Том 24, № 2 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Отношение носителей русского языка к его нормам: динамический аспект

Дегальцева А.В., Сиротинина О.Б.

Аннотация

Разные исторические периоды характеризуются неодинаковым отношением носителей русского языка к его нормам. Советский период русской истории ознаменован борьбой за чистоту и правильность русской речи. При этом охрана норм русского языка была наполнена глубоким идеологическим смыслом, поскольку русский язык выступает как единое средство общения для многонационального населения СССР. Период перестройки характеризуется борьбой с советским официозом, что находит выражение в демократизации и вульгаризации речи, отмене цензуры в СМИ. В связи с этим в публичную речь проникает поток сниженной и нелитературной лексики, в журналистской среде формируется особый – литературно-жаргонизирующий – тип речевой культуры. Второе и третье десятилетия ХХI в. демонстрируют вольное отношение носителей русского языка к его нормам, снижение заботы о форме выражения мысли, активное проникновение разговорной речи в другие сферы общения. Цифровизация коммуникации приводит к снижению уровня речевой культуры, развитию клипового мышления и преобладанию «точечного» внимания (это особенно заметно в подростковой и молодёжной среде). Глобализация важнейших сфер жизни общества, с одной стороны, способствует расширению морфемного и лексического репертуара русского языка, развитию значений его лексем, с другой – приводит к моде на англицизмы и ориентации на западную речевую культуру. Сегодня проблема охраны норм русского литературного языка становится одной из важнейших государственных задач, от успешного решения которой зависит сохранение русской культуры.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):124-130
pages 124-130 views

Избыточность лично-возвратного местоимения себя: к вопросу о небанальном грамматическом плеоназме

Исаченко О.М.

Аннотация

 В статье рассматривается случай грамматического плеоназма, заключающийся в вербализации приглагольной позиции актанта или локализатора – падежными формами лично-возвратного местоимения себя, которые имеют пространственное или субъектно-объектное значения. Данное явление широко распространено в современном узусе, в разных функциональных разновидностях и типах дискурса (публицистическом, политическом, рекламном, разговорном, художественном, педагогическом и научном), в устной и письменной речи, но в терминах «языковая норма» или «речевая ошибка» не осмыслено, хотя данные толковых словарей предписывают запрет на дублирующее употребление местоимения себя при определенных глаголах. В статье доказывается дефектность таких сочетаний с опорой на семантический анализ, а также путем грамматической трансформации – мены части речи или порядка слов, которые служат дополнительными методами верификации ошибки. На основе анализа семантики выявлен списочный состав глаголов (50 ед.), формирующих плеонастические коллокации (55 ед.) со всеми формами парадигмы лично-возвратного местоимения себя: родительного, винительного, дательного, творительного и предложного падежей (с предлогом или без него). Плеонастическое управление провоцируют преимущественно переходные глаголы со значениями расположения, помещения / перемещения объекта (включения в состав чего-либо или его исключения, соединения, собирания или удаления), а также обладания или получения. В метафорических контекстах с этими глаголами местоимение себя также является избыточным. С точки зрения языковой логики, семантики и существующих словарных прескрипций данное явление необходимо кодифицировать как грамматический плеоназм. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):131-138
pages 131-138 views

Бисубстантивные предложения в научном дискурсе: виды оценок в научных статьях

Ватина А.Е.

Аннотация

В статье проводится анализ общей и частных видов оценки, реализуемых в бисубстантивных предложениях в научных статьях по разным специальностям. Отмечается, что бисубстантивные предложения являются продуктивным средством выражения оценочного значения. Выявлено, что хотя в научных статьях преимущественно выражается нейтральная оценка, почти 12% всех проанализированных примеров имеют положительную или отрицательную оценку. Рассмотрено выражение оценки в предложениях с лексемой «проблема» и проанализировано использование интенсификаторов с данной лексемой. Отмечается тенденция к использованию эмоциональной оценки с целью привлечь внимание читателей. Определена частотность использования частнооценочных значений по классификации Н. Д. Арутюновой в бисубстантивных предложениях, использованных в научных статьях.  Из 593 примеров предложений этого типа 327 имеют рационалистическую оценку (утилитарная оценка – 86 примеров, нормативная – 216, телеологическая – 34), сенсорная оценка встречается в 29 примерах (психологическая – 29, сенсорно-вкусовая – 0), сублимированная оценка выявлена в 5 примерах (эстетическая – 1, этическая – 4). Показано, что в одном предложении могут проявляться разные виды частных оценок, в то время как общая оценка может различаться внутри одного предложения только при наличии дополнительных средств противопоставления. Нормативная оценка является преобладающей. Отмечено, что 40% бисубстантивных предложений не имеют частнооценочного значения. Выявлено, что диминутивы в терминах не имеют оценочного значения в научном дискурсе.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):139-146
pages 139-146 views

