Теоретические основы формирования управленческой компетентности у обучающихся высшей школы
- Авторы: Павловский П.В.1, Фахрутдинова А.В.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
- ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 108-113
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261384
- EDN: https://elibrary.ru/QILKLR
- ID: 261384
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Решение задачи поддержания технологического суверенитета страны затрудняет дефицит кадров, готовых принимать и осуществлять управленческие решения. Современная подготовка управленческих кадров определяется возможностью эффективного ответа российского общества на большие вызовы на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук. Проведенный анализ теоретической базы позволил определить научные подходы, принципы и поиск механизмов формирования управленческой компетенции выпускников вузов, способных отвечать на вызовы времени. В работе показаны этапы трансформации понятия компетенция. Целью данного исследования является изучение современных представлений о феноменах компетенции и компетентности с позиции выявления ключевых, на взгляд авторов, российских и зарубежных подходов к организации практик формирования управленческой компетенции в образовательных организациях высшего образования. В статье представлено уточненное определение «управленческая компетентность обучающихся высшей школы». Мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный компоненты представлены как структурные составляющие «управленческой компетентности» обучающихся по программам экономического профиля.
Полный текст
Введение
В эпоху современных динамично развивающихся социокультурных и социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе, значительно возрастают требования к качеству подготовки выпускников вузов, будущих управленцев. Существенное влияние на изменение требований к их подготовке оказывают: стремительный темп цифровизации всех сфер деятельности человека, бизнеса и предпринимательства наряду с совершенствованием и трансформацией форм и методов деятельности современных менеджеров. Это определяет необходимость и потребность уделить особое внимание вопросам формирования у выпускников управленческой компетентности.
От современного менеджера и экономиста требуется способность и готовность к оперативному и результативному определению оптимальных путей и механизмов достижения поставленных целей и решения возникающих задач в различных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью как в цифровом, так и в реальном пространстве. «Несомненное влияние на изменения, происходящие в системе образования, оказывают темпы технологического роста, основанные на развитии цифровых технологий, что влечет за собой изменение требований ФГОС ВО к уровню профессиональной подготовки выпускника» [1:4]. Поэтому полученные в процессе обучения компетенции и практический профессиональный опыт являются необходимым условием дальнейшей деятельности выпускника в любой сфере экономики.
Современные исследователи изучают оценочный аппарат сформированности управленческой компетенции будущих экономистов, вопросы востребованности управленческих компетенций в различных регионах, формирование управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза [2, 3, 4].
При этом подавляющее большинство исследований, проводимых в последнее десятилетие, посвящено различным аспектам формирования управленческих компетенций у выпускников ряда неэкономических специальностей (военных, педагогов, спортсменов и т.д.) и представителей отдельных профессий.
С указанных позиций, отмечая недостаточную разработанность темы с поиском механизмов подготовки управленческих кадров в вузах, особую значимость обретает изучение процесса формирования управленческой компетенции у выпускников программ экономического профиля. Поскольку именно компетентностный подход в образовании возник как ответ на запрос представителей бизнес-сообщества и органов власти, которые проявляют интерес к выпускнику с точки зрения специалиста с заранее прогнозируемым набором необходимых знаний, умений, навыков, качеств. Это стало в свою очередь причиной широкого внедрения и переосмысления практико-ориентированных проектных подходов при подготовке выпускников. Несмотря на то, что эти методы применяются с 20-х годов прошлого века [5], в текущей социально-экономической ситуации остро встал вопрос о повышении эффективности и результативности проектного обучения в образовательных организациях высшего образования. Кроме того, перед нами стояла задача определения сущности понятия и именно постановке проблемы в этих сферах посвящена эта статья.
Методика проведения исследования
Нами были использованы методы теоретического анализа (сопоставительного, ретроспективного, нормативного и контекстуального) исследований по вопросам формирования управленческой компетенции, проведенных ведущими учеными России и мира. Методологической основой работы послужил системный подход [6, 7, 8]. Компетентностный подход в контексте рассмотрения учебно-познавательной и квазипрофессиональной деятельности обучающихся рассматривался В.А. Болотовым и В.В. Сериковым, И.Д. Рудинским и А.В. Хуторским [9, 10, 11]. Средовой подход в контексте понимания проектной деятельности обучающихся рассматривался Джоном Дьюи и Александром Владимировичем Ивановым. Для определения понимания сущности «управленческой компетенции» выпускников, которых готовят к управленческой деятельности, нами были проанализированы области, виды и сферы профессиональной деятельности обучающихся по направлению подготовки 38.03.02/38.04.02 «Менеджмент», а также виды, области и сферы профессиональной деятельности по направлению подготовки 38.03.01/ 38.04.01 «Экономика».
