Том 24, № 4 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Роль аффиксальных средств русского языка в развитии категории вида

Крючкова О.Ю.

Аннотация

К началу письменного периода русского языка уже заметно оформление новых видовых значений у глаголов. Средствами формирования категории вида в истории русского языка становятся аффиксы: префиксы оформляют значение предельности; суффиксы участвуют в выражении значения непредельности. Начальный этап формирования категории вида – семантические преобразования префиксов. В приставках развиваются процессы делокализации – нейтрализации их первоначальных пространственных значений, формируется семантическая функция выражения значения общей результативности. Этот процесс сопровождается развитием префиксальной синонимии, семантически дублирующей вторичной префиксации у глаголов с общим результативным значением. Укреплению видовой функции у приставок, имевших первоначально нечетко выраженное перфективное значение, способствовало развитие специальных средств имперфективации, в роли которых выступили многообразные суффиксы (с дальнейшим возобладанием суффикса -ива/-ыва). Конкуренция суффиксальных средств имперфективации выражается в развитии явлений вариантности, вторичной дублирующей суффиксации в кругу имперфективных глаголов, изменении видовой функции у суффиксальных глаголов. Вместе со стабилизацией средств выражения имперфективного значения укрепляется видовое (перфективное) значение приставок. Заметная роль в этом процессе принадлежит вторичной префиксации как средству снятия двувидовости префиксальных глаголов. Суффиксы и префиксы играют важнейшую роль в становлении видовой системы русского языка. Одна ко характер их участия в становлении категории вида в русском языке различен. В истории русского языка появляются специальные суффиксы имперфективации, специальных видообразующих приставок нет, приставки претерпевают изменение в плане содержания, получают способность выступать в функции не только словообразующего, но и видообразующего средства. История формирования категории вида в русском языке указывает на ее морфолого-деривационный характер. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):362-370
pages 362-370 views

Хеджирование в письменной научной речи как проявление ее диалогичности (на материале отзывов о диссертации)

Викторова Е.Ю.

Аннотация

В статье анализируется специфика диалогичности письменной научной коммуникации на материале русскоязычного оценочного научного дискурса. В качестве источника материала использовались тексты официальных отзывов о диссертации, опубликованные на сайтах диссертационных советов российских вузов в 2020–2024 гг. Исследовано более 70 отзывов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Целью исследования является определение роли хедж-маркеров – речевых единиц, способствующих деинтенсификации высказывания – в реализации диалогичности в жанре отзыва. В статье показано, что специфика диалогичности в исследуемом жанре обусловлена его полемической природой, потенциально травматическим характером, включенностью в широкий научный контекст, ориентацией на конкретного адресата, публичным характером защит диссертаций в Российской Федерации, а также личным знакомством многих участников научной коммуникации. Диалогичность, исследуемая в тесной связи с такими категориями, как некатегоричность, толерантность, неопределенность и вежливость, реализует одновременно стратегию адресации (забота об адресате) и стратегию самопрезентации (забота о своей репутации). Среди разновидностей хедж-маркеров выделены следующие дискурсивы: авторизующие конструкции, сигналы снижения категоричности, рефлексивы, перформативы с глаголами речи и мышления, оценки содержания речи. Показано, что в отзывах гуманитариев хеджи употребляются чаще и разнообразнее, чем в отзывах ученых естественников, что можно объяснить антропоцентричностью гуманитарных наук и их субъективной природой. В статье подчеркивается настоятельная необходимость использования хеджей в жанре отзыва с целью снижения коммуникативных и профессиональных рисков в научной среде. Употребление хеджей является проявлением эколингвистической стратегии, элементом положительной коммуникации и необходимой составляющей общенаучной компетенции ученого.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):371-378
pages 371-378 views

Влияние гендера на использование дискурсивов-организаторов в устном англоязычном научно-популярном дискурсе (на материале TED talks)

Белоножко Ю.А.

