РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Целью исследования является разработка и обоснование модели правовой компетентности специалиста аптечной организации. Методика. Исследование проводилось с применением метода контент-анализа открытых источников и нормативных правовых актов. В исследовании использованы научные публикации российского информационно-аналитического портала elibrary.ru, электронного фонда диссертаций ФГБУ «Российская государственная библиотека». Дополнительно были применены методы: логический, систематизации, обобщения и группировки данных. Результаты. На основании действующих нормативных правовых актов авторы формулируют значимость для фармацевтического специалиста правовых знаний, умений и навыков в его профессиональной деятельности. Проведен анализ литературных источников дефиниции «правовая компетентность» в различных отраслях научных знаний, предложено свое определение правовой компетентности специалиста аптечной организации. Изучены модели правовой компетентности специалистов разных профессиональных сфер. Заключение. Авторами разработана и предложена модель правовой компетентности специалиста аптечной организации, содержащая трехкомпонентную структуру.

Полный текст

Введение Формирование правовой грамотности граждан является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации [18]. Данная политика обеспечивается за счет взаимодействия федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, и поддерживается в различных сферах деятельности и уровнях образования [9]. Ранее нами изучены требования ФГОС и профессиональных стандартов фармацевтического профиля, которые предполагают развитие ряда компетенций, обеспечивающих для фармацевтического специалиста правовую направленность [11]. В Российской Федерации в настоящее время акцент делается на компетентностно ориентированное образование. Таубэ А.А. утверждает, что «такой подход оценивает результат полученного образования не как сумму усвоенной информации, а как способность специалиста к критическому анализу проблемных ситуаций на основе системного подхода, принимать решения и действовать в профессиональной ситуации» [21]. Целью исследования является разработка и обоснование модели правовой компетентности специалиста аптечной организации. Результаты исследования и их обсуждение В рамках данного исследования, проведен контент-анализ открытых источников, отражающих основное содержание понятия «правовая компетентность». Для проведения поиска использованы ключевые слова: «правовая компетентность». В настоящее время, в связи с обширностью сфер исследования правовой компетентности, содержание данного понятия трактуется отечественными авторами с различных позиций (табл. 1). Таблица 1. Варианты дефиниции «правовая компетентность» Фамилия и инициалы авторов, отрасли научных знаний Содержание понятия Денисенко И.К. Социальная философия, 09.00.11 «В процессе правовой социализации личность приобретает правовую компетентность, которая включает в себя не только определенный уровень правовых знаний, но и определенную установку. Установка выражает отношение индивида к правовым нормам, которое проявляется в определенной готовности, суждении или поведении личности или социальных групп в значимых ситуациях» [6]. Певцова Е.А. Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве, 12.00.01 «Усвоение правовых ценностей, знаний, умений, норм поведения в сфере права, создает основу правовой компетентности» [19]. Агамиров А.К., Гурин С.В., Кузнецова Н.О. Общая педагогика, история педагогики и образования 13.00.01 «Профессионально-правовая компетентность будущих специалистов сферы сервиса и туризма - интегративное свойство личности будущих специалистов, позволяющее эффективно разрешать проблемно-правовые ситуации в профессиональной деятельности» [1]. «Под правовой компетентностью понимается способность человека эффективно решать возникающие в жизни проблемы правовыми способами» [5]. «Интегративное свойство личности, системообразующее знания, умения и способности к построению правовых отношений, проявлению правовой грамотности, получению правового знания и осуществлению правового управления» [15]. Дударева В.А., Кожин С.А. Общественное здоровье и здравоохранение 14.02.03 «Проблемной областью при оказании медико-социальной помощи несовершеннолетним является недостаточная правовая компетентность специалистов, оказывающих медико-социальную помощь детскому населению» [7]. «Необходимо углубленное обучение врачей правовым вопросам, компетентность в которых повышает их удовлетворенность осуществлением профессиональной деятельности» [13]. Жигулин А.А., Кархалев И.