Профессиональные, карьерные и статусные ожидания студентов нестоличного вуза

  • Авторы: Бочаров В.Ю.1,2, Гаврилюк В.В.3
  • Учреждения:
    1. Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева
    2. Социологический институт РАН ФНИСЦ РАН
    3. Тюменский индустриальный университет
  • Выпуск: Том 20, № 3 (2024): СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ. ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
  • Страницы: 437-449
  • Раздел: Социологические исследования
  • Статья получена: 16.12.2025
  • Статья одобрена: 16.12.2025
  • Статья опубликована: 16.12.2025
  • URL: https://ogarev-online.ru/1999-9836/article/view/358294
  • ID: 358294

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены данные двух панельных массовых анкетных опросов студентов 1 и 4 курса бакалавриата, выполненных в мониторинговом режиме в Тюменском государственном университете в 2022-2023 гг. Используя теоретические положения социологии жизни, даётся сравнительный анализ характеристик ожиданий студентов относительно будущей профессиональной, карьерной и статусной позиции на региональном рынке труда. Подчёркивается важность учёта темпоральных параметров движения студента по своей личной образовательной траектории, дифференцирующих трудовые установки и ожидания к выбору и построению карьерных траекторий среди первокурсников и выпускников вуза. У студентов выпускного курса заметно ниже уровень идентификации с будущей профессией и долгосрочной перспективой профессиональной траектории в рамках полученного в вузе профессионального образования, выше уровень тревожности относительно своего профессионального будущего и карьеры. Несмотря на то, что выпускники менее чем первокурсники склонны выражать желание международной миграции, именно среди них такие намерения декларирует каждый третий юноша и обучающийся по естественнонаучным специальностям. Вместе с тем, обнаружены устойчивые характеристики жизненного мира студентов, которые присущи и первокурсникам, и выпускникам. К ним относятся представления об идеальной карьере и статусные ожидания; предпочтение формы трудового найма и графика работы; приверженность материальным ценностям. Результаты проведённого исследования могут быть использованы для корректировки региональной и внутриорганизационной социальной политики в целях повышения привлекательности организаций и предприятий Тюменской области региона для возможного трудоустройства молодого специалиста с высшим образованием.

Об авторах

Владислав Юрьевич Бочаров

Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева; Социологический институт РАН ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: vlad.bocharov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3915-2189
SPIN-код: 7697-5914
Scopus Author ID: 57194715967
ResearcherId: F-5758-2016

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королёва; ассоциированный научный сотрудник, Социологический институт РАН ФНИСЦ РАН

Россия, Самара, Россия; Санкт-Петербург, Россия

Вера Владимировна Гаврилюк

Тюменский индустриальный университет

Email: gavriliuk@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-0131-4939
SPIN-код: 5057-2184
Scopus Author ID: 6701325300

доктор социологических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, консультант кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет

Тюмень, Россия

Список литературы

  1. Поплавская А.А. Будущая работа глазами студентов российских вузов: дифференциация образа работы в межрегиональной перспективе // Мир России. 2023. Том 32. № 1. С. 61-86. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-1-61-86 EDN QAGWCK
  2. The Role of Career Values for Work Engagement During the Transition to Working Life / F.M. Sortheix, J. Dietrich, A. Chow, K. Salmela-Aro // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 83. No 3. P. 466–475. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2013.07.003
  3. Nilsson P.A., Ripmeester N. International Student Expectations: Career Opportunities and Employability // Journal of International Students. 2016. Vol. 6. Issue 2. P. 614-631. https://doi.org/10.32674/jis.v6i2.373
  4. Getting Ready for the Young Generation to Join the Workforce: A Comparative Analysis of the Work Values of Chinese and Slovenian Business Students / N. Zupan, R. Kaše, M. Rašković, K. Yao, C. Wang // Journal of East European Management Studies. 2015. Vol. 20. No 2. P. 174–201. https://doi.org/10.1688/JEEMS-2015-02-Zupan
  5. Фетюков А.В., Леонидова Г.В. Готовность к трудоустройству по профессии (на данных опроса выпускников педагогических направлений подготовки) // Социальное пространство. 2024. Том 10. № 1. https://doi.org/10.15838/sa.2024.1.41.4 EDN WAXHLQ
  6. Золотина О.А., Серпухова М.А. Выпускники экономических специальностей: сферы занятости и поколенческие особенности // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 181–198. https://doi.org/10.52180/1999-9836-2023-19-2-3-181-198 EDN FKPACL
  7. Тарасова Е.М. Карьерное самоопределение студентов бакалавриата // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5(116). С. 148-154. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-5-116-148-154 EDN ZMVTFS
  8. Леонидова Г.В., Димони К.О. Трудовой потенциал молодежи: запросы современного рынка труда // Проблемы развития территории. 2021. Том 25. № 6. С. 7-31. https://doi.org/10.15838/ptd.2021.6.116.1 EDN BLGEHD
  9. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 6(108). С. 124-129. EDN NWDZTH
  10. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2019. Том 28. № 1. С. 57-63. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63 EDN YURZVB
  11. Пакина Т.А. Трудовые ценности и установки современных студентов (на материале социологического исследования) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2014. № 3. С. 120-131. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2014-0-3-120-131 EDN SPLKLJ
  12. Гайнанов Д.А., Гайфуллин А.Ю. Социологический анализ карьерных ожиданий выпускников вузов (на примере Республики Башкортостан) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 276-280. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-276-280 EDN KASZGY
  13. Тощенко Ж.Т. Социология жизни. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 399 с. ISBN 978-5-238-02880-4 EDN XFBQUJ
  14. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 3(157). С. 13-41. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1602 EDN GTXODD
  15. Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса: коллективная монография / Т.В. Гаврилюк, В.В. Гаврилюк, В.Ю. Бочаров, О.Л. Сотков; под ред. Т.В. Гаврилюк. М.: ФЛИНТА, 2020. 408 с. ISBN 978-5-9765-4389-8
  16. Разумова Т.О., Телешова И.Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 3. С. 338-349. https://doi.org/10.52180/1999-9836-2023-19-3-3-338-349; EDN GGKNRO
  17. Macmillan R. The Structure of the Life Course: Classic Issues and Current Controversies // Advances in Life Course Research. Vol. 9. 2005. P. 3-24. https://doi.org/10.1016/S1040-2608(04)09001-X
  18. Aronson P. Breaking barriers or locked out? Class-based perceptions and experiences of postsecondary education // Social Class and Transitions to Adulthood. 2008. Issue 119. P. 41-54. https://doi.org/10.1002/cd.208
  19. Воловская Н.М, Плюснина Л.К. Социологический мониторинг в системе информационно-аналитического сопровождения формирования имиджа вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 5(49). С. 11-14. https://doi.org/10.24158/spp.2018.5.1 EDN UQMGAH
  20. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Социологический мониторинг как технология и методология анализа образовательных стратегий студентов вузов // Экспертные институты в XXI веке: цивилизационные и цифровые концепции меняющегося мира: сб. науч. тр. / науч. ред. Т.И. Грабельных. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2023. С. 151-156. ISBN 978-5-9624-2165-0 EDN NDGJKT
  21. Российская молодежь: образование и наука / Н.В. Бондаренко, Ю.Л. Войнилов, Г.С. Волкова [и др.]. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 72 с. ISBN 978-5-7598-1597-6 EDN VAZFOE
  22. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Образовательные траектории как основание типологии студентов российских вузов // Социальное пространство. 2023. Том 9. № 3. https://doi.org/10.15838/sa.2023.3.39.9 EDN RAVHIR
  23. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Гребнев С.А. Профессиональное самоопределение студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4(48). С. 78-86. https://doi.org/10.54509/22203036-2022-4-78 EDN AMKVMC
  24. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2014. № 3. С. 36-58. EDN SFEVXX
  25. Гаврилюк Т.В., Бочаров В.Ю. Оценка готовности к трудовой миграции молодежи нового рабочего класса // Семиотические исследования. 2021. Том 1. № 2. C. 83-90. https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-2-83-90 EDN DQEFOL

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».