Формирование специальных компетенций музыканта-исполнителя в художественно-педагогической практике постановочной работы над мюзиклом
- Авторы: Ци М.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 203-211
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261401
- EDN: https://elibrary.ru/XCCRSZ
- ID: 261401
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуализация процесса формирования специальных компетенций у студентов-музыкантов является приоритетной с точки зрения современных требований профессиограммы специалиста музыкального театра. Цель исследования заключается в раскрытии педагогической специфики и условий формирования специальных компетенций профессиональной подготовки специалистов музыкального театра (жанра мюзикла), основанной на синтезе музыкального и театрального искусств. В исследовании отмечается, что формирование специальных компетенций у музыкантов-исполнителей происходит при создании особых педагогических условий, приближенных к условиям работы профессионального музыкального театра (мюзик-холла). В ходе экспериментальной работы определена связь между процессами формирования общекультурных и профессиональных компетенций и специальных компетенций музыкантов-исполнителей в художественно-педагогической практике постановочной работы над мюзиклом.
Полный текст
Введение
Актуальность рассмотрения проблемы формирования специальных компетенций музыканта-исполнителя как предмета педагогического исследования является основополагающей с точки зрения готовности выпускников музыкальных факультетов к практической работе на профессиональной сцене. Степень сформированности необходимых компетенций музыканта-исполнителя определяется реализацией модели подготовки музыкантов, включающей в себя соответствие требованиям, предъявляемым артисту в профессиональном музыкальном театре. Предлагаемая модель формирования общекультурных, профессиональных и специальных компетенций позволит решить основные задачи проблемного поля подготовки выпускников музыкального факультета к работе над музыкально-драматическим спектаклем, в частности, над мюзиклом. Актуальность исследования определяется повышенным интересом к сформированности специальных компетенций у выпускников музыкальных факультетов со стороны работодателей: арт-менеджеров, режиссеров, дирижеров, художественных руководителей постановочных проектов мюзиклов и директоров музыкальных театров с точки зрения профессиограммы специалиста музыкального театра.
Литературный обзор
Общей методологической основой исследования явились труды: Б.В. Асафьева, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, В. В. Давыдова, Д. В. Эльконина, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, В. Оконь, В. В. Краевского, В. А. Штоффа, В. И. Михеева, Г. М. Цыпина, а также: Л. Г. Арчажниковой, Б. А. Покровского, Л. А. Рапацкой, И. Н. Немыкиной, Э. Б. Абдуллина и др.
Музыкально-художественное разнообразие жанров эстрады, природа мюзикла как самостоятельного жанра рассмотрена в трудах профессора А. А. Коновича.
Основы воспитания драматического актера изложены в трудах К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, М.О. Кнебель, М. А. Чехова, Е. А. Вахтангова и др.
Материалы и методы исследования
Теоретические методы исследования данной проблемы включают в себя изучение психолого-педагогической, музыковедческой и специальной литературы по истории возникновения и развития жанра мюзикла в мировой и отечественной культуре, теории драмы, основ актерского мастерства, режиссуры музыкального спектакля и более широкого контента литературы, касающегося музыкальной сценической практики; анализ и обобщение сведений из источниковой базы по теме исследования; систематизацию источников.
Практические методы исследования заключаются в сборе и обработке эмпирических источников, отражающих обобщение практических результатов в постановочной работе над мюзиклом; в процессе включенного педагогического наблюдения за постановочным процессом с участием студентов; в опросе участников художественно-постановочного процесса; в систематизации и структуризации полученных практических результатов; в последующем литературном оформлении текста проведенного исследования. Практическое исследование сопровождалось личным участием автора статьи в музыкально-педагогической деятельности, а также в работе над мюзиклами в качестве исполнителя в коллективе артистов-вокалистов.
Гипотеза исследования найдет свое подтверждение при выполнении следующих условий:
– актуализация темы обучения жанровым особенностям мюзикла как синтезу драматического и музыкального искусств;
– создание особых педагогических условий для реализации программы обучения в постановочной работе над мюзиклом;
– теоретическое и практическое освоение специфики исполнения произведений жанра мюзикла;
– организацию интегрированных музыкально-драматических занятий с проведением последующих практикумов в особых педагогических условиях, приближенных к работе в музыкальном театре;
– освоение педагогической модели формирования специальных компетенций в тесной взаимосвязи с формированием общекультурных и профессиональных компетенций музыканта-исполнителя.
Цель исследования: раскрыть педагогическую специфику и условия формирования специальных компетенций профессиональной подготовки специалистов музыкального театра (жанра мюзикла), основанной на синтезе музыкального и театрального искусств.