В. Юридическая психология; психология развития, акмеология 19.00.06; 19.00.13 «Правовая компетентность представляет собой сложную интегративную характеристику личности, отражающую уровень ее правовой осведомленности, осознание и восприятие социально-правового опыта, готовность и способность строить свое социально-профессиональное поведение в соответствии с действующими правовыми нормами, способность к нравственно-правовой самооценке своей жизнедеятельности, а также наделенную совокупностью компетенций, оказывающих активное влияние на процессы личностно-профессионального развития и достижений специалиста»[8]. «Правовая, психологическая, акмеологическая компетентность взаимодействуют друг с другом на основе профессиональной компетентности в структуре деятельности. Психосинтез правовой и акмеологической компетентности, профессионализма деятельности и профессионализма личности реализуется в инвариантах профессионализма» [10]. В результате проведенного анализа установлено, что дефиниция «правовая компетентность» не имеет однозначного толкования, данное понятие является междисциплинарным. Значительная доля авторов определяет правовую компетентность, как интегративное качество личности, которая обладает определенным уровнем правовых знаний, умений и навыков. Ряд авторов в понятие «правовая компетентность» включают элементы, характеризующие будущего специалиста в рамках профессиональной деятельности, как подструктуру профессиональной компетентности [1, 13]. В то же время большинство работ рассматривает правовую компетентность в более широком смысле - включая компоненты не только правомерной профессиональной деятельности, а также совершенствование личности, направленной на осуществление правовых норм на благо государства и общества [7, 8, 15]. Авторы, приведенные в таблице 2, обозначали важность формирования правовой компетентности у специалистов различных сфер деятельности. Однако нами не выявлены работы, посвященные правовой компетентности фармацевтических специалистов. Деятельность фармацевтического работника регламентирована многочисленными нормативными правовыми актами (НПА), которые подвергаются постоянным изменениям. Регулярная актуализация знаний законодательства РФ - одно из требований Правил надлежащей аптечной практики (НАП) [17]. Помимо соблюдения Правил НАП, в аптечной организации разрабатываются и утверждаются локальные нормативные акты, в том числе стандартные операционные процедуры. Данные инструкции должны соответствовать требованиям различных НПА. Принимая во внимание возможные негативные правовые последствия в фармацевтической деятельности, считаем необходимым говорить о формировании правовой компетентности специалиста аптечной организации. Под правовой компетентностью мы понимаем совокупность правовых знаний, умений и навыков, и правового сознания, а также готовность осуществлять профессиональную деятельность в рамках действующего законодательства. Для разработки определения и структуры данного понятия нами были изучены модели правовой компетентности специалистов разных профессиональных сфер (табл. 2). Таблица 2. Модели правовой компетентности специалистов различных профессиональных сфер Фамилия, инициалы автора Год Объект исследования Структурные компоненты Волох Т.С. [2] 2006 Будущие учителя Мотивационный Когнитивный Деятельностно-рефлексивный Смирнов В.А. [20] 2007 Специалисты противопожарной службы МЧС России Личностный Деятельностный (поведенческий) Подкомпоненты: аксиологический, когнитивный, профессионально-практический, аффективный Агамиров А.К. [1] 2011 Специалисты по сервису и туризму Мотивационно-ценностный Когнитивный Практико-профессиональный Самообразовательный Лукаш О.А. [16] 2013 Студенты колледжа культуры Когнитивный Мотивационный Деятельностный Личностный Князева А.Г. [12] 2017 Бакалавры социальной работы в университете Мотивационный Когнитивный Деятельностный Рефлексивный Громакова Н.В. [4] 2020 Студенты медицинской образовательной организации Когнитивный Эмоционально-волевой Мотивационно-деятельностный Аксиологический Кузнецова Н.О. [14] 2020 Специалисты по рекламе и связям с общественностью Информационно-правовой Коммуникативный Когнитивный Нормативно-управленческий Грак Д.В. [3] 2023 Педагоги общеобразовательной организации Блоки модели: Теоретико-методологический Задачный Субкомпетентностный Содержательно-развивающий Контрольно-результативный Наиболее распространенными элементами данных моделей являются: когнитивный, мотивационно-ценностный, рефлексивный, деятельностный. На основании изученных моделей правовой компетентности, нами предложена модель правовой компетентности специалиста аптечной организации. В структуре данной модели нами выделено три основных компонента: когнитивный, ценностный, поведенческий (рис. 1). Рис. 1. Модель правовой компетентности специалиста аптечной организации Когнитивный компонент содержит следующие структурные элементы: 1) Сформированность основ правовых знаний. Знание основ теории государства и права, источников правовой информации. 2) Знание актуальных НПА, регулирующих фармацевтическую деятельность (ФД). 3) Осмысленность НПА, регламентирующих ФД. 4) Знание своих прав, обязанностей, ограничений, а также правового статуса других субъектов профессиональной деятельности. 5) Знание механизмов реализации и защиты прав человека и гражданина. Знание проблемно-правовых ситуаций, встречающихся в профессиональной деятельности. Обладая данными знаниями, фармацевтический работник может осуществлять профессиональную деятельность более уверено и грамотно. Ценностный компонент отражает: 1) Осознание ценности права. Понимание, осознанность работником значимости законов и его ответственность за свои действия. Уважение к закону приводит к поддержанию порядка и стабильности в обществе. 