ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ
- Авторы: Рогова Е.Е.1, Рогов Е.И.1
-
Учреждения:
- Южный федеральный университет
- Выпуск: № 7 (2025)
- Страницы: 268-274
- Раздел: Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
- URL: https://ogarev-online.ru/1994-4683/article/view/309631
- DOI: https://doi.org/10.5930/1994-4683-2025-268-274
- ID: 309631
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Методы и организация исследования. Применяли теоретический анализ научной литературы, опрос (анкетирование), методики Дифференциально-диагностический опросник (Е.Л. Климов) и тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Е. Шафер, модификация З. Матейчика и П. Ржичана), а также t-критерий Стьюдента для проверки статистической значимости различий. В ходе исследования были опрошены 129 школьников подросткового возраста в возрасте от 15 до 17 лет.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования установлено, что в семьях подростков, интересующихся живыми организмами, существует недопонимание с родителями, вызванное недостатком внимания и поддержки. Подростки, увлеченные техникой и абстрактными областями, ощущают слишком высокий уровень контроля со стороны родителей, что ограничивает их индивидуальность. У подростков, стремящихся к профессиям с активным взаимодействием с людьми, преобладает враждебное и автономное отношение, что указывает на открытые конфликты с родителями. В то же время подростки, выбирающие творческие профессии, отмечают позитивный интерес родителей, что способствует взаимопониманию и формирует положительный образ «Я».
Об авторах
Евгения Евгеньевна Рогова
Южный федеральный университет
Email: eerogova@sfedu.ru
доцент, кандидат психологических наук
Евгений Иванович Рогов
Южный федеральный университет
Email: eirogov@sfedu.ru
профессор, доктор педагогических наук
Список литературы
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург : Питер, 2019. 607 с.
- Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности. Москва : Просвещение, 2023. 339 с.
- Гуслякова Н. И., Ордина И. П., Рокицкая Ю. А. Психологический аспект проблемы адаптации студентов // Практическая психология в педагогических вузах : материалы всерос. науч.-практ. конф., Москва, 27-28 мая 2004 г. Москва : МПГУ, 2004. С. 52–54. EDN: UQEOHX.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Москва : Издат. Центр «Академия», 2004. 304 с. EDN: QXIENF.
- Зайкова С. А., Скорикова Н. И. Актуальные проблемы профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 29. С. 55–61. EDN: RNFJEL.
Дополнительные файлы