Объект исследования: педагогика профессиональной подготовки специалистов жанра мюзикла как особая художественно-творческая система.
Предмет исследования: условия и технологии интеграции музыкальной и театральной педагогики в практике обучения специалистов жанра мюзикла с целью формирования специальных компетенций.
Задачи настоящего исследования:
- Осуществить анализ специальной литературы по теме исследования.
- Проанализировать педагогические условия обучения музыкально-исполнительскому и театрально-драматическому искусствам в профессиональной подготовке студентов.
- Рассмотреть специфику художественно-постановочной работы над мюзиклом как синтез музыкального и драматического искусств.
- Экспериментально проверить эффективность педагогических условий работы над мюзиклом с целью реализации модели формирования специальных компетенций музыкантов-исполнителей.
Основное содержание исследования
Создание особых педагогических условий обучения студентов-музыкантов, приближенных к условиям работы в музыкальном театре, будет способствовать повышению уровня сформированности специальных компетенций посредством освоения интегрированной программы обучения, включающей в базовое музыкальное образование изучение основ драматического искусства. Формирование специальных компетенций у студентов обеспечивается созданием педагогических условий, приближенных к условиям работы в музыкальном театре, или их непосредственной включенностью в процесс художественно-постановочной работы над мюзиклом в качестве исполнителей на профессиональной сцене.
Необходимо заметить, что коллективная работа над музыкальным спектаклем является одним из видов учебно-профессиональной деятельности и повышает личную значимость студентов в общем процессе. Особые педагогические условия обучения стимулируют у студента осознанное желание представлять свои умения и навыки на публике в контексте зрелища, участвовать в концертной деятельности наряду с профессионалами, а также принимать участие в конкурсах высоких профессиональных достижений и фестивалях искусств, самореализовываться, самоутверждаться через сценическое воплощение музыкального произведения как демонстрацию вложенного труда [3].
Настоящим исследованием определено, что особые педагогические условия обучения активизируют внутренние духовные силы студента; в сценическом воплощении музыкального произведения участвуют все его личностные ресурсы: понимание, осознание, память, эмоциональный настрой, вчувствование в исполняемое произведение, характерность, исполнительская техника. Процесс учебной работы студентов над музыкальным произведением проходит в особых педагогических условиях, приближенных к условиям работы в музыкальном театре, что создает особый эффект, влияющий на проявление высших показателей работоспособности и талантливости.
Создание особых педагогических условий, приближенных к работе в профессиональном музыкальном театре, результирует полную мобилизацию студента-музыканта на достижение высоких профессиональных целей. «Результатом развития потребности в музыкально-исполнительской деятельности студентов является высокий уровень дисциплинированности и заинтересованности студентов: подготовленность к занятиям, выраженное желание заниматься на уроках по специальности, разучивание сочинений помимо программы, желание много выступать с концертами, систематическая и сосредоточенная работа дома самостоятельно, стремление к поиску и выбору индивидуального репертуара» [2, с. 21].
Мотивационный аспект организации педагогических условий обучения, приближенных к работе в музыкальном театре, предполагает осознание студентами большой значимости профессии музыканта-исполнителя, ее важной роли в обществе, в воспитании человека культуры. Особые педагогические условия обучения способствуют укреплению мотивации к занятиям, к репетициям, к планированию жизненного сценария студента, к овладению специальными компетенциями музыканта-исполнителя, связанного с будущей работой в музыкальном театре (или, конкретно, в мюзик-холле).
Творческая деятельность музыканта-исполнителя требует специальных навыков, необходимых в художественно-постановочном процессе работы над созданием мюзикла как специфического жанра музыкального театра, поэтому профессиональная подготовка студентов ведется с указанной практической ориентацией.
Профессиограмма артиста-вокалиста музыкального театра (мюзик-холла) предполагает наличие у выпускников музыкального факультетов специальных компетенций, как то: музыкальный талант и навыки в актерском мастерстве, а также в пении и танце; способность к перевоплощению в художественный образ; умение чувствовать зрелищные компоненты сценической игры и характерности музыкального стиля; соответствие фактуре создаваемого художественного образа; подчинение самостоятельной творческой работы над образом общему замыслу постановки. Профессиональные требования к специалисту предполагают наличие физической и психологической выносливости у выпускников, выраженных в подготовке к выполнению сложных музыкальных, вокальных, пластических номеров и высокий уровень дисциплины и ответственности.
Таким образом, требования профессиограммы специалиста музыкального театра диктуют четкое следование компетентностной модели выпускника при реализации программ высшего музыкального образования.