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния гендера на использование спикерами дискурсивов-организаторов в рамках англоязычных научно-популярных лекций TED talks, посвященных современным проблемам образования. Материалом исследования послужили 20 англоязычных лекций (10 мужских и 10 женских) общим объемом около 50 000 словоупотреблений. Дискурсивы-организаторы подразделяются на глобальные и локальные. Локальные организаторы используются для связи между высказываниями, для выражения отношений причины, следствия, времени, условия, добавления информации, уточнения информации, поиска слов, исключения, включения, организации реального или подразумеваемого диалога, в то время как глобальные организаторы указывают на компоненты структуры дискурса. На основе анализа материала было выявлено, что мужчины используют дискурсивы-организаторы чаще, чем женщины (57% всех зарегистрированных дискурсивов встречаются в лекциях мужчин). Отмечены следующие тенденции в употреблении дискурсивов-организаторов: женщины чаще используют авторизующие конструкции, содержащие инклюзивное let’s; дискурсивы-«нумерации», способствующие более четкой организации текста; внутренние ссылки. В свою очередь, в лекциях мужчин прослеживается более частое использование I-конструкций, внешних ссылок, отдельных хезитативов (you know) и фативов. Было выявлено, что гендер оказывает наибольшее влияние на использование сигналов начала темы, сигналов очередности и последовательности, внешних ссылок, сигналов перехода к другой теме и сигналов вывода. Однако гендерные различия в вариативности и частотности дискурсивов-организаторов незначительны, так как правила научно-популярной лекции в жанре TED talk обязуют спикеров представить заранее отрепетированное выступление, в связи с чем степень свободы в проявлении личностных, в том числе гендерных, особенностей в речи снижается. Кроме того, функции дискурсивов-организаторов таковы, что без них невозможна ни одна публичная лекция, так как дискурсивы-организаторы позволяют логично структурировать изложение и тем самым облегчить его восприятие адресатом.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):379-385
pages 379-385 views

Изображение реальности в эстетико-философской системе Дени Дидро

Стогний Д.А.

Аннотация

Статья посвящена осмыслению понятия реальности в культурном и научном наследии французского просветителя Дени Дидро. Интерес к данной теме продиктован неустаревающей актуальностью новаторской драматургической теории мыслителя, в которой вопрос об изображении реального является центральным. В ходе анализа были привлечены работы отечественных и зарубежных и литературоведов, которые затрагивали проблему репрезентации реальности в XVIII в. и особенно в творчестве Дени Дидро. Понятие реальности рассмотрено как в эстетико-философских (статья «Прекрасное», «Беседы о „Побочном сыне“», «О драматической поэзии»), так и естественно-научных («Мысли об объяснении природы» и статья «Природа») трудах, что позволило выявить единый подход Дидро в определении реального и формулировании правил его изображения. Проанализированы подходы к репрезентации реального в художественном произведении, которые подробно описаны просветителем в его трактатах о драматургии. В исследовании сопоставлены понятия «природа» и «реальность», объяснены их различия. Природа в понимании Дидро является видимым миром, объективной действительностью, тогда как реальность предстаёт как фикциональное единство, субъективно воплощённое в художественном произведении, зиждущееся на образах из памяти и воображения. Такая реальность конструируется автором произведения и является правдоподобной. Опираясь на трактаты Дидро о театре, сформулирован ряд критериев, следование которым необходимо для воссоздания правдоподобной реальности. Данные критерии свидетельствуют об одних и тех же требованиях к искусствам, которые, по мысли Дидро, более всего пригодны к изображению реального – театру, живописи и музыке. Проведённый анализ показывает, что новаторская эстетическая система Дидро расчищает дорогу к насыщению искусства правдоподобным вымыслом, а это «обогащение», в свою очередь, провозглашает новую эру – «критическую эру театра».
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):386-394
pages 386-394 views

Образ детства в повествовательной структуре мемуарно-автобиографической прозы (Ф. Р. де Шатобриан и Жорж Санд)

Попова А.В.

