Институализация коммеморационной политики в Узбекистане в период президентства И.А. Каримова (1991-2016 годы)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены институциональные процессы коммеморационной политики Узбекистана с 1991 по 2016 г. Ключевое внимание обращено на вклад первого президента республики И.А. Каримова в развитие вопросов исторической политики через призму создания институтов памяти. Проанализирована деятельность учреждений памяти, выявлены основные задачи и цели соответственных организаций. Автором предложена периодизация основных этапов в институциональном строительстве Узбекистана с 1991 по 2016 г. Значительное внимание уделяется духовно-нравственным учреждениям, как уникальной черте узбекской модели памяти.

Полный текст

После распада Советского Союза правительство Узбекистана взяло курс на построение независимой исторической политики республики. Идеологом коммеморационной политики1 Узбекистана был первый президент республики И.А. Каримов, пришедший к власти в 1991 г. Институциализацию вопросов учреждений «памяти» в период президенства И.А. Каримова можно разделить на несколько этапов: первый этап (1991–1998) характеризовался созданием государственных институтов памяти, отражавших позиции президента Узбекистана. Второй (1999–2011) – появлением специализированных учреждений, носящих узкопрофильную тематику. Третий этап (2012–2016) характеризуется модификацией высших научных инстанций с ориентацией на изучение новейшей истории страны.

Основной задачей на протяжении 1990-х гг. стало формирование институциональной сети учреждений «памяти». По этой причине под патронажем главы республики создавались музеи истории, институты и общественные объединения и фонды, дающие институциональное понимание о «памяти» республики.

Реализация государственной стратегии по институциализации национальной памяти началась с музейной сети, когда в 1992 г. c целью исторической объективности и всестороннего отображения многовековой традиции узбекских граждан, по инициативе Кабинета Министров, был открыт «Музей истории Узбекистана» [1] (с 1994 г. носит статут государственного [2]).

Государственное строительство институтов, касающихся изучения вопросов памяти берет свое начало в 1995 г., с создания Академии государственного и общественного строительства при президенте Республики Узбекистан. Основной задачей академии провозглашались: подготовка высококвалифицированных специалистов в области понимания исторической политики государства; научная экспертиза концепций, программ, отражающих суть политики коммеморации республики [3, 4]. Помимо этого, под эгидой академии действовал Центр новой истории Узбекистана2 (1996), предназначением которого стали публикация информации об истории региона и интеграция государства в мировую историческую параллель. Так, в 2000 г. сотрудники центра издали «Новую историю Узбекистана», посвященную имперскому и советскому влиянию при формировании национальной идентичности Республики Узбекистан [5, с. 88].

К 1998 г. произошла реорганизация деятельности Академии наук Республики Узбекистан (далее – АН РУз). В ее структуре выделилась независимая научная единица – Институт истории (далее – ИИ АН РУз). Главной целью института провозглашались изучение истории узбекского народа и его государственности и на основе этого подготовка собственной научно-исторической школы [6, с. 1]. При ИИ АН РУз действует постоянный республиканский семинар (созывается каждые полгода) «История государственности узбекского народа» им. академика Я. Гуломова [6, с. 4], а также регулярная публикационная активность посредством периодического издания «Узбекистон тарихи» («История Узбекистана»), освещающего историческое прошлое Узбекистана [6, с. 4].

Характерной чертой узбекской модели институциализации памяти является духовно-нравственный подход. Так, по инициативе И.А. Каримова в 1994 г. был создан республиканский общественный центр «Духовность и просветительство» (далее – ДиП) («Маънавият ва Маърифат») [7]. Задача центра – формирование духовно-нравственного состояния граждан республики через призму исторического просвещения. С этой целью при центре действует научный журнал социально-философского характера «Таффакур», задачей которого является популяризация духовного наследия узбекского народа, восточных и этнических ценностей и религиозных принципов подрастающего поколения [7, с. 6].

Новым для узбекской «модели памяти» в 1990-е гг. стало формирование сети благотворительных учреждений, фондов, созданных при поддержке государства. Так, в 1992 г. для поддержания национальной культуры, традиций, обычаев и духовных ценностей благотворительный фонд «Навруз» [8, с. 1], а с сентября 1992 г. начало действовать благотворительное сообщество «Махалля» [9, с. 1], миссией которого является всестороннее сохранение традиций и обычаев узбекского населения [9, с. 3].

В 1996 г. учрежден фонд «Нуроний», занимающийся социальной поддержкой ветеранов Узбекистана [10]. С сентября 1996 г. на территории Узбекистана действует благотворительная организация «Олтин Мерос» («Золотое наследие»)3, занимающаяся сохранением памяти об узбекских соотечественниках, пострадавших в 1920–1930-е гг. [11, с. 3].

