Stereotyping of the image of Gerhard Schröder in the German political discourse

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article studies the language representation of stereotypes on the material of statements about the political views and actions of the ex-Chancellor of Germany Gerhard Schröder concerning the Russia-Ukraine conflict published in Spiegel Online (the first half of 2022). The significance of this work is determined by the relevance of research of stereotypes as a tool for designing and transferring opinions that helps the politicians to form the public attitude to people and events of importance. Studying how the stereotypes are used in the political discourse allows us to comprehend the linguistic mechanism of stereotyping and its evaluating potential. The methodology of this research is based on the theory of stereotypes as cognitive units and their modeling as a structure built of certain features. The methods of component, contextual and stylistic analysis are used. The analysis of the factual material allowed us to single out a number of stereotypes which characterize the person of Gerhard Schröder by active German politicians, as well as a number of features inherent in the stereotypes. The image of the ex-Chancellor is contrasted with the paragon of a ‘good politician’. Although a range of characteristics attributed to this paragon (high moral ground, advantage for the country, dedication to one’s beliefs) is discovered in the politicians’ speeches about Schröder, he is denied to possess such characteristicss as honor, dignity and responsibility. The research singles out such sterotypes as ‘a business person’, ‘an old man’, ‘an outcast’ and ‘a ghost’. Only negative characteristics of the above-mentioned stereotypes are emphasized by the speakers. This gives us ground to state that the use of stereotypes in the texts under consideration is aimed at forming an unfavorable opinion of the described person.  

About the authors

Maria Anatolievna Shamanskaya

Irkutsk State University

1, Karl Marx Str., Irkutsk, 664003, Russia,

References

  1. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Зарубежная политическая метафорология. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2008. 248 с.
  2. Вагенляйтнер Н. В., Никитина Л. Б. Языковой образ политика по данным российских печатных СМИ начала XXI века. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2014. 160 с.
  3. Раренко М. Б. Исследования языкового образа политика // Языковой образ в коммуникации : сб. науч. тр. Сер. «Теория и история языкознания» / отв. ред. Е. О. Опарина. М. : Ин-т науч. информации по обществ. наукам РАН, 2017. С. 100–120. EDN: ZNXIM
  4. Brewer M. B. When stereotypes lead to stereotyping: The use of stereotypes in person perception // Stereotypes and stereotyping / ed. by C. N. Macrae, Ch. Stangor, M. Hewstone. New York : Guilford Press, 1996. P. 254–275.
  5. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М. : Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
  6. Патнэм Х. Философия сознания. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. 240 с.
  7. Pümpel-Mader M. Personenstereotype. Eine linguistische Untersuchung zu Form und Funktion von Stereotypen. Heidelberg : Universitätsverlag WINTER, 2010. 483 S.
  8. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике : пер. с пол. М. : Индрик, 2005. 528 с.
  9. Вилинбахова Е. Л. Модели репрезентации стереотипов в русском языке : автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2011. 22 с.
  10. Крысин Л. П. Этностереотипы в современном языковом сознании: к постановке проблемы // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности / отв. ред. Н. А. Купина, М. Б. Хомяков. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. С. 450–455. EDN: VYNORZ
  11. Spiegel Online. URL: https://www.spiegel.de (дата об- ращения: 26.07.2022).
  12. Кобозева И. М. Немец, англичанин, француз и русский: выявление стереотипов национальных характеров через анализ коннотаций этнонимов // Вестник Московского государственного университета. Серия 9. Филология. 1995. № 3. С. 102–117.
  13. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М. : Гнозис, 2003. 375 с.
  14. Duden online. Bibliographisches Institut GmbH. URL: https://www.duden.de/woerterbuch (дата обращения: 08.08.2022).
  15. Гаврилов Л. А., Зарипов Р. И., Романов А. С. Об экспрессивности «мертвых» метафор // Политическая лингвистика. 2017. № 4 (64). С. 91–95.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 News of Saratov University. Ser. Philology

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».