Специфические возможности балетного театра в антикоррупционном воспитании и просвещении современного зрителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается влияние репертуара балетного театра на формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей современного зрителя. Раскрываются специфические возможности «языка танца» воздействовать на зрителя. Актуальность темы определена в связи с нахождением проблем репертуарного плана в балетных театрах, выявлением противоречий между интересами, предпочтениями публики и современными реалиями. В статье рассматриваются две хореографические постановки: балет О. Виноградова «Ревизор» и балет Л. Каннито «Крестный отец», в которых изобличается такое асоциальное явление, как коррупция. Представлен сравнительный анализ этих спектаклей, выявлен их воспитательный и просветительский потенциал.

Полный текст

Введение

С давних времен одним из средств как эстетического, так и нравственного воспитания людей выступало искусство. Нередко искусство становилось эффективным участником политических событий и служило социальным рупором. В наше время искусство лишь преумножило и усилило свои позиции в жизни абсолютно каждого человека, особенно в связи со стремительным развитием литературы, музыки, изобразительного искусства, театральной деятельности, кинематографа, телевидения, радиовещания, сети Интернет и их всеобъемлющей интеграции.

Все виды искусства обращены к духовно-нравственной сущности человека. Это в полной мере относится и к хореографическому искусству, в частности, к балету, обладающему специфическими возможностями в антикоррупционном воспитании и просвещении зрительской аудитории.

Материалы и методы

Материалами для написания данной статьи послужили вопросы, раскрываемые психологией искусства: механизмы восприятия балетного спектакля, различные формы воздействия хореографического искусства на человека. В работе проанализирована социальная природа искусства и роль мировоззрения художника (в нашем случае, балетмейстера-постановщика) в его творчестве. Авторами статьи также рассмотрен метод интерпретации литературного произведения на балетной сцене, достаточно широко применяемый в балетмейстерской практике.

Литературный обзор

О чем может рассказать балетный спектакль?

Общеизвестно, что порядка 80% информации человек получает посредством зрения. Наравне с визуальными средствами получения информации стоит аудиальная форма восприятия. Таким образом, можно говорить о том, что аудиовизуальное восприятие мира у человека является одним из основных способов его развития, получения новой информации, познания себя и постоянно меняющегося мира, воспитания и самовоспитания.

Сценическое искусство как раз использует аудиовизуальные способы передачи информации зрителю. Балет как вид сценического искусства максимально оправдывает восприятие информации зрителем через органы слуха и зрения. «Стремлению человечества к глубокому познанию мира обязаны мы появлением прекраснейшего искусства балета, - говорит В.И.Уральская, – Природа обеспечила ему самостоятельность и неповторимость как вида искусства. Неспособность танца изображать непосредственно в формах самой жизни, его эмоционально-выразительный характер сформировали особые сценические средства, определили отбор материала для образного отображения действительности. Отсюда искусство балета приобрело обобщенно-условный, ассоциативный язык, глубоко эмоционально воздействующий на зрителя» [5, c. 26-27]. С данным высказыванием соглашается Зарипов Р.С.: «Искусство в отличие от рационального понимания мира может признавать что-то достоверным, если чувственное восприятие события или поступка перекликается с чувствами зрителя» [2, c.755]. «Те художественные объекты, которые есть плод души и тела, являются одновременно резервуарами трансцендентальной энергии. Внимательный, рефлексирующий зритель настраивается на источник мистической силы. Наполнить искусство этой трансформационной силой и есть задача алхимика, в рамках которой и возникает magnum opus, великое произведение» - выражает свою мысль Алекс Грэй [8, c.200].

Действительно, через получаемые зрителем эмоции создатели балетного спектакля (композитор, балетмейстер, постановщик, художники-декораторы и костюмеры, исполнители и др.) воздействуют на аудиторию, опосредованно осуществляя воспитательную и просветительскую функции театра.

Посредством хореографического искусства и использования им аудиовизуального средства передачи информации возможно формирование у зрителя эстетических, культурных и нравственных ценностей, что, в свою очередь, может стать основанием для профилактики возникновения каких-либо человеческих пороков.

Как понимает современный зритель балетный спектакль? «Балеты могут быть похожи на воздушное безе, старого друга, винтажное вино, великую любовь, грандиозный банкет, духовную пищу и неразрешимую загадку» [1, c.13]. Однако с этим стереотипом трудно согласиться. Балет может и должен не только развлекать, но и просвещать, учить размышлять.

Балетный спектакль передает со сцены зрителю две правды: изображенную и действительную. Увиденное зрителем закладывается в его подсознании. Что-либо скрытое, не явное, завуалированное в сюжете балета – зритель дорисовывает в своем воображении.