Аннотация

Статья посвящена теме детства и особенностям его изображения в воспоминаниях Ф. Р. де Шатобриана и Жорж Санд. Детство рассматривается как неотъемлемый структурный элемент повествования о себе, художественная концепция которого формируется в контексте эпохи и литературной традиции. Осмысление закономерностей этого процесса важно с литературоведческой точки зрения, так как позволяет выявить разнообразие форм романтического мировидения, проследить их динамику. Сравнительный анализ текстов, созданных авторами, которые принадлежат к разным литературным поколениям и в своем творчестве представляют крайние точки французской романтической традиции, направлен на исследование закономерностей и индивидуальных особенностей репрезентации детства в рамках повествовательной модели, выработанной под влиянием романтизма. Сопоставление двух авторских концепций детства выявляет общеромантическую доминанту восприятия этого феномена, демонстрирует эволюцию взглядов на ребенка в культуре первой половины XIX в., а также обнаруживает специфику самовосприятия мемуаристов, выраженную в способах воссоздания детства. Установлено, что Шатобриан в изображении детства сконцентрирован на собственных, уникальных, по его мнению, переживаниях, позволяющих уже в ребенке угадать черты будущего «сына века», одинокого и разочарованного скитальца, тогда как у Жорж Санд личный опыт становится материалом для анализа феномена детства как такового. На основе собственных воспоминаний она создает одновременно интимный и универсальный, психологически достоверный образ детства, тем самым расширяя палитру топосов, сформированных предшественниками и предвосхищая открытия возрастной психологии. Предпринятое исследование позволяет сделать вывод, что две модели повествования, сохраняя общую для романтизма тенденцию к мифологизации детства, отчетливо фиксируют переход от выраженного эгоцентризма и интроспекции у старшего поколения романтиков к преодолению индивидуализма и поиску новых стратегий повествования у писателей, творивших на более позднем этапе французского романтизма и испытавших влияние новых эстетических, философских и социальных концепций.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):395-403
pages 395-403 views

Изображение русского народа в «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского

Ян Ц.

Аннотация

В современных культурных процессах проблемы сущности ментальности русского народа в художественных произведениях Достоевского приобретают важнейшее значение. В статье дается подробный анализ созданных Ф. М. Достоевским образов русского народа и картин их жизни в «Записках из Мертвого дома», выявляется происхождение идей почвенничества в творчестве Достоевского начала 1860-х гг. Выделяются следующие основные типологические группы образов народа: типы «кротких» и «ожесточенных», «мучителей» и «жертв», «своевольных» и «слабых сердцем». Делается вывод, что Достоевский утверждал заложенную в русской право славной культуре религиозную «всеотзывчивость» и призывал русский народ взять на себя миссию мессии. По его мнению, «европеизированные» русские интеллигенты – это морально заблудшие души, временно оторванные от корней народа в результате реформ Петра Великого, которым суждено было слиться с народом. Он выступал против формы «среда заела» и утилитаризма и призывал вернуться к самому искусству. Хотя Достоевский и не скрывал очевидной жестокости, варварства и отсталости русской крестьянской жизни, он все же считал, что в основе крестьянской жизни сохраняются благородные христианские добродетели милосердия и самопожертвования. Он верил в духовную силу и нравственную мощь русского народа и видел путь спасения развитой личности в слиянии с ним. Значимость работы заключается в углубленном и конкретном осмыслении проблемы народа и народности в творчестве Достоевского. Результаты работы могут быть использованы при исследовании творчества Достоевского в вузах.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):404-411
pages 404-411 views

Функции пушкинского интертекста в романе Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара»

Дронова Т.И.

