THANKS TO THE TEACHER
- Authors:
- Issue: Vol 24, No 3 (2025)
- Pages: 256-257
- Section: Proceedings of congresses and conferences
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-6016/article/view/354319
- DOI: https://doi.org/10.37903/vsgma.2025.3.32
- EDN: https://elibrary.ru/TNDMYR
- ID: 354319
Cite item
Full Text
Abstract
Nikolai Konstantinovich Nikiforovsky was born on April 22, 1945, in the village of M. Gorodishche, Novgorod Oblast. A child of the post-war era, he experienced all the hardships and privations endured by Soviet citizens. His father, Konstantin Sergeyevich, a partisan and recipient of the Order of the Red Star, died young. From adolescence, his mother, Nina Ivanovna, raised him. Thanks to the upbringing instilled by his parents, his hard work, his extraordinary love of reading, his natural intelligence, and his tenacity, Nikolai Konstantinovich always excelled in everything he did. He graduated from high school in Khmelnik, Ukrainian SSR, with a gold medal, and was admitted to Smolensk State Medical Institute on his first attempt. He was an excellent student and was deeply involved in community service. For a long time, he headed the institute's Komsomol organization and was an active participant in the construction brigades movement in the Smolensk region. His community service did not hinder the future professor from pursuing excellent studies and research. After graduating with honors from the Smolensk State Medical Institute's Faculty of General Medicine in 1969, he continued his studies in clinical residency and then postgraduate studies in the Department of Obstetrics and Gynecology. He defended his candidate's dissertation in 1975 and his doctoral dissertation in 1991.
Full Text
Общий стаж работы Николая Константиновича 50 лет, и все 50 лет он проработал в одном коллективе. Работал последовательно на кафедре ассистентом, доцентом, а с 1991 года в течение 30 лет бессменно возглавлял кафедру акушерства и гинекологии, которая за это время приобрела курс пренатальной диагностики. Он был чутким и внимательным руководителем, в меру строгим, в меру демократичным. Независимо от возраста и регалий подчиненного, всегда относился к нему с неизменным уважением. Николай Константинович всегда стремился к новаторству. Еще в конце восьмидесятых годов он одним из первых начал внедрение компьютерной техники в институте, вместе с молодыми коллегами овладевал азами компьютерной грамотности, убеждая всех, вне зависимости от возраста, переходить «от печатной машинки к ЭВМ». Николай Константинович постоянно побуждал коллектив двигаться вперед и развиваться, поддерживал инициативу, всегда помогал продвигать свои идеи и воплощать их в жизнь. В воспитании учеников он всегда придерживался принципа «я тебя только подсажу в седло, а уж поскачешь ты сам». Не будет преувеличением сказать, что Николай Константинович был одним из самых любимых педагогов нашего ВУЗа. Интеллигентный, глубоко начитанный, прекрасный оратор. Его лекции пользовались неизменным успехом. Считалось большим везением попасть к нему в группу на практические занятия: содержательно, необыкновенно увлекательно, а, главное, полезно для будущей практической деятельности. Подтверждение глубочайшей признательности студентов - ежегодные приглашения на Вечера встреч выпускников. И любовь эта была, несомненно, взаимной. Поэтому традиционно более 20 лет профессора Н.К. Никифоровский, А.Е. Доросевич, С.А. Касумьян ни разу, несмотря на отпускной период, не отказали своим бывшим ученикам «встретиться и повспоминать». Для многих поколений врачей Николай Константинович был примером беззаветного исполнения врачебного долга, вдумчивого и бережного отношения к пациенткам, решительности и твердости в сложных ситуациях, надежности и абсолютной безотказности тогда, когда нужно подставить свое плечо коллегам. Женщины, спасенные благодаря врачебному таланту Николая Константиновича, нередко называли своих сыновей в честь своего спасителя. Одна даже назвала своих двойняшек Николай и Константин. Николай Константинович много времени и внимания уделял лечебному процессу, внедрению новых технологий. Во многом благодаря ему на Смоленщине раньше, чем в других городах России, появились ультразвуковая диагностика в акушерстве и гинекологии. По его инициативе был открыт первый на Смоленщине кабинет пренатальной диагностики, который потом превратился в пренатальный консилиум медико-генетической консультации Перинатального центра. При его активном участии открыто и начало работать первое в Смоленске, и одно из немногих в те годы в России, отделение эндоскопической гинекологии. Николай Константинович был непререкаемым авторитетом для коллег. Своим учителем его считают не только врачи Смоленщины, но и Калуги, Калининграда, Брянска, Орла, Пскова и других сопредельных областей, где работают его благодарные ученики. В научном обществе Николай Константинович был хорошо известен своими трудами по наиболее актуальным проблемам акушерства и гинекологии. Научный руководитель 24 кандидатских и 3 докторских диссертаций, соавтор 2-х изобретений, 17 учебно-методических пособий, 3 монографий. Последняя, «Ожирение у женщин», созданная совместно с Федеральным Научным медицинским центром эндокринологии, была названа лучшей клинической монографией ВУЗа в 2020 г. Николай Константинович никогда не стремился к получению наград и званий, всегда демонстрировал коллегиальность и командный стиль работы, старался показать, в первую очередь, достижения своих учеников. Признанием его заслуг было избрание членом Правления Всероссийского научного общества акушеров-гинекологов, редакционных советов ведущих журналов «Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии» (Россия) и «Вопросы охраны материнства и детства» (Беларусь). Долгие годы с момента основания журнала профессор Никифоровский был членом редколлегии и нашего «Вестника СГМА». Николай Константинович награжден большим числом Почетных Грамот разного уровня, в том числе, и Министерства здравоохранения РФ, медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда». В 2003 г ему присвоено звание Заслуженный врач РФ. Но самая дорогая награда для любого Учителя - глубокое уважение и память, которую бережно хранят сердца коллег, учеников, пациенток.About the authors
Supplementary files