2) Принятие прав и свобод человека и гражданина. Ценностное отношение фармацевтического работника к правам других, при его взаимодействии с руководителем, коллегами, лицами, обращающимися в аптечную организацию. 3) Ценность правовых аспектов фармацевтической деятельности. Ценностное отношение к своим профессиональным правам, обязанностям и ограничениям. Данный компонент позволит фармацевтическому работнику учитывать систему ценностей современного общества. Принимая во внимание ценностные ориентиры, специалист может руководствоваться этой системой для построения своего поведения. Третьим компонентом модели правовой компетентности специалиста аптечной организации является поведенческий компонент. В качестве элементов поведенческого компонента выступают: 1) Готовность и способность применять правовые знания. Действия специалиста соизмеряются с нормами и требованиями права, это выражается в готовности нести ответственность. Владение методами поиска, анализа и применения правовой информации. 2) Владение способами защиты нарушенных прав. Применение правовых мер, направленных на предупреждение, устранение противоправных последствий. Правовые знания специалиста становятся средствами правовой самопомощи. 3) Стремление к совершенствованию правовых знаний. Проведение мероприятий по повышению уровня правовых знаний специалиста аптечной организации в формах самообразования и дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки). В процессе профессиональной подготовки все три компонента модели выступают в неразрывном единстве. Описанная нами модель может быть рассмотрена с точки зрения профессиональных компетенций, формируемых при подготовке фармацевтического работника. Исходя из содержания вышеуказанных компонентов, нами разработаны индикаторы, определяющие сформированность правовой компетентности специалиста аптечной организации по правовым знаниям, системе ценностей, умениям и навыкам (табл. 3). Таблица 3. Индикаторы сформированности правовой компетентности специалиста аптечной организации Компоненты модели Индикаторы сформированности правовой компетентности Когнитивный Знает основные источники правовой информации Знает элементы конституционно-правового статуса человека и гражданина в РФ Знает положения актуальных НПА, регулирующих фармацевтическую деятельность Знает последствия несоблюдения требований, установленных источниками права Знает правовые методы досудебного урегулирования спора Ценностный Соблюдает принцип доверия к закону и действиям государства Признает и уважает права покупателя (пациента) Осознает необходимость защиты своих прав, личной ответственности за соблюдение прав и законных интересов других участников надлежащей аптечной практики Осознает ценность непрерывного совершенствования своих правовых знаний Поведенческий Способен самостоятельно осуществлять поиск и применение актуальной правовой информации Умеет интерпретировать правовые нормы, давать оценку неправомерному поведению и предвидеть его юридические последствия Соблюдает права потребителей (пациентов) при осуществлении профессиональной деятельности (право на информацию, врачебная тайна, конфиденциальность) Владеет алгоритмом действий защиты прав в случае их нарушения Стремится к повышению уровня правовой грамотности Наличие индикаторов, разработанных с учетом структуры правовой компетентности, позволит выявить динамику эффективности формирования правовой компетентности специалиста аптечной организации. Эффективность формирования правовой компетентности специалиста аптечной организации может быть оценена и дифференцирована по трем уровням: низкий, базовый и высокий. Низкий уровень характеризуется невысоким уровнем знаний общих и специальных норм права, осознанием и проявлением личной ответственности не в полной мере, потерей доверия к правовым институтам и законодательству, отсутствием необходимых правовых умений и навыков. Базовый уровень характеризуется наличием в необходимом объеме знаний общих и специальных норм права, толерантным отношением к правам и законным интересам большинства участников надлежащей аптечной практики, осознанно проявляемой ответственностью в профессиональной деятельности, достаточно сформированным объемом правовых умений и навыков. Высокий уровень характеризуется глубокими и системными знаниями общих и специальных норм права, проявлением эмпатии и ответственности ко всем участникам надлежащей аптечной практики, умением применять правовые знания, для решения проблемно-правовых ситуаций. Оценивание фармацевтического работника по каждому компоненту модели возможно с помощью фонда оценочных средств. Заключение Результаты исследования показали, что правовая компетентность специалиста аптечной организации объединяет личностный и профессиональный аспекты, через совокупность взаимосвязанных элементов. Условия формирования правовой компетентности фармацевтических работников, определенные на основе теоретического анализа проблемы, могут служить методической основой при реализации основных профессиональных образовательных программ, а также при разработке дополнительной профессиональной программы фармацевтического образования. Данные настоящего исследования требуют эмпирической проверки, что составляет перспективу дальнейшей работы.
×

