Теоретические основы формирования управленческой компетентности у обучающихся высшей школы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Решение задачи поддержания технологического суверенитета страны затрудняет дефицит кадров, готовых принимать и осуществлять управленческие решения. Современная подготовка управленческих кадров определяется возможностью эффективного ответа российского общества на большие вызовы на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук. Проведенный анализ теоретической базы позволил определить научные подходы, принципы и поиск механизмов формирования управленческой компетенции выпускников вузов, способных отвечать на вызовы времени. В работе показаны этапы трансформации понятия компетенция. Целью данного исследования является изучение современных представлений о феноменах компетенции и компетентности с позиции выявления ключевых, на взгляд авторов, российских и зарубежных подходов к организации практик формирования управленческой компетенции в образовательных организациях высшего образования. В статье представлено уточненное определение «управленческая компетентность обучающихся высшей школы». Мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный компоненты представлены как структурные составляющие «управленческой компетентности» обучающихся по программам экономического профиля.

Полный текст

Введение

В эпоху современных динамично развивающихся социокультурных и социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе, значительно возрастают требования к качеству подготовки выпускников вузов, будущих управленцев. Существенное влияние на изменение требований к их подготовке оказывают: стремительный темп цифровизации всех сфер деятельности человека, бизнеса и предпринимательства наряду с совершенствованием и трансформацией форм и методов деятельности современных менеджеров. Это определяет необходимость и потребность уделить особое внимание вопросам формирования у выпускников управленческой компетентности.

От современного менеджера и экономиста требуется способность и готовность к оперативному и результативному определению оптимальных путей и механизмов достижения поставленных целей и решения возникающих задач в различных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью как в цифровом, так и в реальном пространстве. «Несомненное влияние на изменения, происходящие в системе образования, оказывают темпы технологического роста, основанные на развитии цифровых технологий, что влечет за собой изменение требований ФГОС ВО к уровню профессиональной подготовки выпускника» [1:4]. Поэтому полученные в процессе обучения компетенции и практический профессиональный опыт являются необходимым условием дальнейшей деятельности выпускника в любой сфере экономики.

Современные исследователи изучают оценочный аппарат сформированности управленческой компетенции будущих экономистов, вопросы востребованности управленческих компетенций в различных регионах, формирование управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза [2, 3, 4].

При этом подавляющее большинство исследований, проводимых в последнее десятилетие, посвящено различным аспектам формирования управленческих компетенций у выпускников ряда неэкономических специальностей (военных, педагогов, спортсменов и т.д.) и представителей отдельных профессий.

С указанных позиций, отмечая недостаточную разработанность темы с поиском механизмов подготовки управленческих кадров в вузах, особую значимость обретает изучение процесса формирования управленческой компетенции у выпускников программ экономического профиля. Поскольку именно компетентностный подход в образовании возник как ответ на запрос представителей бизнес-сообщества и органов власти, которые проявляют интерес к выпускнику с точки зрения специалиста с заранее прогнозируемым набором необходимых знаний, умений, навыков, качеств. Это стало в свою очередь причиной широкого внедрения и переосмысления практико-ориентированных проектных подходов при подготовке выпускников. Несмотря на то, что эти методы применяются с 20-х годов прошлого века [5], в текущей социально-экономической ситуации остро встал вопрос о повышении эффективности и результативности проектного обучения в образовательных организациях высшего образования. Кроме того, перед нами стояла задача определения сущности понятия и именно постановке проблемы в этих сферах посвящена эта статья.

Методика проведения исследования

Нами были использованы методы теоретического анализа (сопоставительного, ретроспективного, нормативного и контекстуального) исследований по вопросам формирования управленческой компетенции, проведенных ведущими учеными России и мира. Методологической основой работы послужил системный подход [6, 7, 8]. Компетентностный подход в контексте рассмотрения учебно-познавательной и квазипрофессиональной деятельности обучающихся рассматривался В.А. Болотовым и В.В. Сериковым, И.Д. Рудинским и А.В. Хуторским [9, 10, 11]. Средовой подход в контексте понимания проектной деятельности обучающихся рассматривался Джоном Дьюи и Александром Владимировичем Ивановым. Для определения понимания сущности «управленческой компетенции» выпускников, которых готовят к управленческой деятельности, нами были проанализированы области, виды и сферы профессиональной деятельности обучающихся по направлению подготовки 38.03.02/38.04.02 «Менеджмент», а также виды, области и сферы профессиональной деятельности по направлению подготовки 38.03.01/ 38.04.01 «Экономика».

Результаты исследования

Значительное внимание к межгосударственной профессиональной адаптивности и преемственности в условиях глобальной интеграции позволяет говорить о злободневности, неоднородности и многомерности понимания компетентностного подхода, который, обогащаясь новыми идеями и принципами, получил широкое распространение как в России, так и за рубежом.

Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что понимание компетенций различается во временном ракурсе. Российские исследователи, изучая компетентностный подход, выделяют несколько этапов его развития в отечественной педагогике [12, 13, 14].

Первый этап (1960 – 1970-е г.г.) характеризуется введением понятий «компетентность» и «компетенция» и попыткой их разграничения.

Второй этап (1970 – 1990-е г.г.) характеризуется использованием этих понятий, в основном в практике обучения языкам.

Третий этап (1990 – 2001-е г.г.) – это этап активного использования этих понятий в образовании и утверждения компетентностного подхода [15].

Сопоставительный анализ научных данных свидетельствует о том, что понимание компетенций различается также и в пространственном ракурсе. Это позволило нам выделить четыре ведущие зарубежные научные позиции построения теории компетентностного подхода.

 В основе понимания процесса формирования компетенций в североамериканской школе – поведенческий подход, когда сформированные компетенции и компетентность человека должны были определять жизненную эффективность человека при взаимодействии в социуме [16].

Опыт Великобритании базируется на обращении к функциональному подходу, который подразумевает полное соответствие профессиональным стандартам, когда важно выполнять конкретные обязанности или функции.

Представители немецко-австрийской школы обращают значительное внимание на компетентностный подход с позиции целостности, при этом связывая профессионально-функциональную деятельность выпускников с профессионально-техническими, социальными и личностными компетенциями.

В отечественной науке наблюдаются противоположные процессы понимания понятий «компетенция» и «компетентность»: синонимизация, дифференциация и диверсификация. В большинстве ученые разделяют эти понятия, хотя общепринятого термина в российской педагогической науке не существует, части этого понятия являются вновь приобретаемыми и формируемыми показателями развития современного человека.

Контекстуальный анализ понятия компетентность позволяет утверждать, что, являясь, на наш взгляд, интегрированной характеристикой подготовки обучающихся в высшей школе, это результат образования в ней. Он может реализоваться в любой жизненной и профессиональной ситуации и дает возможность использовать приобретенные компетенции.

Изучение научного опыта российских и зарубежных авторов по формированию управленческой компетентности обучающихся высшей школы позволило выявить, что:

- формирование управленческой компетентности предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков;

- она отражает личностное отношение каждого обучающегося к предмету регламентируемой стандартом профессиональной деятельности;

- системный характер управленческой компетентности ориентирует на то, чтобы в ее состав входил ряд компетенций, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности и социализации выпускников-управленцев.

Анализ нормативных документов по направлению подготовки 38.03.02/38.04.02 «Менеджмент» и 38.03.01/38.04.01 «Экономика» показал требования к выпускникам по ведению следующих видов профессиональной деятельности: аналитическая/ информационно-аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая, финансовая, расчетно-экономическая, предпринимательская. Эти виды деятельности подразумевают следующие области и сферы профессиональной деятельности, связанные с необходимостью формирования управленческой компетенции: финансовый контроль и аудит; финансовое консультирование; управление рисками; организация закупок, исследования и анализа рынков продуктов, услуг и технологий; продвижение и организация продаж продуктов, услуг и технологий; управление проектами; контроллинг и информационно-аналитическая поддержка управленческих решений; консалтинг; стратегическое и тактическое планирование и организация производства; логистика; организация сетей поставок и т.д.

Обсуждение результатов

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что понятие «управленческая компетентность обучающихся высшей школы» характеризуется определенными составляющими.

Во-первых, она предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для освоения определенных стандартом высшей школы видов профессиональной деятельности, чтобы впоследствии удачно их использовать в будущей профессиональной деятельности.

Во-вторых, управленческая компетентность отражает личностное отношение каждого обучающегося к предмету регламентируемой стандартом профессиональной деятельности, зависящее от мотивационно-ценностных установок личности каждого обучающегося.

В-третьих, системный характер формируемой нами управленческой компетентности определяет необходимость того, чтобы эта компетентность носила собирательный характер и состояла из определенного ряда компетенций, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности и социализации выпускников-управленцев. Исследователи И.О. Котлярова и Г.Я. Гревцева считают, что готовность к профессиональной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства и профессионализма [17].

При этом современную управленческую компетенцию нельзя рассматривать вне вопросов цифровой трансформации сферы науки и высшего образования [18; 19].

Большое внимание должно уделяться возможностям использования потенциала цифровых платформ вузов: для преподавания, тестирования, создания цифрового поля. Интересна в данном ракурсе разработанная А.В. Сироткиным концепция интегративной цифровой платформы вуза, имеющая возможность реализовывать коллаборацию субъектов по достижению целей ускоренного внедрения цифровых технологий, сетевое взаимодействие вузов, обеспечение взаимодействия работодателей и обучающихся, обеспечения в составе межвузовской коллаборации реализации результатов научных исследований.

