Выбор и обоснование применения прогностических критериев оценки тяжести состояния пострадавших с сочетанной травмой груди и живота при дорожно-транспортных происшествиях в острый период травматической болезни

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Совершенствование прогностических критериев оценки тяжести сочетанной травмы груди и живота в обосновании интенсивной терапии пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях в острый период травматической болезни является актуальным исследованием.

Цель – улучшение результатов лечения пострадавших с сочетанной травмой груди и живота при дорожно-транспортных происшествиях в острый период травматической болезни путем совершенствования прогностических критериев оценки тяжести.

Методология. Проведено одноцентровое ретроспективное контролируемое клиническое обследование 1400 пострадавших, которые проходили лечение в Красноярской межрайонной клинической больнице скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича с 2012 по 2022 г. с диагнозами автодорожная травма изолированная и сочетанная травма груди и живота. При оценке тяжести травмы и для принятия сортировочного решения использовали разработанный исследовательским коллективом Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого «Способ оценки степени тяжести состояния пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с сочетанной травмой».

Результаты и их анализ. Детальный анализ используемых показателей у пациентов с различной степенью тяжести показал, что повреждения груди и живота в легкой и средней степени тяжести приводили к изменению показателей гемодинамики в рамках физиологической нормы. Рассматриваемая травма не вызывала изменений со стороны сознания и дыхательной системы у пострадавших в дорожно- транспортных происшествиях. Повреждения с тяжелой степенью приводили к развитию шока и дыхательной недостаточности с угнетением сознания. С целью сравнения пострадавших с различными степенями тяжести состояния по значениям физиологических показателей проанализированы их медианы и меры рассеяния в каждой группе. На основании такого разделения можно судить о возрастании степени тяжести в состоянии пострадавших. Методика требует адаптации к догоспитальному периоду оказания скорой медицинской помощи.

Заключение. Проведенный статистический анализ позволил оценить возможность применения в догоспитальный период методики оценки степени тяжести состояния у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Полный текст

Введение

На сегодняшний день в мировой практике для определения тяжести состояния и повреждений у пациентов при сочетанной травме используются не менее 50 шкал. Чаще всего в России и за рубежом упоминаются балльные оценки тяжести состояния и повреждений, которые сочетают в себе как функциональные, так и морфологические подходы [Abbreviated Injury Scale (AIS), Injury Severity Scale (ISS), по Военно-полевой хирургии состояние при поступлении (ВПХ–СП) и др.]. Прогностическая ценность шкал зависит не только от конкретных баз данных, на которых они основаны, но и от доступности критериев, которые предлагаются для определения повреждений и их последствий. В то же время, часть применяемых шкал не отвечают стандартам диагностики, принятым в последнее время в России [1–6].

С учетом создаваемой в нашей стране трехуровневой системы оказания помощи при экстренных патологиях все более важную роль имеет сортировка пострадавших в дорожно- транспортных происшествиях (ДТП) с определением места эвакуации, ее очередности, что особенно актуально в случаях аварий с большим числом травмированных [7, 9]. В 2023 г. исследовательским коллективом Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого был разработан «Способ оценки степени тяжести состояния пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с сочетанной травмой» [8], позволяющий проводить сортировку пострадавших с сочетанной травмой груди и живота при оказании скорой, в том числе, скорой специализированной медицинской помощи способом оценки степени тяжести состояния. Он был апробирован для применения в догоспитальном и госпитальном периодах оказания скорой медицинской помощи, однако, часть показателей, используемых для сортировки пациентов, не могут быть применены на месте ДТП фельдшерской или общеврачебной бригадами скорой медицинской помощи при использовании автомобиля класса «В», так как он не оснащен газоанализатором и капнографом.

Цель – оценка эффективности применения фельдшерскими или общеврачебными бригадами предложенного ранее «Способа оценки степени тяжести состояния пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с сочетанной травмой» в догоспитальный период и совершенствование прогностических критериев оценки тяжести состояния данных пациентов.

Материал и методы

Для изучения прогностической значимости предложенных ранее критериев оценки тяжести состояния пациентов с сочетанной травмой груди и живота провели одноцентровое ретроспективное контролируемое клиническое исследование 1400 пострадавших с диагнозами автодорожная травма изолированная и сочетанная травма груди и живота (табл. 1). Средний возраст больных составил 33 [28; 38] года. Мужчин было 58 %, женщин – 42 %. Исследование провели в травмоцентре I уровня Красноярской межрайонной клинической больницы скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича с 2012 по 2022 г.