Одним их направлений в организации благотворительных сообществ «памяти» был положен принцип почитания национальных героев прошлого, причастных к истории Узбекистана. К примеру, в 1996 г. основан международный фонд «Амира Темура», занимавшийся популяризацией общественно-политической деятельности амира [12, с. 2]. С 1998 г. функционирует фонд «Имама аль-Бухари» (Имам аль-Бухари)4, целью которого является углубленное изучение духовного наследия имама [13, с. 1]. В 1999 г. начала свою работу организация «Ибн Сино» (Абу Али ибн Сина)5, в связи с глубоким интересом к творческому наследию ученого в сфере медицинской практики [14, с. 2].

Следовательно, для институциональных процессов в 1990-е гг. было характерно, с одной стороны, повсеместное учреждение исторических структур на государственном уровне, занимающихся популяризацией исторического знания среди местного населения, а с другой – часть созданных институтов (а также благотворительных организаций) носила духовно-нравственный характер, подчеркивая связь государства и религии.

К началу XXI в. в понимании вопросов политики памяти возникают изменения. Происходит оформление новых учреждений, занимающихся вопросами коммеморации жертв периода колониализма, и в то же время усовершенствование институтов «памяти» 1990-х гг., заключавшееся в их модернизации и расширении исследовательской платформы.

В мае 1999 г. по инициативе президента создается «Общественная комиссия по увековечению памяти жертв периода колониализма» (далее – ОКУПЖПК) [15]. Функции комиссии заключались в поиске соотечественников, подвергшихся репрессивной политике, и на основе этого – в изучении их биографий и общественной деятельности [15, с. 1]. На основе работы комиссии был разработан ряд рекомендаций и предложений по увековечиванию памяти пострадавших, среди которых было создание независимой благотворительной организации, развитие мемориального законодательства и возведение мемориальных комплексов «памяти».

В частности, в июне 1999 г. по запросу комиссии создается благотворительный фонд «Шахидлар хотираси» («Памяти жертв репрессий»)6 [15], предназначением которого являлось установление связей с мировым сообществом с целью организации научных экспедиций для поиска информации в зарубежных архивах о жизни и деятельности соотечественников за рубежом. Помимо этого, фонд оказывает содействие в подготовке книги памяти – «Катагон курбонлари» («Жертвы репрессий») [15, с. 2; 3]. В рамках развития мемориального законодательства по инициативе главы государства в мае 2001 г. был издан указ «Об установлении дня поминовения жертв репрессий», приходившийся на 31 августа [16].

Расширилась сеть строительства мемориальных комплексов и музеев «памяти». Основным назначением которых провозглашалось выявление причинно-следственных связей репрессивной политики; воспитание уважительного отношения к пострадавшим и тем самым увековечивание их памяти; популяризация «памяти» осужденных уроженцев через публикационную активность [17, с. 2]. К маю 2001 г. по инициативе Кабинета Министров Республики Узбекистан создан музей «Поминовения жертв репрессий» [17]7. В августе 2002 г. произошло открытие мемориального комплекса «Шахидлар хотираси»8, посвященного гражданам Узбекистана, пострадавшим от массовых политический репрессий первой половины XX в.

В результате к началу 2000-х гг. в институциональных процессах Республики Узбекистан наблюдался интерес к тематике памяти жертв колониализма через призму создания общественных комиссий, благотворительных фондов, мемориальных комплексов и музеев «памяти».

Особенностью периода является трансформация институций духовно-нравственной направленности. Преобразования заключались в применении к духовно-нравственным функциям элементов идеологический работы. По этой причине в 2000 г. был создан «Совет по координации просветительской и идеологической работы» (далее – СКПиИР) [19]. Задача учреждения состояла в воспитании у молодого поколения уважения к истории своей страны [19, с. 2].

Практическую деятельность совета осуществлял общественный центр «Духовность и просветительство», который в 2006 г. был переименован в «Республиканский центр пропаганды и духовности» (далее – РЦПиД). Спектр работы включал в себя популяризацию нравственного долга узбекских граждан на примере своей родословной; повышение значимости национальных традиций, ценностей в жизни рядовых узбекистанцев [20, с. 5].

На базе преобразованного общественного центра начал работу «Национальный научно-практический центр национальных идей и идеологий» (далее – ННПЦНИиИ) [20, с. 4]. Миссия центра состоит во всестороннем ответе на вопрос о происхождении узбекской национальной идеи; в установлении взаимосвязи религии, государства и идеологии, и их сосуществовании в рамках единого государства [20, с. 4].