Результаты исследования
Значительное внимание к межгосударственной профессиональной адаптивности и преемственности в условиях глобальной интеграции позволяет говорить о злободневности, неоднородности и многомерности понимания компетентностного подхода, который, обогащаясь новыми идеями и принципами, получил широкое распространение как в России, так и за рубежом.
Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что понимание компетенций различается во временном ракурсе. Российские исследователи, изучая компетентностный подход, выделяют несколько этапов его развития в отечественной педагогике [12, 13, 14].
Первый этап (1960 – 1970-е г.г.) характеризуется введением понятий «компетентность» и «компетенция» и попыткой их разграничения.
Второй этап (1970 – 1990-е г.г.) характеризуется использованием этих понятий, в основном в практике обучения языкам.
Третий этап (1990 – 2001-е г.г.) – это этап активного использования этих понятий в образовании и утверждения компетентностного подхода [15].
Сопоставительный анализ научных данных свидетельствует о том, что понимание компетенций различается также и в пространственном ракурсе. Это позволило нам выделить четыре ведущие зарубежные научные позиции построения теории компетентностного подхода.
В основе понимания процесса формирования компетенций в североамериканской школе – поведенческий подход, когда сформированные компетенции и компетентность человека должны были определять жизненную эффективность человека при взаимодействии в социуме [16].
Опыт Великобритании базируется на обращении к функциональному подходу, который подразумевает полное соответствие профессиональным стандартам, когда важно выполнять конкретные обязанности или функции.
Представители немецко-австрийской школы обращают значительное внимание на компетентностный подход с позиции целостности, при этом связывая профессионально-функциональную деятельность выпускников с профессионально-техническими, социальными и личностными компетенциями.
В отечественной науке наблюдаются противоположные процессы понимания понятий «компетенция» и «компетентность»: синонимизация, дифференциация и диверсификация. В большинстве ученые разделяют эти понятия, хотя общепринятого термина в российской педагогической науке не существует, части этого понятия являются вновь приобретаемыми и формируемыми показателями развития современного человека.
Контекстуальный анализ понятия компетентность позволяет утверждать, что, являясь, на наш взгляд, интегрированной характеристикой подготовки обучающихся в высшей школе, это результат образования в ней. Он может реализоваться в любой жизненной и профессиональной ситуации и дает возможность использовать приобретенные компетенции.
Изучение научного опыта российских и зарубежных авторов по формированию управленческой компетентности обучающихся высшей школы позволило выявить, что:
- формирование управленческой компетентности предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков;
- она отражает личностное отношение каждого обучающегося к предмету регламентируемой стандартом профессиональной деятельности;
- системный характер управленческой компетентности ориентирует на то, чтобы в ее состав входил ряд компетенций, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности и социализации выпускников-управленцев.
Анализ нормативных документов по направлению подготовки 38.03.02/38.04.02 «Менеджмент» и 38.03.01/38.04.01 «Экономика» показал требования к выпускникам по ведению следующих видов профессиональной деятельности: аналитическая/ информационно-аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая, финансовая, расчетно-экономическая, предпринимательская. Эти виды деятельности подразумевают следующие области и сферы профессиональной деятельности, связанные с необходимостью формирования управленческой компетенции: финансовый контроль и аудит; финансовое консультирование; управление рисками; организация закупок, исследования и анализа рынков продуктов, услуг и технологий; продвижение и организация продаж продуктов, услуг и технологий; управление проектами; контроллинг и информационно-аналитическая поддержка управленческих решений; консалтинг; стратегическое и тактическое планирование и организация производства; логистика; организация сетей поставок и т.д.
Обсуждение результатов
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что понятие «управленческая компетентность обучающихся высшей школы» характеризуется определенными составляющими.
Во-первых, она предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для освоения определенных стандартом высшей школы видов профессиональной деятельности, чтобы впоследствии удачно их использовать в будущей профессиональной деятельности.
Во-вторых, управленческая компетентность отражает личностное отношение каждого обучающегося к предмету регламентируемой стандартом профессиональной деятельности, зависящее от мотивационно-ценностных установок личности каждого обучающегося.
В-третьих, системный характер формируемой нами управленческой компетентности определяет необходимость того, чтобы эта компетентность носила собирательный характер и состояла из определенного ряда компетенций, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности и социализации выпускников-управленцев. Исследователи И.О. Котлярова и Г.Я. Гревцева считают, что готовность к профессиональной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства и профессионализма [17].
При этом современную управленческую компетенцию нельзя рассматривать вне вопросов цифровой трансформации сферы науки и высшего образования [18; 19].