Категориальное моделирование подъязыка гомеопатии

Буженинов А.Э.

Аннотация

Статья посвящена категориальному моделированию подъязыка гомеопатии. Подъязык профессиональной области знания и/или деятельности является средством вербализации ее понятий, концепций и категорий и служит формой создания, интерпретации, хранения и передачи специального знания. На материале 1258 терминов и общелитературныхслов, взятых изгомеопатических словарей, монографий и учебных пособий по гомеопатии, выделяются восемь универсальных онтологических и гносеологических категорий (категории деятеля, состояния, процессов, занятий, свойств, величин, наук и отраслей, орудий) и одна специфическая для данного подъязыка категория препарата. Именно данные категории концептуально значимы для данного подъязыка, они формируют «каркас» гомеопатического знания. Универсальные категории присущи любой научной сфере, тогда как специфическая категория препарата является уникальным ментальным конструктом в силу специфичности составляющих эту категорию концептов и преобладающих средств их вербализации. С точки зрения вербализации гомеопатических концептов, формирующих выявленные категории, наибольший удельный вес имеет отраслевая (общемедицинская, анатомическая, клиническая) терминология, что обусловлено молодостью гомеопатии как профессионального знания и ее статуса ответвления медицинской науки. Общелитературная лексика также присутствует в гомеопатических текстах и репрезентирует часть обыденного знания, неизбежного для любой научно-профессиональной сферы, что обусловлено необходимостью коммуникации не только в рамках схемы «специалист – специалист», но и схемы «специалист – неспециалист» (например, «врач – пациент»). Наименьшую долю составляет пласт узкоспециальной, собственно гомеопатической терминологии, вербализующей уникальные концепты, созданные гомеопатией. Результаты исследования позволяют углубить знание о соотношении универсальных и специфических категорий в профессиональных подъязыках и соотношении средств вербализации соответствующих концептов.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):147-152
pages 147-152 views

Лингвокультурные лексические таймеры и хронемы в информативном коде публицистического дискурса (на материале журналов «National Geographic» и «Вокруг света»)

Колядин А.В.

Аннотация

В статье охарактеризовано номинативное поле концепта-доминанты ВРЕМЯ посредством выявления специфики представленности хронем и лингвокультурных лексических таймеров в дискурсивной темпоральной архитектонике публицистических статей об арабской архитектуре в журналах «Вокруг света» и «National Geographic». Проведение исследования обусловлено необходимостью таксономического моделирования номинативного поля концепта-доминанты ВРЕМЯ в аспекте его контекстуального сопряжения с лингвокультурным спектром описания древнеарабской городской архитектуры в публицистическом дискурсе англоязычного и русскоязычного журналов. Рассмотрены статья В. Захарченко, В. Кабошкина «Земля и солнце Туниса», а также статья «These 5 destinations are among the holiest sites in Islam», написанная редактором журнала «National Geographic». Определены темпоральные компоненты в номинативном поле концепта-доминанты ВРЕМЯ в этих статьях, осуществлен их сравнительный анализ, показавший тенденции употребления темпоральных маркеров в дискурсивном информативном коде публицистических статей. Выявленные темпоральные маркеры применены в качестве отсылки к исторической эпохе создания того или иного архитектурного сооружения в городском пространстве. Результатом работы стало пополнение теоретических данных о специфике номинативного поля концепта-доминанты ВРЕМЯ, представленного различными хронемами и лингвокультурными лексическими таймерами в публицистическом дискурсе, а также в изложении авторской классификации хронем, выявленных в текстах об арабской архитектуре в журналах «Вокруг света» и «National Geographic». Полученные результаты исследования могут быть применены в лекциях и семинарах по дискурсологии, межкультурной коммуникации, когнитивной лингвистики, теории текста, в семинарах по интерпретации дискурсивного информативного кода номинативного поля концепта-доминанты ВРЕМЯ. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):153-161
pages 153-161 views