Особые педагогические условия обучения в стенах высшего учебного заведения (ВУЗа) направлены на расширение профессиональных компетенций выпускника, а также на приобретение специальных компетенций, необходимых в работе над мюзиклом, связанных с музыкально-артистической деятельностью в условиях профессиональной сцены, таких как:
– создание звукового и визуального художественного образа в соответствии с жанровыми характеристиками роли;
– вокальное исполнение в сопровождении оркестра, хора, балетной группы, а также дуэтное и ансамблевое исполнение;
– переход от вокальных партий к речевым вставкам;
– сотрудничество с художественными службами театра: костюмированием, гримированием, реквизиторским и бутафорским оснащением спектакля и др.;
– навык работы с представителями технических служб: декораторами, светооператорами и звукорежиссерами спектакля и др.
Исследование определяет, что педагогические условия обучения жанровой основе мюзикла предполагают выстраивание образовательного процесса таким образом, чтобы полученные знания по истории возникновения и развития данного вида музыкального театра были использованы в художественно-постановочной практике, поэтому традиционные методы обучения соседствуют с новаторскими (согласно интегрированной программе обучения на основе синтеза музыкального и драматического искусств).
Среди них:
– использование репетиционного этюдного метода и метода физических действий (МФД) по системе Станиславского;
– существование артиста в предлагаемых обстоятельствах, заложенных в произведении;
– репетиционные прогоны без музыкального сопровождения, джемсейшены (и другие экзерсисы актерского мастерства);
– актерские тренинги, а также специальные пластические упражнения для творческого решения художественного образа.
В целом, новизна в обучении студентов музыкальных факультетов состоит в реализации интегрированных программ обучения кафедры театрального искусства и кафедры хореографического воспитания: дыхательной гимнастике, актерскому мастерству, сценическому движению, пластике, основам пантомимы, ритмике и хореографии, мизансценированию.
Педагогические условия обучения предполагают полный и содержательный процесс подготовки выпускника к работе в музыкальном театре, и, в частности, работы над мюзиклом, включая модули ознакомительных, учебных, творческих, производственных и дипломных практик, организованных в особых условиях, приближенных к условиям работы в профессиональном музыкальном театре или в мюзик-холле.
Проблемные задачи настоящего исследования решаются через создание особых педагогических условий обучения жанровой специфике мюзикла как органическому соединению драматического и музыкального искусств. Интегрированные программы реализуют модель формирования специальных компетенций посредством теоретической и практической подготовки студента: видео и реальный просмотр мюзиклов, ознакомление с рекомендуемым ВУЗом списком мюзиклов и музыкальных спектаклей, анализ исполнительской деятельности музыкантов, разбор музыкальных партий, прослушивание, резюмирование активного прослушивания мюзиклов, проигрывание, исполнение, повторы, работа с педагогом, концертмейстером и самостоятельная работа с музыкальным материалом, а также участие в художественно-постановочной работе над мюзиклом [1].
Важным элементом создания педагогических условий обучения жанровой основе мюзикла является погружение в драматическую составляющую создания мюзиклов: изучение либретто, ознакомление с историей появления произведений, исследование их художественной образности: музыкальной и драматической. В этом процессе важен просмотр первых постановок и последующих (на других сценах, с другим составом исполнителей, в других, иноязычных странах), анализ исполнительского мастерства с точки зрения актерского мастерства, определение системы художественных образов спектакля, его смысловой идеи, актуальности, авторского замысла, предлагаемых обстоятельств (обстоятельства времени, обстоятельства места, обстоятельства действия), событийного ряда спектакля и событийного ряда роли. Также необходимо определение драматического конфликта: сквозного и контрсквозного действия пьесы (сценария), хода разворачиваемой интриги по сценарию или пьесе, трансформации художественных образов по ходу действия, сюжета и фабулы, сверхзадачи спектакля - все вышеперечисленные умения являются содержанием специальных компетенций будущих специалистов музыкального театра.
В настоящем исследовании уделено большое внимание изучению практической работы в музыкальном театре студентов, которые, находясь в особых педагогических условиях, приобретали компетенцию, связанную с освоением синтетической структуры музыкального и драматического искусства в жанре мюзикла. Это приводит к пониманию специфики учебно-профессиональной деятельности обучения жанровой основе мюзикла как возможности реализации музыкальных и артистических возможностей студентов. В особых педагогических условиях обучения жанровой основе мюзикла происходит стимуляция к приобретению новых знаний и овладению профессией артиста мюзикла, позволяющие реализовываться на высоком уровне вокально-артистической, концертмейстерской и исполнительской деятельности и быть востребованным в музыкальном театре [7].