Большое внимание должно уделяться возможностям использования потенциала цифровых платформ вузов: для преподавания, тестирования, создания цифрового поля. Интересна в данном ракурсе разработанная А.В. Сироткиным концепция интегративной цифровой платформы вуза, имеющая возможность реализовывать коллаборацию субъектов по достижению целей ускоренного внедрения цифровых технологий, сетевое взаимодействие вузов, обеспечение взаимодействия работодателей и обучающихся, обеспечения в составе межвузовской коллаборации реализации результатов научных исследований.
Выводы
Проведенное исследование теоретических основ позволило уточнить понятие «управленческая компетентность обучающихся высшей школы», под которым мы понимаем интегральную характеристику личности, выражающуюся в способности (готовности) применять и адаптировать полученные знания, умения и навыки для решения оптимально обоснованных управленческих задач в условиях динамичного поли пространственного взаимодействия для эффективной реализации в будущей профессиональной деятельности.
Структурными компонентами управленческой компетентности обучающихся по программам экономического профиля высшей школы стали:
- мотивационно-ценностный компонент, отражающий развитие управленческих приоритетов обучающихся, направленных на устойчивую мотивацию достижения цели на основе развитых нравственных качеств
с опорой на традиционные российские ценности и понимание ценности развития российской экономики для ответа на экономические и общественно-политические вызовы времени, связанные с соответствующими личностными установками, убеждениями и высоким уровнем развития волевых качеств каждого выпускника;
- когнитивный компонент подразумевает наличие устойчивой, адаптивной, гибкой системы управленческих и профессиональных знаний, умений, навыков и развитие учебно-познавательных профессионально ориентированных навыков и стремлений личности для систематического информационного серфинга, направленного для расширения профессионального и углубления общего кругозора обучающихся;
- деятельностный компонент, ориентированный на развитие деятельностной составляющей поведения обучающихся, на приобретение навыков проектирования и технологизации профессиональной деятельности, на развитие организаторских и креативных способностей обучающихся.
Важно отметить, что специфика подготовки студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и «Менеджмент» в магистратуре, в отличие от уровня бакалавриата, характеризуется особым вниманием к проектно-экономической деятельности. Соответственно, особое внимание по формированию управленческой компетенции должно уделяться организации проектной деятельности, чему и будут посвящены дальнейшие исследования.
Об авторах
Павел Владимирович Павловский
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Автор, ответственный за переписку.
Email: pv_pavlovskiy@guu.ru
старший преподаватель кафедры Управление проектом
Россия, МоскваАнастасия Викторовна Фахрутдинова
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Email: avfach@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО, заведующий кафедрой иностранных языков в сфере международных отношений Института международных отношений
Россия, КазаньСписок литературы
- Поспелова Ю.П., Камалеева А.Р., Фахрутдинова А.В. Современные тренды самообразования в высшей школе (по овладению иностранными языками): монография. Казань: Отечество, 2023. 204 с. ISBN 978-5-9222-1711-8.
- Бабанова Е.М., Митяева А.М. Критериально-оценочный аппарат сформированности управленческой компетенции будущих экономистов // Учёные записки Орловского государственного университета. 2023. №3(100). С. 211-219.
- Кривошеев В.В., Марков С.Н. Востребованные управленческие компетенции: сравнительный анализ региона и столицы // Балтийский регион. 2020. Т.12. №1. С. 181-194.
- Алиева Р.Р., Мартазанов Х.М., Магомедов И.А. Формирование управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза // Мир науки, культуры, образования. 2020. №3 (82). С. 236-237.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. Москва: Педагогика-пресс, 2000. 384 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. Москва: Политиздат, 1985. 263 с.
- Бояцис Р.Э. Как помочь людям измениться. Коучинг сопереживания для безграничного роста и развития. Издательство «Библос», 2019. 163 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. Москва: Просвещение, 1993. 192 с.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
- Околот Д.Я., Рудинский И.Д. Компетентностный подход в подготовке специалистов в области информационной безопасности в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. №2. С.35-43.
- Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85–91.
- Беликова И.Ю. Применение компетентностного подхода при подготовке управленческих кадров малого бизнеса // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. №1 (17). С. 79-85.
- Лекторский А.В. «Философия не кончается...: Из истории отечественной философии. XX век. Москва: РОССПЭН, 1998. 768 с.
- Сэкулич Н.Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 4. С. 114-120.
- Чуркин И.Ю. Компетентностный подход в образовании // Философия образования. Новосибирск, 2010. №3. С. 121-126.
- Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник института образования человека. 2011. №3. С. 3.
- Гревцева Г.Я., Котлярова И.О., Сериков Г.Н., Фахрутдинова А.В., Циулина М.В. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С.181-191.
- Мартякова Е.В., Горчакова Е.Н. Платформенный подход к цифровой трансформации университетов // Экономика строительства и природопользования. 2021. № 3 (80). С. 118-123.
- Божко Е.М., Ильнер А.О. Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. Том.7. С. 26-35.
Дополнительные файлы