Специфика функционирования проксемной информативной текстовой структуры в романе Г. Джеймса «Женский портрет»

Гламазда С.Н.

Аннотация

 В статье исследуется англоязычное текстовое пространство. Цель проводимого исследования заключается в спецификации проксемной информативной текстовой структуры произведения Г. Джеймса «Женский портрет». В теорию текста вводится новое понятие «проксемная информативная текстовая структура» в качестве сегмента текстовой архитектоники, описывающей пространственные параметры, номинированные проксемами. Проксемы интерпретируются как номинации пространственных параметров текста. Уточняется типология текстовых проксем, и к имеющимся проксемам-спейснемам, проксемам-глаголам движения, проксемам-топонимам, проксемам-пейзажным единицам дополняются такие типы проксем, как метафорическая пейзажная единица, интерьерная проксема и дистантная проксема. Под метафорической пейзажной единицей предлагается понимать метафорически маркированную проксему, номинирующую пейзажное описание в тексте. Интерьерная проксема понимается как номинация внутреннего убранства дома и представляет собой социокультурную интерьерную проксему, интерпретируемую как социокультурный информативный конструкт, в котором пересекаются два социума: французский, а именно парижский, и испанский. Дистантная проксема-топоним интепретируется как проксема, номинирующая сюжетно-текстовую отсылку к локации, в которой не происходят описываемые события в момент упоминания о них. Социокультурный топоним-пейзажная единица понимается как пейзажная номинация, отражающая социокультурный аспект локации. Впервые были описаны двуядерные проксемы, которые представляют собой конструкты совокупности однотипных ядер и конструкты совокупности разнотипных ядер. Двуядерность проксем является одним из параметров специфики проксемной информативной текстовой структуры произведения Г. Джеймса. Определено наличие в проксемной информативной текстовой структуре романа Г. Джеймса «Женский портрет» социокультурно маркированных проксемных единиц, сопрягающих различные европейские культурные маркеры в сюжетно-тематической матрице художественного произведения.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):162-168
pages 162-168 views

Чужая речь в современной русской прозе (сборник А. Слаповского «Туманные аллеи»)

Ткачева В.Н.

Аннотация

В статье анализируются способы передачи чужой речи в современной и классической прозе на материале сборников рассказов Ивана Бунина «Тёмные аллеи» и Алексея Слаповского «Туманные аллеи». Внимание сосредоточено на таких способах, как конструкция с прямой речью, свободная прямая речь и диалог. Подобный отбор связан с тем, что именно эти способы наиболее ярко демонстрируют особенности современной прозы. Анализ рассказов позволяет выявить изменения не только в представлении собственно прямой речи и слов автора, но и в функциях расширения авторских слов, среди которых, например, появляется выражение языковой рефлексии, различение точек зрения автора и персонажа, мотивация их речевого поведения. Сделаны выводы об изменении соотношения частей конструкции с прямой речью, которая характеризуется бинарностью. Представление указанных способов передачи чужой речи рассматривается с учетом варьирования перволичного и третьеличного повествования, а также функционально-смысловых типов речи – информационного, демонстрационного, сентенционного, предложенных профессором С. Г. Ильенко. Мотивируется использование свободной прямой речи, а также сближение конструкции с прямой речью с высказываниями, содержащими вводные компоненты. Выявлены особенности представления внешней и внутренней речи персонажей с учетом пунктуационно-графической аранжировки. Продемонстрировано своеобразие изображения диалога в современной прозе. Сквозь синтаксическую призму удалось увидеть, что Алексей Слаповский, творчество которого отличается вниманием к современнику, продемонстрировал изменения не только в языке, но и в отношении людей разных поколений к слову, мысли, любви.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):169-173
pages 169-173 views

Марсианские хроники «прекрасной эпохи»

Чекалов К.А.