Педагогическое исследование определяет, что применяемый в обучении практикоориентированный подход основывается на глубоком понимании студентом литературного и музыкального материала, возбуждает процессы воображения, фантазии, стимулирует индивидуальные проявления черт характера и творческих способностей. Собственная интерпретация музыкального произведения сопряжена с реализацией индивидуального опыта каждого участника постановочного процесса, а также имеет результатом (согласно опросу студентов) планирование будущей профессиональной деятельности в музыкальном театре, мюзик-холле.
Таким образом, реализация особых педагогических условий обучения музыке и драматическому искусству позволит сформировать у обучающихся индивидуально-психологический портрет (амплуа) и личный исполнительский опыт в практике работы над мюзиклом в целом, в артистическо-вокальной деятельности, в частности [9].
Модель формирования специальных компетенций музыканта-исполнителя с полной и содержательной корреляцией общекультурных и профессиональных компетенций рассматривается как предмет педагогического исследования в силу феномена воспитания творческой личности музыканта-исполнителя, артиста-вокалиста. Понимая данный процесс как особый, то есть, связанный с тонкими и чувствительными состояниями обучающегося, обращением к его личному жизненному опыту, автор исследования строит гипотезу о развитии личности в процессе глубокого профессионального вхождения в мир музыки и специфики музыкального театра, что будет способствовать приобретению студентами специальных компетенций [10].
Основные результаты исследования
Настоящим исследованием определено, что при использовании интегративного подхода в обучении музыканта-исполнителя формирование специальных компетенций, необходимых в постановочной работе над мюзиклом, происходит вкупе с формированием общекультурных и профессиональных компетенций, а особые педагогические условия, приближенные к условиям работы в музыкальном театре, будут способствовать получению эффективных результатов реализации обучающей программы музыкантов-исполнителей. Профессиограмма специалиста музыкального театра (профессия «артист музыкального театра») включает в себя требования к пластико-драматическому исполнению роли в музыкальных постановках, где исполнители должны органично сочетать профессиональные навыки пения, танца, актерского мастерства, сценического движения.
Интегративный подход в реализации обучающей программы позволяет ставить более сложные задачи профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, преследовать глобальные цели в приобретении специальных компетенций в работе над мюзиклом, участвовать в художественно-постановочной работе над спектаклем, а также выступать в профессиональных музыкальных и вокальных конкурсах высоких достижений.
Таким образом, реализация модели формирования специальных компетенций у музыкантов-исполнителей позволит выпускникам активно участвовать в художественно-постановочном процессе работы над мюзиклом, способствует созданию особой неповторимой творческой атмосферы на сцене и в зрительном зале [6].
Исследование позволяет определить, что формирование такой важной специальной компетенции как «присвоение» литературного или музыкального материала является частью профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей: музыкальное произведение становится личным и глубоко прочувствованным материалом для творческого решения сценического художественного образа. Специальные компетенции в драматическом изображении музыкальной роли формируются за счет методов наблюдения, проигрывания, перевоплощения, репетиционного повтора, партнерской и коллективной работы, свойственных драматическому искусству.
Методические рекомендации по обучению студентов жанровой основе мюзикла определены интегрированностью образовательных программ. Обращение студентов-музыкантов к основам драматического искусства создает синергетический эффект в воспитании артиста мюзикла. Вариативность эмоционального выражения сути (или зерна) роли персонажа согласуется с индивидуальностью музыканта-исполнителя, его личностью, характером, темпераментом, особенностями эмоциональных проявлений, внешними данными, артистической фактурой. Базовое музыкальное образование дает возможность сформировать высокую степень профессиональных компетенций в исполнительском деле и продолжить работу над формированием специальных компетенций, необходимых для работы над мюзиклом – стать синтетическим артистом [8].
Настоящее исследование подтверждает гипотезу о том, что компетентностная модель выпускника музыкального ВУЗа, состоящая из полученных общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, складывается из следующих компонентов: ценностные установки, этический кодекс, активная познавательная способность, креативность, способность к собственной интерпретации музыкального произведения, исполнительские и технические навыки, художественно-эстетические наклонности, развитый музыкальный вкус, способности синтетического артиста [4].
Исследуемый феномен формирования специальных компетенций в музыкально-исполнительской деятельности студентов определяется уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, степенью их сформированности. Настоящее исследование показало, что именно в солидаризации образовательного и воспитательного процессов, при использовании практикоориентированного подхода формируются специальные навыки музыканта-исполнителя, чему способствует интегративный подход в обучении [5].
