Типология акторов в чешских телевизионных новостях 1989–2021 гг.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Лицо человека в кадре называют главным выразительным средством экрана, причем речь идет обо всех видах аудиовизуального содержания, включая телевизионные новости, представляющие собой журналистские тексты, которые обладают в силу своей звукозрительной природы большой степенью убедительности. Цель исследования – проследить, как изменялись и изменились ли акторы, обладающие правом голоса в телевизионных новостях, в период 1989–2021 гг. В работе проведен анализ 1608 телевизионных сюжетов одного из главных телеканалов Чешской Республики за три периода – 1989, 2005 и 2021 гг. Было проанализировано 2755 фрагментов интервью, являющихся частью новостных сюжетов. Было выяснено, что в 2005–2021 гг. количество акторов в эфире телевизионных новостей увеличилось в семь-девять раз по сравнению с 1989 г., также значительно увеличилось присутствие в кадре журналистов – авторов новостных сюжетов. Отмечен стабильный функциональный состав акторов, характерный для всех трех периодов исследования: в среднем выявлено присутствие около 70% «участников», 20% «очевидцев» и 10% «экспертов» в телевизионных сюжетах всех периодов. При классификации акторов по направлениям установлено значительное превосходство представителей политической сферы над остальными: от 47 до 61% акторов-«участников» связаны с политикой и властью. С годами увеличивается представленность зарубежных политиков в эфире чешских телевизионных новостей, также отмечается значительное увеличение числа представителей общественных организаций в качестве акторов. Помимо этого, было выявлено, что в экономической сфере имеет место демократизация акторов: с годами как минимум вдвое уменьшается число «руководителей и бизнесменов» и в четыре-шесть раз увеличивается количество специалистов и наемных работников в эфире чешских телевизионных новостей.

Об авторах

Екатерина Вячеславовна Лапук

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Список литературы

  1. Экранная культура в XXI веке / редкол. : В. В. Виноградов (рук. проекта), К. К. Огнев, С. Л. Уразова, В. Л. Цвик ; отв. за вып. Н. И. Емельянова. М. : ФГОУ ДПО ИПК работников телевидения и радиовещания, 2010. 480 с.
  2. Телевизионная журналистика : учеб. пособие / под ред. Ю. И. Долговой, Г. В. Перипечиной. М. : АспектПресс, 2022. 208 с.
  3. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2011. 400 с.
  4. McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36, iss. 2. P. 176–187. https://doi.org/10.1086/267990
  5. Katz E. The Two-Step Flow of Communication: An UpTo-Date Report on an Hypothesis // Political Opinion Quarterly. 1957. Vol. 21, iss. 1. P. 61–78. https://doi.org/10.1086/266687
  6. Шелонаев С. И. Типология акторов в современном медиапространстве // Историческая и социальнообразовательная мысль. 2012. № 1. С. 190–194. EDN: OXJFHV
  7. Сергеева В. К. Селекция как механизм конструирования социальной реальности в телевизионных выпусках новостей (на примере программы «Время» Первого канала) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 6. Журналистика. С. 51–56.
  8. Красикова Т. Р. Дискурсивное конструирование события в массмедиа: анализ российского телевидения : дис канд. филол. наук. Воронеж, 2018. 186 с.
  9. Дерябин А. А. Телевизионные новости как коммуникативное событие // Дискурс. 1998. № 7. С. 60–63. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/tvnews.htm (дата обращения: 10.03.2023).
  10. Выпова М. Ю. Конструирование социальной реальности в новостных программах (на примере сообщений об изменении тарифов и цен) // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2009. № 1. С. 121–130.
  11. Beckers K., Van Aelst P. Look who’s talking: An analysis of actors in television news (2003–2016) // Journalism Studies. 2019. Vol. 20, iss. 6. P. 872–890. https://doi.org/10.1080/1461670X.2018.1463169
  12. Kleemans M., Schaap G., Hermans L. Citizen sources in the news: Above and beyond the vox pop? // Journalism. 2017. Vol. 18, iss. 4. P. 464–481. https://doi.org/10.1177/1464884915620206
  13. Tiffen R., Jones P. K., Rowe D., Aalberg T., Coen S., Curran J, Hayashi K., Iyengar S., Mazzoleni G., Papathanassopoulos S., Rojas H., Soroka S. Sources in the news: A comparative study // Journalism Studies. 2014. Vol. 15, iss. 4. P. 374–391. https://doi.org/10.1080/1461670X.2013.831239
  14. Beckers K., Van Aelst P. Did the European migrant crisis change news coverage of immigration? A longitudinal analysis of immigration television news and the actors speaking in it // Mass Communication and Society. 2019. Vol. 22, iss. 6. P. 733–755. https://doi.org/10.1080/15205436.2019.1663873
  15. Masini A., Van Aelst P., Zerback Th., Reinemann C., Mancini P., Mazzoni M., Damiani M., Coen Sh. Measuring and explaining the diversity of voices and viewpoints in the news: A comparative study on the determinants of content diversity of immigration news // Journalism Studies. 2018. Vol. 19, iss. 15. P. 2324–2343. https://doi.org/10.1080/1461670X.2017.1343650
  16. Audiovizuální a mediální sektor v ČR. 2021. Český statistický úřad. Praha, 2023. 64 s.
  17. De Smedt J., Wouters R., De Swert, K. Inter-coder reliability in the TV News Archive: A Report on Coding Issues, Countries and Actors in Belgian television news // Antwerp: Steunpunt Media. 2013. P. 1–14. URL: https://dare.uva.nl/searchidentifier=e625c035-6d1d-4955-b6c5-95c57a7737d6 (дата обращения: 10.03.2023).
  18. Антонов К. А. Телевизионные новости: интернальные свойства медиа и механизмы конструирования реальности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 7 (27). С. 64–67.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лапук Е.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».