Аннотация

В том блоке французской словесности конца XIX – начала XX в., который можно условно назвать «космической фантастикой», в центре внимания оказались полеты на Марс и установление контакта с марсианами. Популярность темы в массовой литературе обеспечили научные открытия того времени (в первую очередь так называемые каналы) и традиционная символика римского божества, по имени которого названа Красная планета. Все авторы, кто обращался к теме Марса в период «прекрасной эпохи», в той или иной степени ориентировались на сочинения известного астронома Камилла Фламмариона (как собственно научные, так и художественные). В статье рассмотрена специфика трактовки марсианской темы в произведениях Ж. Рони-старшего, А. Лори, Ж. Лефора и А. де Граффиньи, А. Галопена, Г. Леружа и Ж. де Ла Ира. Показано, что использование традиционных для популярного романа ресурсов сочетается здесь со стремлением обновить его нарративные приемы. В тетралогии «Необыкновенные приключения одного русского ученого» Лефора и Граффиньи (1888–1896) наблюдается контраст новой для французской словесности «межгалактической» тематики с некоторым архаизмом ее трактовки. В дальнейшем усиливается тенденция к жанровой комбинаторике, к соединению марсианской темы с вампирической сюжетикой и оккультной составляющей. В литературном отношении наиболее интересна так называемая марсианская дилогия Г. Леружа, где формируются элементы столь существенной для массового чтения ХХ в. поэтики хоррора.  «Модернистская» направленность особенно ощутима в романе Ж. де Ла Ира «Тайна XV», предвосхищающем новый для популярного романа тип героя-супермена (не получивший достаточно широкого распространения во Франции).
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):174-182
pages 174-182 views

«Как ни жить, но жить вместе…»: материнско-сыновний сюжет в социально-политических рассказах Н. Д. Хвощинской

Пономарева А.А.

Аннотация

В статье применяется оптика исследования, разработанная И. Савкиной на материале женских автодокументальных жанров, к художественному творчеству Н. Д. Хвощинской. Опираясь на ее переписку, показано, что между автодокументальным и фикциональным письмом в случае Н. Д. Хвощинской нет жестких границ. Ее произведения являются своего рода сублимацией жизненного опыта. В статье мы коснулись одной из приватных страниц в биографии писательницы, специфическим образом отраженной в зеркале ее беллетристики, – брак с И. И. Зайончковским. На фоне переписки, освещающей внутренний опыт писательницы, проанализированы структура и семантика материнско-сыновнего сюжета, устойчивого в тех произведениях, которые были написаны после брака. Материалом послужили поздние социально-политические рассказы «После потопа» (1881) и «Вьюга» (1889). В ходе анализа установлено, что в характерологии героинь-матерей «погашается» историческая составляющая и, напротив, актуализируются надысторические, архетипические, черты: материнская забота, мудрость, сочувствие, духовное возвышение, доброта, поддержка, страдание и др. В работе показано, что сюжетная роль матери обусловлена не социально-политическими сюжетами, составляющими внешнесобытийную канву рассказов, а глубинным – инициационным – сюжетом. Мать, «лишняя» во внешне событийном плане, в инициационном сюжете играет важную роль: она оказывается рядом с героем в момент жизненных испытаний. При этом установлено, что она не способствует изменению статуса сына. Этой функцией наделяется ее сюжетный «дублер» – героиня-возлюбленная. Сюжетная роль героя тоже изменяется: он выступает не столько революционером, потерпевшим крах, сколько сыном, переживающим процесс инициации. В результате проблематика рассказов Н. Д. Хвощинской выходит за рамки социально-политического конфликта, обусловленного исторической обстановкой, и приобретает общечеловеческий масштаб.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):183-189
pages 183-189 views

Восприятие Блеза Паскаля и его наследия советской официальной культурой 1920–1930-х гг.

Кашлявик К.Ю., Лобков А.Е.

