Влияние человеческого капитала топ-менеджмента на эффективность адаптации российских IT-компаний к культуре отмены и структурному кризису

Аннотация

Начиная с марта 2022 г. российские компании сталкиваются со структурным кризисом, при этом больше всего пострадала IT-отрасль. В статье исследуется влияние качеств человеческого капитала (HC) высшего руководства отечественных IT-компаний на эффективность их адаптации к данному кризису. Научная новизна статьи обусловлена: 1) недостаточным количеством исследований по теме в условиях перманентных структурных кризисов; 2) исследованием качества человеческого капитала всей команды топ-менеджмента. Результаты показали, что повышение качества человеческого капитала топ-менеджеров умеренно и положительно повлияло на эффективность адаптации IT-компаний к кризису. Однако мы не обнаружили различий между степенью влияния на адаптацию человеческого капитала генерального директора (СЕO) и остальной части команды высших руководителей. Такие качества человеческого капитала руководителей, как: 1) молодой возраст; 2) вступление в должность до кризиса; 3) опыт работы в международных компаниях; 4) опыт работы в IT-индустрии; и 5) открытость заинтересованным сторонам, в наибольшей степени способствовали адаптации к кризису.

Об авторах

С. Гришунин

Автор, ответственный за переписку.
Email: sergei.v.grishunin@gmail.com

А. Гурина

Email: annagurina1801@gmail.com

А. Сюткина

Email: aasyutkina@edu.hse.ru

Список литературы

  1. Hambrick D.C., Mason P.A. Upper Echelons: The Organization as a Reflection of Its Top Managers. Academy of Management Review. 1984;9(2):193–206. DOI: https://doi.org/10.2307/258434 DOI: https://doi.org/10.2307/258434
  2. OECD. The Well-being of Nations: The Role of Human and Social Capital. OECD Publishing, Paris. 2001:1–120. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264189515-en DOI: https://doi.org/10.1787/9789264189515-en
  3. Mugaeva E. Human Capital as a Source of a Company’s Sustainable Competitive Advantage. Natural sciences and humanities research. 2021;1(33):160–164. DOI: https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-10848
  4. Nazarkina V., Gostkov D., Lapteva A., Kniazev V., Ivashkovskaya I. Influence of CEO Human Capital and Behavioral Characteristics on Economic Profit of Russian Companies. Journal of Corporate Finance Research. 2022;16(4):6-33. DOI: https://doi.org/10.17323/j.jcfr.2073-0438.16.4.2022.6-33 DOI: https://doi.org/10.17323/j.jcfr.2073-0438.16.4.2022.6-33
  5. Karnoukhova E., Stepanova A. Does Smart & Powerful CEO Contribute to the Performance of Technology Companies? Journal of Corporate Finance Research. 2019;13(4): 39-58. DOI: https://doi.org/10.17323/j.jcfr.2073-0438.13.4.2019.39-58 DOI: https://doi.org/10.17323/j.jcfr.2073-0438.13.4.2019.39-58
  6. Strekalov G., Fillipovich Y. About some features of the phenomenon of Cancellation culture. The Collection of Humanitarian Researches. 2021;1(26):36-41. DOI: https://doi.org/10.21626/j-chr/2021-1/(26)/5
  7. Stepanyan A. Strategies of Russian companies in difficult economic conditions. СРРМ. 2018;2(107):26–35 DOI: https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-2-26-37
  8. Aboramadan M. Top management teams characteristics and firms performance: literature review and avenues for future research. International Journal of Organizational Analysis. 2021;29(3):603-628. DOI https://doi.org/10.1108/IJOA-02-2020-2046 DOI: https://doi.org/10.1108/IJOA-02-2020-2046
  9. You Y. et al. How CEO/CMO characteristics affect innovation and stock returns: findings and future directions. Journal of the Academy of Marketing Science. 2020;48(4):1229-1253 DOI: https://doi.org/10.1007/s11747-020-00732-4;48:1229-1253 DOI: https://doi.org/10.1007/s11747-020-00732-4
  10. Mio C., Fasan M., Ros A. Owners’ preferences for CEOs characteristics: did the world change after the global financial crisis? Corporate Governance: The International Journal of Business in Society. 2016;16(1):116–134. DOI: https://doi.org/10.1108/CG-07-2015-0092 DOI: https://doi.org/10.1108/CG-07-2015-0092
  11. Krizhevich Y. The main word of the future is "adaptation": what 2022 taught managers. Forbes. 2022. URL: https://www.forbes.ru/mneniya/482436-glavnoe-slovo-budusego-adaptacia-cemunaucil-rukovoditelej-2022-god
  12. Ovanesova Y., Khritantsev M. Influence of personal and professional qualities of CEOs on the risk level of Russian public companies. Leadership and management. 2021; 8. (4). – 409–430. DOI: https://doi.org/10.18334/lim.8.4.113491 DOI: https://doi.org/10.18334/lim.8.4.113491
  13. Gupta G., Mahakud J., Debata B. Impact of CEO’s characteristics on investment decisions of Indian listed firms: Does crisis make any difference? Cogent Economics & Finance. 2018;6(1):1439258. DOI: https://doi.org/10.1080/23322039.2018.1439258 DOI: https://doi.org/10.1080/23322039.2018.1439258

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гришунин С., Гурина А., Сюткина А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».