 

Таблица 1

Распределение пострадавших в ДТП по виду травмы

Диагноз (таксон по МКБ-10)

Число пациентов (%)

Открытая рана грудной клетки (S21)

104

Множественные переломы ребер (S22.4)

230

Травма других и неуточненных органов грудной полости (S27)

195

Ушиб стенки живота (S30.1)

83

Открытая рана живота, нижней части спины и таза (S31)

195

Травма органов брюшной полости (S36)

349

Переломы, захватывающие грудную клетку, нижнюю часть спины, таз и конечность(ти) (T02.7)

41

Другие сочетания переломов, захватывающих несколько областей тела (T02.8)

118

Множественные переломы неуточненные (T02.9)

37

Другие уточненные травмы с вовлечением нескольких областей тела (T06.8)

48

Всего

1400 (100,0 %)

 

Исследование одобрено локальным этическим комитетом Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (протокол № 41/2012 от 21.06.2012 г.) и Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (протокол № 11 от 08.12.2021 г.).

Оценку тяжести состояния основывали на определении органной дисфункции пострадавших: артериальное давление (АД), час­ тота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания (ЧД), процентное насыщение кисло­ родом периферической артериальной крови (SpO2), угнетение сознания и коррекция этих нарушений. Выраженность травматического шока в догоспитальном периоде определяли, в том числе, по состоянию кожных покровов, симптому бледного пятна и индексу Альгове­ ра. Учитывая наличие у пострадавших трав­ мы грудной клетки, в обязательном порядке осуществляли регистрацию электрокардио­ граммы (ЭКГ). Физиологические показатели оценивали в динамике как маркер качества оказания помощи. При оценке тяжести состо­яния использовали «Способ оценки степени тяжести состояния пострадавших в дорожно­-транспортных происшествиях с сочетанной травмой» [8] (табл. 2).

 

Таблица 2

Оценка степени тяжести пациентов

Показатель

Оценка

0

1

2

Шкала ком Глазго, балл

14–15

8–13

Менее 8

Шкала Ричмонда, балл

–1; +1

–2…–3; +2

–4…–5; +3–4

Цвет кожных покровов, симптом бледного пятна, СБП

Обычный, СБП – 1–2 с

Бледный с цианозом, СБП – 3 с

Бледный с выраженным цианозом и землистым оттенком, СБП – более 3 с

Влажность кожных покровов

Обычная, теплая

Влажная, холодная

Сухая, холодная

ЧСС, уд/мин

60–80 ± 10

81–120

Более 120, менее 50

АД систолическое, мм рт. ст.

110 ± 20

90–60

Менее 60

Шоковый индекс, усл. ед.

0,5–0,9

1,0–2,0

Более 2,0

Среднее АД, мм рт. ст.

90 ± 10

50–70

Менее 40

Изменения по ЭКГ: наджелудочковая и желудочковая экстрасистолия, наличие признаков ишемии миокарда по ЭКГ

Нет

Наличие одного из признаков

Сочетание нескольких признаков

Центральное венозное давление, мм вод. ст.

51–89

30–50

Менее 30

ЧД, число дыхательных циклов/мин

14–18

19–35

Более 35

SpO2,%

98–100

90–97

Менее 90

FiO2, усл. ед.

0,21

0,33–0,74

0,75–1,0

SpO2 / FiO2, усл. ед.

Более 294

121–294

Менее 120

Парциальное давление кислорода в артериальной крови/фракция кислорода во вдыхаемой смеси, мм рт. ст.

Более 300

100–300

Менее 100

РetСО2, мм рт. ст.

36–44

27–35

Менее 27

 

В данном способе в качестве прогности­ческих критериев выбраны 16 клинических и инструментальных показателей 3 систем: центральная нервная (шкала Глазго, шкала Ричмонд), сердечно­сосудистая [цвет и влаж­ность кожных покровов, симптом бледного пятна, частота сердечных сокращений, систо­лическое и среднее артериальное давление, шоковый индекс, изменения по ЭКГ (надже­лудочковая и желудочковая экстрасистолия, наличие признаков ишемии миокарда, прояв­ляющиеся депрессией ST­сегмента и появле­нием отрицательного зубца Т)], центральное венозное давление; дыхательная: ЧД, SpO2, фракция кислорода во вдыхаемой смеси (FiO2), индекс оксигенации (SpO2/FiO2), уровень угле­ кислого газа в выдыхаемой смеси (PetCO2).