Аннотация

Статья посвящена осмыслению формально-содержательной роли пушкинского интертекста в романе Ю. Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Выявляются разные способы введения в повествование цитат, референций, аллюзий, отсылающих к произведениям А. С. Пушкина. В процессе анализа раскрываются такие особенности цитирования, как неатрибутированность, неточность, редуцированность претекстов вплоть до отдельных словообразов. По мнению автора публикации, это свидетельствует об игровой форме диалога с читателем, который должен самостоятельно развернуть пушкинские тексты и заметить «ошибки» воспроизведения. В качестве одной из характерных форм репрезентации произведений А. С. Пушкина рассматриваются упоминания их названий («Кавказский пленник», «Евгений Онегин», «Стансы», «Полтава») и аллюзии (на «Бахчисарайский фонтан», «Друзьям» и др.). В статье важное место занимает определение приемов введения пушкинского интертекста в тыняновский роман через призму сознания разных персонажей: Ф. В. Булгарина, А. С. Грибоедова и самого А. С. Пушкина. Выявляются характерологическая и историко-литературная функции рефлексии по поводу пушкинских текстов таких персонажей, как Ф. В. Булгарин и А. С. Грибоедов. В центре внимания автора статьи – мотив соперничества создателя «Горя от ума» с А. С. Пушкиным, реализующийся через призму интертекста. В русле осмысления этой проблемы в работе определяются некоторые внутренние связи между романным повествованием и научными трудами Ю. Н. Тынянова. Особое значение придается цитатам из «Путешествия в Арзрум», находящимся в финале романа, в сильной позиции: пушкинские оценки судьбы и творчества А. С. Грибоедова обретают функцию максимально авторитетного высказывания, обогащая авторскую концепцию образа главного героя. Исследование художественных функций пушкинских претекстов позволило сделать вы вод, что А. С. Пушкин присутствует на протяжении всего повествования благодаря отсылкам к его произведениям, а его поэзия является неотъемлемой частью «словаря» современников.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):412-420
pages 412-420 views

Миромоделирующие универсалии детства в повести М. А. Осоргина «Из маленького домика»

Шестакова Е.Ю.

Аннотация

Целью настоящей статьи стало рассмотрение специфики художественного воплощения компонентов модели мира детства автора в повести «Из маленького домика» писателя русского зарубежья первой волны М. А. Осоргина. Автор-повествователь предстает центральной миромоделирующей категорией произведения. Он вспоминает, размышляет, описывает себя в детстве. Тема памяти, заявленная в повести, является ведущей для автобиографической прозы писателей русского зарубежья. Все в произведении подчинено авторской творческой силе, его внутренним переживаниям, ощущениям. Одновременно с этим, описывая себя в детстве, автор дает возможность младенцу, ребенку стать субъектом миромоделирования и вместе с тем участником изображаемых событий. В итоге читатель видит мир ребенка таким, каким он сам его выстроил, смоделировал. Вместе с тем в повествовании значимым является «голос» взрослого повествователя. Художественная модель мира, воссозданная в произведении, основана на ряде образов-воспоминаний, насыщенных философской, исторической, этической проблематикой. В повести представлена картина мира, обладающая особыми миромоделирующими универсалиями, выраженными при помощи приема оппозиций, антитезы вечного и суетного, моделей двоемирия, противостояния Космоса и Хаоса, образа меняющегося пространства, сквозных тем, мотивов и образов, подвергающихся символическому обобщению. Земной мир соотносится с представлением о бренности человеческого существования. Образ дома осмысляется пространством защиты, покоя, желанного одиночества, естественности. Младенчество сопрягается с категорией вечности. Миромоделирующая категория времени в осоргинской повести обретает характеристики быстро текущести, космического потока, возвращения из настоящего в прошлое, протяженности, растянутости. Большая роль отводится теме музыки. Детство осмысляется временем предельного гармоничного существования. Картины природы близко соприкасаются с темами истоков, красоты и духовной чистоты. В повести соединяются реальный и фантастический планы. Авторские размышления обращены к судьбе России и вопросам духовного национального бытия.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):421-426
pages 421-426 views

Экранизации произведений Михаила Булгакова: литературный первоисточник и его интерпретация

Гапоненков А.А.