Обсуждение
Экспериментальная работа со студентами включает участие в художественно-постановочном процессе над музыкальным спектаклем в условиях профессионального театра; формирование специальных компетенций музыкантов-исполнителей происходит в ходе практической работы в профессиональном коллективе артистов-вокалистов, музыкантов оркестра, членов постановочной группы совместно с сотрудниками технических служб. Практикоориентированный подход в обучении подтверждает педагогическую эффективность модели формирования специальных компетенций музыканта-исполнителя на основе имеющихся базовых профессиональных компетенций в художественно-практической деятельности студентов, проводимой в особых условиях профессиональной сцены. Данный подход позволяет сформировать специальные компетенции музыканта с точки зрения требований профессиограммы специалиста музыкального театра: то есть подготовить выпускника к точному выполнению должностных обязательств.
Таким образом, модель формирования специальных компетенций у студентов-музыкантов опирается на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции и является предметом исследования в современной музыкальной педагогике.
Заключение
Проведенное исследование результирует, что формирование специальных компетенций музыкантов-исполнителей является основной задачей профессиональной подготовки выпускника музыкального факультета профильного высшего учебного заведения. Описанная выше компетентностная модель представляет собой триединство общего культурного уровня развития личности артиста, его профессиональной подготовки и полученных в ходе обучения специальных компетенций, необходимых в художественно-постановочной работе над музыкальным спектаклем (мюзиклом).
Создание особых педагогических условий, приближенных к условиям работы в музыкальном театре, позволит сформировать высокую степень специальных компетенций на основе интегрированной программы обучения мюзиклу как синтетической основы драматического и музыкального искусств.
Исследование определило необходимость создания особых педагогических условий, приближенных к условиям работы в профессиональном музыкальном театре, так как специфика педагогических условий воспитания музыкантов-исполнителей способствует личностному развитию обучающихся, основывается на практикоориентированном подходе, выраженном в участии в художественно-постановочном процессе над созданием музыкально-драматического спектакля (мюзикла).
Практика художественно-постановочного процесса работы над музыкальным спектаклем способствует пониманию требований, изложенных в профессиограмме специалиста современного профессионального музыкального театра. Акцентируемая в проведенном исследовании мысль о том, что формирование специальных компетенций усилит общий профессиональный портрет выпускника музыкального ВУЗа, подтверждается требованиями к работе в современном музыкальном театре, в частности, в работе над созданием мюзиклов.
Исследование, посвященное изучению проблемы соответствия специальных компетенций обучающихся профессиограмме специалиста музыкального театра (мюзик-холла), требует продолжения.
Об авторах
Мэнжуй Ци
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: nat-saa@mail.ru
аспирант
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Андреева Н. П., Андреева М. А. Ментальность как специфика социализации и культурного развития личности детей и подростков // Ресурс развития кадрового потенциала. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ярославль, 27-28 октября 2020. С. 257-263.
- Вахтель Л. В., Вьюнова Н. И. Формирование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента в современном образовательном пространстве // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. №8(64). С. 82-88.
- Гинзбург Л. C. О работе над музыкальным произведением: 4-е изд., доп. Москва: Музыка, 1981. 143 с.
- Голубев П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам. Москва: Музгиз, 1963. 87 с.
- Гольденвейзер А. Б. О музыкальном исполнительстве // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве: Сборник статей / ред. Хентова С.М. Л.: Музыка, 1966. С. 101-110.
- Горошко Н. Н. Некоторые вопросы специфики концертмейстерской подготовки пианиста-педагога // Вопросы подготовки музыканта-педагога. Магнитогорск: Магн. гос. консерватория, 1997. С. 334-337.
- Горошко Н. Н. Формирование художественных критериев исполнительского мастерства в концертмейстерском классе : автореф. дисс. … канд. иск. : 17.00.02. Магнитогорск, 1999. 22 с.
- Малочевская И. Б. Выразительные средства спектакля: Учебное пособие. Ленинград: ЛГИТМИК, 1985. 54 с.
- Марголин Л. М. Музыка в театрализованном представлении. Москва: Сов. Россия, 1981. 86 с.
- Чжан Чи, Андреева Н. П. Гештальт-понятия «фигура и фон» в музыкальной педагогике и инструментальном исполнительстве // Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства» №2. 2022. [Электронный ресурс].URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/13_stranicy-107-115.pdf (дата обращения: 23.02.2024).
Дополнительные файлы