Изменения критерия оценивали баллами от 0 до 2, где 0 баллов соответствовал тому, что рассматриваемый критерий находится в пре­ делах возрастной нормы, 1 балл – физиологи­ческие параметры в покое отличаются от нор­ мы, но их функции компенсируются органами одной или двух систем, 2 балла – срыв адап­тации или выключение функции одной или не­ скольких систем. Затем баллы суммировали. Пациентов распределили на три группы, ис­ходя из выраженности нарушения физиологи­ческих показателей. У пациентов без выражен­ных функциональных расстройств («зеленая группа») сумма баллов была 0–8, у пациентов с компенсированными нарушениями («желтая группа») – 9–24, у пострадавших с тяжелой со­четанной травмы, сопровождавшейся шоком («красная группа»), – более 24 баллов.

Статистический анализ производили с по­ мощью программ Microsoft Excel и Statistica 10.0. Для анализа использовали непараметри­ческие критерии. Описание количественных показателей выполнено при помощи медиа­ны, верхнего и нижнего квартиля Mе [Q25; Q75], оценку достоверности различий средних данных проводили с использованием U-критерия Манна–Уитни при уровне значимости p <0,05. Для проверки гипотез о наличии связи между результативным признаком и исследуемыми факторами, а также для установления силы влияния факторов и их взаимодействий использовали метод дисперсионного анализа.

Результаты и их анализ

В результате ретроспективного анализа по тяжести травмы пострадавших распределили следующим образом: легкие повреждения были диагностированы у 50 пострадавших, средней степени тяжести – у 293, тяжелые – у 648 и крайне тяжелые – у 409. Функциональные нарушения, возникшие в организме вследствие полученных повреждений, определили тяжесть состояния пациентов: удовлетворительное – 34, состояние средней степени тяжести – 246, тяжелое состояние – 727, крайне тяжелое – 358, критическое – 35.

Для сравнения у пострадавших с различными степенями тяжести состояния по значениям физиологических показателей проанализированы их медианы и меры рассеяния в каждой сортировочной группе (табл. 3). При проведении дисперсионного однофакторного анализа влияния повреждений легкой и средней степени тяжести на показатели гемодинамики у пострадавших в ДТП нулевая гипотеза была отвергнута (fнабл > fкр). Нулевая гипотеза подтвердилась лишь при рассмотрении влияния повреждений в легкой и средней степени тяжести на сознание (оценка по шкале Глазго fнабл = 0, fкр = 6, R2 = 0 %; по шкале RASS fнабл = 0, fкр = 6, R2 = 0 %) и дыхательную систему (ЧД – fнабл = 0, fкр = 6, R2 = 0 %; SpO – fнабл = 0, fкр = 8, R2 = 0 %; FiO2 – fнабл = 0, fкр = 8, R = 0 %).

 

Таблица 3

Центральные тенденции и меры рассеяния физиологических показателей у пострадавших с сочетанной травмой груди и живота при дорожно-транспортных происшествиях в остром периоде травматической болезни, Ме [Q25; Q75]

Показатель

Сортировочная группа,

«зеленая»

«желтая»

«красная»

Шкала ком Глазго, балл

14 [14;15]

13 [12;13]

8 [6;8]

Шкала Ричмонда, балл

1,0 [1, 0; 1, 0]

1,0 [1, 0; –1, 0]

–4 [–5;–3]

Цвет кожных покровов, симптом белого пятна, СБП

1,0 [1, 0; 2, 0]

3,0 [3, 0; 3, 0]

3,0 [3, 0; 5, 0]

Кожные покровы

Обычные, теплые

Влажные, холодные

Сухие, холодные

ЧСС, уд/мин

86,7 [81, 0;94, 4]

114,3 [112, 8;116, 2]

122,4 [118, 3;125, 7]

АД систолическое, мм рт. ст.

114,8 [106;123]

83,9 [83, 3;84, 6]

57,9 [54, 0;61, 7]

Шоковый индекс, усл. ед.

0,76 [0, 70;0, 83]

1,36 [1, 29;1, 45]

2,11 [2, 03;2, 17]

АД среднее, мм рт. ст.