Аннотация

Восприятие Блеза Паскаля советской официальной культурой 1920–1930-х гг. еще не становилось предметом специального изучения. На новом историческом витке научное и духовное наследие французского мыслителя неизбежно подлежало ревизии. Авторы ставят перед собой задачу раскрыть особенности конструирования образа Паскаля и интерпретации его идей в обществе массовой интеллектуальной культуры. Основным материалом для статьи послужили сведения о Паскале, которые советский гражданин мог почерпнуть из энциклопедических словарей, учебников, научно-популярных статей и периодики. Делается вывод о том, что личность и труды французского гения XVII в. были важны для выстраивания диалога новой советской культуры с традиционной европейской вообще и французской в частности. В 1920–1930-х гг. складывается «советский традиционализм» – практика государства по созданию границ лояльности для традиционности, в которую, прежде всего, включена интеллектуальная культура. В новые координаты были вписаны европейская буржуазная культура и конкретный случай Паскаля. «Границы лояльности», установленные к наследию французского гения, выдвинули на первый план Паскаля-ученого и Паскаля-философствующего писателя. Показательно заострение оппозиции Декарт – Паскаль, в которой отражены духовно-философский, культурный и идеологические конфликты нового советского государства. В этом конфликте Паскаль стал своего рода «сокровенным человеком», чей духовный опыт спрятан под провозглашенной атеистической повседневностью. Однако суть внутреннего строя личности Паскаля оказывается близкой аскетизму и антибуржуазности советской культуры. Паскаль становится примером для советского человека в созидании себя на пути к светлому и справедливому обществу.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):190-196
pages 190-196 views

Христианская истина и политика в романе Ивлина Во «Елена»

Кабанова И.В.

Аннотация

Роман И. Во «Елена» (1950) рассматривается как выдающееся художественное размышление писателя о наиболее близких ему проблемах: о природе власти в обществе и о возможности обрести выход из кризисного сознания ХХ в. в истине католической религии. В католической церкви Англии к Во всегда относились с подозрением, подчеркивая его «неправильный» католицизм; с опорой на труды биографов и интерпретаторов творчества Во анализируются особенности рецепции писателем католической ортодоксии. Католицизм был для Во, прежде всего, наиболее глубоко разработанной логической системой, основанной на исторически достоверных фактах. В истории св. Елены И. Во создает не просто жизнеописание полулегендарной императрицы, которая обнаружила Крест Голгофы и доказала тем самым подлинность основополагающего христианского нарратива, но современный, полный иронии, исторический роман о закате Римской империи. Намеренные анахронизмы, стилевые особенности позволяют автору создавать скрытые параллели между эпохой Констанция Хлора и Константина Великого (мужа и сына Елены) и катастрофической историей ХХ в. Во показывает живучесть язычества, циничное использование политиками мощного инструмента религии с единственной целью консолидации личной власти. Авторская ирония не позволяет роману уйти в прямую апологетику, однако симпатия к главной героине ведет автора к созданию самого жизнеутверждающего, самого оптимистичного (насколько сатирик может быть оптимистичным) во всем творчестве Во произведения: в конце долгой жизни Елена находит свое призвание, выполняет то, для чего послана в этот мир, и находит в исполнении своей индивидуальной миссии удовлетворение и спокойствие.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):197-203
pages 197-203 views

Александр Кушнер: два «Посещения»

Кулагин А.В.

