Этические аспекты подготовки журналистских материалов о детях и для детской аудитории: гуманистический подход

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается двуединая проблема: необходимость разработки основополагающих документов о соблюдении российскими СМИ гуманистических принципов при подготовке материалов о детстве, а также отсутствие профессиональной журналистской школы, в рамках которой формируются и поддерживаются такие подходы. Обращение к научным изысканиям в области деонтологии и философии журналистики привело к выводу, что реализация задач по гуманизации информационного пространства зависит не только от уровня развития медиаэтики, но и от воли журналистов, политической конъюнктуры, структуры медиарынка на этапе его экономической трансформации. В условиях агрессивной медиасреды и при игнорировании профессиональным журналистским сообществом этических установок наиболее уязвимой аудиторной группой, подверженной негативному влиянию, выступают несовершеннолетние. Сегодня в некоторых редакциях намеренно отступают от норм морали, нравственности, этики в процессе создания потенциально «продаваемого» информационного продукта, тем временем дети и подростки, согласно статистическим данным, регулярно являются опосредованными потребителями нецелевого контента. Именно поэтому в качестве эмпирической базы выбраны медиатексты профессиональных СМИ, поскольку их авторы (в отличие от многих блогеров, создателей контента в соцсетях), как сотрудники редакций, осведомлены об ответственности не только на законодательном, но и зачастую на корпоративном уровне. В отдельных этических хартиях и стандартах, ратифицированных журналистскими организациями в России, содержатся рекомендации по подготовке медиаматериалов, затрагивающих тему детства прямо или косвенно. Подробный анализ представленных документов позволяет сделать вывод о том, что некоторые положения, принятые в начале 2000-х гг., утратили актуальность, и сегодня требуется не только пересмотреть их содержание, но и поднять вопрос в среде практиков о необходимости проявить повышенное внимание к мерам сдерживания агрессивной риторики, о введении новых механизмов саморегулирования. 

Об авторах

Елена Станиславовна Зубаркина

Московский педагогический государственный университет

Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1

Список литературы

  1. Мартыненко Е. В. Гуманизм и принципиальность журналиста в современных условиях геополитической перестройки мира // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2014. № 4. С. 100–105.
  2. Дорощук Е. С. Гуманизм современной журналистики как предмет изучения: генезис и перспективы // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур : материалы междунар. науч.-практ. конф. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2016. С. 5–15.
  3. Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу: Об этическом подходе в журналистской профессии : пер. с англ. М. : Национальный ин-т прессы : Виоланта, 1998. 318 с.
  4. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М. : Изд-во АПК и ППРО, 2013. 480 с.
  5. Букалерова Л. А., Лапшин В. Ф., Остроушко А. В. Риск-ориентированный подход в области правового регулирования обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних // Вестник Сургутского государственного университета, 2021. № 1. С. 76–83. https://doi.org/10.34822/ 2312-3419-2021-1-76-83
  6. Некоз Я. О., Игнатович С. С. Влияние социальных сетей на агрессивное поведение подростков // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5, № 2. С. 77–100. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2022-5-2-77-100
  7. Астафьева А. В., Переверзина К. С. Эффективность современных средств информационной безопасности несовершеннолетних пользователей // Вопросы науки и образования. 2019. № 31 (81). С. 41–45. URL: https://scientificpublication.ru/images/PDF/2019/81/Questions-of-science-and-education-31-81-.pdf (датаобращения: 10.10.2023).
  8. Гость Евгений Ямбург. Познер. Выпуск от 17.05.2021. URL: https://www.1tv.ru/shows/pozner/vypuski/gostevgeniy-yamburg-pozner-vypusk-ot-17-05-2021 (дата обращения: 01.10.2023).
  9. Телерадиовещатели подписали свод норм и правил. URL: https://www.kommersant.ru/doc/217708 (дата обращения: 10.10.2023).
  10. Сафронова О. О проблеме распространения жестокости, агрессии и насилия в современных средствах массовой информации // Система ценностей современного общества. 2015. № 39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-rasprostraneniya-zhestokostiagressii-i-nasiliya-v-sovremennyh-sredstvah-massovoyinformatsii/viewer (дата обращения: 29.09.2023).
  11. Бастрыкин призвал убрать телешоу, десоциализирующие молодежь. URL: https://www.vesti.ru/article/2825173 (дата обращения: 01.07.2023).
  12. Что и как смотрят дети в России – исследование. URL: https://adindex.ru/news/researches/2020/02/13/279527.phtml (дата обращения: 02.10.2023).
  13. Медиаэтический стандарт Общественной коллегии пожалобамна прессу. URL: http://www.mediacouncils.org/wp-content/uploads/2017/12/Standart_Kollegii.pdf (дата обращения: 05.10.2023).
  14. «Была принцессой для родителей, а осталась сиротой»: Трагическая история девочки, чьи мать с отцом погибли во время теракта на Крымском мосту. URL: https://www.kp.ru/daily/27530/4795335/ (дата обращения: 18.07.2023).
  15. «Педофилы растят своих жертв»: как дети становятся жертвами насильников. URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/10/16/12758942.shtml (дата обращения: 24.09.2023).
  16. В России матери чаще бьют детей, но дело не в жестокости женщин – ученые. URL: https://regnum.ru/news/2964971.html (дата обращения: 05.10.2023).
  17. В Туве расследуют дело о сексуальном насилии над десятилетним мальчиком. URL: https://ria.ru/20230126/nasilie-1847561916.html (дата обращения: 24.09.2023).
  18. До 90% пострадавших от сексуализированного насилия – несовершеннолетние девочки. URL: https://www.asi.org.ru/news/2022/06/06/do-90-seksualizirovannogo-nasiliya-sovershaetsya-nadnesovershennoletnimi-devochkami/ (дата обращения: 05.10.2023).
  19. Понятие «образовательная услуга» отменят на законодательном уровне. Как это поможет учителям. URL: https://mel.fm/zhizn/povestka/4982503-ponyatiyeobrazovatelaya-usluga-otmenyat-na-zakonodatelnomurovne-a-chto-s-nim-voobshche-bylo-ne-tak (дата обращения: 12.09.2023)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Зубаркина Е.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».