Экспрессивные способы создания новообразований в социальных сетях (на примере социальной сети «Telegram»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются экспрессивные способы создания новых лексических единиц. Материалом послужили контексты различного содержания, извлечённые из открытых ресурсов мессенджера «Telegram» за 2021–2023 гг. В исследовании применялись приём сплошной выборки, описательный метод с элементами интерпретационного анализа, словообразовательный анализ. Выявлены новые номинации, образованные с помощью контаминации. Подобные словообразовательные неологизмы используются для создания комического эффекта. Проанализированы контаминированные новообразования, которые участвуют в стратегии дискредитации православия. Новые лексические единицы свидетельствуют о низкой коммуникативной компетентности адресанта. Охарактеризованы тмезисные номинации. Доказано, что данные медийные новообразования обладают особой выразительностью, привлекают внимание пользователя. Рассмотрены новые номинации, возникшие в результате междусловного наложения. Подтверждено, что медийные новообразования, созданные с помощью междусловного наложения, выражают оценку и являются средством языковой игры. Проанализированы новые номинации, образованные в результате графиксации и её разновидностей. Графические гибриды участвуют в создании намеренной двусмысленности, выражают индивидуальное начало, стимулируют фантазию читателей. Зафиксированы новые лексические единицы на базе прецедентных феноменов. Установлено, что подобные новые номинации привлекают внимание адресата, нарушают предсказуемость, усиливают выразительность заголовка. Обращено внимание на медийные новообразования, в состав которых в качестве производящих вовлекаются бранные и обсценные лексемы. Агрессивные номинации вызывают у пользователей нежелательную эмоциональную реакцию, нарушают этические нормы речевого поведения. Результаты работы могут представлять интерес для преподавателей, студентов, курсантов, а также для всех интересующихся активными процессами в области словообразования.

Об авторах

Владислав Евгеньевич Замальдинов

Нижегородская академия МВД России

Россия, 603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3

Список литературы

  1. Иванова М. В., Клушина Н. И. Креативные возможности языка в интернет-коммуникации // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1 (103). С. 52–62. https://doi.org/10.22204/2587-8956-2021-103-01-52-62
  2. Ильясова С. В. Будет ли covidно? Языковая игра через призму лингвоэтики (на материале современных российских СМИ) // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7. С. 169–172. EDN: ZSLRPK
  3. Петрухина Е. В. Когнитивный механизм словообразовательных актов и универбация // Когнитивные исследования языка. 2022. № 4 (51). С. 336–341. EDN: PILWYY
  4. Замальдинов В. Е. Новообразования как средство речевого воздействия в региональных нижегородских СМИ // Язык. Право. Общество : сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 11–13 октября 2016 г.) / под ред. О. В. Барабаш, Т. В. Дубровской, А. К. Дятловой, Н. А. Павловой. Пенза : Изд-во ПГУ, 2016. С. 218–221. EDN: XEXGYT
  5. Замальдинов В. Е. Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации: эколингвистический аспект // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4 (1). С. 13–19. https://doi.org/10.17516/2311-3499-073
  6. Николина Н. А. Постфиксальные глаголы-неологизмы в современной русской речи // Языки и культуры в цифровую эпоху : сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф. (Нижний Новгород, 28–30 октября 2022 г.). Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2022. С. 256–262.
  7. Катермина В. В. Английские неологизмы с суффиксом -ism: семантический и стилистический потенциал // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2023. № 1 (48). С. 7–12. https://doi.org/10.36622/AQMPJ.2023.87.72.001
  8. Ребрина Л. Н. Неодобряемые / одобряемые фрагменты современной социальной реальности: неузуальные неономинации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2023. Т. 22, № 2. С. 5–22. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.2.1
  9. Петренко Д. А., Лихачев Э. В., Чернышова М. В. Конструирование виртуальной языковой личности в социальной сети ВКонтакте (на материале немецкого языка) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2023. Т. 9 (75), № 1. С. 78–85.
  10. Иванова М. В., Клушина Н. И. Русский язык в современном интернет-пространстве: динамические процессы и тенденции развития // Русистика. 2021. Т. 19, № 4. С. 367–382. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-4-367-382
  11. Намитокова Р. Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов н/Д : Изд-во Ростовского ун-та, 1986. 156 с.
  12. Копнина Г. А. Речевые тактики и приемы дискредитации православия в современной информационнопсихологической войне (на материале интернеттекстов // Политическая лингвистика. 2017. № 5 (65). С. 206–216.
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 15.03.2023). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  14. Нефляшева И. А. Окказиональное сращение: хештеги и мемы как факторы актуализации способа словообразования // Неология. Неография. 2021 : сб. ст. Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 01–02 декабря 2021 г.). СПб. : Ин-т лингвистических исследований РАН, 2022. С. 143–152.
  15. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций. М. : Гнозис, 2002. 284 с.
  16. Базылев В. Н. Инвективность медийного языка: логика понятия и оценочные коннотации // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : сб. науч. тр. Вып. 16. Орел : Орловский гос. ин-т культуры, 2019. С. 30–43. EDN: EXZRIE
  17. Шмелева Е. Я. Интернет-коммуникация: новые тенденции в русском словообразовании // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 2. С. 46–52.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Замальдинов В.Е., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».