Об авторах

Елена Викторовна Кашина

Пермская государственная фармацевтическая академия

Email: email@example.com
старший преподаватель кафедры организации, экономики и истории фармации факультета очного обучения ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России Россия, 614990, Пермь, ул. Полевая, 2

Екатерина Сергеевна Мезенцева

Пермская государственная фармацевтическая академия

Email: email@example.com
кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры организации, экономики и истории фармации факультета очного обучения ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России Россия, 614990, Пермь, ул. Полевая, 2

Список литературы

  1. Агамиров А.К. Самопроектирование как эффективный способ формирования профессионально-правовой компетентности будущих специалистов неюридического профиля // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 12(68). - С. 72-76. @@ Agamirov A.K. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. - 2008. - N12(68). - P. 72-76. (in Russian)
  2. Волох Т.С. Развитие социально-правовой компетентности будущего учителя (на материале педагогических дисциплин): Автореф. дис. … канд. педагогич. наук. - Омск, 2006. - 19 с. @@ Volokh T. S. Razvitie sotsial'no-pravovoi kompetentnosti budushchego uchitelya (na materiale pedagogicheskikh distsiplin) (kand. dis.). Development of the socio-legal competence of the future teacher (based on the material of pedagogical disciplines) (Author’s Abstract of Candidate Thesis). - Omsk, 2006. - 19 p. (in Russian)
  3. Грак ДВ. Развитие правовой компетентности педагога общеобразовательной организации: Автореф. дис. канд. педагогич. наук. - Красноярск, 2023. - 24 с. @@ Grak D. V. Razvitie pravovoi kompetentnosti pedagoga obshcheobrazovatel'noi organizatsii (kand. dis.). Development of legal competence of a teacher of a general education organization (Author’s Abstract of Candidate Thesis). - Krasnoyarsk, 2023. - 24 p. (in Russian)
  4. Громакова Н.В., Плотникова И.Е. Педагогические условия формирования правовой компетентности студентов медицинской образовательной организации // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2(287). - С. 74-77. @@ Gromakova N. V., Plotnikova I.E. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovoi kompetentnosti studentov meditsinskoi obrazovatel'noi organizatsii // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2020. - N 2(287). - P. 74-77. (in Russian)
  5. Гурин С.В. Формирование правовой компетентности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза: Автореф. дис. канд. педагогич. наук. - Мурманск, 2004. - 24 с. @@ Gurin S.V. Formirovanie pravovoi kompetentnosti budushchego uchitelya v uchebno-vospitatel'nom protsesse vuza (kand. dis.). Formation of the legal competence of the future teacher in the educational process of the university (Author’s Abstract of Candidate Thesis). - Murmansk, 2004. - 24 p. (in Russian)
  6. Денисенко И.К. Правовая социализация и правовая компетентность личности // Общество и право. - 2012. - № 2(39). - С. 262-266. @@ Denisenko I. K. Pravovaya sotsializatsiya i pravovaya kompetentnost' lichnosti // Obshchestvo i pravo. - 2012. - N 2(39). - P. 262-266. (in Russian)
  7. Дударева В.А. Совершенствование организации оказания медицинской помощи детскому населению на региональном уровне с учетом факторной обусловленности здоровья: Автореф. дис. … канд. медиц. наук. - М., 2021. - 24 с. @@ Dudareva V. A. Sovershenstvovanie organizatsii okazaniya meditsinskoi pomoshchi detskomu naseleniyu na regional'nom urovne s uchetom faktornoi obuslovlennosti zdorov'ya (kand. dis.). Improving the organization of medical care for children at the regional level, taking into account the factor conditionality of health (Author’s Abstract of Candidate Thesis). - Moscow, 2021. - 24 p. (in Russian)