Аннотация

За более чем пятьдесят лет были экранизированы тринадцать произведений М. Булгакова: «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Роковые яйца», «Морфий», «Записки юного врача», «Красная корона», «Иван Васильевич», «Театральный роман», «Багровый остров», «Последние дни». Рекордсменом в кино стал роман «Мастер и Маргарита» – двенадцать экранизаций. Пьеса «Бег» перекладывалась на язык кинематографа трижды, повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца» – тоже по три раза. «Записки юного врача» и рассказ «Морфий» дважды соединяли в единый сценарий. Киноверсии настолько различны, что восприняты сразу и с течением времени как классические интерпретации и примеры подделок, «провальных» фильмов. При всем критическом уровне оценок нельзя не видеть значительные достижения кинорежиссеров (А. Алов и В. Наумов, В. Басов, Л. Гайдай, В. Бортко), более скромные (М. Якжен, Ю. Кара) и совсем спорные для почитателей классика и специалистов булгаковедов (фильмы А. Латтуады, С. Ломкина, А. Балабанова, С. Снежкина, М. Локшина). В статье представлен краткий обзор экранизаций с их очень рискованным новаторством, порой политической ангажированностью по отношению к литературному первоисточнику, который имеет свою авторскую концепцию и движение сюжета, логику построения эпизодов. Но «пере вод» литературного первоисточника в сценарий и на язык кино – «пересоздание», фактически новое произведение искусства, и с этим приходится считаться литературоведам, так как меняется само восприятие кинотекста во всем его новом «киносоставе», в собственной полноте.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):427-433
pages 427-433 views

«Воюющее тело» в поэзии эпохи «оттепели»

Хисямутдинова С.Р.

Аннотация

В статье прослеживается трансформация телесной образности в лирике тринадцати ключевых поэтов-фронтовиков, начавших творить в военные годы и продолжавших писать во время «оттепели»: О. Берггольц, С. Гудзенко, Ю. Друниной, Ю. Левитанско го, А. Межирова, Б. Окуджавы, Н. Панченко, Д. Самойлова, И. Сельвинского, К. Симонова, Б. Слуцкого, Я. Смелякова, А. Твардовского. В процессе анализа выявляются шесть типов телесных образов в творчестве исследуемых авторов: сенсорные, морбуальные, мортальные, мнемонические, возрасто и гендерно ориентированные. Рассматривается изменение функций этих образов в послевоенной лирике, вызванное переосмыслением проблем жизни и смерти, войны и мира, памяти и забвения, возраста и поколения, любви и дружбы, эпохи и творчества. По нашим наблюдениям, телесная образность в военные годы по преимуществу фиксировала сиюминутные ощущения: холод, голод, боль, страх, близость смерти, ярость и др. Доминировали сенсорные, морбуальные, мортальные функции телесности. Военная лирика преодолела многие табу, касающиеся изображения страдающей и сопротивляющейся плоти. В то же время телесная образность служила и сильным эмоциональным средством утверждения официального нарратива борьбы и победы над врагом. В период «оттепели» поэты-фронтовики использовали телесный код для более глубокого осмысления опыта пережитой травмы. На первый план выходят мнемоническая, возрасто и гендерно ориентированные функции телесных образов. Тело хранит память о пережитом, по-новому осознает свой (не биологический) возраст, заново открывает гендерную идентичность, ощущает свою смертность. Одновременно происходит метафоризация освоенных в военное время сенсорных, морбуальных, мортальных образов. Боль, осколок, ран а, холод и другие перемещаются из физического плана в духовный. Военный опыт вступает в конфликтные отношения с новой сенсорикой мирной жизни и становится основой консолидации фронтового поколения, ищущего своего места в послевоенной поэзии.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):434-442
pages 434-442 views

Трансформация библейского мифа в пьесе Елены Исаевой «Юдифь»