Аннотация

В статье рассмотрены и сопоставлены два стихотворения А. С. Кушнера, имеющие общее название – «Посещение» (1977 и 1985 гг.). Они объединены ситуацией возвращения лирического героя в места, где прошли его детство и юность. Но авторская позиция лишены ожидаемого в таких случаях ностальгического сожаления о давних годах – в частности, за счёт несовпадения воспоминаний с реальным миром прошлого. Кушнер продолжает русскую традицию лирических «возвращений» (Пушкин, Баратынский, Некрасов и др.), но соотносит её с новым историческим контекстом и опытом советской эпохи, подвергаемым в его стихах критическому переосмыслению. Второе стихотворение не дублирует первое: лирическая ретроспектива в нём углублена за счёт мотивов детского и отроческого чтения позднесталинской эпохи, детской и «взрослой» (популярной в послевоенные годы) игры в волейбол, школьной учёбы. В статье проанализирована также стихотворная техника поэта, раскрыто её значение для лирического содержания стихотворений. Сравнительно короткий размер (трёхстопный ямб, двустопный анапест), как будто неожиданный для лирики Кушнера, тяготевшего в 70-е и 80-е гг. к «длинной» строке, выдаёт скрытую полемичность по отношению к стихотворному эпосу, к которому как будто подводит в данном случае поэтическая тема, но который самому поэту сознательно чужд. В статье затронуто также ещё одно (третье) стихотворение Кушнера с названием «Посещение» (1973), связанное с двумя другими лишь косвенно, но тоже содержащее мотивы советской истории. В итоге все три стихотворения вписываются в серию стихотворений Кушнера, воссоздающих общественно-политическую атмосферу советской эпохи.  
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):204-211
pages 204-211 views

Инаковость индивидуального бытия человека в условиях фейковой реальности

Аббуд М.В.

Аннотация

В статье рассматривается феномен фейка и его влияние на индивидуальное бытие человека. В условиях тотальной манипуляции общественным мнением происходит ограничение свободы мысли. Задыхаясь от информационного гиперпотока, человек утрачивает способность к демаркации истины и лжи. Взяв на вооружение идеологический лозунг «Это совсем другое», признавая важность, оправданность двойных стандартов, фейковая реальность для индивида стала выбором меньшего из двух зол. С одной стороны, истина, свобода и ответственность, что означает по-настоящему быть, но что требует от человека приложения огромного багажа усилий к осмысленному существованию. С другой стороны, девальвация указанных ценностей до уровня «своей правды», благоустроенной несвободы и снижения градуса ответственности до состояния «иметь» или «слыть», что позволяет человеку безболезненно плыть по течению, быть всегда с большинством, не выходить за рамки зоны комфорта. Анализируются данные исследований отечественных и зарубежных авторов, изучающих указанный феномен. Обозначаются ключевые проблемы, связанные с природой фейка, роль средств массовой информации и новых медиа, приводится авторская дефиниция этого понятия. В рамках данной статьи фейк понимается как инструмент идеологической диверсии, выступая маркерной характеристикой текста на предмет его несоответствия истине. Психологические особенности среднестатистического «нормального» человека, продуцирующего ложь и готового принимать ложь за правду, его готовность «бежать от информации», придавать статус истины тому, что является только мнением, некритическое доверие к различного рода экспертам позволяют сегодняшнему потребителю информации максимально совмещать субъективную оценку реальности с реальностью, созданной всесильными медиа. Делается вывод о том, что фейк, имея различные формы существования, есть идеологический инструмент манипулирования индивидуальным и надындивидуальным сознанием, а сам человек оказывается погруженным в новую для него фейковую реальность.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):212-219
pages 212-219 views

Этические аспекты подготовки журналистских материалов о детях и для детской аудитории: гуманистический подход

Зубаркина Е.С.

Аннотация

В статье рассматривается двуединая проблема: необходимость разработки основополагающих документов о соблюдении российскими СМИ гуманистических принципов при подготовке материалов о детстве, а также отсутствие профессиональной журналистской школы, в рамках которой формируются и поддерживаются такие подходы. Обращение к научным изысканиям в области деонтологии и философии журналистики привело к выводу, что реализация задач по гуманизации информационного пространства зависит не только от уровня развития медиаэтики, но и от воли журналистов, политической конъюнктуры, структуры медиарынка на этапе его экономической трансформации. В условиях агрессивной медиасреды и при игнорировании профессиональным журналистским сообществом этических установок наиболее уязвимой аудиторной группой, подверженной негативному влиянию, выступают несовершеннолетние. Сегодня в некоторых редакциях намеренно отступают от норм морали, нравственности, этики в процессе создания потенциально «продаваемого» информационного продукта, тем временем дети и подростки, согласно статистическим данным, регулярно являются опосредованными потребителями нецелевого контента. Именно поэтому в качестве эмпирической базы выбраны медиатексты профессиональных СМИ, поскольку их авторы (в отличие от многих блогеров, создателей контента в соцсетях), как сотрудники редакций, осведомлены об ответственности не только на законодательном, но и зачастую на корпоративном уровне. В отдельных этических хартиях и стандартах, ратифицированных журналистскими организациями в России, содержатся рекомендации по подготовке медиаматериалов, затрагивающих тему детства прямо или косвенно. Подробный анализ представленных документов позволяет сделать вывод о том, что некоторые положения, принятые в начале 2000-х гг., утратили актуальность, и сегодня требуется не только пересмотреть их содержание, но и поднять вопрос в среде практиков о необходимости проявить повышенное внимание к мерам сдерживания агрессивной риторики, о введении новых механизмов саморегулирования. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):220-227
pages 220-227 views

