеристики детей, рожденных с экстремально низкой массой тела в обследуемых группах Показатель Группа 1 (n=87) Группа 2 (n=33) р Гестационный возраст, Ме [Q25; Q75], недели 26 [25; 28] 26 [25;27] >0,05 Масса тела при рождении, Ме [Q25; Q75], г 810 [720; 900] 755 [685;870] >0,05 Длина тела при рождении, Ме [Q25; Q75], см 32 [30; 34] 32 [29; 34] >0,05 ОГ при рождении, Ме [Q25; Q75], см 24 [22, 5; 25] 23 [22; 24] 0,010 В анамнезе у детей были установлены следующие заболевания, диагностированные на госпитальном этапе выхаживания: внутрижелудочковые кровоизлияния (ВЖК), бронхолегочная дисплазия (БЛД), нэкротизирующий энтероколит (НЭК), анемии (табл.3). Таблица 3. Сопутствующие заболевания, перенесенные детьми на госпитальном этапе выхаживания Показатель Группа 1 (n=87) Группа 2 (n=33) р ВЖК 1-2 степени, n (%) 10 (11,5%) 3 (9,1%) >0,05 ВЖК 3-4 степени, n (%) 11 (12,6%) 12 (36,4%) 0,003 Тяжелая асфиксия при рождении, n (%) 10 (11,5%) 6 (18,2%) 0,033 Гидроцефалия, n (%) 4 (4,6%) 4 (12,12%) 0,005 Перивентрикулярная лейкомаляция (ПВЛ), n (%) 3 (3,4%) 3 (9,1%) 0,005 Бронхолегочная дисплазия, n (%) 71 (81,6%) 30 (90,9%) 0,019 Нэкротизирующий энтероколит, n (%) 5 (5,7%) 7 (21,2%) 0,012 Анемия, диагностированная на стационарном этапе выхаживания, n (%) 73 (83,9%) 26 (78,8%) 0,031 Обращает на себя внимание, что во второй группе было значительно больше детей с тяжелым поражением ЦНС (ВЖК 3-4 степени, тяжелые асфиксии при рождении), БЛД и перенесших НЭК. У детей обеих групп к возрасту 1 год имело место отставание в ПМР на скорректированный возраст (коэффициент развития <75%) по всем трем анализируемым линиям (табл. 4). Однако к возрасту трех лет все больше детей имели нормальное ПМР. При этом дети второй группы демонстрировали наименьший коэффициент развития во все возрастные периоды по сравнению с детьми первой группы (табл. 4). Таблица 4. Показатели коэффициента развития детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, по шкале КАТ-КЛАМС в возрасте 1 года и 3-х лет жизни Коэффициент развития Группа 1 (n=87) Мода [95% ДИ] Группа 2 (n=33) Мода [95% ДИ] р Возраст 1 год КЛАМС (язык/речь) 70,31 [66, 7-75, 0] 66,9 [58, 3-75, 0] >0,05 КАТ (решение задач) 70,4 [66, 7-75, 0] 66,4 [58, 3-75, 0] >0,05 Моторика 70,4 [66, 7-83, 3] 64,6 [58, 3-75, 0] 0,034 Возраст 3 года КЛАМС (язык/речь) 77,0 [60, 3-87, 5] 79,4 [66, 6-100, 0] 0,007 КАТ (решение задач) 86,43 [83, 3, -100] 75,84 [66, 7-100, 0] 0,004 Моторика 90,0 [83, 3-100, 0] 80 [66, 7-83, 3] 0,005 Прирост показателя «КЛАМС» во второй группе выше, по сравнению с первой группой и составил 12,5% (в первой группе - 6,7%), но прирост показателей в первой группе выше по линиям «КАТ» и «Моторика». При расчете Хи-квадрата Фридмана было установлено, что по всем линиям оценки в двух группах за анализируемый период происходит статистически значимый прирост показателей (табл. 5). Наибольший прирост отмечен по линии «Моторика» (ꭕ2 = 205,6), что в почти в три раза больше по сравнению с «КЛАМС» (ꭕ2=72,06). Таблица 5. Результаты рангового анализа и конкордации показателей психомоторного развития детей, рожденных с экстремально низкой массой тела Показатель ꭕ2 р КЛАМС (язык/речь) 72,05825 0,000 КАТ (решение задач) 170,2978 0,000 Моторика 205,5549 0,000 На рис. 2 представлены показатели ПМР детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, в 1 и 3 года. В первой группе у детей выше процент нормального ПМР. Прирост детей с нормальным ПМР с 1 года до 3-х летнего возраста в 1-й группе составил 4,6%. Детей с задержкой ПМР стало меньше на 12,6%. Во второй группе лишь 27,3% имели нормальное ПМР в 1 год, но прирост детей с нормальным ПМР составил 12,1%, что почти в три раза выше по сравнению с детьми 1-й группы. Детей с задержкой ПМР стало на 18,2% меньше. Рис. 2. Динамика психомоторного развития детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, в 1 и 3 года Анализ состояния здоровья к трехлетнему возрасту показал, что из общего количества