Син В.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности образа Юдифи в одноименной пьесе современного драматурга Елены Исаевой, в которой автор опирается на историю, описанную в «Книге Иудифи», входящей в состав Ветхого Завета. Сопоставление с исходным библейским мифом позволяет сделать вывод о его значительной трансформации в пьесе. Исаева не останавливается на описании столкновения ассирийцев и иудеев, она приглушает кровопролитный конфликт. И на смену картине убийства предводителя ассирийцев Олоферна приходят романтические эпизоды, тайные свидания влюбленных. В статье сравниваются две версии пьесы (1992 и 2004 гг.), что позволяет говорить о движении авторского замысла. Важную роль в первом варианте, который обозначен в статье как «краткий», играет присутствие в пьесе двух женщин: Юдифи и ее служанки Елимы. В этой версии легкомысленность Елимы противопоставляется глубине переживаний Юдифи. Елима готова вступить в любовную связь едва ли не с каждом встреченным мужчиной. Для Юдифи после многих лет вдовства возникшая любовь к Олоферну становится трагедией, так как осознается как препятствие для достижения цели – убийства врага ее отечества. В полной версии Елиму «замещает» ее правнучка, что позволяет Исаевой выстроить ретроспекцию событий, так как героиня рассказывает девушке о произошедшем в ее жизни до рождения той. Для подтверждения важности изменения акцентов в исходном библейском тексте привлекается также пьеса Н. Недоброво «Юдифь», что позволяет подчеркнуть различие в трактовках библейского сюжета автором-мужчиной и автором-женщиной. Итогом сопоставления становится утверждение о разработке комплекса «фемининности» у Исаевой. Проведенный анализ также дает возможность осмыслить проблему интерпретации библейских мифов в культуре.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):443-450
pages 443-450 views

Поэтические тексты в восприятии журнальной и интернет-литературной критики

Галишникова А.Р.

Аннотация

Сегодня литературная критика в Интернете активно развивается, становится областью воздействия на мировоззрение современного читателя. В статье приводится сравнительный анализ литературно-критических публикаций в Интернете и в литературно-художественных журналах, посвящённых поэтическим текстам, в период с 2020 по 2023 гг. Анализ литературно-критических публикаций позволяет говорить о том, что журнальная критика предоставляет более структурированные и формализованные обзоры поэтических сборников и рецензии на них, так как в «толстых» журналах печатаются профессиональные критики и каждая статья соответствует требованиям «редакционной политики» выпускающего издания. Для интернет-критики характерно отсутствие регламентирования творчества со стороны редакции, публикации не подвергаются профессиональной цензуре, поэтому обзоры и рецензии предельно субъективны, эмоциональны и являются примерами «читательской критики». Подчёркивается противоречивость влияния Интернета на состояние литературной критики: с одной стороны, сетевая критика более доступна и демократична, и это позволяет широкому кругу людей выражать своё мнение и создавать интерактивное литературное сообщество, но, с другой стороны, литературно-критические публикации в Интернете чаще всего носят поверхностный характер, выражают субъективную оценку, воздействуют на читателя психологически, так как для них характерна предельная эмоциональность и субъективность. Уделяется внимание структурно-содержательным признакам литературно-критических публикаций в «толстых» журналах и Интернете. Рассматриваются принципы взаимодействия критика с читателем, особенности стиля, использование определённых синтаксических конструкций в литературно-критических публикациях, при помощи которых литературным критикам удаётся передать свои чувства и дать оценку произведениям как в журнальной периодике, так и в Интернете. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):451-457
pages 451-457 views

Категории институциональности, адресованности и оперативности в спортивном дискурсе (на материале издания «L’Équipe»)

Кирсанова М.А.

Аннотация

Издание «L’Équipe» является одной из самых популярных ежедневных новостных спортивных газет во Франции. В области освещения основных спортивных событий газета занимает лидирующую позицию по объему тиража и охвату читательской аудитории. В данной статье основное внимание уделено рассмотрению становления «L’Équipe» как институционального медийного издания. Исследован путь развития газеты с момента ее создания до настоящего времени. Отмечены основные этапы модернизации издания, а также освещены основные спортивные события, в создании и формировании которых «L’Équipe» приняла непосредственное участие. Данные факторы оказали свое влияние на процесс становления газеты как институционального из дания массмедийного дискурса в предметной сфере «спорт». Помимо этого, задачей данного исследования стал анализ «L’Équipe» с точки зрения ее целевой читательской аудитории. На основании статистических данных, а также контент-анализа газеты вы делены основные категории адресантов с позиции гендерной принадлежности и возраста читателей. Отмечено, что многообразие тематик «L’Équipe» позволяет говорить о том, что издание принимает во внимание фактор адресата. Формат онлайн-СМИ дает возможность выделить категорию оперативности как одну из наиболее значимых характеристик спортивного издания. Развитие «L’Équipe» и создание телевизионного канала, интернет-сайта, а затем и интернет-радио позволило изданию оперативно информировать читательскую аудиторию о событиях в мире спорта. Интернет-версия газеты позволяет читателям ознакомиться с новостями, репортажами и интервью в более краткие сроки. Таким образом, можно сделать вывод о значимости категорий институциональности, адресованности и оперативности в спортивном письменном дискурсе.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):458-464
pages 458-464 views

«Одним хорошим человеком стало меньше…»: отклики российской прессы на смерть академика А. Н. Пыпина

Степанова Е.В.