Итак, к одной из функций балетного искусства можно отнести воспитание у зрителя негативного отношения к асоциальным явлениям, воспитание гражданской позиции.

Для начала хочется разобраться в вопросе: для чего мы боремся с коррупцией? И почему это так важно для нынешнего времени и наиболее важно для нашего с вами будущего?

Коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства, и представляет огромную социальную угрозу. Коррупционная деятельность внутри многих государств содействовала разложению, снижению нравственного и материального благосостояния общества, способствовала началу многих гражданских войн, которые мы можем наблюдать и в наше время. 

Понимая всю опасность такого разрушительного явления как коррупция, В.В. Путин заговорил об этой важной теме практически сразу с начала своего руководства страной в 2000 году. Пройдя довольно тернистый путь, Федеральный закон №273-ФЗ от 25.12.2008 "О противодействии коррупции" увидел свет и вступил в силу в 2008 году [6]. С этой даты современная Россия начинает свой путь по борьбе и искоренению внутреннего врага во всех областях государственной, образовательной, культурной и общественной деятельности. 6 февраля 2023 года в Федеральный закон №273-ФЗ внесены изменения и дополнения.

Результаты

Темы борьбы с коррупцией в балетном театре целенаправленно никогда не поднимались, их никогда не применяли в создании либретто произведений хореографического искусства. Единственным способом, на наш взгляд, освещения антикоррупционной пропаганды могут служить балетные спектакли, поставленные по литературным произведениям. Но возможно ли литературное произведение «перевести» на язык танца, сохранив при этом основные качества произведения и его антикоррупционную направленность? К примеру, балет «Ревизор», поставленный в 1980 году балетмейстером О.Виноградовым в Театре им. Кирова. В те годы постановка балета по сюжету бессмертной комедии Н.В. Гоголя казалась почти невозможной. «Почему?» - спросите вы. Дело в том, что в СССР до начала 80-х годов тема коррупции открыто не поднималась. «Простым гражданам навязывалось мнение, что коррупция для социалистического строя является нехарактерным явлением и присуща только буржуазному обществу. О том, что с середины 50-х годов до 1986г. регистрируемое в уголовной практике взяточничество возросло в 25 раз, как противоречащий этой догме факт, не сообщалось» [3]. Показ пороков, пронизывающих властные структуры и общество, со сцены, пусть и в виде комедии, написанной полтора столетия назад, был бы оценен как вызов существующему строю.

Взятая за основу сатирическая пьеса, требовала особого подхода к производству хореографической постановки, так как спектакли данного жанра в то время, да и сейчас, явление не столь частое. Автор пьесы Н.В. Гоголь реализовал свою идею, чтобы показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. Гоголь всегда искренне верил в будущее России, поэтому пытался «излечить» общество с помощью искусства. Сохранив эту мысль, О.Виноградов вплотную занялся интерпретированием литературной пьесы на лад балетной сцены.

О.Виноградов работал над «Ревизором» одиннадцать лет и смог грамотно перенести гротескные образы персонажей, образы-маски, ярко очерченные самим Гоголем, хореографическим языком показать общечеловеческую глупость, лицемерие, чиновничество и его беспредел. И самое главное, передать тему проблем и пороков общества.

О.Виноградов своей постановкой доказал, что литературное произведение можно «перевести» на язык танца, сохранив при этом основные качества произведения и его направленность.

Как и следовало ожидать, балет «Ревизор» О.Виноградова получил огромный резонанс. Доходило до того, что спектакль, который шел уже три года на сцене Кировского театра в Ленинграде, хотели запретить для показа в Москве. В итоге принимающая сторона, предложив компромисс, все же разрешила показать московской публике один спектакль из запланированных двух. Но несмотря на все обстоятельства, балет «Ревизор» в дальнейшем пользовался большим успехом у зрителей и критиков как на родине, так и на гастролях по странам Европы.

Почти десятью годами ранее, в США, набирая обороты, становится бестселлером роман ранее неизвестного автора – Марио Пьюзо. Речь идет о знаменитом романе «Крестный отец», изданном в 1969 году. Роман о жизни вымышленного преступного синдиката Америки – мафиозного клана дона Корлеоне, имеющего сходства с реальными могущественными бандитскими группировками начала и середины двадцатого века в США.

При написании романа автора больше интересовало показать мафию с совершенно иной стороны, нежели во многих других работах, которые выходили задолго до появления книги Пьюзо. Его не интересовала стрельба и погони, главное, он считал, показать, как формируются семейные кланы, каков жизненный уклад преступных объединений и их влияние на общество.