Выводы

Проведенное исследование теоретических основ позволило уточнить понятие «управленческая компетентность обучающихся высшей школы», под которым мы понимаем интегральную характеристику личности, выражающуюся в способности (готовности) применять и адаптировать полученные знания, умения и навыки для решения оптимально обоснованных управленческих задач в условиях динамичного поли пространственного взаимодействия для эффективной реализации в будущей профессиональной деятельности.

Структурными компонентами управленческой компетентности обучающихся по программам экономического профиля высшей школы стали:

- мотивационно-ценностный компонент, отражающий развитие управленческих приоритетов обучающихся, направленных на устойчивую мотивацию достижения цели на основе развитых нравственных качеств
с опорой на традиционные российские ценности и понимание ценности развития российской экономики для ответа на экономические и общественно-политические вызовы времени, связанные с соответствующими личностными установками, убеждениями и высоким уровнем развития волевых качеств каждого выпускника;

- когнитивный компонент подразумевает наличие устойчивой, адаптивной, гибкой системы управленческих и профессиональных знаний, умений, навыков и развитие учебно-познавательных профессионально ориентированных навыков и стремлений личности для систематического информационного серфинга, направленного для расширения профессионального и углубления общего кругозора обучающихся;

- деятельностный компонент, ориентированный на развитие деятельностной составляющей поведения обучающихся, на приобретение навыков проектирования и технологизации профессиональной деятельности, на развитие организаторских и креативных способностей обучающихся.

Важно отметить, что специфика подготовки студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и «Менеджмент» в магистратуре, в отличие от уровня бакалавриата, характеризуется особым вниманием к проектно-экономической деятельности. Соответственно, особое внимание по формированию управленческой компетенции должно уделяться организации проектной деятельности, чему и будут посвящены дальнейшие исследования.

×

Об авторах

Павел Владимирович Павловский

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Автор, ответственный за переписку.
Email: pv_pavlovskiy@guu.ru

старший преподаватель кафедры Управление проектом

Россия, Москва

Анастасия Викторовна Фахрутдинова

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Email: avfach@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО, заведующий кафедрой иностранных языков в сфере международных отношений Института международных отношений

Россия, Казань

Список литературы

  1. Поспелова Ю.П., Камалеева А.Р., Фахрутдинова А.В. Современные тренды самообразования в высшей школе (по овладению иностранными языками): монография. Казань: Отечество, 2023. 204 с. ISBN 978-5-9222-1711-8.
  2. Бабанова Е.М., Митяева А.М. Критериально-оценочный аппарат сформированности управленческой компетенции будущих экономистов // Учёные записки Орловского государственного университета. 2023. №3(100). С. 211-219.
  3. Кривошеев В.В., Марков С.Н. Востребованные управленческие компетенции: сравнительный анализ региона и столицы // Балтийский регион. 2020. Т.12. №1. С. 181-194.
  4. Алиева Р.Р., Мартазанов Х.М., Магомедов И.А. Формирование управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза // Мир науки, культуры, образования. 2020. №3 (82). С. 236-237.
  5. Дьюи Дж. Демократия и образование. Москва: Педагогика-пресс, 2000. 384 с.
  6. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. Москва: Политиздат, 1985. 263 с.
  7. Бояцис Р.Э. Как помочь людям измениться. Коучинг сопереживания для безграничного роста и развития. Издательство «Библос», 2019. 163 с.
  8. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. Москва: Просвещение, 1993. 192 с.
  9. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
  10. Околот Д.Я., Рудинский И.Д. Компетентностный подход в подготовке специалистов в области информационной безопасности в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. №2. С.35-43.
  11. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85–91.
  12. Беликова И.Ю. Применение компетентностного подхода при подготовке управленческих кадров малого бизнеса // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. №1 (17). С. 79-85.
  13. Лекторский А.В. «Философия не кончается...: Из истории отечественной философии. XX век. Москва: РОССПЭН, 1998. 768 с.
  14. Сэкулич Н.Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 4. С. 114-120.
  15. Чуркин И.Ю. Компетентностный подход в образовании // Философия образования. Новосибирск, 2010. №3. С. 121-126.
  16. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник института образования человека. 2011. №3. С. 3.
  17. Гревцева Г.Я., Котлярова И.О., Сериков Г.Н., Фахрутдинова А.В., Циулина М.В. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С.181-191.
  18. Мартякова Е.В., Горчакова Е.Н. Платформенный подход к цифровой трансформации университетов // Экономика строительства и природопользования. 2021. № 3 (80). С. 118-123.
  19. Божко Е.М., Ильнер А.О. Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. Том.7. С. 26-35.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».