91,2 [86, 2;95, 1]

67,4 [59, 9; 69, 3]

29,9 [27, 3;32, 7]

Изменения по ЭКГ: наджелудочковая / желудочковая экстрасистолия, ишемия миокарда по ЭКГ

Нет

Наличие одного из признаков

Сочетание нескольких признаков

Центральное венозное давление, мм вод. ст.

Данные отсутствуют

38,2 [0; 50]

0 [0; 0]

ЧД, число дыхательных циклов/мин

18 [17;18]

20,0 [17, 9;22, 8]

36,3 [35, 3; 37, 2]

SpO2,%

98 [97;99]

90,1 [89, 1;90, 3]

86,7 [86, 3;87, 2]

FiO2, усл. ед.

0,21 [0, 21;0, 36]

0,47 [0, 4;0, 53]

0,84 [0, 54;0, 92]

SpO2 / FiO2, усл. ед.

467 [272;470]

192 [191;297]

103,2 [103;275]

Парциальное давление кислорода в артериальной крови/ фракция кислорода во вдыхаемой смеси, мм рт. ст.

Данные отсутствуют

Данные отсутствуют

Данные отсутствуют

РetСО2, мм рт. ст. (по показаниям)

 

 

31,5 [30, 5;32, 5]

 

Повреждения груди и живота в легкой и средней степени тяжести приводили к умеренному снижению систолического и среднего АД, которые компенсировались повышением ЧСС, что вызывало увеличение индекса Альговера, однако, эти изменения находились в рамках физиологической нормы. Рассматриваемая травма не вызывала изменений со стороны сознания и дыхательной системы у пострадавших в ДТП.

Нарушения физиологических показателей на фоне повреждений в тяжелой степени тяжести у 540 пациентов из «желтой группы» сопровождались компенсацией органами одной или двух систем. Проведенный дисперсионный однофакторный анализ влияния повреждений в тяжелой степени тяжести на организм пострадавших показал (fнабл > fкр), что сочетанная травма груди и живота вызывала развитие шока, который сопровождался также изменениями на ЭКГ и развитием дыхательной недостаточности, причем снижение SpO2 (fнабл = 66,5, fкр = 5,14, R2 = 95,6 %) не компенсировалось за счет увеличения ЧД (fнабл = 48, fкр = 4,26, R2 = 91,4 %) и FiO (fнабл = 16,6, fкр = 5,14, R2 = 84,7 %), что подтверждалось снижением соотношения SpO2 / FiO2 (fнабл = 23,6, fкр = 5,14, R2 = 88,7 %). Нарушения гемодинамики и гипоксия закономерно приводили к угнетению сознания, что отражалось в изменении балльной оценки по шкале Глазго (fнабл = 65 535, fкр = 5,99, R2 = 100 %) и RASS (fнабл = 13,5, fкр = 4,26, R2 = 75 %).

Детальный анализ показал, что у 221 пострадавшего из «зеленой группы» предлагаемые прогностические критерии соответствовали возрастной норме. Все пациенты были разделены на три сортировочные группы по степени тяжести: в легкой («зеленая») – 309 пострадавших, в средней («желтая») – 756 и тяжелой («красная») – 335 пострадавших. При сравнении между группами выявлены статистически значимые различия (p < 0,05) в паре групп «зеленый – желтый» по систолическому и среднему АД, шоковому индексу, SpO2, FiO2, SpO2 / FiO2; в парах групп «желтый – красный», «зеленый – красный» – по всем указанным физиологическим показателям. Полагаем, что разделение пострадавших в выборке на группы по степени тяжести состояния было оправданным.

Исследованный массив данных показал, что в догоспитальный период катетеризация центральных вен и, соответственно, измерение центрального венозного давления выполнялись лишь у 18 пострадавших с сочетанной травмой груди и живота. Во всех остальных случаях был обеспечен иной (внутрикостный, внутривенный, периферический) инфузионный доступ. Также ни у одного из пациентов бригада скорой медицинской помощи не определяла газовый состав артериальной крови, так как портативный газоанализатор не входит в стандарт оснащения автомобиля скорой медицинской помощи класса «В», что препятствовало определению индекса оксигенации у всех пострадавших. Исходя из этого, представляется целесообразным пересмотр предлагаемой шкалы при ее использовании вне медицинской организации с удалением показателей «Центральное венозное давление (мм вод. ст.)» и «Парциальное давление кислорода в артериальной крови/фракция кислорода во вдыхаемой смеси (мм рт.ст.)» из критериев оценки тяжести состояния пациентов. В то же время, параметр центрального венозного давления существенно не влиял на сортировку пострадавших «красной группы», так как во всех случаях число баллов превысило 24 или (27,2 ± 0,2) у пациентов с центральным венозным доступом против (25,3 ± 0,2) у остальных пациентов «красной группы».