Ни для кого не секрет, что преступный мир существует и развивается во взаимосвязи с коррупцией. Большие преступные группировки, как в нашем случае итало-американская мафия, сформировались благодаря кризисной ситуации в стране, слабости и коррумпированности государственных структур.

В 1972 году роман экранизировал знаменитый американский режиссер Фрэнсис Форд Коппола. Фильм подвергся критике – за романтизацию криминала. Как бы ни были в лучшем свете показаны глава семьи Корлеоне – Вито и его приближенные, в действительности, это обычные бандиты и убийцы. Но реальность была такова, что мафия и другие преступные организации выступали для большей части гражданского населения в то непростое время как альтернатива единой и крепкой государственной власти. У людей не оставалось другого выбора. В своем романе Марио Пьюзо пишет, что слово «мафия» на сицилийском диалекте означает «убежище». Можно ли считать, что мафия родилась из необходимости защищать свою семью? Да. Так вероятнее всего и было. Но со временем все это переросло в преступность. Мафия сама начала угнетать других.

К слову, уже после издания романа, писатель признавался: «Мне стыдно говорить об этом, но «Крестного отца» я написал исключительно по своим литературным изысканиям. Я никогда не встречал настоящего кристально честного гангстера…» [4].

Ровно через 50 лет после выхода романа, впервые в истории хореографического искусства, итальянским хореографом и балетмейстером Лучано Каннито был поставлен одноименный балет «Крестный отец». Мировая премьера состоялась 1 июня 2019 года в Астраханском государственном театре оперы и балета.

Непростую, но очень интересную идею воплотил на сцене итальянский хореограф. В одном из интервью Лучано Каннито так говорит о работе над постановкой: «Я всегда начинаю с музыки! Но как раз в этом случае первичной была тема, история, знаменитая во всем мире. Существует мнение, что мафия, криминальная среда – это тема, которую невозможно поднять в балете. Но мне было интересно, тем более что это ново, никто никогда этим не занимался. В театре, в кинематографе криминальная тема раскрывается – но не в балете. В какой-то степени это было для меня вызовом».

Действительно, ставить балет по литературному произведению и вышедшим почти вслед за книгой фильмом – это очень сложно. При создании балета в центре внимания Лучано ставил не историю о мафиозной семье, его больше волновало два момента: любовь и власть. На этих двух темах основан его балет.

Безусловно, тема коррупции, человеческой алчности и жестокости в спектакле не являются основной движущей силой повествования, хотя местами они очень сильно выражены. Ярким примером могут служить почти все сцены с участием полицейского, который открыто принимает взятки и даже, в какой-то мере, служит главе преступной организации - дону Корлеоне. Во время репетиционного процесса, Лучано объяснял артистам балета, что хочет показать через роль полицейского прогнившую насквозь, коррумпированную «до мозга» систему власти.

Обсуждение

Таким образом, иногда завуалировано, а в отдельных случаях напрямую, балетным спектаклем можно осветить тему коррупции, человеческих пороков и то, к чему все может привести, если относиться к этой «болезни» общества равнодушно, и что еще хуже - содействовать ей.

Балетное искусство имеет воспитательный потенциал, этим нужно пользоваться в просвещении зрителей. Особенно этот вопрос встает в отношении современного зрителя – прагматичного, сразу определяющего для себя смысл и пользу от того, что он видит на сцене. Важно учитывать факт так называемого «клипового мышления», присущего современному зрителю, современной молодежи - сцены должны быть максимально информационно емкими, действия динамичными, повествование - не затянутое.

Балет «Крестный отец» проходит в одном действии. В основу либретто положена одна из самых знаменитых «гангстерских» историй, современная хореография талантливого итальянского хореографа и узнаваемая каждым музыка композитора Нино Рота – все то, что идеально подходит ко всем требованиям современного театра.

Узнаваемый сюжет, особенно для взрослого поколения, заставшего развал СССР и прочувствовавшего на себе расцвет криминала в связи с неразберихой в самой государственной системе власти, многим зрителям пришелся по душе. Важно отметить, что умело интерпретированный литературный источник и кинолента в балете «зацепили» внимание молодежи, показав тем самым, что выбранная за основу идея, искусно проведенная и продуманная до мелочей работа балетмейстера над постановочной частью спектакля, может по-новому приковать взгляд к сценическому искусству не только ценителей, но и простых обывателей.