  8. Жигулин А.А. Правовая компетентность студента профессионального колледжа: особенности развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 3(83). - С. 163-166. @@ Zhigulin A.A. Pravovaya kompetentnost' studenta professional'nogo kolledzha: osobennosti razvitiya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2010. - N 3(83). - P. 163-166. (in Russian)
  9. Закон Пермского края от 05.04.2022 N 59-ПК «О правовом просвещении граждан на территории Пермского края» (принят ЗС ПК 17.03.2022) // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 14, том 1, 11.04.2022 @@ Zakon Permskogo kraya ot 05.04.2022 N 59-PK «O pravovom prosveshchenii grazhdan na territorii Permskogo kraya» (prinyat ZS PK 17.03.2022) // Byulleten' zakonov Permskogo kraya, pravovykh aktov gubernatora Permskogo kraya, Pravitel'stva Permskogo kraya, ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti Permskogo kraya", N 14, V.1, 11.04.2022 (in Russian)
  10. Кархалев И.В. Акмеологические особенности развития правовой компетентности сотрудников наркоконтроля: Автореф. дис. … канд. психолог. наук. - М., 2007. - 22 с. @@ Karkhalev I. V. Akmeologicheskie osobennosti razvitiya pravovoi kompetentnosti sotrudnikov narkokontrolya (kand. dis.). Acmeological features of the development of legal competence of drug control officers (Author’s Abstract of Candidate Thesis). - Moscow, 2007. - 22 p. (in Russian)
  11. Кашина Е.В., Мезенцева Е.С. От требований ФГОС к профессиональной деятельности: правовая компетентность специалиста аптечной организации // Современная фармация: вызовы, ожидания, решения: Материалы Всероссийской конференции. - Пермь, 2023. - С. 122-126. @@ Kashina E.V., Mezentseva E.S. Ot trebovanii FGOS k professional'noi deyatel'nosti: pravovaya kompetentnost' spetsialista aptechnoi organizatsii // Sovremennaya farmatsiya: vyzovy, ozhidaniya, resheniya: Materialy Vserossiiskoi konferentsii. - Perm', 2023. - P. 122-126. (in Russian)
  12. Князева А.Г. Формирование профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы в университете: Дис. канд. педагогич. наук. - Орел, 2017. - 176 с. @@ Knyazeva A. G. Formirovanie professional'no-pravovoi kompetentnosti bakalavrov sotsial'noi raboty v universitete (kand. dis.). Formation of professional and legal competence of bachelors of social work at the University (Author’s Abstract of Candidate Thesis). - Orel, 2017. - 176 p. (in Russian)
  13. Кожин С.А. Состояние и пути развития кадрового потенциала врачей анестезиологов-реаниматологов: Автореф. дис. канд. медиц. наук. - СПб., 2022. - 23 с. @@ Kozhin S.A. Sostoyanie i puti razvitiya kadrovogo potentsiala vrachei anesteziologov-reanimatologov (kand. dis.). The state and ways of developing the human potential of anesthesiologists and resuscitators (Author’s Abstract of Candidate Thesis). - Saint-Petersburg, 2022. - 23 p. (in Russian)
  14. Кузнецова Н. О. Правовая компетентность специалистов по рекламе и связям с общественностью // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2018. - Т. 24, № 4. - С. 54-59. @@ Kuznetsova N. O. Pravovaya kompetentnost' spetsialistov po reklame i svyazyam s obshchestvennost'yu // Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. - 2018. - V. 24, N 4. - P. 54-59. (in Russian)