Заключение

«Способ оценки степени тяжести состояния пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с сочетанной травмой» позволяет уже в догоспитальный период проводить эффективную, клинически обоснованную оценку тяжести состояния пострадавших в дорожно- транспортных происшествиях. В то же время, необходимо упрощение сортировочного алгоритма за счет исключения критериев, которые объективно не могут быть использованы при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации. Создание такого алгоритма могло бы упростить для бригад скорой медицинской помощи принятие сортировочных решений с определением места эвакуации, ее очередности, что особенно актуально в случаях аварий с большим числом травмированных.

×

Об авторах

Александр Григорьевич Мирошниченко

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

Автор, ответственный за переписку.
Email: agm0303@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8861-7192

д-р мед. наук проф., зав. каф. скорой мед. помощи

Россия, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41

Вадим Михайлович Теплов

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Email: vadteplov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4299-4379

д-р. мед. наук доц., руководитель отд. скорой мед. помощи, проф. кафедры скорой мед. помощи и хирургии повреждений

Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8

Роман Михайлович Рахманов

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Email: rafikr90@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1444-3921

ассистент каф. моб. подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи

Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1

Мария Андреевна Большакова

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Email: manjunja86@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-8904-7961

канд. мед. наук доц., каф. моб. подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи

Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1

Список литературы

  1. Алексанин С.С., Шпорт С.В. Проблемы травматизма и безопасности дорожного движения в России // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2020, № 4, С. 27–34. doi: 10.25016/2541-7487-2020-0-4-27-34.
  2. Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Шляфер С.И. [и др.]. Результаты работы скорой медицинской помощи вне медицинских организаций и в стационарных условиях в Российской Федерации // Мед.- биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2020. № 1. С. 5–11. doi: 10.25016/2541- 7487-2020-0-1-05-11.
  3. Евдокимов В.И., Сиващенко П.П., Иванов В.В., Хоминец В.В. Медико-статистические показатели травм у офицеров Вооруженных сил Российской Федерации (2003–2019 гг.) // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. 2020. № 4 (72). С. 161–167. doi: 10.25016/2541-7487-2020-0-1-05-11.
  4. Касимов Р. Р., Махновский А. И., Завражнов А. А. [и др.]. Рабочая модель травморегистра // Политравма. 2020. № 2. С. 6–11. doi: 10.24411/1819-1495-2020-10014.
  5. Мирошниченко А.Г., Большакова М.А., Рахманов Р.М. [и др.]. Перспективы применения шкалы оценки тяжести больных с изолированной и сочетанной травмой анестезиологом-реаниматологом в противошоковом зале приемно-диагностического отделения // Скорая мед. помощь. 2019. Т. 20, № 4. С. 44–50. doi: 10.24884/2072-6716-2019-20-4-44-50.
  6. Парфенов В.Е., Мирошниченко А.Г., Миннуллин И.П. [и др.]. Система контроля качества деятельности скорой медицинской помощи на примере анализа расхождений диагнозов на догоспитальном этапе и в стационаре // Врач скорой помощи. 2019. № 6. С. 66–79.
  7. Самохвалов И.М., Казначеев М.В., Петухов К.В. [и др.]. Догоспитальная сортировка как первый этап управления лечением пострадавших // Скорая мед. помощь. 2016. № 2. С. 13–19.
  8. Способ оценки степени тяжести состояния пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с сочетанной травмой / Большакова М.А., Мирошниченко А.Г., Рахманов Р.М. [и др.]: пат. 2790772 Рос. Федерация. МПК A61B 5/02; A61B 5/0245; A61B 5/021; A61B 5/08; A61B 5/1455. Заявл. 2022115437, 08.06.2022; опубл. 28.02.2023, Бюл. № 7.
  9. Теплов В.М. Концепция трехуровневой системы оказания скорой медицинской помощи в субъекте Российской Федерации в режиме повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях биолого- социального характер: автореф. дис. … д-ра мед. наук. СПб., 2022. 49 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».