Балет «Ревизор» О.Виноградова, вышедший более 40 лет назад, показал, что взятая тема коррупции будет актуальна вовсе времена, и при использовании интересного подхода и новых хореографических приемов при создании спектакля, может произвести фурор в уме общественности, пробудив самые разные размышления зрителей, соотносящих увиденное с действительным.

Возможно ли адекватное восприятие и понимание балета «Ревизор», поставленного Олегом Виноградовым по мотивам комедии Гоголя, в наши дни? Литературный критик Н.М.Федь отвечает: «Ревизор» - это правда жизни старой России. Сейчас условия жизни, общественные законы, нормы морали, люди – все совершенно другое» [7, с.221]. И тут же указывает на безапелляционные возможности искусства и творца: «Изображая картину нравов, отражая духовный облик современника, подлинный художник стремится обнажить индивидуально-человеческую сущность. Кроме того, всякое великое произведение искусства говорит нам о наших творческих возможностях, открывает нам контуры будущего, зовет нас стать духовно выше, чем мы были и чем мы есть» [7, с. 522].

В наши дни руководство Астраханского театра, пригласив для постановки зарубежного балетмейстера, премьерой балета по сюжету «Крестного отца» М. Пьюзо показало готовность к поиску чего-то нового в целях привлечения современной аудитории и создания условий для общего развития культуры и искусства в регионе. Хореограф Лучано Каннито осуществил давнюю мечту молодости - поставил балет «Крестный отец» (Лучано говорит: «Il Padrino» - именно так это звучит по-итальянски), иным образом рассказал и показал на сцене, казалось бы, многим известную историю. Вероятно, в какой-то мере опасаясь ставить этот балет в Италии, так как мафиозная деятельность в стране еще очень сильна, и никто не знает, какая реакция на это последует. Лучано решил «не рисковать», как когда-то О.Виноградов со своим «Ревизором», и поставил балет в России, где затронутая в балете тема криминала и коррупции напрямую не связана с происходящим в стране, но имеет место быть в качестве напоминания всем нам, что было и что может произойти, если относиться к такому явлению, как коррупция, равнодушно.

Заключение

В нашей стране для культурного и нравственного просвещения подрастающего молодого поколения нужно снова возобновить практику общешкольных или общеклассовых посещений культурных мероприятий, театров, музеев. В то же время для молодых балетмейстеров и хореографов открыто огромнейшее пространство для реализации своих творческих амбиций, для истинных патриотов – возможность высказаться, продемонстрировать свою гражданскую позицию, желая тем самым светлого будущего своей стране. Сегодня «творить» - значит говорить на языке своего искусства о самых острых проблемах, выдвинутых временем, о насущных вопросах, волнующих как отдельную личность, так и страну, и человечество в целом.

Балетное искусство можно и нужно использовать как рупор для антикоррупционного просвещения и воспитания современной молодежи не в меньшей степени, чем телевидение и радио, Интернет и другие средства массовой информации. Только вскрытый порок, талантливо воплощенный на сцене, в кино, на телевидении, на страницах газет и журналов, может помочь нам и нашему обществу создать нетерпимое отношение к проблеме коррупции в России.

×

Об авторах

Владислав Анатольевич Белов

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Автор, ответственный за переписку.
Email: vladislav.belov6969@mail.ru

доцент

Россия, г. Казань

Альфия Ильдаровна Кавеева

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Email: kaveevane@mail.ru

доцент, заведующий кафедры хореографического искусства

Россия, г. Казань

Список литературы

  1. Джейкобс Л. Небесные создания. Как смотреть балет. М.: АСТ, 2019. 304 с.
  2. Зарипов Р.С., Валяева Е.Р. Драматургия и композиция танца : учебно-справочное пособие. СПб. : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015. 768 с.
  3. Максимов В.К. Понятие коррупции в международном и российском праве // Право и безопасность. 2002. № 2-3 (3-4).
  4. Уланова Т. Великая ода мафии. 50 фактов о фильме «Крестный отец». Режим доступа: https://aif.ru/culture/movie/velikaya_oda_mafii_50_faktov _o_filme_krestnyy_otec (дата обращения : 22.11.2023).
  5. Уральская В.И. Выразительные средства современного хореографического искусства // Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе : сборник научных трудов. Москва : ГИТИС, 1980.
  6. Федеральный закон №273-ФЗ от 25.12.2008 "О противодействии коррупции". Режим доступа : https://digital.gov.ru/ru/documents/3419/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения : 12.08.2023).
  7. Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. Москва : Сов. Россия, 1989. 544с.
  8. Grey A. The Mission of Art. London : SHAMBHALA, 2001. 272 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».