обследованных 28,3% детей были здоровы (табл. 6). Заключение «Здоров» в трехлетнем возрасте получили 32,2% детей в 1-й группе и 18,2% - из 2-й группы. Напомним, что в первой группе исходно было меньше детей с тяжелым поражением ЦНС (ВЖК 3-4 ст., тяжелые асфиксии, ПВЛ), гидроцефалией, БЛД и НЭК. У детей 1-й группы реже диагностировались нутритивные расстройства (35,6% случаев против 54,6% во 2-й группе). Задержка этапов развития выше в 1-й группе (43,7% и 33,3% во 2-й группе), но при этом в этой группе меньше детей с диагностированным ДЦП. Наибольшее количество детей с инвалидностью (каждый третий ребенок) наблюдается во 2-й группе, в которую изначально вошли недоношенные с тяжелыми поражениями ЦНС. Таблица 6. Основные показатели здоровья детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, к возрасту 3-х лет Показатели 1 группа 2 группа Здоров, n (%) 28 (32,2%) 6 (18,2%) Задержка этапов развития, n (%) 38 (43,7%) 11 (33,3%) БЭН, n (%) 31 (35,6%) 18 (54,6%) ДЦП, n (%) 10 (11,5%) 12 (36,4%) Полученные результаты свидетельствуют о более высокой эффективности реабилитационной помощи в условиях дневного стационара, в виде комбинации индивидуальных занятий со специалистами и занятий «в малых группах» на втором и третьем году жизни по сравнению с реализацией индивидуальных программ реабилитации. Обсуждение результатов исследования Клинические и научные исследования, проводимые на сегодняшний день в отношении программ раннего вмешательства у недоношенных детей, показывают, что четких рекомендаций не существует [9]. Нет публикаций о том, что недоношенные дети не требовали какой-либо терапии. В группе детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, высокий процент диссоциации ПМР (24,1%). Коэффициент развития по шкале КЛАМС становится выше в двух исследуемых группах в возрасте трех лет. Но дети второй группы, которые продолжали реабилитацию в виде комбинации индивидуальных занятий и занятий «в малых группах», смогли улучшить показатель по шкале КЛАМС к трем годам жизни, и прирост показателя составил 12,5%. В то время, как в 1-й группе, прирост по линии КЛАМС составил только 6,7%, что в два раза меньше, чем у 2-й группы. Занятия лечебной физкультурой, с врачом-логопедом, учителем-дефектологом и мероприятия по социализации в группе из 4-5 человек оказали положительное влияние на речевое развитие недоношенных детей. Крайняя недоношенность часто сопровождается факторами риска задержки развития (тяжелая асфиксия, ВЖК, ПВЛ, инфекции, НЭК, СДР и т.д.), но принятие во внимание только этих факторов для формирования групп реабилитации будет не верным. В амбулаторном отделении для детей раннего возраста ГБУЗ ЯО ОПЦ группы для реабилитации в рамках дневного стационара формировались, исходя из уровня и тяжести задержки этапов развития. Существует множество публикаций о методах ранней диагностики и реабилитации недоношенных, которые перенесли тяжелое поражение ЦНС и подвержены его последствиям [7]. Детский церебральный паралич является примером наиболее тяжелого заболевания, встречающегося в группе нарушений ПМР [10]. Чем раньше родился ребенок, тем выше риск развития ДЦП. По данным литературных источников и метаанализов, среди детей, рожденных с ГВ менее 28 недель, частота возникновения ДЦП составляет 14,6%, а среди детей, рожденных с 28 по 31 неделю гестации, - 6,8% [3]. В нашей выборке 18,3% детей к трем годам жизни имеют установленный диагноз ДЦП. Во второй группе было наибольшее количество детей, имеющих установленный диагноз ДЦП и самые низкие показатели психомоторного развития. Это было предопределено тем, что в выборку попали дети с высоким процентом тяжелого поражения ЦНС. В связи с высоким риском нарушений ПМР, отсутствие задержки этапов развития к трем годам жизни считается точкой достигнутого успеха. Нами установлено, что 28,3% детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, к трем годам жизни не имеют задержки этапов развития и другой соматической