  15. Кузнецова Н.О. Формирование правовой компетентности специалистов по рекламе и связям с общественностью в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. педагогич. наук. - Самара, 2000. - 21 с. @@ Kuznetsova N.O. Formirovanie pravovoi kompetentnosti spetsialistov po reklame i svyazyam s obshchestvennost'yu v protsesse professional'noi podgotovki (kand. dis.). Formation of legal competence of advertising and public relations specialists in the process of professional training (Author’s Abstract of Candidate Thesis). - Samara, 2000. - 21 p. (in Russian)
  16. Лукаш О.А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа культуры в процессе подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. педагогич. наук. - Тула, 2013. - 24 с. @@ Lukash O. A. Formirovanie pravovoi kompetentnosti studentov kolledzha kul'tury v protsesse podgotovki k professional'noi deyatel'nosti (kand. dis.). Formation of legal competence of students of the College of Culture in the process of preparation for professional activity (Author’s Abstract of Candidate Thesis). - Tula, 2013. - 24 p. (in Russian)
  17. Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения @@ Электронный ресурс: приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 647н (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2017 N 45113) - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru @@ Ob utverzhdenii Pravil nadlezhashchei aptechnoi praktiki lekarstvennykh preparatov dlya meditsinskogo primeneniya @@ Elektronnyi resurs: prikaz Minzdrava Rossii ot 31.08.2016 N 647n (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 09.01.2017 N 45113) - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru (in Russian)
  18. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) // «Российская газета», N 151, 14.07.2011 @@ Osnovy gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere razvitiya pravovoi gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan (utv. Prezidentom RF 28.04.2011 N Pr-1168) // «Rossiiskaya gazeta», N 151, 14.07.2011 (in Russian)
  19. Певцова Е.А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи (теоретике-правовые аспекты): Автореф. дис. … докт. юридич. наук. - М., 2006. - 46 с. @@ Pevtsova E.A. Problemy formirovaniya pravovogo soznaniya uchashcheisya molodezhi (teoretike-pravovye aspekty) (doctoral dis.). Problems of formation of legal consciousness of students (theoretical and legal aspects) (Doctoral Thesis). - Moscow, 2006. - 46 p. (in Russian)
  20. Смирнов В.А. Формирование профессионально-правовой компетентности специалистов противопожарной службы МЧС России в вузе: Автореф. дис. … канд. педагогич. наук. - М., 2007. - 23 с. @@ Smirnov V. A. Formirovanie professional'no-pravovoi kompetentnosti spetsialistov protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii v vuze (kand. dis.). Formation of professional and legal competence of specialists of the fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia at the university (Author’s Abstract of Candidate Thesis). - Moscow, 2007. - 23 p. (in Russian)
  21. Таубэ А.А. Реализация компетентностного подхода в подготовке кадров высшей квалификации для фармацевтической промышленности // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2021. - Т. 20, № 4. - С. 213-222. @@ Taube A. A. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v podgotovke kadrov vysshei kvalifikatsii dlya farmatsevticheskoi promyshlennosti // Vestnik Smolenskoi gosudarstvennoi meditsinskoi akademii. - 2021. - V. 20, N 4. - P. 213-222. (in Russian)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».