Таким образом, период с 1999 по 2011 г. определялся развитием «инфраструктуры» коммеморации, для которой характерно учреждение со стороны главы государства «института колониализма» через активность общественных комиссий, благотворительных организаций, музеев «памяти» установленной тематики. Кроме того, с 1999 г. наблюдается изменение в духовно-нравственном понимании «памяти». Первостепенную роль начинает играть идеологический окрас, посредством создания новых (СКПиИР) и реорганизации старых (РЦПД; ННПЦНИиИ) институтов.

С 2012 г. в процессах институализации наблюдаются изменения в деятельности работы высших научных инстанций. В январе 2012 г. выходит постановление президента о создании «Общественного совета по новейшей истории Узбекистана» (далее – ОСНИУ) [21]. Общественный совет является научно-координационным и консультативным рабочим органом в целях повышения эффективности исследований в области новейшей истории Узбекистана [21, с. 1]. В русле деятельности совета стоит задача противостояния искажений истории Узбекистана; уважение национальных традиций государства, направленных на формирование исторической памяти у рядовых граждан [21, с. 3]. В контексте работы совета задействовано создание «Координационно-методического центра по вопросам новейшей истории» (далее – КМЦВНИ) [21, с. 5]. Центр обеспечивает научно-методическую активность ОСНИУ.

В июле 2016 г. произошла модификация Института истории АН РУз. Он был преобразован в «Институт истории при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека» [22, с. 1]. Целью создания новой структуры было определено детальное изучение региона с древнейших времен до нового времени на основе современных исторических принципов и подходов. При проведении этнологических и источниковедческих исследований ставились задачи изучения древней и средневековой истории узбекской нации; происхождение государственности; всесторонняя разработка новейшей истории Узбекистана [22, с. 2].

Институциональные процессы коммеморации с 2012 по 2016 г. затронули все научные учреждения. Изменения заключались в создании института, занимавшегося новейшей историей Узбекистана (ОСНИУ), и усовершенствовании работы Института истории, перешедшего из юрисдикции Академии наук.

Таким образом, если в начале 1990-х гг. в институциональных процессах коммеморации преобладала тенденция создания учреждений «памяти» (музеев истории, благотворительных сообществ исторического профиля, духовно-нравственных институций и Института истории при АН РУ), то к началу «нулевых» в функционировании сети учреждений наблюдаются изменения, заключавшиеся в создании организаций узкопрофильной тематики, затрагивающее колониальное прошлое республики (ОКУПЖПК) и учреждений нравственно-идеологической направленности (СКПиИР; РЦПД). С 2012 г. можно отметить изменения, вызванные запросом со стороны государства на изучение новейшей истории Республики Узбекистан (ОСНИУ; Институт истории при Национальном университете им. М. Улугбека).

 

1 Характерной чертой институциональной политики памяти И.А. Каримова стало создание как государственных, так и общественных организаций, оказывающих влияние на формирование исторической политики государства.

2 В 2012 г. деятельность центра при Академии была упразднена по причине создания другого институционального учреждения с похожими функциями при Академии наук Республики Узбекистан [5, с. 88].

3 Благотворительный фонд «Олтин Мерос» («Золотое наследие») создан в рамках республиканского общественного центра «Духовность и просветительство» и является его непосредственной структурной частью [7, с. 1].

4 Исламский богослов и проповедник (810–870), собиратель хадисов, родившийся в г. Бухаре. Автор трактата «Сахих аль-Бухари», признанного одним из канонических работ в сфере суннитских преданий. В 1997–1998 гг. в честь имама сооружен мемориальный комплекс в г. Самарканде, где покоится прах усопшего.

5 Средневековый ученый, медик, философ, родившейся в дер. Афшан (недалеко от г. Бухары). Автор известной монографии «Книга исцеления» и медицинской энциклопедии «Канон медицины». На западе известный под псевдонимом «Авиценна» (980–1037).

6 Благотворительный фонд «Шахидлар хотираси» является составной единицей «Общественной комиссии об увековечении памяти жертв периода колониализма».

7 В 2008 г. произошла реорганизация работы музея. Заключалась она в расширении тематической экспозиции, посвященной геноциду узбекской нации [18, с. 1] и доступности архивных учреждений и документов установленной тематики [18, с. 3].

8 Мемориальный комплекс-музей расположен в центре г. Ташкента, где происходили массовые расправы над узбекскими представителями интеллигенции, среди которых были национальные писатели: Абдулла Кадыри, Абдулхамид Сулейман угли Чулпан (авторский псевдоним Чулпан), Абдурауф Фитрат.