Аннотация

В работе публикуются отклики на смерть историка литературы, академика Александра Николаевича Пыпина в петербургской прессе. Представлены разнообразные по жанру публикации – корреспонденции, заметки, некрологи трех газет – «Петербургские ведомости», «Русь», «Новое время» – за 27–29 ноября 1904 г. Материалы выстроены в хронологической последовательности их выхода в каждом издании. В газетных корреспонденциях, заметках с точной датировкой и указанием времени, событийными подробностями, именами участников освещалась череда прощальных мероприятий с А. Н. Пыпиным – панихида, траурная процессия, погребение. Эти достоверные фактические сведения заполняют лакуну в пыпинской историографии, связанную с вопросами его смерти, погребения, а также первыми посмертными оценками его личности и деятельности, высказанными в некрологах современниками. Периодические издания выражают единство мнений о покойном ученом, отмечается общественно-историческое значение его деятельности. В некрологах подчеркивается роль А. Н. Пыпина в просвещении российского общества, развитии национального самосознания, подчеркивается популярность его научных исследований по самым разным областям научного знания в широких образованных кругах, его международный научный авторитет. Имя ученого выступает олицетворением просвещения, прогресса, подлинной гражданственности, высоких гуманистических идеалов. Публикуемые газетные материалы позволяют выявить отношение к ученому со стороны официальных властей, отметить признание ими А. Н. Пыпина в конце его жизни. Публикация сопровождена вступительной статьей и комментариями. Материал входит в коллекцию М. Н. Чернышевского основного фонда «Музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского» (Саратов).
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):465-477
pages 465-477 views

«Писателей лучше знать по книгам…»

Борисова Л.С., Елина Е.Г.

Аннотация

Рецензия посвящена книге известного литературного критика, преподавателя Литературного института имени А. М. Горького, редактора одного из лучших «толстых» литературно-художественных журналов С. И. Чупринина. Курс лекций С. И. Чупринина для студентов Литературного института встроен в контекст общественно-литературной деятельности писателя, автора статей и книг о судьбах нашей литературы. Размышления о роли и назначении писателя, месте и способах публикации сочинений, о читательской рефлексии, о литературных редакциях и премиях, о свободе слова и самоцензуре составляют со держание рецензируемой книги. С. И. Чупринин ведет разговор о славе и сиюминутном успехе, об иерархии в мире литературы, о том, каким образом осуществляется продвижение литературного бренда. Он сообщает массу подробностей, создавая свою историю литературы, литературной жизни, литературного быта. Курс лекций, написанный эмоционально и вдохновенно, светится любовью автора к слушателям. Рассказывая им о том, как устроено литературное пространство и как в нем следует существовать, С. И. Чупринин стремится донести до будущих литераторов мысль о непредсказуемости писательского дела, его немалой нравственной подоплеке и его ответственности перед читателем. Книга рассказывает не о «духовной жажде», одолевающей писателя на пути создания литературного шедевра, а о бытовой, повседневной стороне писательского труда и литературно го быта в целом. Такой весьма спорный подход к труду писателя, смысл существования и назначение которого всегда имело сакральный смысл, оборачивается в рецензируемой книге неожиданными эффектами. Через призму постепенного формирования литературной репутации и всех ее компонентов автор в увлекательной форме знакомит слушателей и читателей с тем, что составляет основу художественного творчества, показывает способы бытования литературы в современном обществе, говорит об особенностях продвижения полученного творческого результата.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024;24(4):478-482
pages 478-482 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».