Особенности взаимодействия преподавателя с российской и китайской студенческой аудиторией

Чжан Ю.

Аннотация

Статья посвящена особенностям взаимодействия преподавателя с российской и китайской студенческой аудиторией в процессе обучения в системе высшего образования Российской Федерации. Целью исследования выступил анализ особенностей китайской и русской студенческой аудитории сточки зрения использования этих особенностей в процессе профессиональной деятельности преподавателя, ведущего обучение русских и китайских студентов как по отдельности, так и в составе смешанных групп. В качестве основных особенностей китайских студентов автором выделены следующие: коллективизм, уважение к старшим, боязнь «потерять лицо», хорошая память, склонность к заучиванию материала наизусть, ориентация на то, что преподаватель всегда прав, соблюдение принципов субординации, отличное от российской практики, неоднозначное отношение к нетрадиционным формам аудиторных занятий, положительное отношение к использованию электронных средств обучения. Также приводится сравнительная характеристика особенностей китайской и русской студенческой аудитории в связи с особенностями менталитета представителей китайской и русской лингвокультуры. Делается вывод о том, что преподаватель вуза, принимающий во внимание особенности китайской аудитории, сможет выстроить учебный процесс таким образом, что будут учтены все особенности менталитета китайских студентов. Также автор приходит к выводу о том, что учет национальных особенностей русских и китайских студентов даст возможность эффективно преподавать в смешанных студенческих группах. В заключительных абзацах представлены возможные перспективы дальнейших исследований особенностей взаимодействия преподавателя с российской и китайской студенческой аудиторией на современном этапе развития системы высшего образования Российской Федерации.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):228-233
pages 228-233 views

IX Международный научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка»

Дмитриева О.И.

Аннотация

Статья представляет собой обзор двухдневных заседаний IX Международного научного семинара «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка», который проходил в Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского 30–31 октября 2023 г. В работе семинара приняли участие дериватологи из Саратова, Москвы, Волгограда, Нижнего Новгорода, Казани, Донецка, Самары, а также из Казахстана. Семинар существует на базе СГУ с 2008 г., и руководят его работой О. Ю. Крючкова и О. И. Дмитриева. Основная проблематика семинара связана с изучением динамики словообразовательных и лексических процессов русского языка. Традиционно большая часть выступлений была посвящена проблемам словообразовательной деривации частей речи в синхронном, диахронном и когнитивном аспектах: динамике формирования различных словообразовательных моделей и словообразовательных категорий в диахронии, вопросам синтаксической деривации. Особую область исследовательских интересов участников прошедшего семинара составили неологические деривационные процессы и процессы современной аббревиации: были обозначены тенденции неологизации и основные типы словообразовательных неологизмов новейшего времени, динамика вхождения в язык новой лексики и особенности ее функционирования в медийных текстах, способы образования и механизмы восприятия аббревиатур. В ряде докладов были представлены результаты изучения семантической и функциональной специфики лексических подсистем на синхронных срезах языка. Динамические лексико-семантические процессы нашли свое отражение при описании современных метафорических моделей, семантики и функций глагольных слов отдельных способов действия, языковых вариантов. Семинар еще раз подтвердил статус научной площадки, объединяющей ученых, научные интересы которых связаны с вопросами развития словообразовательных и лексико-семантических процессов и подсистем русского языка. По материалам работы семинара готовится коллективная монография. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(2):234-237
pages 234-237 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».