патологии. У 50% детей суммарно в двух группах был нормальный коэффициент ПМР. Первый год жизни для ребенка, рожденного с экстремально низкой массой тела, является критическим, потому что большинство детей имеют задержку этапов развития и требуют раннего вмешательства. При этом не стоит забывать о том, что на втором и третьем году жизни ребенку требуются оптимальные условия для развития речи и функции кисти [10]. Реабилитационные мероприятия, которые начинаются еще с самого рождения ребенка, должны продолжаться в динамике, исходя из текущих показателей ПМР. В современных рекомендациях звучит необходимость оптимизации участия родителей. Наиболее перспективны программы, стимулирующие все аспекты развития детей, в том числе и через социальную коммуникацию. Выводы 1. Недоношенные дети после выписки из стационара должны быть отнесены в группу риска по задержке психомоторного развития. Реабилитация, начатая еще на этапе ОРИТН, продолжается по индивидуальной программе, исходя из текущего уровня ПМР ребенка и тяжести задержки и/или нарушения моторных функций. 2. Дети, рожденные с экстремально низкой массой тела, чаще всего имеют на первом году жизни задержку ПМР по всем трём линиям развития (речь, решение задач, моторика). В возрасте трех лет, чаще возникает задержка речевого развития. 3. На втором и третьем году жизни дети, рожденные с экстремально низкой массой тела, при необходимости должны продолжать занятия «в малых группах» с разными специалистами (врачи лечебной физкультуры и логопед, учитель-дефектолог, игротерапия). Это позволит повысить показатели психомоторного развития и улучшить социализацию. 4. Занятия по методу «малых групп» позволяют активно вовлекать родителей в реабилитационный процесс, а полученные рекомендации по дальнейшим занятиям дома и по созданию развивающий среды для ребенка, предопределяют наилучший долгосрочный прогноз.Об авторах
Валентина Петровна Щербакова
Ярославский государственный медицинский университет; Областной перинатальный центр
Email: email@example.com
аспирант кафедры педиатрии ИНПО ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Россия, 150000, Ярославль, ул. Революционная, 5; Россия, 150042, Ярославль, Тутаевское шоссе, 31в
Лидия Ивановна Мозжухина
Ярославский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии ИНПО ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Россия, 150000, Ярославль, ул. Революционная, 5
Елена Анатольевна Ермолина
Областной перинатальный центр
Email: email@example.com
кандидат медицинских наук, заведующая отделением, врач-педиатр ГБУЗ ЯО «Областной перинатальный центр» Россия, 150042, Ярославль, Тутаевское шоссе, 31в
Инна Викторовна Иванова
Ивановская государственная медицинская академия
Email: email@example.com
доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической педиатрии ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Россия, 153012, Иваново, Шереметевский пр-т, 8
Список литературы
Щербакова В.П., Мозжухина Л.И., Иванова И.В. и др. Физическое развитие крайне недоношенных детей при рождении, выписке из стационара и в первые 3 года жизни. Практическая медицина. - 2022. - Т. 20, №5. - С. 40-47. doi: 10.32000/2072-1757-2022-5-40-47 @@ Shcherbakova V.P., Mozzhukhina L.I., Ivanova I.V. i dr. Physical development of extremely premature infants at birth, discharge from the hospital and in the first 3 years of life. Practical medicine. - 2022. - V.20, N5. - P. 40-47. doi: 10.32000/2072-1757-2022-5-40-47. (in Russian) Duncan AF, Matthews MA. Neurodevelopmental Outcomes in Early Childhood. Clinics in Perinatology. - 2018. - V.45. - P. 377-392. Hadders-Algra M. Early Diagnosis and Early Interwention i Cerebral Palsy. Frontiers in Neurology. - 2014. - V.5. - P. 185. Kline JE, Yuan W, Harpster K, Altaye M, Parikh NA. Association between brain structural network efficiency at term-equivalent age and early development of cerebral palsy in very preterm infants. Neuroimage. - 2021. - V. 