Социокультурная реабилитация инвалидов
- Авторы: Терехов П.П.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 143-147
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261391
- EDN: https://elibrary.ru/STCNFU
- ID: 261391
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается реабилитация как ключевое направление в социальной сфере развития в отношении инвалидов, направленная на укрепление их психического здоровья, физического развития, профессиональных навыков, социокультурных перспектив.
Полный текст
Введение
Инвалидность представляет собой не только проблему отдельного человека или определенных групп людей, но и вызов для всего общества. Число инвалидов неуклонно растет, и им необходима квалифицированная помощь как государственных органов, так и общественных организаций. Важно укрепить у человека с ограниченными возможностями физическое и психическое здоровье, вернуть в реальную профессию, в социокультурную среду, способствовать его оптимистическому настрою. Все это выделяет необходимость активизации специализированной социально-реабилитационной деятельности [2].
Материалы и методы
В работе использован теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, а также анализ публикаций в СМИ [4]. Основными методами исследования послужили теоретические методы анализа, сравнения и обобщения. Для формулирования определения «социокультурная реабилитация инвалидов» был использован метод контент-анализа.
Литературный обзор
В Конвенции о правах инвалидов понятие "инвалидность" рассматривается как взаимосвязь между состоянием определенного человека и факторами окружающей среды, в совокупности, приводящие к инвалидности и отрицательно сказывающиеся на его участии в общественной жизни [5].
После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» министерствами и ведомствами были разработаны целевые программы, объединяющие усилия различных организаций в этой области. Перечень мероприятий по социальной реабилитации в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации», включает социокультурную реабилитацию, которая представлена как комплекс методов и приемов организации досуга инвалидов (открытие клубов, кружков, секций, проведение праздников, конкурсов, юбилеев и других социокультурных форм), направленных на восстановление социального статуса гражданина с ограниченными возможностями [1, 6].
В совместной разработке Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Российского института культурологии социокультурная реабилитация инвалидов рассматривается как комплекс мероприятий и непрерывный процесс включения инвалида в социальные связи, расширения и реализации его культурных интересов, положительных перемен в его жизни, укрепления его самостоятельности [3, с. 61]. Особая роль в этом процессе принадлежит использованию средств культуры, искусства, творчества.
В рамках социокультурной реабилитации инвалидов в большей степени реализуется досуговая реабилитация с занятиями художественным творчеством. Художественные достижения в творчестве у инвалидов могут значительно превосходить достижения здоровых людей.
Практический опыт показывает, что значительное число реабилитационных центров используют пассивные формы социокультурной реабилитации инвалидов, не включая их в активное художественное и социальное творчество с выходом на широкую аудиторию.
Результаты
Основным методом в социальной сфере в отношении инвалидов является реабилитация, направленная на укрепление психического здоровья, физического развития, профессиональных навыков, социокультурных перспектив инвалидов. Разрабатываются и внедряются меры, направленные на сокращение или полное преодоление пространственных барьеров, с которыми люди с ограниченными возможностями ежедневно сталкиваются.
Повышается заинтересованность в полноценной реабилитации, которая включает как профессиональную подготовку, так и адаптацию к социальной среде, всё это способствует более всестороннему подходу в реабилитационной деятельности. Показателен пример работы Казанского государственного института культуры, где уже пятый год подряд проводится конкурс талантов и творчества детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов, работающих с данной категорией детей «Я могу! Творчество без границ». Конкурсные мероприятия проводятся по разным направлениям художественного творчества – декоративно-прикладного и изобразительного, музыкального, хореографического и театрального. Также оцениваются проекты, связанные с инклюзивной педагогикой. В таких мероприятиях осуществляется важный процесс социокультурной реабилитации инвалида посредством взаимодействия между обычными здоровыми людьми, которые не ограничены в своих возможностях по здоровью, и людьми с инвалидностью. Это дает возможность ребенку с инвалидностью проявить свои способности наравне с другими детьми.
Обсуждение
Инвалидность для человека не должна становиться преградой для его полноценного участия в жизни общества и культурной среды. Рассмотрим несколько основных аспектов социокультурной реабилитации инвалидов:
- Доступность и включение. Подразумевается обеспечение доступности культурных мероприятий, образовательных программ, развлекательных мест и других сфер общественной жизни для инвалидов. Всё это включает в себя создание доступных средств передвижения, адаптированных помещений и средств коммуникации.
- Образование и культурные программы. Важным является предоставление инвалидам доступа к образовательным и культурным программам, которые соответствуют их потребностям и интересам. Всё это может включать в себя специальные курсы, мероприятия и программы адаптированного обучения и культурного развития.
- Социальная поддержка. Важное внимание необходимо уделить социальной поддержке инвалидов, чтобы они чувствовали себя включенными и поддержанными в обществе. Это может быть организация групповых мероприятий, клубов, групп поддержки и других форм.
- Преодоление стереотипов и дискриминации. Важно бороться со стереотипами и предвзятыми взглядами на инвалидов для обеспечения им равных возможностей и защиты от дискриминации.
- Индивидуальный подход. Каждый случай инвалидности уникален, что говорит о необходимости применять индивидуальный подход к каждому инвалиду, учитывая его потребности, способности и желания, что помогает создать условия для максимально комфортной и плавной положительной социокультурной адаптации.
Выделяют методы терапии, направленные на помощь инвалидам в приобретении навыков коммуникации (рис. 1).
Рис. 1. Методы терапии, направленные на социокультурное развитие личности
Представленные методы, связанные с социокультурной тематикой, помогают инвалиду полнее раскрыть свои интеллектуальные и духовные качества в общении с другими людьми, достигать успеха в деятельности и чувствовать себя комфортно в окружающей среде.
Заключение
Социально-культурная реабилитация предоставляет инвалидам возможности более полной интеграции в общество, повышения чувства собственного достоинства и проявления своих способностей и талантов. Поэтому государственным органам, общественным организациям и всем нашим гражданам необходимо постоянное внимание к этой проблеме.
Об авторах
Павел Петрович Терехов
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Автор, ответственный за переписку.
Email: p-p-t@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности и педагогики
Россия, КазаньСписок литературы
- Приказ от 4 августа 2008 г. N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=189041 (дата обращения: 20 мая 2024).
- Социокультурная реабилитация инвалидов: методические рекомендации / [Залученова Е. А. и др. ; под общ. ред. В. И. Ломакина и др.] ; М-во труда и социального развития Российской Федерации, Российский ин-т культурологии М-ва культуры Российской Федерации. Москва : Российский институт культурологии, 2002. 142 с.
- Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» «Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН» от 13.12.2006 // [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения: 19.03.2024).
- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция). 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 19.03.2024).
- Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» «Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН» от 13.12.2006 // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения: 19.03.2024).
- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция). 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 19.03.2024).
- Шарковская Н.В. Базовые методологические принципы социально-культурной реабилитации инвалидов // Вестник МГУКИ. 2015. №6 (68). С. 178-184.
Дополнительные файлы
