Исследование влияния скорости деформации и толщины клеевого слоя при ударном нагружении на параметры соединения в автомобиле
- Авторы: Лю И1, Гончаров Р.Б.1, Зузов В.Н.1
-
Учреждения:
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
- Выпуск: Том 16, № 3 (2022)
- Страницы: 251-263
- Раздел: Транспортные и транспортно-технологические комплексы
- URL: https://ogarev-online.ru/2074-0530/article/view/126632
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-108818
- ID: 126632
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В настоящее время в отечественных и зарубежных автомобилях наряду с точечной сваркой все шире используются новые технологии соединений – клеевые. Исследование прочности соединения, а также влияния скорости деформации и толщины клеевого слоя при ударном нагружении на параметры соединения в автомобиле является актуальной технической задачей.
Цель работы – исследование при ударном нагружении влияния скорости деформации и толщины клеевого слоя на параметры клеевого соединения (прочность, деформации и др.), а также оценка эффективности предлагаемого модифицированного метода калибровки для модели клеевого слоя на примере трубчатой конструкции, часто применяемой в силовых элементах автомобиля.
Материалы и методы. Экспериментальные исследования выполнены при ударном нагружении со скоростью удара 6,66 м/с (при осевом ударе) и 6,87м/с (при боковом ударе) грузом массой 22,3 кг. Моделирование условий работы осуществлено в программе LS-Dyna, что позволило исследовать напряжено-деформированные состояния (НДС) склеенных трубчатых конструкций и оценить погрешность моделирования.
Результаты. На базе проведенных экспериментальных и расчетных исследований длина разрушения клеевого слоя при ударной нагрузке в стальных конструкциях, соединенных клеем Henkel EP 5055, короче в соединениях с толщиной клеевого слоя 0,5 мм, чем в соединениях с толщиной клеевого слоя 1 мм. Общая деформация склеенной конструкции при боковой ударной нагрузке с толщиной клеевого слоя 1 мм меньше, чем с толщиной слоя 0,5 мм, т. к. клеевой слой поглощает часть энергии. При осевой ударной нагрузке отличия незначительны. Погрешности моделирования клеевого соединения при ударном нагружении были существенно снижены за счет применения предложенного модифицированного метода калибровки свойств клеевого слоя с учетом влияния скорости деформации и толщины клеевого слоя в конечно-элементной модели (на 15%).
Заключение. Практическая ценность исследования заключается в предложенной модифицированной модели, учитывающей влияние скорости деформации и толщины клеевого слоя при ударном нагружении на параметры соединения и позволяющей повысить точность расчетов, а также в рекомендациях по наилучшему значению толщины клеевого слоя в склеенных конструкциях автомобилей.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
И Лю
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Email: liuyi941003@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2615-6826
SPIN-код: 3301-3941
аспирант кафедры «Колесные машины»
Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1Роман Борисович Гончаров
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Email: rbgoncharic@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4805-967X
SPIN-код: 1180-9530
Scopus Author ID: 816252
доцент кафедры «Колесные машины»
Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1Валерий Николаевич Зузов
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Автор, ответственный за переписку.
Email: zuzvalery@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-1512-9299
SPIN-код: 1419-7851
Scopus Author ID: 201799
д.т.н., профессор кафедры «Колесные машины»
Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1Список литературы
- Смирнова М.И. Сборник технических условий на клеящие материалы / под ред. Д.А. Кардашова. Ленинград: Химия, 1975. 463 с.
- Fays S. Adhesive bonding technology in the automotive industry // Adhesion and Interface. 2003. Vol. 4, N 2. Р. 37–48.
- Da Silva L.F., Rodrigues T.N., De Figueiredo M.A., De Moura M.F. Effect of adhesive type and thickness on the lap shear strength // The Journal of Adhesion. 2006. Vol. 82, N 11. Р. 1091–1115. doi: 10.1080/00218460600948511
- Makhecha D.P., Kapania R.K., Johnson E.R., Dillard D.A. Dynamic fracture analysis of adhesively bonded joints using explicit methods // AIAA Journal. 2007. Vol. 45, N 11. Р. 2778–2784. doi: 10.2514/1.26088
- Xin Y. Study of modeling techniques of weld-bonded joints under impact loading [dissertation]. Tsinghua University, 2010.
- Carlberger T., Biel A., Stigh U. Influence of temperature and strain rate on cohesive properties of a structural epoxy adhesive // International Journal of Fracture. 2009. Vol. 155, N 2. Р. 155–166. doi: 10.1007/s10704-009-9337-4
- ГОСТ Р ИСО 11003-2-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Клеи. Определение свойств конструкционных клеев при сдвиге. Часть 2. Метод испытания на растяжение металлических образцов, склеенных внахлестку. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/556309663 Дата обращения: 15.12.2022.
- ГОСТ 9550-81. Межгосударственный стандарт. Пластмассы. Методы определения модуля упругости при растяжении, сжатии и изгибе. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200020731 Дата обращения: 15.12.2022.
- DIN EN ISO 11343-2019. Международный (зарубежный) стандарт. Клеи. Определение динамической устойчивости к расщеплению высокопрочных клеевых связей в условиях ударного клина. Метод клинообразного удара (ISO 11343:2019); немецкая версия EN ISO 11343:2019. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/563882968 Дата обращения: 15.12.2022.
- Лю И., Зузов В.Н. Численное моделирование клеевого соединения в автомобильных конструкциях при квазистатическом нагружении с использованием усовершенствованной модели его свойств // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2022. № 3. С. 84–97. doi: 10.46960/1816-210X_2022_3_84
- Лю И., Зузов В.Н. Моделирование клеевого соединение в автомобильных конструкциях при динамическом и ударном нагружении с использованием модифицирования свойств материала // Будущее машиностроения России: сборник докладов Четырнадцатой Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов, 21–24 сентября 2021 г. В 2 т. Т. 2. Москва, 2022. С. 117–127.
Дополнительные файлы