15. - P. 245. Kułakowska Z. Some aspects of early diagnosis of brain lesions in newborn. Polish Journal of Paediatrics. - 2007. - V.82, N10. - P. 816-823. Linsell L, Malouf R, Marlow N, et al. Prognostic Factors for Poor Cognitive Development in Children Born Very Preterm or With Very Low Birth Weight: A Systematic Review. Jama Pediatrics. - 2015. - V.169, N12. - P. 1162-1172. Morgan C, Darrah J, Gordon AM, Harbourne R, Spittle A, Johnson R, Fetters L. Effectiveness of motor interventions in infants with cerebral palsy: a systematic review. Developmental Medicine & Child Neurology. - 2016. - V.58. - P. 900-909. Spittle, A.; Treyvaud, K.; Hons, B. The Role of Early Developmental Intervention to Influence Neurobehavioral Outcomes of Children Born Preterm. Semin. Perinatol. - 2016. - V.40. - P. 542-548. Taczała J, Latalski M, Dmoszyńska-Graniczka M, Aftyka A, Majcher P. Neurodevelopmental outcome and early rehabilitation of premature babies - is it needed in the first 2 years of life? Annals of Agricultural and Environmental Medicine. - 2021. - V.28, N1. - P. 172-178. Younge N, Goldstein RF, Bann CM, et al. Eunice Kennedy Shriver National Institute of Child Health and Human Development Neonatal Research Network. Survival and neurodevelopmental outcomes among periviable infants. The New England Journal of Medicine. - 2017. - V.376, N7. - P. 617-628. Амвросова М.А., Стукова А.Н. Особенности репродуктивных установок девушек 19-24 лет, проживающих на приарктических территориях России // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - 2017. - T.9, №1 (37). - С. 128-129. @@ Amvrosova M.A., Stukova A.N. Bjulleten' Severnogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. Bulletin of the Northern State Medical University. - 2017. - V.9, N1 (37). - P. 128-129. (in Russian) Архангельский В.Н., Шульгин С.Г., Зинькина Ю.В. Репродуктивное поведение российских женщин в зависимости от образовательного статуса // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2020. - T.20, №3. - С. 546-559. @@ Arhangel'skij V.N., Shul'gin S.G., Zin'kina Ju.V. Vestnik RUDN. Serija: Sociologija. - 2020. - V.20, N3. - P. 546-559. (in Russian) Асташова Ю.В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - T.8, №1. - С. 108-114. @@ Astashova Ju.V. Vestnik JuUrGU. Serija: Jekonomika i menedzhment. Bulletin of SUSU. Series: Economics and Management. - 2014. - V.8, N1. - P. 108-114. (in Russian) Бурага Н. Репродуктивные установки и ценностные ориентации молодых женщин // Studia Universitatis Moldaviae. - 2017. - №5(105). - С. 183-187. @@ Buraga, N. Studia Universitatis Moldaviae. Studia Universitatis Moldaviae. - 2017. - N5(105). - P. 183-187. (in Russian) Грошева Е.К., Чуприна А.Д. Отличительные черты и особенности поколения Z // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2021. - №3(20). - С. 32-34. @@ Grosheva E.K., Chuprina A.D. Biznes-obrazovanie v jekonomike znanij. Business education in the knowledge economy. - 2021. - N3(20). - P. 32-34. (in Russian) Гуркин Ю.А., Рухляда Н.Н. Гинекология детского и подросткового возраста: руководство для врачей. / Под ред. Ю.А. Гуркин, Н.Н. Рухляда. - M.: МИА, 2019. - 390 с. @@ Gurkin Ju.A., Ruhljada N.N. Ginekologija detskogo i podrostkovogo vozrasta: rukovodstvo dlja vrachej / Pod red. Gurkin Yu.A., Rukhlyada N.N. Gynecology of childhood and adolescence: a guide for physicians. - Moscow.: MIA, 2019. - 390 p. (in Russian) Захаров С.В., Чурилова Е.В. Репродуктивные установки населения России: есть ли повод для оптимизма? // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2019. - №3-4. (129). - С. 69-89. @@ Zaharov S.V., Churilova E.V. Vestnik obshhestvennogo mnenija. Dannye. Analiz. Diskussii. Bulletin of public opinion. Data. Analysis. Discussions. - 2019. - N3-4 (129). - P. 69-89. (in Russian) Зверева Е.