×

Об авторах

Никита Александрович Косяк

Белорусский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nik.kosyak.1998@mail.ru

магистр исторических наук, аспирант кафедры истории России Белорусского государственного университета

Россия, г. Минск

Список литературы

  1. Об образовании музея истории Узбекистана: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 21 апреля 1992 г. № 203 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/docs/ 424564?otherlang=3/ (дата обращения: 18.01.2023).
  2. О создании государственного музея истории Узбекистана: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 5 августа. 1994 г. № 402 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/655978/ (дата обращения: 18.01.2023).
  3. О создании академии государственного и общественного строительства при президенте Республики Узбекистан: указ президента Республики Узбекистан от 19 апреля 1995 г. № УП-1097 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/docs/181727 (дата обращения: 18.01.2023).
  4. Об организации деятельности академии государственного и общественного строительства при президенте Республики Узбекистан: постановление Кабинета министров при Президенте Республики Узбекистан от 12 июня 1995 г. № 167 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/484550 (дата обращения: 18.01.2023).
  5. Арслопзода, Р.А. Введение в специальность: учебное пособие / Р.А. Арслопзода. – Фергана: Classic, 2021. – 240 с.
  6. О совершенствовании деятельности Института истории Академии наук Республики Узбекистан: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 27 июля 1998 г. № 315 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/docs/813627 (дата обращения: 18.01.2023).
  7. О создании Республиканского общественного центра «Маънавият ва маърифат» («Духовность и просветительство»): указ президента Республики Узбекистан от 23 апреля 1994 г. № УП-842 [Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/196311/ (дата обращения: 18.01.2023).
  8. О создании благотворительного фонда «Навруз»: указ президента Республики Узбекистан от 23 мая 1995 г. № УП-405 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/641198 (дата обращения:18.01.2023).
  9. О создании республиканского благотворительного фонда Махалля: указ президента Республики Узбекистан от 12 сентября 1992 г. № УП-472 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/169554 (дата обращения: 18.01.2023).
  10. О фонде «Нуроний» по социальной поддержке ветеранов: указ президента Республики Узбекистан от 04 декабря 1996 г. № УП-1655 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/178452 (дата обращения: 18.01.2023).
  11. О поддержке международного благотворительного фонда «Олтин Мерос» («Золотое наследие») при общественном центре «Маънавият ва маърифат»: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 27 сентября 1996 г. № 338 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/476114/ (дата обращения: 18.01.2023).
  12. О поддержке международного фонда Амира Темура: постановление Кабинета министров при Президенте Республики Узбекистан от 14 марта 1996 г. № 100 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/397736 (дата обращения: 18.01.2023).
  13. О поддержке международного фонда имама Аль-Бухари: указ президента Республики Узбекистан от 16 ноября 1998 г. № УП-2110 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/276315.(дата обращения: 18.01.2023).
  14. О поддержке международного фонда Ибн Сино: указ президента Республики Узбекистан от 06 января 1999 г. № УП-2171 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/209600 (дата обращения: 18.01.2023).
  15. Об увековечении памяти патриотов, отдавших жизнь за свободу родины и народа: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 27 июля 1999 г. № 358 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/605144 (дата обращения: 18.01.2023).
  16. Об установлении для поминовения жертв репрессий: указ Президента Республики Узбекистан от 01 мая 2001 г. № УП-2837 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/177307 (дата обращения: 18.01.2023).
  17. Об организации деятельности музея «Поминовение жертв репрессий»: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 08 ноября 2002 г. № 387 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/687545 (дата обращения: 18.01.2023).
  18. О дальнейшем совершенствовании деятельности музея «Поминовение жертв репрессий: постановление президента Республики Узбекистан от 05 июня 2008 г. № ПП-861 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/1512773 (дата обращения: 18.01.2023).
  19. О создании Совета по координации просветительской и идеологической пропаганды: постановление Кабинета министров при Президенте Республики Узбекистан от 10 марта 2000 г. № 84 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/1211026 (дата обращения: 18.01.2023).
  20. О повышении эффективности пропаганды национальной идеи и духовно-просветительской работы: постановление президента Республики Узбекистан от 25 августа 2006 г. № ПП-451 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/en/docs/1354503 (дата обращения: 18.01.2023).
  21. О создании Общественного совета по новейшей истории Узбекистана при Министерстве высшего и среднего специального образования: постановление президента Республики Узбекистан от 27 января 2012 г. № ПП-1694 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/docs/1950738 (дата обращения: 18.01.2023).
  22. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы организации в области истории Узбекистана: постановление президента Республики Узбекистан от 18 июля 2016 г. № ПП-2562 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. – URL: https://lex.uz/ru/docs/3009526 (дата обращения: 18.01.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».