А. Особенности медиапотребления "поколения Y" и "поколения Z" // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - №8. - C. 205-216. @@ Zvereva E.A. Social'no-gumanitarnye znanija. Social and humanitarian knowledge. - 2018. - N8. - P. 205-216. (in Russian) Иванов А.Г. Медико-социальные подходы к совершенствованию репродуктивного потенциала современной молодежи // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2004. - №3-4. - С. 105-107. @@ Ivanov A.G. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik im. akademika I.P. Pavlova.Russian Medical and Biological Bulletin. Academician I.P. Pavlova. - 2004. - N3-4. - P. 105-107. (in Russian) Ильин В.А., Шабунова А.А., Калачикова О.Н. Потенциал повышения рождаемости и семейно-демографическая политика России // Вестник российской академии наук. - 2021. - T.91, №9. - С. 831-844. @@ Il'in V.A., Shabunova A.A., Kalachikova O.N. Vestnik rossijskoj akademii nauk. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. - 2021. - V.91, N9. - P. 831-844. (in Russian) Казенин К.И. Репродуктивные установки населения на Северном Кавказе: играют ли роль факторы «региональной самобытности»? // Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях. VII Грушинская социологическая конференция. Москва, 15-16 марта 2017г. - Москва, 2017. - С. 833-842. @@ Kazenin K.I. Navstrechu budushhemu. Prognozirovanie v sociologicheskih issledovanijah. VII Grushinskaja sociologicheskaja konferencija. Towards the future. Forecasting in sociological research. VII Grushin sociological conference. - Moscow, 2017. - P. 833-842. (in Russian) Карпова В.М. Особенности межпоколенной трансляции семейных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2019. - T.25, №3. - C. 117-139. @@ Karpova V.M. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija. Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and political science. - 2019. - V.25, N3. - P. 117-139. (in Russian) Коваль Л.В. Взгляды молодежи на планирование семьи в контексте демографической ситуации в Воронежском регионе // Международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы». - Воронеж, 30 сентября - 2 октября 2021. - Воронеж, 2021. - С. 220-224. @@ Koval' L.V. Mezhdunarodnyj demograficheskij forum «Demografija i global'nye vyzovy».International Demographic Forum "Demography and Global Challenges". - Voronezh, 2021. - P. 220-224. (in Russian) Ковин Е.А. Критический анализ современных теорий поколений в социологии // StudNet. - 2020. - № 7. - C.96-100. @@ Kovin E.A. StudNet. - StudNet. - 2020. - N7. - P. 96-100. (in Russian) Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. расп. Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91/@@ Koncepcija gosudarstvennoj semejnoj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: utv. rasp. Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2014 g. № 1618-r. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91/ Короленко А.В., Калачикова О.Н. Репродуктивные установки молодых семей: факторы и условия реализации (по материалам углубленных интервью) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2022. - T.15, №2. - C. 172-189. @@ Korolenko A.V., Kalachikova O.N. Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. Economic and social changes: facts, trends, forecast. - 2022. - V.15, N2. - P. 172-189. (in Russian) Кулаченко М.П. Вожатые поколения Z // Международный научно-исследовательский журнал - 2021. - № 4-3 (106). - C. 58-62. @@ Kulachenko M.P. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal.International Research Journal - 2021. - N4-3 (106). - P. 58-62. (in Russian) Марар О.И., Коваль Л.В. Репродуктивные установки учащейся молодежи (на примере Воронежского региона) // Регион: системы, экономика, управление. - 2022. - №4 (59). - C. 81-89. @@ Marar O.I., Koval' L.V. Region: sistemy, jekonomika, upravlenie. Region: systems, economics, management. - 2022. - N4 (59). - P. 81-89. (in Russian) Митрофанова Е.А., Гришаева С.А. Учет специфики цифрового поколения в образовании и управлении персоналом // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2020. - T.9, №3. - C 21-26. @@ Mitrofanova E.A., Grishaeva S.A. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii. Рersonnel and intellectual resources management in Russia. - 2020. - V.9, N3. - P. 21-26. (in Russian) Назаревская Н.А., Ткаченко А.Н. Различия в семейных, брачных и репродуктивных установках молодежи в зависимости от пола // Молодой ученый. - 2017. - №4 (138). - С. 573-575. @@ Nazarevskaja N.A., Tkachenko A.N. Molodoj uchenyj. Young scientist. - 2017. - N4 (138). - P. 573-575. (in Russian) Осташова О.А. Формирование репродуктивной культуры молодёжи: постановка проблемы // Молодой ученый. - 2021. - №8 (350). - С. 49-51. @@ Ostashova O.A. Molodoj uchenyj. Young scientist. - 2021. - N8 (350). - P. 49-51. (in Russian) Распоряжение Правительства РФ «План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 16 сентября 2021 года №2580-р. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395737/@@ Rasporjazhenie Pravitel'stva RF «Plan meroprijatij po realizacii v 2021 - 2025 godah Koncepcii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» ot 16 sentjabrja 2021 goda №2580-r. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395737/ Сивоплясова С.Ю. Репродуктивные установки современной молодежи на многодетность: закономерности и противоречия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2022. - T.15, №1. - C. 223-242. @@ Sivopljasova S.Ju. Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. Economic and social changes: facts, trends, forecast. - 2022. - V15., N1. - P. 223-242. (in Russian) Сивоплясова С.Ю., Сигарева Е.П. Многодетность в России: состояние и перспективы // Социальные технологии, исследования. - 2018. - №2(88). - С. 83-94. @@ Sivopljasova S.Ju., Sigareva E.P. Social'nye tehnologii, issledovanija. Social technologies, research. - 2018. - N2(88). - P. 83-94. (in Russian) Страдымов Ф.И. Характеристика репродуктивных установок подростков и молодежи в возрасте до 24 лет // 2-я Всероссийская научно-практическая конференция "Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья молодежи". Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2018 г. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 396. @@ Stradymov F.I. 2-ja Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija "Sovremennye problemy podrostkovoj mediciny i reproduktivnogo zdorov'ja molodezhi". 2nd All-Russian scientific-practical conference "Modern problems of adolescent medicine and reproductive health of young people". St. Petersburg. - 2018. - P. 396. (in Russian) Трусова Е.А. Репродуктивные установки семьи: комплексный анализ в региональном контексте // Власть и управление на Востоке России. - 2021. - N2 (95). - C. 114-121. @@ Trusova E.A. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. Power and management in the East of Russia. - 2021. - N2 (95). - P. 114-121. (in Russian) Шабунова А.А., Калачикова О.Н., Короленко А.В. Демографическая ситуация и социально-демографическая политика Вологодской области в условиях пандемии COVID-19: II региональный демографический доклад / Вологда: ВолНЦ РАН, 2021. - 89 с. URL: http://www.volnc.ru/uploads/activity_files/2021/12/19046.pdf @@ Shabunova A.A., Kalachikova O.N., Korolenko A.V. Demograficheskaja situacija i social'no-demograficheskaja politika Vologodskoj oblasti v uslovijah pandemii COVID-19: II regional'nyj demograficheskij doklad /Vologda: VolNC RAN, 2021. - 89 p. URL: http://www.volnc.ru/uploads/activity_files/2021/12/19046.pdf (in Russian) Шишкина М.А. Мониторинг репродуктивных установок населения северных регионов России // Историческая демография. - 2017. - №2(20). - С. 66-71. @@ Shishkina M.A. Istoricheskaja demografija. Historical demography. - 2017. - N2(20). - P. 66-71. (in Russian) Howe Neil; Strauss William Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - New York-United States - 1991. - 538 p. Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
Дополнительные файлы


